Взаимосвязь развития профориентации с уровнем реальной свободы в обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь развития профориентации с уровнем реальной свободы в обществе



 

Чтобы проверить, как взаимосвязаны уровень развития свободы в обществе и уровень развития профориентации, выдвинем предположение: чем больше реальной свободы, тем лучше развита профориентация, и наоборот. Проверим это на примере России, т.е. сравним уровень развития свобод и уровень развития профориентации в разные исторические периоды, начиная с конца Х1Х - начала ХХ века и до наших дней.

1.Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в1897 г. (но только в годы Первой мировой войны эти службы приобрели государственный статус). Фактически, это была еще не профориентация, а трудоустройство. Если в Западной Европе и Северной Америке уже были созданы и активно развивались практические профориентационные службы, то в России их не было. Были отдельные энтузиасты (в гимназиях и университетах), были отдельные статьи о выборе профессии в некоторых журналах, какая-то работа по профотбору уже велась на некоторых заводах и фабриках (см. Климов, Носкова, 1992). Удивительно, но научные предпосылки для профориентации в тогдашней России были ничуть не меньшими, чем на Западе, например, психология труда была вполне на мировом уровне, а Первый (челпановский – по имени первого директора –Г.И.Челпанова, ученика самого В.Вундта) психологический институт, основанный в 1914 году, был одним из самых оснащенных в тогдашней Европе. Интересно, что даже В.Вундт писал Г.И.Челпанову восторженные письма и отмечал, что сам мечтал о таком институте. Но страна в целом была аграрной, с доминирующим патриархальным укладом, и лишь в крупных городах появлялись заводы и фабрики (их было заметно меньше, чем Европе), и лишь в университетах процветало вольнодумство и революционные настроения.

Таким образом, в дореволюционной России лишь вызревали демократические свободы (было «модным» считаться революционером, все общество жило ожиданиями перемен…), но промышленность и рынок труда на фоне развивающихся западных стран оставались примитивными. И как следствие, профориентации как самостоятельного научно-практического направления еще не было, хотя условия создавались…

2. В Советской Россиипроблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии.При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 году по прямому указанию В.И.Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в др. местах. Еще в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии… Активно занималась вопросами профориентации молодежи Н.К.Крупская, которая считала, что важно не только знакомить подростков с разными профессиями, но обязательно рассматривать их возможность перехода из одной профессии в другую, а также и из села – в город...

Первое бюро профессиональной консультации появилось в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи… К 1930 г. при поддержке В.И.Бехтерева при биржах труда были созданы 141 профконсультационных бюро. В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации. Интересно, что в 1927 году на 1У Международной психотехнической конференции в Париже доклады российских ученых по вопросам профориентации (С.Г.Геллерштейн, И.Н.Шпильрейн и др.) вызвали большой интерес, а за пять лет (1925-1930 гг.) в Советской России по неполным данным было опубликовано свыше 300 работ по проблемам профориентации, что свидетельствует о большом внимании к данному вопросу (Апостолов, 2011, С.8-9).

Таким образом, в период НЭПа и в начале 30-х гг. профориентация активно развивалась, и что бы ни говорили историки-популисты, но в РСФСР была реальная свобода, особенно, если сравнивать молодую советскую Россию со многими другими тогдашними «цивилизованными» странами, где существовала еще колониальная система, расизм и апартеид, где «негров и цветных» еще не пускали в «приличные» места и т.д.

3. Но уже в 1936 г. вышло печально знаменитое Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Заметим, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой перед лицом ущемления свобод (и прежде всего, свободы выбора…). В 1937 г. – отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы (что-то похожее происходило  в РФ в 90-е годы прошлого столетия). Таким образом, в период сталинского тоталитаризма – профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили. Не оправдывая преступления сталинского режима, справедливости ради, следует отметить, что на фоне запрета на научно обоснованную психолого-педагогическую профориентацию, кадровая политика все же проводилась и довольно эффективно. В частности, прежние центры профориентации часто подменяли парткомы и комитеты комсомола, которые выявляли наиболее активных и талантливых людей и в обязательном порядке давали им поручения, комсомольские путевки», направляя на важные участки работы или на учебу. Правда, самих людей особо при этом не спрашивали, т.е. о полноценном самоопределении в большинстве случаев говорить было нельзя. 

