Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Готовность профконсультанта мыслить глобально и помогать самоопределяющемуся клиенту искать свое место в более обширных социокультурных контекстах
Такая готовность позволяет самому консультанту чувствовать свою сопричастность к культурно-историческим событиям, помогая клиентам включаться в эти процессы через свою будущую профессиональную деятельность. Все это может способствовать повышению у консультанта чувства значимости собственного труда, что в свою очередь, должно повышать и качество профконсультирования. В частности, готовность рассматривать свою, пусть даже и скромную профессиональную деятельность (на рядовых должностях, по не самым престижным профессиям, в скромных организациях и т.п.) поможет клиенту не просто «хорошо устроиться» в жизни, но прежде всего, лучше осознать свой вклад в общественное развитие и этим повысить чувство собственной значимости, этой «первичной ценности» (по Дж.Ролзу). Важно также помнить, что нередко даже клиенты, со скромными карьерными намерениями, могут стать (в силу разных обстоятельств) довольно успешными специалистами и выдающимися людьми… Поэтому, в работе с каждым клиентом, профконсультант не должен исключать и такой, «неожиданно» успешной возможности карьерного развития. Возможно, просто обсуждение такой возможности каким-то клиентам поможет снять внутренние барьеры, стать более смелым в своих карьерных планах и действиях и добиться гораздо большего, чем, если бы они ориентировались лишь на узко-эгоистичное карьерное развитие (без «всяких там, глобальных социокультурных контекстов и смыслов»). Быть может, тогда такие клиенты больше всех будут благодарить «в душе» именно таких консультантов…
34.4.Влияние выбора варианта карьерной перспективы на развитие самих профконсультантов
Карьеры самих профконсультантов могут быть весьма различными, в зависимости от того, с какими категориями клиентов они работают, в каких организациях, и даже, в каких городах и регионах (например, если руководство конкретного крупного города или региона уделяет профориентации много внимания, то у консультанта появляется больше возможностей заявить о себе в различных совместных действиях с представителями местно власти, крупных организаций, вузов и т.п.). В целом, основные варианты карьер самого консультанта могут быть примерно следующими: 1) развиваться в рамках своей профессии, т.е. совершенствоваться как профконсультант (близко к горизонтальной карьере); 2) рассматривать работу консультанта как промежуточный этап для дальнейшего должностного роста и стать в перспективе директором профориентационного центра, или даже перебраться в более высокие структуры; 3) расширять диапазон направлений профориентационной работы и, со временем, выбрать для себя более подходящий (например, перейти из школы в организации и заниматься там коучингом, или наоборот…); 4) перейти в другую сферу практической психологии, например, в психотерапию; 5) более кардинально сменить профессию, но таки образом, чтобы предшествующий опыт консультирования оказался востребованным, например, стать преподавателем вуза…
Возможны также варианты совмещения профконсультационной работы с другими профессиями и в других организациях. Здесь важно учесть, что само по себе профконсультирование является очень сложной деятельностью и, к сожалению, плохо нормированной, когда о психо-гигиене труда консультантов мало кто заботиться и вероятность эмоционального выгорания (или других профессиональных деструкций) очень высокая и со временем она лишь увеличивается. Поэтому, лучшим вариантом профилактики как раз и является смена деятельности или ее разумное совмещение с другими видами профессионального труда. Вопросы и задания: 1.Приведите пример внешних факторов, влияющих на развитие специалиста-профориентолога. 2.Покажате н примере, как размышления специалиста-профконсультанта о глобальных проблемах политики и экономики могут повлиять на эффективность его работы с конкретными клиентами. 3.Покажите на примере, как особенности консультируемых клиентов могут постепенно повлиять на развитие самого психолога-профконсультанта.
Литература:
Основная литература:
Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». - М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2015. – 528 с.. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. – 368
Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. – М.: Изд.центр «Академия», 2013. – 208 с. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М.: Изд.центр «Академия», 2010. – 496 с.
Дополнительная литература:
Бендюков М.А. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. – СПб.: Изд. дом «РОСТ», 2000. – 334 с. Бендюков М.А. Профессиональное развитие в условиях негарантированной занятости: психологический анализ. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2006. – 160 с. Берг В. Карьера – суперигра. – М.: АО «Интерэксперт», 1998. – 272 с. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии.- М.: Мысль, 1990.- 220 с. Бондарев В.П. Мой социальный и профессиональный старт. Учебник для учащихся 10-11-х профильных классов общеолразовательной школы. – М.: МИОО, 2009. – 64 с. Бондарев В.П., Кропивянская С.О. Успешный выбор профессии. 8-11классы. Пособие-практикум. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с. Брушлинский А.В. Психология субъекта. – М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во «Алетейя», 2003. – 272 с. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.- М.: Знание, сер. “Педаг. и психол.”, 1983, №2.- 95 с. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984.- 335 с. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. - Калуга: “Духовное познание”, 1994.- 224 с. Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера// Вопросы психологии, 1975, №5, С.110-122. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Монография. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности.- М.: Изд-во “Прометей” МГПИ им. В.И. Ленина, 1989.- 287 с. Павлова Т.А. Картина мира личности студентов высшей школы. – Монография. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 160 с. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация. – М.: Изд.центр «Академия», 2014а. – 416 с. Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. – М.: Изд.центр «Академия», 2014б. – 288 с. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. – 536 с. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. – М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2006. – 424 с. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. – К.: «Просвита», 1996. – 404 с. Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2005. – 479 с. Управление персоналом: Учебник для вузов (под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина). – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.- 336 с. Чистякова С.Н. Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы. Учебник. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. От учебы к профессиональной карьере. Программа с методическими рекомендациями. – М.: Академия, 2012. – 64 с. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для учителей 1-11 классов. – М.: Академия, 2014. – 256 с. Шмидт В.Р. Профориентация в условиях несвободы. – М.: «Фонд Информатика для демократии - ИНДЕМ», 2006. – 127 с. Шмидт В.Р., Шиловская А.Л. Работа со случаем как основа подготовки к освобождению и постпенитенциарного сопровождения подростков из воспитательной колонии. – М.: Фонд ИНДЕМ, 2005. – 44 с. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования.- М.: ПЦ “Эксперимент”, 1993.- 154 с. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Педагогика, 1978.- 304 с. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416 с.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.011 с.) |