Взаимодействие с представителями организаций и предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие с представителями организаций и предприятий



 

Профориентационное направление может быть одним из важных составляющих общего взаимодействия школы и организации. Для организаций взаимодействие со школами укладывается в понятие «социальная ответственность» организации перед обществом (см. Управление персоналом, 1998, С.36-54). Можно выделить следующие а ргументы в «пользу» социальной ответственности организации (см. там же, С.39): 1) социальная ответственность уравновешивает могущество и ответственность организации; 2) добровольная социальная ответственность позволяет избежать принудительного регулирования; 3) общественность одобряет организации, берущие на себя социальную ответственность – повышается общественный авторитет организации; 4) организация помогает обществу решать социальные проблемы; 5) создаваемые организацией проблемы (загрязнение среды, увольнения, способствующие безработице и др.) должны решаться за счет самой организации; 6) организация стремится (и учится) накапливать ресурсы для решения больших проблем; 7) организации морально обязаны помогать обществу (особенно процветающие организации).

Знание подобных аргументов в «пользу» организации взаимодействия поможет представителям школы быть более убедительными при налаживании связей с руководством и работниками служб управления персоналом местных предприятий, организаций и учреждений. Одновременно, следует знать и возможные аргументы «против» такого взаимодействия: (см. там же, С.39): 1) плата за ответственность – риск снижения доходных статей организации; 2) риск проиграть в конкурентной борьбе корпораций; 3) риск снижения заработной планы и повышения цен; 4) принятие социальной ответственности может ввести в заблуждение членов организации относительно ее главных целей; 5) принятие социальной ответственности может реально снизить мощь организации; 6) ответственность за социальные проблемы лежит на индивидах, а не на организации, т.е. в случае невыполнения ответственности страдает вся организация; 7) руководители организаций не научены решению социальных проблем и могут «наломать дров»…

Опасения по поводу возможного взаимодействия могут быть компенсированы поддержкой более вышестоящих инстанций (при условии предварительных переговоров с представителями местной власти и управляющих организаций), налоговыми послаблениями для организаций, моральным поощрением таких организаций через средства массовой информации и т.п. Обо всем этом также можно будет деликатно сказать («намекнуть») на переговорах с представителями организации. При этом важно поставить себя на их место и поразмышлять, в чем могут быть «выгоды» от такого сотрудничества, а может, и апеллировать к общей «сознательности» руководителей организации и понимания ими важности такого сотрудничества. Важно также «узаконить» сотрудничество в совместном плане профориентационной работы, между конкретной школой и конкретной организацией.

Вопросы и задания:

1.Какие формы взаимодействия профконсультанта могут быть с семьями школьников?

2.Назовите основные варианты взаимодействия школьного профконсультанта с представителями вузов и колледжей.

3.Приведеите аргументы «за» и «против» взаимодействия по схеме «школа-вуз-организация»…

 

 

Глава 59. Управление самоопределением на этапе получения профессионального образования

 

59.1 Сущность профессионального образования

 

Сущность образования заключается в том, что помимо трансляции ученикам знаний, умении и навыков (известных ЗУНов), преподаватель должен воодушевить студентов на самостоятельный научный поиск (на «производство новизны») и хотя бы попытаться сформировать саму личность профессионала-психолога… При этом формирование личности специалиста большинство авторов все больше выделяют как самую важную задачу преподавания (особенно, преподавания психологии). Понятно, что сразу же возникают проблемы несоответствия этих высоких идеалов образования и реальной практики преподавания психологии, где все больше наблюдается формализма, бюрократизма и даже коммерциализации (см. Пряжников, 2007)… А у психолога-преподавателя все чаще возникает вопрос: «К чему мне эти высокие образовательные идеалы, когда все гораздо проще: хочешь хорошо жить, делай так, как положено…».

А.Г.Ивасенко и др. рассматривают проблему соотношения Госстандарта и нужд производства. Авторы считают, что «нельзя учить студентов по годам, по параграфам, надо давать им целостную картину мира, какую мы сами сегодня можем осмыслить», а «философской основой элитарной высшей школы» должен стать «принцип триединства: природа – человек – общество» (Ивасенко и др., 1997, с. 74-78). К этому можно было бы добавить известный девиз образцового и для современной ситуации элитарного учебного заведения - Царскосельского лицея: «Жить для общей пользы» (цит. по Олейниковой, 1997, с. 86). Важную роль в этом играет формирование у студентов «картины мира» и «образа себя в мире» (см. Климов, 1995; Павлова, 2010). Проблема профессионального и социального самоопределения студентов все больше становится предметом специальных исследований разных авторов (Васякин и др., 2014; Никитин, 2013; Сахарова, 2013; Материалы всероссийской научно-практической конференции, 2014 и др.).

