Социальное, жизненное, личностное и профессиональное самоопределение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное, жизненное, личностное и профессиональное самоопределение



И профориентация и профконсультация - это “ориентирование”школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с “самоориентированием” учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А.Климову). Профессиональное самоопределение можно рассматривать как высший уровень профориентационной и профконсультационной помощи.

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия:

1) Профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение – это более сложное понятие (диплом “на личностность”, по крайней мере, психически здоровым людям пока еще людям не выдают...).

2) Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи..). Правда, и в благополучные эпохи, полные «соблазнов» и так называемого «счастья» с застывшими улыбками (когда всем «положено» быть счастливыми), все-таки находятся люди. которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, для которых самое страшное – это радость «чавкающей от счастья» массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку и они сами создают для себя дополнительные сложности, т.е. условия для подлинно личностного саморазвития.

При этом у таких людей (истинных героев) появляется возможность ставить сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных «тылах», когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т.п., поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению).

Жизненное самоопределение предполагает успех всей жизни, хотя часто и карьерный успех также обычно носит глобальный характер и во многом определяет всю жизнь. Различия могут быть в том, что карьерный успех (богатство) может даже перечеркивать многие искренние человеческие отношения (любят за то, деньги есть, а если не будет денег…).

Социальное самоопределение часто связано со статусом человека в обществе, но и статус может не зависеть от карьерных успехов, например, известность (высокий статус) довольно посредственного отпрыска выдающегося деятеля культуры или политика… Полноценное социальное самоопределение коррелирует с ориентацией личности на общественно-ценные виды трудовой деятельности, что во многом зависит от благоприятной «развивающей среды» (см. Акатов, 2009).

Профессиональное развитие

 

Развитие – это улучшение к лучшему. Проблема возникает тогда, когда определяется сам вектор развития, в основе которого лежит понимание «лучшего» и «худшего». К сожалению, возможны ситуации, когда человек сознательно выбирает путь деградации, полагая, что он «развивается». Поэтому, важнейшим критерием развития является такое изменение системы ценностей, которое предполагает ориентацию личности на лучшие идеалы человечества. Но поскольку, в разных культурах и в разные эпохи эти идеалы сильно различаются, то важно, во-первых, познакомить человека с разными вариантами таких идеалов, во-вторых, показать общую логику развития идеалов, и в-третьих, помочь самоопределяющейся личности выбрать для себя достойные идеалы. Главное при этом – сформировать интерес к непрестанному поиску этих идеалов.

Интересно, что изменение системы ценностей – это не только важнейший показатель развития субъекта самоопределения, но и развития коллектива (когда большинство работников ориентировано на конструктивные ценности), и развития организации (через развитие ценностей организационной культуры). Понятно, что в определенных ситуациях на первый план могут выходить и другие критерии развития, например, профессиональные компетенции, навыки делового общения и т.п., но остается главный вопрос – ради чего все это, для реализации каких ценностей и смыслов?

 

Акмеология

 

Акмеология изучает высшие достижения человека (от древнегреческого acme – вершина, высшая точка чего-либо), а поскольку ведущая деятельность большинства взрослых людей – трудовая, то рассматриваются высшие достижения в труде и карьере (Акмеология, 2002; Бодалев, 1998; Чудновский, 1997). На уровне планирования профессиональных перспектив такие высшие достижения могут предполагаться (как некая мечта), но также самоопределяющаяся личность может и не конкретизировать такие достижения, а развивая свой потенциал (интеллектуальный, физический, моральный) создавать условия для будущих достижений.

К сожалению, в самой акмеологии нет единого понимания о критериях высших достижений: многие прежние кумиры ниспровергаются. Не совсем понятен и путь к таким достижениям: часто биографии (карьеры) выдающихся людей очень сложны, противоречивы и включают множество ошибок, творческих метаний и разочарований. Особые проблемы возникают тогда, когда школьников ориентируют на прямолинейное «правильное» развитие (хороший мальчик, отличник, не забивающий свою голову всякими глупостями и т.п.), часто исключающее творческие метания и ошибки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.004 с.)