4.Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель – А.Н.Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель – Б.А.Федоришин); организован Научно-исследовательсткий институт трудового обучения и профониетациии при Академии педагогических наук СССР - НИИ ТОиПО АПН СССР (руководитель – А.М.Голомшток). Таким образом, в период хрущевской «оттепели», т.е. в период возрождения некоторых демократических свобод в стране – явное возрождение профориентации. К сожалению, долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно простом (и даже примитивном) уровне.

5.В годы брежневского правления (с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок еще более понизился. Это было время, когда на официальном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «… на завод!», «…на комсомольскую стройку!». В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны… Нельзя сказать, что профориентация в этот период совсем деградировала, например, О.П.Апостолов характеризует это время «первыми попытками государственного управления» в 1976-1978 гг., особенно, в Узбекистане (А.Цой) и даже «нарастанием профориентационного движения» к началу 80-х гг.(Апостолов, 2011, С.12-20). В конце-70-х – начале 80-х гг. отделы и лаборатории профориентации стали появляться на некоторых крупных оборонных предприятиях (мы сами работали на одном из таких предприятий). В итоге, при некотором ущемлении свобод в этот период, профориентация стала деградировать, но все же, не была запрещена, а после смерти Л.И.Брежнева стала все больше востребована. При коротком правлении Ю.В.Андропова, а затем и К.У.Черненко профориентационые службы стали все больше развиваться при оборонных предприятиях, в рамках которых возник и первый Центр профориентации молодежи, ставший впоследствии самостоятельной организацией (первый директор – В.П.Бондарев).

6. Уже с середины 80-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего, в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:

- создано 53 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ),в структуру которых вошло около 900 районных (городских) пунктов профконсультации - ПКП (Апостолов, 2011, С.26-27). В те годы в Госкомтруде СССР профориентаионную работу это курировал О.П.Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации, а фактически, и для становления школьной психологической службы, о чем многие сейчас как-то забывают…;

- на базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили!);

- в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии» (заметим, что это также был один из первых психологических курсов в школе!).

- наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но опыт быстро приобретался).

- в итоге, в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования;

Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.

7.На смену горбачевской «перестройки» пришла эпоха «демократических преобразований», начавшаяся в августе 1991 года. За этот замечательный период также было сделано немало:

- в 1992 г. вышел «Закон об образовании РФ» и сразу же резко сократилось финансирования школы и особенно профориентации (к этому времени многие «умные и образованные» люди уже «поняли», что есть вещи, более важные, чем образование и какая-то там профориентация, связанная со свободой выбора и самоопределением…);

- в 1991 г. вышел «Закон о занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости (заметим, что в США для работы в бюро по трудоустройству требования к подготовке специалистов заметно ниже, чем для специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры…);

- к сожалению, школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался (денег хватало только на загранкомандировки для начальства), а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»);

- к счастью, отдельные местные начальники (власть) иногда поддерживали руководителей оставшихся Центров профориентации молодежи, т.е. не дали им «погибнуть» в условиях социально-экономического абсурда;

- к счастью, некоторые руководители Центров занятости населения все-таки делегировали своих профконсультантов в близлежащие школы, где они работали со старшеклассниками, получая зарплату в Минтруда (за это таких руководителей не раз наказывали, но видимо, профессиональная совесть у кого-то все-таки осталась…);

- один из примеров невнимания к школьной профориентации - Второй съезд школьных психологов в г. Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упоминания о профориентации и профессиональном самоопределении, но много места и времени было уделено психокоррекции, психодиагностики, психотерапии и модного тогда «экономического образования» (это в условиях развала производства и всеобщего воровства!…); Хотя понятно, что и психодиагностика, и психокоррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают человеку самоопределиться;

- как это ни удивительно, но профориентация частично перекочевала и в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала». К сожалению, это также свидетельство некоторой примитивизации профориентационной работы. Еще в 20-е годы Г.Мюнстенберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией… В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадекватные тесты (идет банальное «охмурение» клиентов-претендентов и собственного руководства), но самое печальное, что такой профотбор практически исключает выход на серьезный уровень профессионального и личностного самоопределения (претендент – это лишь «обследуемый с помощью тестов»)…

