Специфика взаимодействия школы со смежными специалистами из других организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика взаимодействия школы со смежными специалистами из других организаций



 

Более подробно о взаимодействии школьных профконсультантов с работниками различных учреждений и организаций можно посмотреть в другой нашей работе – «Профориентация в системе управления человеческими ресурсами» (Пряжников, 2014б, С.217-256). Ниже, в табличной форме представлены общая проблематика (как основа для взаимодействия), возможные формы взаимодействия и ожидаемые эффекты от сотрудничества (см. Таблицу 7.2).

Таблица 7.2.

Возможности и эффекты профориентационного взаимодействия школы с другими организациями

 

Потенциальные партнеры по профориентационному взаимодействию Общая проблематика (как основа для взаимодействия) Возможные формы взаимодействия Ожидаемые эффекты
Центры профориентации Помощь в конкретных профессиональных выборах и в планировании карьеры Распределение полномочий через совместные планы профориентационной работы на данной теорритории Более целенаправленная профориентационная работа, обмен ценной информацией о конкретных школьниках с целью организации для них адресной помощи, взаимообогащение опытом консультантов школ и центров
Работники средств массовой информации (СМИ) Вопрос воспитания и профилактики отклонений в развитии молодежи с помощью профориентации Приглашение профконсультантов для участия в программах и передачах, интервью для публикации в СМИ Актуализация проблем профессионального развития в сознании подростков, их родителей и различных администраторов
Работники правоохранительных органов Профилактика подростковой преступности и формирование честного отношения к труду Приглашение в школы работников правоохранительных органов для бесед с учащимися. Со стороны школы, профориентационная помощь подросткам в планировании оптимистичных жизненных перспектив (как альтернатива жизни ради «сиюминутного удовольствия») Снижение числа девиантных и делинквентных подростков на основе их переориентации на более оптимистичные жизненные и карьерные планы
Представители психолого-педагогической науки (ученые – специалисты по профориентологии) Исследование особенностей формирования полноценного субъекта самоопределения Взаимообмен опытом (через научно-практические конференции, семинары, совместные проекты и др.). Апробация научных разработок в школе. Приобщение профконсультантов-практиков к научным исследованиям Повышение качества практической работы (на основе научной обоснованности). Обогащение самой науки данными практического использования научных разработок
Представители власти Совершенствование системы управления человеческими ресурсами на разных уровнях (района, города, региона, страны) Взаимообмен опытом на совещаниях, конференциях. Совместные организационные проекты. Консультации власти по вопросам организации профориентации со стороны психологов-консультантов Совершенствование управления системы профориентации в контексте системы управления человеческими ресурсами. Совершенствование критериев и показателей эффективности профориентационной работы
Медицинские учреждения Общее и психическое здоровье детей и подростков, их направленность на активную трудовую жизнь, предполагающую хорошее здоровье и здоровый образ жизни Со стороны школы. профориентационная помощь как средство снижения неопределенности будущего и формирование оптимистичного отношения к своей карьере. Со стороны медиков: разработка медицинских противопоказаний к разным профессиям, оценка нервно-психических нагрузок для школьников на этапе подготовки к ЕГЭ, а также – разработка медико-гигиенических нормативов труда для самих профконсультантов Улучшение общего и психического здоровья детей и подростков, выбор профессий с учетом медицинских противопоказаний, снижение нагрузок для школьников во время подготовки к ЕГЭ, а для профконсультантов –снижение интенсивности их труда (сокращение случаев «эмоционального выгорания» и т.п.)..
Воинские части, представители армии Патриотическое воспитание молодежи, приобщение их к здоровому образу жизни Совместные мероприятия (конкурсы, спортивные соревнования, летние и зимние военно-спортивные лагеря и т.п.). Приглашение в школу военных специалистов и рядового состава (для преодоления предрассудков по отношению к армии). Для школьников - развитие уровня патриотизма молодежи, формирование интереса к армейским специальностям… Для самих воинских частей – повышение статуса в глазах молодежи, повышение самоуважение офицеров и рядового состава (через приобщение к решению важных воспитательных задача)
Культовые учреждения Нравственное (духовное) развитие молодежи, включая и трудовое воспитание Беседы священников со школьниками на темы нравственного, достойного поведения и планирования будущей честной жизни. Организация летних трудовых лагерей (особенно, для девиантных подростков) Повышение уровня нравственного развития, профилактика девиантного поведения, формирование достойных жизненных ориентаций

Вопросы и задания:

1.Обоснуйте мысль о том, что профориентатору-практику нужны управленческие навыки.

2. С какими смежными специалистами может взаимодействовать профконсультант центра профориентации при работе с подростками группы риска (девиантами)?

3.Какой смысл взаимодействия школьного профконсультанта с журналистами?

4. Приведите аргументы «за» и «против» взаимодействия профконсультанта с представителями культовых учреждений.

5.Какие смыслы могут быть во взаимодействии профконсультанта с представителями воинских частей?

 

Глава 58. Особенности взаимодействия школьного профконсультанта со смежными специалистами, работающими с разными образовательно-возрастными группами (взаимодействие «по вертикали»)                             

 

58.1.Особенности взаимодействия с работниками дошкольных образовательных учреждений                                                     

 

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста предполагает следующие основные направления:

1. Знакомство детей с интересными профессиями (увлекательные рассказы, примеры из жизни и труда известных профессионалов и т.п.);

2. По возможности, «профессиональные пробы» по доступным видам труда дома, на даче и т.п. Замечено, что дети с удовольствием помогают взрослым, в том числе, и для повышения самоуважения и для поднятия своего статуса в семье и среди сверстников… Даже в отличие от игры, такой труд воспринимается детьми как нечто «настоящее», «серьезное» и даже «взрослое»…

3. Знакомство с профессиями своих родителей и родителей своих приятелей (включая и посещение ими организаций, где работают родители, если это возможно);

4.Специально организованные игровые процедуры по знакомству с профессиями или по имитации профессиональной деятельности. К сожалению. Сейчас много стихийных игр (особенно, компьютерных) и пока педагоги и психологи явно не дорабатывают в плане разработки соответствующих методик.

