Организационно-управленческая модель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-управленческая модель



 

В основе этой модели - реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т.п., что конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в условиях «рыночно-демократической» РФ это окажется реальностью, то следует помнить, что «система» предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными лицами. И тогда важнейшим условием эффективной работы в рамках такой системы становится способность консультанта писать «нужные» для проверяющих отчеты без особого внутреннего напряжения и без внутренних компромиссов… Но при этом, по возможности, консультант должен постепенно стремится повышать психологическую (профориентационную) культуру различных проверяющих и администраторов…

Интересный опыт развития и управления системами школьной профориентации представлен в работе О.П.Апостолова «Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы)» (2011). Опыт управления системой службы занятости отражен в работе К.Г. Кязимова  «Рынок труда и занятость населения» (2005).

 

 

Психотерапевтическая модель

 

Условно можно выделить основные варианты такой модели:

Первая - “глубинная”, психоаналитическая стратегия, основанная на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося человека и направление этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т.п.) В частности, А.Роу и Л.Сонди в рамках «судьбоаналитического подхода исследовали факторы «семейного бессознательного», на основе которых строится карьерная «семейная генограмма» (с учетом профессий родственников и предков), позволяющая иногда прогнозировать карьерное развитие некоторых клиентов (см. Психология труда, инженерная психология и эргономика, 2015, С.217-219).

На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления как «элитарные ориентации» (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдо-элиту, на внешние признаки жизненного «успеха», с другой стороны)…

Вторая - “гуманистическая”, основанная на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи «недооценивают роль социума в формировании личности» (по Б.В.Зейгарник, 1982), хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры. К сожалению, многие клиенты-пациенты, у которых «осуществился личностный рост» на психотерапевтических группах (о чем они любят радостно сообщать с «конгруэнтными улыбочками») часто не способны понять, что происходит в окружающем мире. Следовательно, им трудно самоопределиться в реальном социо-культурном пространстве и их жизненные и профессиональные выборы лишь частично «успешные», поскольку нередко такие люди просто «выпадают» из культуры, ориентируясь лишь на удовлетворение своих простых обывательских потребностей.

Накоплен немалый опыт использования в профконсультировании идей психоанализа, в частности, в концепции «профессиональной зрелости» Д.Сьюпера и его последователей, интегрировавшей идеи и других подходов, успешное карьерное развитие связывается с осознанием личностью труда как ценности, а также – с готовностью к самореализации в труде, что предполагает развитую профессиональную Я-концепцию и профессиональное самосознание (см. Михайлов, 1975; Психология труда, инженерная психология и эргономика, 2015, С.221-222).

 

Поведенческая модель

 

В основе – идея о том, что клиента важно обучить правильным действиям для ответственных моментов выбора, для планирования и реализации карьеры. Это довольно успешно делается на «тренингах успешности» или «тренингах карьерного роста». Правда, в большинстве случаев у участников таких тренингов вырабатываются довольно ограниченные навыки правильного карьерного поведения, но почти не затрагиваются вопросы личностного развития и более сложного самоопределения (см. Моргунов, 1996; Ситников, 1996). Это навыки самопрезентации поведения в различных ситуациях (при собеседовании и устройстве на работу), навыки правильного в значимых карьерных ситуациях (во время испытательного срока, в условиях конфликта и т.п.). Иногда, кроме тренингов, проводится предварительная психодиагностика и психокоррекция. Поэтому, можно данный вид помощи можно также обозначить как «частичные услуги», что не снижает важности такой работы.

“Частичные услуги” предполагают ограниченную помощь, например, только профдиагностика, или только профинформирование, или помощь в принятии решения… Заметим, что реально многие профконсультанты вынужденно работают в режиме «частичных услуг», т.к. не всегда возможно оказать полноценную помощь по всем важным компонентам схемы построения личной профессиональной перспективы…

В целом, в рамках данной модели также накоплен немалый опыт помощи личности в карьерном планировании и правильном карьерного поведении в соответствии с ролевыми ожиданиями со стороны общества и коллег по работе (М.Яхода, И.Гоффман, П.Уорр).

 

Рационалистическая модель

 

Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно «рационально просчитать». Наиболее популярна сейчас  разработка и использование компьютерный методов при принятии решения, что вполне обосновано, но при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства. При этом, наиболее перспективная схема работы – это: «компьютер – живое общение с консультантом», когда после предварительных «рациональных» рассуждений окончательный выбор делается и с опорой на интуицию, и на предшествующий опыт (см. подробнее ниже - интуитивистская модель). В условиях огромного массива информации о профессий, местах получения профессионального образования и мест работы, сложно все это держать «в голове», и тогда просто неизбежным оказывается обращение к компьютерным информационным базам, желательно, упорядоченным и основанным на определенной логике поиска нужной информации. Поэтому, данная (рационалистическая) модель во многом связана с информационной моделью в ее современном варианте.

Накоплен значительный опыт использования рационального анализа различных факторов, обеспечивающих успешную карьеру, (А.Каспи, М.Раттер, Д.Тидеман, Р.О ҆Хара, Н.Физер, Г.Элдер).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.004 с.)