Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профориентация и профконсультация

Поиск

Профориентация – это системная и комплексная помощь личности в профессиональных выборах и планировании карьеры. При этом, комплексность работы предполагает работу по следующим взаимодополняющим друг друга направлениям: 1) информационно-справочное; 2) профессиональная психодиагностика; 3) морально-эмоциональная поддержка самоопределяющейся личности; 4) помощь в принятии решения (в конкретных выборах); 5) помощь в планировании перспектив профессионального развития.

Системность предполагает взаимодействие основных социальных институтов в профориентационой работе: семьи, школы, психологических центров (включая и службы занятости населения), профессиональных учебных заведений, организаций, медицинских учреждений, правоохранительных учреждений, средств массовой информации, органов власти и др.

Профконсультация предполагает индивидуально направленную профориентационную помощь, т.е. применительно к конкретному человеку. При этом возможна и групповая профкоснультация, например, когда в классе консультант сообщает профессиографическую информацию, значимую для большинства учащихся, на основании которой часть школьников могут даже скорректировать свои профессиональные намерения. Главное в профконсультации – реализация принципа «дойти до каждого!».  Более точное соотношение понятий школьной профориентации можно найти в работе С.Н.Чистяковой «Профессиональное самоопределение. Словарь терминов» (Чистякова, 2014).

 

Карьера

 

Карьера (карьерное планирование) предполагает ориентацию на успех. В узком смысле – это ориентация на профессиональный успех, в широком смысле – ориентация на успех всей жизни (ближе к западному пониманию). Например, один из основателей американской психологии карьеры Д.Сьюпер, определяет ее как определенную совокупность и последовательность различных социальных ролей (одна из которых – роль работника), обеспечивающих успех всей жизни (цит. по И.В.Михайлову, 1975). При этом, часто западное понимание карьеры предполагает готовность личности успешно конкурировать с другими претендентами на привлекательные вакансии, а роль профконсультанта нередко сводится к тому, чтобы вооружить клиента эффективными средствами, позволяющими быть более эффективными, чем другие люди (по Д.Карнеги).

Понимание карьеры как «непрекращающегося ралли», как постоянной борьбы с конкурентами, побуждает некоторых западных авторов писать такие книги как «Карьера – суперигра» (Берг, 1998), «Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор» (Шостром, 1992), в которых обозначается несколько иное понимание карьеры, предполагающее более уважительное отношение к другим людям, даже если они и являются конкурентами на пути к успеху… В частности, В.Берг пишет: «Успешная карьера – это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться «на зуб» сумевшим сделать блестящую карьеру «волкам» экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники – коллеги… ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда» (Берг, 1998, С.6).

Понятие «карьера», даже несмотря на тенденцию к усилению разногласий в ее понимании, прочно вошло в обиход и активно используется профконсультантами. В общении с клиентами и коллегами каждому профконсультанту важно для себя разобраться, какое понимание карьеры больше соответствует собственным установкам и ценностям, следовать им и не сильно спорить с носителями других ценностей, если это не связано с какими-то принципиальными вопросами и ситуациями, когда о понимании карьерного успеха следует и поспорить.

 

Судьба

 

Данное понятие не является научным в строгом смысле слова. Судьба предполагает некую предначертанность, предопределенность жизни, а задача человека – понять свое предназначение (близко к призванию) и реализовать это в профессиональном труде. Кстати, еще К.Маркс (1984) выступал категорически против призвания в выборе профессии, когда человек на всю жизнь закрепляется за определенной трудовой функцией и считал, что при развитой промышленности человек должен постоянно осваивать все новые и новые профессии, превращаясь в «гармонично развитого индивидуума». Поскольку многие клиенты серьезно полагают, что именно так и нужно относиться к своей жизни и карьере, то профконсультанту (как носителю научного знания) приходится с этим считаться и стремиться постепенно расширять представления клиента о перспективах своего развития, а главное – о роли самого человека в построении своего счастья. Заметим, что идея предначертанности сильно ограничивает человека в свободе выбора, хотя и дает ему иллюзию стабильности и гарантированности достижения определенного успеха.

Пожалуй, в наиболее завершенном виде эта идея представлена в астрологических подходах, поэтому, определенная часть клиентов нередко воспринимает профкоснультантов как «почти астрологов». Понятно, что самим профконсультантам не следует вести споры с такими клиентами об эффективности и приемлемости астрологии в современном мире, т.к. многие люди, увлеченные астрологическими идеями, на чисто эмоциональном уровне с консультантом не согласятся и дальнейшая работа с ними окажется под вопросом (клиенты просто уйдут с консультации, убежденные в своей правоте, гордые и обиженные)... Лучше, в чем-то согласиться с такими клиентами, ведь кому-то и астрология помогает обрести покой и уверенность, так же, как и религия, и уход в виртуальные миры (телевизионные, литературные или компьютерные…), даже продемонстрировать некоторую свою осведомленность в астрологии (назвать известных авторов или даже популярные работы по астрологии), а уже потом  постепенно переключиться и на профориентационные вопросы. А у клиента просто не будет повода убеждать Вас в том, что астрологические прогнозы «сбываются»…

 

Профессиональный выбор

 

Важной особенностью выбора является то, что он ориентирован на ближайшую перспективу. Вся карьера – это чередующиеся выборы, которых в течение жизни множество. Назовем лишь некоторые из них: в школьном возрасте – это выбор кружков, секций, каких-то увлечений (коллекционирование, любимые книги…), выбор профиля обучения, смена класса или школы и т.п. Все это может оказать существенное влияние и на последующие профессиональные выборы, в частности, выбор профессии и учебного заведения (вуза, колледжа), для кого-то - выбор места работы после школы. В вузе – уточнение специализации, выбор темы курсовой и дипломной работы, выбор научного руководителя, выбор места практики и стажировки (иногда это делают сами студенты), выбор места трудоустройства после окончания вуза. На работе выборы продолжаются: карьерные перемещения в организации, решение о переходе в другую организацию, освоение смежной или новой специальности, выбор предпочтительных функций и социальных ролей в рамках данной специальности и т.п.

Самое главное – трудно сказать, какой из этих и последующих выборов окажется самым главным (решающим) для жизненного и карьерного успеха. Поскольку карьерных выборов множество, важно постепенно обучить человека делать эти выборы грамотно, с учетом всех основных внешних и внутренних факторов, а не только помогать при выборе профессии и места дальнейшего обучения.

Если выборы на ближайшую перспективу можно планировать конкретно, то отсроченные по времени выборы можно лишь предполагать в самых общих чертах, но и здесь (при отсроченных выборах) может пригодиться само умение правильно принимать решение. При этом обоснованность правильного карьерного решения обеспечивается предварительной работой с клиентом по расширению его кругозора, его понимания самого себя, его мотивации и готовности проявить волю в ответственные карьерные моменты. Таким образом, в каждом карьерном выборе аккумулируется весь опыт, знания и воля данного человека, т.е. сам выбор – это лишь последний шаг, эффективность которого зависит от предварительной профориентационной работы с данным человеком (школьником, клиентом), а также – от его собственной активности и талантов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.176 (0.008 с.)