5. Иногда это могут быть и профессиональные выборы. Например, отбор одаренных детей в музыкальные, танцевальные, балетные, спортивные или цирковые школы… Но здесь обычно самого ребенка «мало спрашивают» и решение принимают его родители и воспитатели соответствующих школ. Главная проблема такой ранней специализации – сохранении гармоничного развития ребенка, особенно в морально-волевом плане, когда от успехов слишком рано «кружится голова» и развивается неадекватное самомнение… Другая проблема связана с эксплуатацией детского труда, что в последнее время все больше становится реальностью…

Можно предположит, что эффективное сотрудничество школ с дошкольными учреждениями могло бы осуществляться по следующим направлениям:

1. Привлечение школьников к проведению предварительной профориентационной работы с воспитанниками детских садов. Понятно, что предварительно сами школьники должны быть к этому подготовлены и проводить работу под непосредственным контролем школьных профконсультантов и воспитателей самих детских садов. В такой работе, возможно достижение, как минимум, двух целей: 1) психологическое просвещение воспитанников детсадов; 2) осознание значимость профессионального самоопределения для самих школьников (по принципу, «когда что-то пытаешься рассказать другому, то и сам в этом лучше начинаешь ориентироваться»). И хотя такая практика пока не распространена, но можно вспомнить, что нередко дети более старшего возраста хорошо просвещают тех, кто младше в самых разных вопросах, и тогда не понятно, почему профконсультантам не использовать потенциал такого воздействия на дошкольников через более старших детей.

2. Совместные проыфориентационные мероприятия, или мероприятия, связанные с трудовым воспитанием – не так и важно, как они будут называться, важно, чтобы с их помощью у детей формировалось положительное отношение к труду.

3. Как вариант сотрудничества – вовлечение школьников в психолого-педагогическую работу с воспитанниками детсадов, что может быть даже интересно для тех учащихся, которые хотели бы связать свою жизнь и профессию с образованием и воспитанием… Естественно, следует не просто приводить школьников в детсады, но предварительно готовить (а может, и отбирать) их для такой работы… Сама такая работа также должна проводиться под контролем педагогов и психологов.

 

58.2.Особенности взаимодействия с представителями вузов и колледжей

 

Традиционные формы такого взаимодействия предполагают: 1) экскурсии в колледжи и вузы; 2) организацию дней «открытых дверей»; 3) организацию для школьников различных «школ юных…» (психологов, биологов, инженеров и т.п.); 4) иногда – совместные мероприятия школ с преподавателями и студентами вузов и колледжей (спортивные праздники, совместные походы и т.п.); 5) просветительские лекции студентов и преподавателей для школьников (рассказ об особенностях обучения и будущей работы по данной специальности); 6) тематические «круглые столы» и даже конференции по острым проблемам конкретного научного направления (где школьники могут выступать с докладами, участвовать в дискуссиях…) и многое другое.

Важно организовать все это на уровне предварительных договоренностей школы и руководства вузов (колледжей) и оформить это в планах совместной работы. Обычно, в такой работе принимают участие и другие организации, с которыми также можно было бы координировать свои действия. Вопрос о том, кто должен выступать инициатором и координатором таких совместных мероприятий может решаться по-разному, но лучше, получить на это согласие местных управленческих структур, обладающих большим влиянием, хотя реально координатором может быть и обычный профконсультант конкретной школы (нередко таких консультантов потом и приглашают на высокие должности, как людей, получивших огромный организационный опыт..).

Желательно оформлять долгосрочное сотрудничество в конкретных планах профориентационной работы между данной школой и конкретным вузом(или колледжем). Это важно не только для «отчета», но и для лучшей самоорганизации (и даже рефлексии совместной деятельности) как школьных профконсультантов, так и для представителей профессионального образовательного учреждения. К сожалению, часто такое сотрудничество организовано в режиме «показухи» и псевдо-взаимодействия. Например, мысами не раз вынужденно «принимали участие» (вместе со многими другими преподавателями) в профориентационной работе, когда в одном вузе просто сидели несколько дней в летнее время, в надежде, что может быть, кто-то из абитуриентов подойдет и попросит рассказать о профессиях данного вуза. Обычно перед подачей документов многие уже давно для себя разобрались с профессиями, и в итоге, за несколько дней к ним подошел лишь один абитуриент и спросил не о профессиях, а о том, как правильно оформлять заявление (просто перепутал комнату, где оформляют документы абитуриентов), а ведь занимались такой «профориентацией» примерно по 10-12 человек, представляющих разные факультеты данного вуза, да еще каждый день во время своего летнего отпуска, когда многим пришлось буквально «ломать» свои планы совместного отдыха с семьей! Можно только представить, какие чувства были у преподавателей, занимающихся подобной «профанацией», по отношению к своему «любимому» вузу?

Мы считаем, что основная профориентационная работа должна проводиться на предварительных этапах, и не только в выпускных классах, когда у школьника есть возможность все спокойно обдумать, а у профконсультанта (или преподавателя вуза) есть время и возможность работать качественно, а не только из страха быть наказанным бестолковой администрацией вуза, которая даже не понимает сути настоящей профориентации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.01 с.)