Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «кризис профессионального развития» и его специфика в деятельности профориентолога
Кризисы во многом определяются ценностными противоречиями, о которых уже много говорилось (см., например, Главы 27, 34, 42 и др.). «Кризис», в отличие от «кризисных ситуаций» носит более глобальный характер, захватывающий многие стороны жизни человека, и специфичен для значительной части людей данного возраста и занимающихся данной деятельностью, т.е. носит и нормативный характер. Надо признать, что кризисы становления профориентологов еще недостаточно изучены, тем более, специфика таких кризисов может зависеть и от регионов и даже от конкретной социально-экономической и политической ситуации (уровень оплаты специалистов, установки власти в отношении профориентации и т.п.) Поэтому, при описании возможных кризисов будем руководствоваться лишь общей логикой развития профконсультантов. Сами кризисы можно соотнести и с этапами развития профконсультанта, которые во многом совпадают с общей логикой развития любого профессионала, но могут иметь и свою специфику: 1.До-профессиональный этап, когда еще школьник захотел стать профконсультантом. Кризисы и соответствующие сомнения—переживания могут быть связаны с еще недостаточной престижностью этой профессии или с резким «разочарованием» в ней (например, когда молодой человек узнает, что и консультанты бывают разные, в том числе, и непорядочные, трусливые, идущие на поводу у начальства…). Иногда, наоборот, кризис может быть спровоцирован осознанием особой сложности и ответственности деятельности профконсультанта (типа, «я так не смогу»). 2.Этап освоения психолого-педагогической специальности. Кризисы и разочарования могут быть связаны с нелепостью образовательного процесса, с пониманием студентом сильного отрыва обучения от практики (и реальных жизненных проблем самоопределяющейся личности) и т.п. Студента может волновать вопрос, действительно ли, профессия профконсультант позволит мне реализовать свой творческий потенциал в будущей работе? Нередко кризис в студенческом возрасте обостряется к середине обучения (примерно к третьему курсу), когда после первых восторгов на начальных этапах обучения («романтический» период) происходит некоторое разочарование в данной профессии и к концу обучения, когда старшекурсники и выпускники начинают понимать, что социальный статус и зарплата у большинства профконсультантов явно не соответствует сложности и важности их труда.
3.Этап начала профессиональной деятельности опасен тем, что с самого начала молодого профконсультанта с головой «окунут» в рутинную работу, заставляя больше не с людьми работать, а заниматься всякими отчетами и справками… 4.На этапе вхождения в профессию есть опасность развития профессиональных деструкций (см. ниже) с последующим осознанием их негативного влияния на личность, что может породить особое чувство «профессионального стыда», отчаяния и соответствующих раскаяний за свою деградацию и некорректную работу с клиентами. 5.На этапе развития мастерства и превращения профконсультанта в авторитетного специалиста, кризис может быть связан с «усталостью» от работы, с намерениями изменить профессию и повысить свой социальный статус (например, уйти на руководящую работу, в научную деятельность, уйти на кадровую работу в организацию и т.п.). Также кризис может провоцироваться постоянными выяснениями отношений с руководством по поводу содержания работы, оплаты труда, организации и оптимизации труда (что важно при высокой интенсивности работы профконсультанта – см. подробнее Главу 44) и т.п., что болезненно переживается профконсультантами, уже накопившими богатый опыт работы и имеющими свою обоснованную позицию по совершенствованию труда. 6. На этапе наставничества, когда некоторые профконсультанты готовы передавать свой ценный опыт студентам и начинающим специалистам, может вдруг обнаружиться, что этот опыт никому особенно и не нужен (особенно, на фоне увлечения бесконечными «инновациями»). 7.Предпенсионный и пенсионный период, когда профконсультант все больше устает от естественного изменения психофизиологических функций (ослабленная энергетика и т.п.), что также может переживаться специалистом. Иногда в этот период профконсультант может чувствовать, что его общий стиль трудовой деятельности и поведения не совсем соответствует стилю многих профориентационных мероприятий, проводимых в школе или психологическом центре, где нужно постоянно демонстрировать веселье, молодой задор и т.п., что проще получается у более молодых профконсультантов. К сожалению, до сих пор, хорошую профориентационную работу понимают как сплошной праздник (как «радостное мероприятие»), и для более опытных профконсультантов такие праздники не всегда радостны, а когда их становится слишком много, то опытные специалисты начинают чувствовать, что они «не пригодны» к такой работе… Можно, конечно, и здесь «перестроить» себя, но и фальшивая показная радость тоже может спровоцировать кризис… Лучше в этом возрасте (при богатом опыте повседневной работы) оставаться самим собой, хотя конечно, нужны и «задорные» профконсультанты, и кому-то удается сохранить такой «задор» даже к старости.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.004 с.) |