ПБУ 1/2008 – основные положения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПБУ 1/2008 – основные положения



 

В силу закона организации обязаны формировать и утверждать свою учетную политику, которая будет применяться в течение следующего финансового года. Нормами бухгалтерского законодательства определено, что организация самостоятельно формирует указанный внутренний документ компании исходя из своей структуры, масштабов, специфики деятельности и иных условий, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

 

Как известно, с 01.01.2013 г. основным документом в сфере бухгалтерского учета выступает Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон N 402-ФЗ). Обязанность экономического субъекта по формированию и утверждению своей учетной политики, закреплена в статье 8 Закона N 402-ФЗ. При этом в силу пункта 2 указанной статьи организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Между тем пока Минфином России не утверждены федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) для нефинансовых организаций негосударственного сектора, но работа в этом направлении ведется. В соответствие с Программой разработки ФСБУ на 2018-2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н, подготовлены проекты ФСБУ «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)», «Незавершенные капитальные вложения», «Некоммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет аренды», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Ознакомиться с текстами этих документов можно на сайте: http://bmcenter.ru.

До утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ. Более того, с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета (пункты 1, 1.1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ).

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

 

Итак, основные принципы учетной политики закреплены в статье 8 Закона N 402-ФЗ, а конкретный порядок ее формирования (с учетом вышеизложенного), установлен пока Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008). Причем с 06.08.2017 г. ПБУ 1/2008 действует в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н» (далее – Приказ Минфина России N 69н).

 

Именно ПБУ 1/2008 при формировании своей учетной политики обязаны руководствоваться российские фирмы, за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора, на которые в силу пункта 1 ПБУ 1/2008, положения данного нормативного документа не распространяются.

«Иностранцы» - филиалы и представительства иностранных компаний, находящиеся на российской территории, также обязаны формировать свою учетную политику, причем для этих целей они могут использовать либо положения ПБУ 1/2008 либо свои национальные стандарты. При этом второй вариант может использоваться указанными экономическими субъектами лишь при условии, что национальные правила не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности (далее - МСФО).

 

Обращаем Ваше внимание на то, что в части формирования учетной политики нормами ПБУ 1/2008 обязаны руководствоваться все организации, а в части ее раскрытия - компании, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно:

- законодательству Российской Федерации;

- учредительным документам;

- по собственной инициативе.

 

Заметим, что основная масса российских коммерческих фирм представлена сегодня акционерными обществами, а также обществами с ограниченной ответственностью.

Напоминаем, что в соответствии с положениями статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» свою годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность обязаны раскрывать публичные акционерные общества.

Аналогичная обязанность распространяется и на не публичные акционерные общества с количеством акционеров более 50. Объем и порядок обязательного раскрытия определен разделом VII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 г. N 454-П.

Требование о публикации годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности касается и обществ с ограниченной ответственностью, если они публично размещают облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, на что указывает пункт 2 статьи 49 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

 

В связи с тем, что положения ПБУ 1/2008 обновлены Приказом Минфина России N 69н, по мнению автора, нелишне будет напомнить его основные положения, чтобы в процессе работы над учетной политикой 2019 г. свести к минимуму возникновение каких-либо проблем.

Отметим, что Закон N 402-ФЗ понимает под учетной политикой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 8 Закона N 402-ФЗ).

При этом ПБУ 1/2008 к способам ведения бухгалтерского учета относит способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета и обработки информации.

Так как перечень способов ведения бухгалтерского учета, содержащихся в ПБУ 1/2008, является исчерпывающим, то иные способы или методы в учетной политике освещать нет необходимости.

В Законе N 402-ФЗ не упомянута обязанность главного бухгалтера по формированию учетной политики, в силу чего сформировать учетный регламент компании может не только главбух, но и иное лицо, на которое возложено ведение учетной работы. Аналогичные нормы предусмотрены и ПБУ 1/2008.

В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 402-ФЗ за организацию ведения бухгалтерского учета и хранение бухгалтерской документации отвечает руководитель экономического субъекта.

Причем в зависимости от конкретных факторов (объема учетной работы, структуры компании, вида бизнеса, степени автоматизации учетных работ, а также наличия у экономического субъекта определенного статуса) руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Если речь идет о кредитной организации, то обязанности по ведению бухгалтерского учета могут быть возложены руководителем исключительно на главного бухгалтера.

В организациях, наделенных Законом N 402-ФЗ правом ведения упрощенных способов бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность (далее – УСВБУ), а также в компаниях, имеющих статус субъектов среднего предпринимательства, не поименованных в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, руководители вправе вести учет лично.

Для справки: критерии отнесения организаций в состав субъектов малого и среднего предпринимательства установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

 

Напоминаем, что УСВБУ вправе применять организации, названные в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ и не входящие при этом в перечень субъектов, установленный пунктом 5 указанной статьи.

 

Подготовленный проект учетной политики, сформированной на основе ПБУ 1/2008, утверждается руководителем фирмы. При этом, как следует из пункта 8 ПБУ 1/2008, принятая организацией учетная политика оформляется в виде соответствующего организационно-распорядительного документа (обычно, приказом по организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Следовательно, учетную политику организация на 2019 год нужно утвердить не позднее 29.12.2018 г. (последний рабочий день).

 

Обратите внимание!

Иные сроки утверждения учетной политики установлены только для вновь созданных компаний, в том числе посредством реорганизации. Такие организации обязаны утверждать свою учетную политику не позднее 90 дней со дня своей государственной регистрации в качестве юридического лица. В этом случае учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации фирмы.

 

Отметим, что в соответствии с ПБУ 1/2008 формирование учетной политики включает в себя утверждение:

- рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- форм первичных учетных документов и форм регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядка проведения инвентаризации активов и обязательств компании;

- способов оценки активов и обязательств;

- правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

- порядка контроля над хозяйственными операциями;

- других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета.

