Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 25. Профессиональное самоопределение как высший уровень профориентации
25.1. Самоопределение как самостоятельность и осознанность
В Разделе 1, Главе 9 настоящего пособия уже были сформулированы основная цель профориентации, основные задачи и уровни их решения. При этом третий уровень предполагал формирование у личности готовности к самостоятельным и осознанным действиям в решении разных профориентационных задач, и чем больше личность готова к такой самостоятельности и осознанности, тем в большей степени можно говорить о том, что она является подлинным субъектом самоопределения. Таким образом, в ходе профориентационной работы (или в работе человека над собой) происходит продвижение личности от пассивной, потребительской позиции - к диалогу с профконсультантом и далее – к подлинной субъектности. Но все это предполагает, что человека еще нужно научить такой субъектности, либо побудить его к работе над своей субъектностью. И именно это является высшим уровнем, своеобразным «венцом» работы профконсультанта, когда клиент может даже сказать: «Спасибо, Вы многому меня научили, а теперь я и сам могу решать свои карьерные проблемы!»… Соответствено, профоринтация и професиональное самоопределение – не являются синонимами, т.к. самоопределение предполагает уже софрмироавнную субъектность личности, а профорниетация – это процесс постепенного формирования субъектности.
25.2.Типы и уровни самоопределения
Условно можно выделить типы и уровни самоопределения, где типы отражают диапазон выборов, а уровни – готовность личности развиваться по данному типу. Можно выделить примерно следующие типы самоопределения: 1) в конкретных действиях и операциях (например, найти смыслы в спортивных достижениях, где отдельные действия могут быть доведены до совершенства); 2) на конкретном трудовом посту (где приходится выполнять уже разнообразные действия); 3) в специализации и специальности (здесь могут меняться и сами трудовые посты); 4) в профессии (здесь могут меняться и специализации, например, оставаясь психологом по профессии, можно переквалифицироваться из детского психолога в социального психолога…); 5) в культуре (через еще большее расширение кругозора и самореализацию в смежных отраслях, значимых для культурно-исторического развития). Соответственно, по каждому типу можно выделить уровни: 1) агрессивное неприятие деятельности по данному типу; 2) молчаливое избегание деятельности; 3) реализация стереотипа деятельности; 4) стремление усовершенствовать отдельные элементы деятельности; 5) стремление усовершенствовать деятельность в целом.
При этом можно обозначить следующую закономерность: старшеклассники и студенты в своем развитии больше ориентированы на типы, а взрослые (уже работающие специалисты) – на уровни самоопределения… Можно также предположить, что какие-то люди (и по мере развития общества и экономики их будет только больше) все чаще будут совмещать свое развитие и по типам, стремясь расширить диапазон возможностей для самоопределения, и по уровням, повышая свое мастерство в тех видах деятельности, где в силу разных обстоятельств им приходится трудиться. Вопросы и задания: 1.Обоснуйте тезис о том, что профессиональное самоопределение – высший уровень профориентационной помощи. 2.Можно ли сказать, что пассивный клиент также самоопределяется? 3.Какие основные стратегические шаги должен сделать профконсультант, чтобы постепенно выводить пассивного клиента на уровень самоопределения? 4.Воможна ли ситуация «частичного самоопределения», когда клиент проявляет самостоятельность и осознанность при решении отдельных задач самоопределения, или самоопределение – это целостный процесс? 5.Можно ли говорить о профессиональном самоопределении при неудачных выборах и шагах по реализации карьеных планов?
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.004 с.) |