Формирование готовности рассматривать свою карьеру в контексте глобальных социально-экономических и культурно-исторических 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование готовности рассматривать свою карьеру в контексте глобальных социально-экономических и культурно-исторических



В данном случае, можно говорить о подготовке самоопределяющейся личности к социальному проектированию предполагаемого и желаемого будущего. С одной стороны, приходится самоопределяться в реальной ситуации, которая обладает множеством сомнительных и откровенно отрицательных характеристик, (например, в некотором коррумпированном обществе, с примитивным рынком труда, с извращенным пониманием справедливости и т.п.), к которым многие просто «адаптируются». Но, с другой стороны, человек в любой ситуации должен хотя бы в воображении представлять себя более совершенным существом, ориентированным на достойную жизнь в достойном обществе. Заметим, что именно размышления о более достойной жизни часто спасали людей даже в условиях фашистского концлагеря и, наоборот, те, кто ориентировался только на «радости» сегодняшнего дня (становились стукачами, старостами, работниками при кухне и т.п.), забывая о своем прошлом и не думая о будущем, обычно деградировали как личности и вызывали презрение даже у эсесовцев (см. Франкл, 1990). Варианты упражнений по формированию такой готовности представлены в приложениях 6, 7 и 8 настоящего пособия.

Общая логика реализации выделенных приоритетов:

- дальнейшая теоретическая проработка проблемных направлений развития профориентационной помощи;

- постепенная разработка новых (приоритетных) методик (перспективным представляется более смелое обсуждение конкретных ситуаций, использование кейс-заданий; проведение специально организованных, «культурных» дискуссий по острым темам и т.п.);

- постепенное включение новых методик в контекст традиционных форм и методов профессионального самоопределения;

- постоянная корректировка этих методов в зависимости от изменения ситуации.

- Вопросы и задания:

- 1.Какой смысл в выделении приоритетов профориентационной работы?

- 2.Поясните смысл «формирования готовности личности к самоопределению в меняющихся условиях», ведь пока никто, даже политологи, экономисты и историки, не могут сказать, какие будут изменения на рынке труда?

- 3.Как клиенту может помочь профконсультант в трудоустройстве, ведь он сам не создает новых рабочих мест?

- 4.Обоснуйте необходимость формирования «морально-волевого тыла» самоопределяющейся личности.

- 5.Чем «разумный компромисс» отличается от «сделки с совестью» на пути к карьерному успеху? В чем заключается идеал профессионального самоопределения?

- 6.Чем отличаются реализация «шансовой ситуации» и «создание шансовой ситуации»? Приведите примеры.

Литература к Разделу 6:

 

Основная литература:

 

Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.

Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: Изд.центр «Академия», 2012. – 320 с.

Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация. – М.: Изд.центр «Академия», 2014а. – 416 с.

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. 7-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 144 с.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. Программа с методическими рекомендациями. – М.: Академия, 2012. – 64 с.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для учителей 1-11 классов. – М.: Академия, 2014. – 256 с.

 

 

Дополнительная литература:

 

Бондарев В.П., Кропивянская С.О. Успешный выбор профессии. 8-11классы. Пособие-практикум. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.- Киев: Наукова думка, 1988.- 144 с.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М.: Институт психологии РАН, 1994.- 163 с.

Дружинин В.Н. Варианты жизни. – СПб.: Питер, 2010. – 156 с.

Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 129 с.

Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.- М.: Знание, сер. “Педаг. и психол.”, 1983, №2.- 95 с.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 224 с.

Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. - Калуга: “Духовное познание”, 1994.- 224 с.

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Профессионально самоопределение, профессиональное становление молодежи – важное условие социально-экономического развития государства». – СПб.: Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями; Центр содействия и профессиональной ориентации молодежи г. Санкт-Петербурга «Вектор»/ под ред. С.В.Кирилловой, Л.И.Величко, 2014. – 96 с.

Материалы Межрегиональной конференции «Профориентационная работа с молодежью» 18 октября 2012 г./ под ред. А.А.Курмаевой. – Иркутск: Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, 2012. – 153 с.

Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера// Вопросы психологии, 1975, №5, С.110-122.

Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии. Личность и организация. – М.: Тривола, 1996. – 112 с.

Осипова О.С., Субочева А.О., Валишин Е.Н., Профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения в экономическом вузе (из опыта работы кафедры «Управления персоналом» Финансового университета при Правительстве Российско Федерации)/ Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном образовании. Сб. статей по материалам научно-практического семинара 5 декабря 2013 г./ под ред. М.С.Бережной. – М.: Научный проект, 2013, С.96-101.

Пряжников Н.С. S ¹ $, или Личность в эпоху продажности. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2000б. – 224 с.

Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии. – М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2004. – 488 с.

Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата/ под ред. Е.А.Климова, О.Г.Носковой, Г.Н.Солнцевой. – М.: Юрайт, 2015. – 618 с.

Пчелинова В.В. Дискрипторный словарь в формировании представлений представлений психолога о мире труда// Вестник МГУ, сер. 14 – психология, 2010, №3, С.76-87.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.

Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория. Методика. Психотехнологии. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. – 428 с.

Укке Ю.В. Проблемы психологии профессий в США// Вопросы психологии, 1972, №1, С.169-180.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. 9 класс. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 176 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.007 с.)