- возникает служба занятости населения и даже появляется «фонд занятости», куда предприятия отчисляют 1,5% от прибыли. Начинается активная подготовка профконсультантов, сама работа строится на основе передового западного опыта и уже к середине 90-х гг. отечественная служба занятости выходит на вполне приемлемый уровень работы. Но в целом, такая работа все же более примитивна, чем профориентация в школе и на базе центров профоконсультирования. Мы сами нередко слышали жалобы профконсультантов служб занятости, когда руководство заявляло им, чтобы они забыли о том, что являются психологами и говорили: «Помните, Вы – статисты». Действительно, если в школе у консультанта есть возможность длительное время отслеживать развитие школьника (как субъект самоопределения) и помогать ему, то в службах занятости время консультации нередко ограничивают 40 минутами, не позволяющими работать глубоко и качественно…

- все больше появляется коммерческих центров профориентации (ассессмент-центров, рекрутинговых и кадровых агентств). В условиях, когда государство во многом устраняется от практической профориентации, такие центры по-своему полезны. Правда, на различных конференциях, уже на торжествах (банкетах) мы часто слышали тосты из уст высоких начальников, имеющих отношение к рынку труда: Мы поднимаем бокал за то, чтобы все безработные решали свои проблемы через государственные службы занятости!...»… Наш комментарий к этому: во-первых, часто такие коммерческие центры, по договоренности с фирмами, не дают центрам занятости информацию о наиболее привлекательных вакансиях (такая информация – дорогой товар) и безработный не имеет полной картины о рынке труда; во-вторых, зарплаты в коммерческих центрах намного выше, чем в государственной службе занятости, поэтому нередко лучших специалистов службы занятости просто переманивают в коммерческие центры, не тратясь на их подготовку.

Таким образом, в 90-е гг. у профориентации не самые лучшие времена, но ее все-таки не запрещают, а по каким-то направлениям (служба занятости населения) даже развивают…

8. В период правления В.В.Путина и Д.М.Медведева («нулевые» годы, вплоть до настоящего времени) в обществе и экономике наблюдается относительная стабильность (правда, близкая к «стагнации»), благодаря высоким ценам на нефть увеличились доходы государства, что позволяет часть средств направлять на социальные проекты, в том числе, и на профориентацию. Разрабатывается концепция «профильного обучения», все чаще проводятся конференции и форумы по профориентации школьников, т.е. наблюдается некоторое возрождение данного направления. К сожалению, прежний опыт (особенно, второй половины 80-х гг. прошлого столетия) во многом утрачен, не только научный, но и организационный, когда фактически был создан прообраз государственной психологической службы на уровне СССР, где центральное место занимала профориентация. В этот период все чаще стали говорить о «мероприятийном» подходе, когда вместо каждодневной работы, на первый план стали выходить эффектные мероприятия, с приездом важных гостей, с огромным финансированием и т.п.

Заметно увеличилось и финансирование профориентации (в том числе, и из местных бюджетов, где власти оказались ответственные руководители), но часто финансирование касалось не зарплат профконсультантов, а грантов, за которые между «специалистами-теоретиками» велась и ведется настоящая война («грызня»), когда все силы уходят не на качественные научные и научно-методические разработки, а на саму возможность хорошо заработать, не предлагая ничего нового (так проще сдавать отчеты по подобным грантам). Недаром, часто такие гранты все чаще называют «кормушками» для наиболее «предприимчивых» профориентологов… К сожалению, это объясняется отсутствием четкой государственной кадровой политики (или системы управления человеческими ресурсами), когда любые разработки соотносились бы со стратегическими целями развития общества и его человеческого потенциала, что обеспечило бы не только более качественный контроль за исполнением грантов, но даже и более справедливое распределение средств на научные разработки. Но даже, несмотря на «издержки», важно то, что в этот период власть все же обратила внимание на профориентацию и даже пытается что-то делать…

В итоге получается, что в дореволюционной России профориентация не была развита на фоне ограничения свобод и доминирования патриархального уклада (по сравнению со странами Запада), в 30-е гг. профориентацию запрещали политическими способами, в 70-80-е гг. – бюрократическими, в 90-е гг. (в эпоху «расцвета демократии») – экономическими (почти не финансировали)… И наоборот, в периоды относительного расширения свобод, в 20-е гг., в период хрущевской «оттепели», во время горбачевской «перестройки» профориентация развивалась даже лучше других психолого-педагогических направлений (см. Таблицу 1.1.). Все это позволяет нам сделать основные выводы: 1) существует определенная зависимость периодов расцвета профессионального самоопределения от уровня реальной свободы выбора для большинства населения данного общества; 2) важную роль в развитии профориентации играет государственное участие, позволяющее организовывать работу на системном уровне

 

Таблица 1.1.

 

Соотношение периодов с разными уровнями свободы в обществе и уровней развития профориентации (на примере России, СССР и Россий кой Федерации).