Если рассматривать разные уровни образования (общего среднего, профессионального, дополнительного) в общей системе непрерывного образования, то сложно ответить на вопрос, какой уровень более «важный». Хотя многие считают, что более сложным уровнем является такой, где человек получает более высокий профессиональный и социальный статус. Например, уровень магистратуры «важнее» уровня бакалавра и, тем более, уровня общего среднего образования… Мы считаем, что если исходить из идеи преемственности образования и важности каждого образовательного уровня (этапа развития), то нельзя преуменьшать роли предшествующих уровней. Аналогично, и в возрастной психологии, нельзя утверждать, что детские этапы развития «менее важны», чем этапы взрослой жизни, или вообще, что ребенок «менее важен», чем взрослый… Более того, в возрастной психологии считается даже, что более ранние этапы развития более «насыщенные», чем последующие (уместно вспомнить известную метафору о том, что «год ребенка равняется пяти годам взрослого человека»…). Вопрос о большей или меньшей важности разных этапов образования, к сожалению, часто отражается и на зарплатах преподавателей, работающих в вузах и колледжах… При всей нетрадицонности нашей позиции в этом вопросе мы считаем, что здесь есть над чем поразмышлять…

 

 

59.2. Проблемы и варианты самоопределения личности на этапе обучения в колледже и вузе

 

Особенности самоопределения в колледжах. Кто-то считает, что поскольку школьники уже выбрали данный колледж и определились со специальностью, то и профориентация им не нужна. Сразу можно обозначить выборы (и соответствующие проблемы), специфичные именно для учащихся колледжей: 1) где работать после окончания?; 2) на какую тему писать курсовые и дипломные работы? 3) как лучше и какого выбрать научного руководителя? 4) Где лучше проходить стажировку и производственную практику (с учетом того, что нередко сами учащиеся решают эти вопросы)? И т.п.

Специфика профессионального самоопределения учащихся колледжей во многом близка к тому, что мы выделили применительно к учащимся старших классов общеобразовательной школы (см. раздел 3.4.). Но при этом, можно обозначить и специфичные для колледжей моменты: 1) кого-то наблюдается заниженная самооценка (раз «не остался в школе», хотя таких ребят все реже сравнивают с бывшими «ПТУшниками» и даже хорошо успевающие школьники все чаще предпочитают колледж школе); 2) у кого-то, наоборот, может развиться чувство превосходства перед теми, кто остался в 10-11 классе; 3) обычно сам процесс обучения в колледже в большей предполагает связи с реальным производством, а иногда – и с вузами (особенно, если такие колледжи организованы «при вузах»); 4) у выпускников некоторых колледжей есть возможность продолжить обучение по профилю своей специальности, начиная сразу со второго или даже с третьего курса соответствующего вуза и т.п. (см. Пряжников, Румянцева, 2014).

Одновременно, следует признать, что нередко школьник идет в колледж, чтобы избежать унизительные ЕГЭ, поэтому после окончания колледжа он может и не связывать дальнейшее обучении или работу с освоенной специальностью. Понятно, что все эти проблемы можно дополнительно обсуждать с учащимися колледжей.

Особенности самоопределения в вузах. Понятно, что в профориентационной работе со студентами следует учитывать различные особенности их обучения в вузе, которые детально описаны в различных источниках (см. Вачков, Гриншпун, Пряжников, 2015, С.389-428; Пряжников, 2004, С.61-85; Пряжников, Пряжникова, 2009, С.269-327 и др.). Во многом вопросы самоопределения в вузе близки к аналогичным проблемам в колледже (см. предыдущий раздел – 3.7), в частности: трудоустройство после окончания, выбор темы курсовой и дипломной работы. Выбор научного руководителя, выбор места практики и стажировки и т.п. 

Важнейшей особенностью обучения в вузе является реальное «испытание свободным временем» для многих студентов. Понятно, что студент должен все время тратить на учебно-профессиональную деятельность, но фактически многие умудряются успешно сдавать зачеты и экзамены, максимально «оптимизируя» свое время для подготовки к ним[5], … Но тогда, перед многими стоит вопрос, чем занять освободившееся время? Основные проблемы самоопределения в этом контексте сводятся к следующим: 1) использовать/ или не использовать свободное время для приобщения к культуре? 2) расширять/ или не расширять свой жизненный и профессиональный кругозор (в университетах для этого можно посещать лекции на других факультетах и т.п.); 3) расширять/ или не расширять круг своих друзей единомышленников в неформальных контактах с однокурсниками и преподавателями, а также - со студентами из других вузов4 4) для кого-то возможен и такой выбор – осваивать/ или не осваивать параллельно основной и дополнительную специальность? Заметим, что все чаще такая возможность предоставляется студентам, например, в МГУ имени М.В.Ломоносова на факультете педагогического образования, где студенты разных факультетов могут на добровольной основе, но не бесплатно, освоить новую интересующую их специальность и т.п. 

Вопросы и задания:

1.Можно ли говорить о самоопределении применительно к людям, уже имеющим определенный профессиональный и жизненный опыт?

2.Можно ли быть отличным специалистом, не являясь развитой личностью?

3.Можно ли в современных условиях быть отличным специалистом, не имея широкого кругозора (не имея эрудиции)? Почему?

4. Приведите примеры возможных сложных выборов на этапе получения профессионального образования.

5.Каковы главные характеристики студента как полноценного субъекта учебно-профессиональной деятельности?

6.Может студент успешно закончить российский вуз, так и не став полноценным субъектом учебно-профессиональной деятельности? Почему?

7.Не помешает ли студенту успешно учиться в вузе его интерес к разным аспектам общественной жизни, не связанным с его будущей профессиональной деятельностью?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.015 с.)