Понятие «кризис профессионального развития» и его специфика в деятельности профориентолога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «кризис профессионального развития» и его специфика в деятельности профориентолога



 

Кризисы во многом определяются ценностными противоречиями, о которых уже много говорилось (см., например, Главы 27, 34, 42 и др.). «Кризис», в отличие от «кризисных ситуаций» носит более глобальный характер, захватывающий многие стороны жизни человека, и специфичен для значительной части людей данного возраста и занимающихся данной деятельностью, т.е. носит и нормативный характер. Надо признать, что кризисы становления профориентологов еще недостаточно изучены, тем более, специфика таких кризисов может зависеть и от регионов и даже от конкретной социально-экономической и политической ситуации (уровень оплаты специалистов, установки власти в отношении профориентации и т.п.) Поэтому, при описании возможных кризисов будем руководствоваться лишь общей логикой развития профконсультантов.

Сами кризисы можно соотнести и с этапами развития профконсультанта, которые во многом совпадают с общей логикой развития любого профессионала, но могут иметь и свою специфику:

1.До-профессиональный этап, когда еще школьник захотел стать профконсультантом. Кризисы и соответствующие сомнения—переживания могут быть связаны с еще недостаточной престижностью этой профессии или с резким «разочарованием» в ней (например, когда молодой человек узнает, что и консультанты бывают разные, в том числе, и непорядочные, трусливые, идущие на поводу у начальства…). Иногда, наоборот, кризис может быть спровоцирован осознанием особой сложности и ответственности деятельности профконсультанта (типа, «я так не смогу»).

2.Этап освоения психолого-педагогической специальности. Кризисы и разочарования могут быть связаны с нелепостью образовательного процесса, с пониманием студентом сильного отрыва обучения от практики (и реальных жизненных проблем самоопределяющейся личности) и т.п. Студента может волновать вопрос, действительно ли, профессия профконсультант позволит мне реализовать свой творческий потенциал в будущей работе? Нередко кризис в студенческом возрасте обостряется к середине обучения (примерно к третьему курсу), когда после первых восторгов на начальных этапах обучения («романтический» период) происходит некоторое разочарование в данной профессии и к концу обучения, когда старшекурсники и выпускники начинают понимать, что социальный статус и зарплата у большинства профконсультантов явно не соответствует сложности и важности их труда.

3.Этап начала профессиональной деятельности опасен тем, что с самого начала молодого профконсультанта с головой «окунут» в рутинную работу, заставляя больше не с людьми работать, а заниматься всякими отчетами и справками…

4.На этапе вхождения в профессию есть опасность развития профессиональных деструкций (см. ниже) с последующим осознанием их негативного влияния на личность, что может породить особое чувство «профессионального стыда», отчаяния и соответствующих раскаяний за свою деградацию и некорректную работу с клиентами.

5.На этапе развития мастерства и превращения профконсультанта в авторитетного специалиста, кризис может быть связан с «усталостью» от работы, с намерениями изменить профессию и повысить свой социальный статус (например, уйти на руководящую работу, в научную деятельность, уйти на кадровую работу в организацию и т.п.). Также кризис может провоцироваться постоянными выяснениями отношений с руководством по поводу содержания работы, оплаты труда, организации и оптимизации труда (что важно при высокой интенсивности работы профконсультанта – см. подробнее Главу 44) и т.п., что болезненно переживается профконсультантами, уже накопившими богатый опыт работы и имеющими свою обоснованную позицию по совершенствованию труда.

6. На этапе наставничества, когда некоторые профконсультанты готовы передавать свой ценный опыт студентам и начинающим специалистам, может вдруг обнаружиться, что этот опыт никому особенно и не нужен (особенно, на фоне увлечения бесконечными «инновациями»).

7.Предпенсионный и пенсионный период, когда профконсультант все больше устает от естественного изменения психофизиологических функций (ослабленная энергетика и т.п.), что также может переживаться специалистом. Иногда в этот период профконсультант может чувствовать, что его общий стиль трудовой деятельности и поведения не совсем соответствует стилю многих профориентационных мероприятий, проводимых в школе или психологическом центре, где нужно постоянно демонстрировать веселье, молодой задор и т.п., что проще получается у более молодых профконсультантов. К сожалению, до сих пор, хорошую профориентационную работу понимают как сплошной праздник (как «радостное мероприятие»), и для более опытных профконсультантов такие праздники не всегда радостны, а когда их становится слишком много, то опытные специалисты начинают чувствовать, что они «не пригодны» к такой работе… Можно, конечно, и здесь «перестроить» себя, но и фальшивая показная радость тоже может спровоцировать кризис… Лучше в этом возрасте (при богатом опыте повседневной работы) оставаться самим собой, хотя конечно, нужны и «задорные» профконсультанты, и кому-то удается сохранить такой «задор» даже к старости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.004 с.)