 

Исторический период Уровень развития свободы в обществе Уровень развития профориентации
Конец Х1Х века начало ХХ века (до 1917 г.) Очень низкий (по сравнению с Западной Европой и США) Очень слабое (по сравнению с западной профориентацией)
20-е годы ХХ века Относительная свобода (еще до массовых сталинских репрессий) Бурное развитие профориентации, особенно, в плане передовых идей (В.М.Бехтерев, Н.К.Крупская, А.Ф.Лазурский, И.Н.Шпильрейн…)
Период сталинской диктатуры (конец 20-х – середина 50-х гг.) Очень низкий: Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в систем Наркомпросов» от 1936 г. Гонения на психотехников, профконсультантов, закрытие профконсультационных бюро и центров. Кадровая политика велась директивными средствами - по принципу: «комсомол и партия направит и… спросит…».
Хрущевская «оттепель» (средина 50-х – середина 60-х гг.) Относительная свобода Возрождение профориентации (А.М.Голомшток, Е.А.Климов)
Брежневский «Застой» (конец 60-х – начало 80-х гг.) Относительная несвобода (приоритетна не самоопределяющаяся личность и интересы государства и обороны) Снижение качества практической профориентации при некотором развитии ее теории (Е.А.Климов, А.Цой, С.Н.Чистякова)
Горбачевская «перестройка» Переизбыток свободы, к которой страна оказалась не готова Бурное развитие профориентации, создание 53 региональных Центров профориентации молодежи (О.П.Апостолов, В.П.Бондарев, В.Б..Борейша, Е.А.Климов, И.В.Кузнецова и др.)
Ельцинские «демократические преобразования» (90-е гг.) «Экономическая несвобода», резкое сокращение финансирования школьной профориентации, но одновременно, создание сети Центров занятости населения Примитивизация профориентации, сведение ее до уровня «консультационных слуг» на коммерческой основе, при некотором сохранении качественной профориентационной работы в ряде центров (И.В.Кузнецова, Н.Ф.Родичев, С.Н.Чистякова, и др.). Накопление профориентационного опыта в Центрах занятости и в организациях (Б.М.Забродин, М.С.Савина)
Реформы В.В.Путина и Д.М.Медведева (с начала ХХ1 века – по настоящее время) Некоторое возрождение социальных программ (благодаря пополнению бюджета за счет высоких цен на нефть) включая и профоринетационную рабту Имитация развития профориентации (множество конференций, форумов…), при некотором качественном возрождении теории и практики (Е.Ю.Пряжникова, Г.В.Резапкина, Н.Ф.Родичев, А.Г.Серебряков, А.Г.Шмелев, С.Н.Чистякова и др.). Увеличение числа государственных и частных профконсультационных служб для работы со школьниками, безработными и незанятыми, но при управленческой хаотичности работы (отсутствии государственной кадровой политики) и при слабой теоретико-методологической основе (разобщенности многих специалистов).

 

 

А это означает, что сама профориентация (и конкретные методы профориентационной помощи) должны планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Например, если уровень реальной свободы самоопределения в обществе невысок, то это отражается и на позиции многих клиентов, и на позиции самих профконсультантов, порождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъекта (или не-субъекта) самоопределения, с желанием (или нежеланием) понять то, что происходит вокруг, т.е. понять, в «пространстве» каких смыслов приходится самоопределяться… Это означает также, что если властные структуры не уделяют должного внимания профориентации, то сами профориентологи (и теоретики, и практики-профконсультанты) должны для себя уточнить цели работы, основные направления, задачи (по каждому направлению), критерии эффективности (по каждой задаче), методы оценки эффективности и методы реальной работы с самоопределяющейся личностью, формы взаимодействия со смежными специалистами… Важно при этом, накапливая свой опыт, всегда быть готовым к тому, чтобы вовремя «просветить» власть и предложить ей в корректной форме обоснованные идеи по развитию профориентации на всех уровнях.

Вопросы и задания:

1. В каких социально-экономических условиях развивается стихийная профориентация?

2. Возможна ли свобода выбора без помощи профконсультанта?

3.Назовите наиболее яркие (продуктивные) периоды развития отечественной профориентации. С чем это было связано?

4.Должно ли государство вмешиваться в профориентационную работу со школьниками или профессиональное самоопределение по сути своей предполагает полную самостоятельность и ответственность личности?

5.Назовите признаки успешного развития профориентации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.021 с.)