Особенности организации взаимодействия профконсультанта на уровне конкретной школы   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации взаимодействия профконсультанта на уровне конкретной школы  



 

При организации взаимодействия с возможными партнерами на уровне конкретной школы, профконсультант (педагог-психолог) сам должен ориентироваться на общие образовательные и воспитательные цели, но при этом ориентировать своих партнеров на цели самой профориентации. Соответственно, он должен объяснять эти цели, а в общении с каждым партнером по взаимодействию конкретизировать это в тех задачах, которые стремиться делегировать своим партнерам, вовлекая их во взаимодействие (Пряжников, Румянцева, 2013, С.20-66, 136-163). Понятно, что предлагая решать такие конкретные задачи, профконсультант должен учитывать специфику труда партнеров, их общие возможности (включая и реальную загруженность в школе), а также – мотивацию к сотрудничеству. Важно также понимать, чего больше всего опасаются возможные партнеры и при организации взаимодействия стремиться минимизировать их опасения. Ниже, в табличной форме представлены потенциальные партнеры по взаимодействию, их возможные опасения, формы сотрудничества и ожидаемые эффекты (см. Таблица 7.1). Более подробно об этом можно почитать в нашем пособии «Активизирующая профконсультация» (см. Пряжников, 2014а, С.105-107).

 

Таблица 7.1.

 

Профориентационное взаимодействие профконсультанта на уровне конкретной школы

 

Потенциальные партнеры по сотрудничеству Возможные опасения партнеров Формы сотрудничества (включая и варианты снятия опасений) Ожидаемые эффекты
Администрация (директор школы) Профконсультант сам не знает, чем заняться (а у директора «и так забот хватает») Прийти к директору с готовым планом профориентационной работы. Обращаться за помощью только в наиболее важных случаях Поддержка на высоком уровне, относительная свобода действий (если директор увидит, что сам профконсультант хорошо знает, что делает)
Завуч Профконсультант своими мероприятиями будет мешать учебному процессу «Выручать» завуча, откликаясь на его просьбы (провести неплановое занятие и т.п.). Заранее предупреждать завуча о помощи в организации тех или иных профориентационных мероприятий Мощная поддержка при проведении конкретных занятий и консультаций
Педколлектив (учителя- предметники) Психолог-консультант может оказаться «намного умнее», что сильно ударить по авторитету и самолюбию других учителей. Незнание специфики профориентационной работы Организация методических семинаров для знакомства с особенностями профориентационной работы. Вовлечение педагогов в профориентационную работу, включая и передачу им несложных методик (желательно, с обучением пользоваться ими). Расширение у школьников кругозора о возможностях самоопределения (знакомство с профессиями в рамках различных учебных предметов, знакомство с разными точками зрения учителей о жизненном и карьерном успехе и др.). Снижение в школе предубежденности по отношению к профориентации, вовлечение педагогов в реальную работу, снижения для профконсультанта нагрузок через делегирование части своей работы педагогам и др.
Классные руководители Незнание профориентационной работы; опасения по поводу того, что психолог может взять инициативу в работе с данным классом Откровенные беседы с классными руководителями, обращение к ним за советом и помощью (показывать, что «без их участия работать не получается»), организация совместных мероприятий (с формальной передачей главных полномочий самим классным руководителям) и др. Более доверительные отношения с классом, согласованность профориентационной работы с классными мероприятиями, делегирование классному руководителю некоторых важных функций с возможной передачей им несложных методик (но при обязательном обучении пользоваться ими).
Психологи, работающие в школе Ревность по отношению к профконсультантам, если они оказываются более подготовленными психологами Никогда не демонстрировать свое превосходство. Брать на себя более сложные и менее престижные работы с учащимися. Делиться новыми методами работы. Согласовывать все свои действия, постепенно вовлекая другого психолога во взаимодействие (через совместные мероприятия и т.п.). Объединение усилий в профориентационной работе, нахождение единомышленика… Для учащихся – большей осознание важности профориентации (раз несколько психологов ею занимаются), расширение спектра профориентационной проблематики, спектра используемых методов и т.п. – за счет того, что конкретный консультант может «не распыляться» в работе, а, имея помощника-единомышленника, сосредоточиться на более сложных проблемах…
Класс, конкретные товарищи данного учащегося Не понимание значимости профориентации, ее упрощенное понимание (помогите «лучше устроиться», выбрать «выгодную» профессию и т.п.). Иногда – страх прослыть «стукачем», если придется обсуждать перспективы своих товарищей Чаще организовывать индивидуальные консультации и работу с мигкрогруппами по 3-5 человек, когда удается устанавливать более доверительные отношения со школьниками. Рост взаимного доверия и уровня откровенности в обсуждении вопросов самоопределения. Лучшее знание психологом-консультантом особенностей ситуации самоопределения многих учеников

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.004 с.)