Готовность профконсультанта мыслить глобально и помогать самоопределяющемуся клиенту искать свое место в более обширных социокультурных контекстах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готовность профконсультанта мыслить глобально и помогать самоопределяющемуся клиенту искать свое место в более обширных социокультурных контекстах



 

Такая готовность позволяет самому консультанту чувствовать свою сопричастность к культурно-историческим событиям, помогая клиентам включаться в эти процессы через свою будущую профессиональную деятельность. Все это может способствовать повышению у консультанта чувства значимости собственного труда, что в свою очередь, должно повышать и качество профконсультирования.

В частности, готовность рассматривать свою, пусть даже и скромную профессиональную деятельность (на рядовых должностях, по не самым престижным профессиям, в скромных организациях и т.п.) поможет клиенту не просто «хорошо устроиться» в жизни, но прежде всего, лучше осознать свой вклад в общественное развитие и этим повысить чувство собственной значимости, этой «первичной ценности» (по Дж.Ролзу). Важно также помнить, что нередко даже клиенты, со скромными карьерными намерениями, могут стать (в силу разных обстоятельств) довольно успешными специалистами и выдающимися людьми… Поэтому, в работе с каждым клиентом, профконсультант не должен исключать и такой, «неожиданно» успешной возможности карьерного развития. Возможно, просто обсуждение такой возможности каким-то клиентам поможет снять внутренние барьеры, стать более смелым в своих карьерных планах и действиях и добиться гораздо большего, чем, если бы они ориентировались лишь на узко-эгоистичное карьерное развитие (без «всяких там, глобальных социокультурных контекстов и смыслов»). Быть может, тогда такие клиенты больше всех будут благодарить «в душе» именно таких консультантов…

 

34.4.Влияние выбора варианта карьерной перспективы на развитие самих профконсультантов

 

Карьеры самих профконсультантов могут быть весьма различными, в зависимости от того, с какими категориями клиентов они работают, в каких организациях, и даже, в каких городах и регионах (например, если руководство конкретного крупного города или региона уделяет профориентации много внимания, то у консультанта появляется больше возможностей заявить о себе в различных совместных действиях с представителями местно власти, крупных организаций, вузов и т.п.).

В целом, основные варианты карьер самого консультанта могут быть примерно следующими: 1) развиваться в рамках своей профессии, т.е. совершенствоваться как профконсультант (близко к горизонтальной карьере); 2) рассматривать работу консультанта как промежуточный этап для дальнейшего должностного роста и стать в перспективе директором профориентационного центра, или даже перебраться в более высокие структуры; 3) расширять диапазон направлений профориентационной работы и, со временем, выбрать для себя более подходящий (например, перейти из школы в организации и заниматься там коучингом, или наоборот…); 4) перейти в другую сферу практической психологии, например, в психотерапию; 5) более кардинально сменить профессию, но таки образом, чтобы предшествующий опыт консультирования оказался востребованным, например, стать преподавателем вуза…

Возможны также варианты совмещения профконсультационной работы с другими профессиями и в других организациях. Здесь важно учесть, что само по себе профконсультирование является очень сложной деятельностью и, к сожалению, плохо нормированной, когда о психо-гигиене труда консультантов мало кто заботиться и вероятность эмоционального выгорания (или других профессиональных деструкций) очень высокая и со временем она лишь увеличивается. Поэтому, лучшим вариантом профилактики как раз и является смена деятельности или ее разумное совмещение с другими видами профессионального труда.

Вопросы и задания:

1.Приведите пример внешних факторов, влияющих на развитие специалиста-профориентолога.

2.Покажате н примере, как размышления специалиста-профконсультанта о глобальных проблемах политики и экономики могут повлиять на эффективность его работы с конкретными клиентами.

3.Покажите на примере, как особенности консультируемых клиентов могут постепенно повлиять на развитие самого психолога-профконсультанта.

 

 

Литература:

 

Основная литература:

 

Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». - М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2015. – 528 с..

Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.

Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. – 368

Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Изд.центр «Академия», 2013. – 208 с.

Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Изд.центр «Академия», 2010. – 496 с.

 

 

Дополнительная литература:

 

 

Бендюков М.А. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. – СПб.: Изд. дом «РОСТ», 2000. – 334 с.

Бендюков М.А. Профессиональное развитие в условиях негарантированной занятости: психологический анализ. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2006. – 160 с.

Берг В. Карьера – суперигра. – М.: АО «Интерэксперт», 1998. – 272 с.

Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии.- М.: Мысль, 1990.- 220 с.

Бондарев В.П. Мой социальный и профессиональный старт. Учебник для учащихся 10-11-х профильных классов общеолразовательной школы. – М.: МИОО, 2009. – 64 с.

Бондарев В.П., Кропивянская С.О. Успешный выбор профессии. 8-11классы. Пособие-практикум. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с.

Брушлинский А.В. Психология субъекта. – М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во «Алетейя», 2003. – 272 с.

Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.

Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.- М.: Знание, сер. “Педаг. и психол.”, 1983, №2.- 95 с.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984.- 335 с.

Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. - Калуга: “Духовное познание”, 1994.- 224 с.

Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера// Вопросы психологии, 1975, №5, С.110-122.

Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Монография. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с.

Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности.- М.: Изд-во “Прометей” МГПИ им. В.И. Ленина, 1989.- 287 с.

Павлова Т.А. Картина мира личности студентов высшей школы. – Монография. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 160 с.

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация. – М.: Изд.центр «Академия», 2014а. – 416 с.

Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. – М.: Изд.центр «Академия», 2014б. – 288 с.

Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. – 536 с.

Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. – М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2006. – 424 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.

Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. – К.: «Просвита», 1996. – 404 с.

Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2005. – 479 с.

Управление персоналом: Учебник для вузов (под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина). – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.- 336 с.

Чистякова С.Н. Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы. Учебник. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. Программа с методическими рекомендациями. – М.: Академия, 2012. – 64 с.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для учителей 1-11 классов. – М.: Академия, 2014. – 256 с.

Шмидт В.Р. Профориентация в условиях несвободы. – М.: «Фонд Информатика для демократии - ИНДЕМ», 2006. – 127 с.

Шмидт В.Р., Шиловская А.Л. Работа со случаем как основа подготовки к освобождению и постпенитенциарного сопровождения подростков из воспитательной колонии. – М.: Фонд ИНДЕМ, 2005. – 44 с.

Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования.- М.: ПЦ “Эксперимент”, 1993.- 154 с.

Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Педагогика, 1978.- 304 с.

Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.011 с.)