 

Формы первичных документов, которые организация (за исключением организаций государственного сектора) намерена использовать в своей деятельности, определяются руководителем компании с подачи главного бухгалтера или иного лица, на которое возложено ведение учета.

При этом для документального подтверждения своих фактов хозяйственной жизни организации вправе пользоваться любыми формами «первички» (как унифицированными, так и самостоятельно разработанными), главное, что в них имелись все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.

 

Обратите внимание!

Из Письма ФНС России от 13.01.2016 г. N СД-4-3/105@ вытекает, что если в формах «первички», используемых организацией, печать указана как реквизит документа, то ее наличие на документе является обязательным.

 

Обратите внимание!

Обязательными к применению продолжают оставаться формы первичных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). Такие разъяснения на этот счет приведены в Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Информация Минфина России N ПЗ-10/2012), а также в Письме Минфина России от 25.01.2017 г. N 03-01-15/3482.

Аналогичные пояснения содержатся в Письмах Минфина России от 28.08.2018 г. N 03-03-06/1/61110, от 13.04.2018 г. N 03-03-06/1/24600.

 

Напоминаем, что по общему правилу «первичка» составляется при совершении факта хозяйственной жизни, и только если это не представляется возможным, допускается составление первичных учетных документов сразу после его окончания.

 

При этом первичные учетные документы могут составляться как на привычных бумажных носителях, так и в виде электронных документов, подписанных электронной подписью.

При использовании электронной «первички» в установленных законом случаях по требованию контрагента или государственного органа организация обязана за свой счет изготавливать бумажную копию первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

Исходя из этого, в учетной политике следует оговорить, кем и в какие сроки будут изготавливаться подобные копии.

 

Практика показывает, что бизнес не особо стремится к использованию самостоятельно разработанных форм «первички», отдавая предпочтение типовым формам документов. Тем более, что некоторые формы по-прежнему остаются обязательными. Поэтому, чтобы избежать лишних трудозатрат, организация может принять решение о применении типовых форм, приведя в учетной политике их перечень со ссылкой на соответствующие альбомы, а самостоятельно разработанные формы документов (например, форму бухгалтерской справки) вынести в отдельное приложение к учетной политике.

Если организация принимает решение об использовании электронной «первички», то в учетной политике нужно оговорить вид электронной подписи, которая будет использоваться организацией.

 

Особо обращаем ваше внимание на то, что ПБУ 1/2008 обязывает организацию утверждать и формы регистров бухгалтерского учета. Аналогичное требование закреплено в статье 10 Закона N 402-ФЗ, в силу пункта 5 которого в общем случае формы регистров бухгалтерского учета утверждаются руководителем организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Согласно пункту 4 статьи 10 Закона N 402-ФЗ обязательными реквизитами бухгалтерских регистров являются следующие реквизиты:

- наименование регистра;

- наименование экономического субъекта, составившего регистр;

- дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

- величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

 

Вести их также как и «первичку» можно как в бумажном виде, так и в электронной форме. Регистры в форме электронных документов заверяются электронной подписью, на что указывает пункт 6 статьи 10 Закона N 402-ФЗ.

Так как сегодня подавляющее число организаций ведут учет с помощью специализированных бухгалтерских программ, то, по мнению автора, в данном разделе учетной политики следует указать, какая лицензионная программа используется для ведения учета, а также закрепить состав используемых бухгалтерских регистров не «зашитых» в алгоритм компьютерной программы.

Не забудьте, что организации, применяющие УСВБУ, могут для систематизации и накопления информации использовать упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. А организации – субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров. На это обращено внимание и в Информации Минфина России от 29.06.2016 г. N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (далее – Информация N ПЗ-3/2016).

 

Перечень допущений и требований бухгалтерского учета, которыми следует руководствоваться при формировании учетной политики, установлен пунктами 5 и 6 ПБУ 1/2008. Напоминаем, что в силу пункта 5 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики организация должна исходить из допущения:

- имущественной обособленности;

- непрерывности деятельности организации;

- последовательности применения учетной политики;

- временной определенности фактов хозяйственной жизни.

Причем если учетная политика компании сформирована из этих допущений, то их раскрытие в бухгалтерской отчетности не является обязательным! При использовании любых иных допущений, их перечень вместе с причинами их применения подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности. Этого требует пункт 19 ПБУ 1/2008.

 

Обратите внимание!

По общему правилу пункта 5.1 ПБУ 1/2008 организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. Исключением из этого правила являются лишь дочерние компании, которые в силу пункта 14 статьи 21 Закона N 402-ФЗ обязаны применять способы учета, установленные материнскими организациями.

 

На основании пункта 6 ПБУ 1/2008 учетная политика организации должна обеспечивать требования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. Причем сейчас под рациональным ведением бухгалтерского учета понимается ведение учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

 

В силу пункта 6.1 ПБУ 1/2008 микропредприятия и некоммерческие организации, применяющие УСВБУ, могут предусмотреть в своей учетной политике, что ведение бухгалтерского учета осуществляется ими по простой системе (без применения двойной записи). Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в пункте 2.1 Информации N ПЗ-3/2016.

 

Для справки: выбранные УСВБУ организация также закрепляет в своей учетной политике, которая должна обеспечивать, в том числе рациональное ведение учета, на что обращено внимание в Информационном сообщении Минфина России от 24.06.2016 г. N ИС-учет-5.

 

Как сказано в пункте 3 статьи 8 Закона N 402-ФЗ, при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (пункт 4 статьи 8 Закона N 402-ФЗ).

В свою очередь пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.

Если же по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ сама, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, используя последовательно следующие документы, названные в пункте 7.1 ПБУ 1/2008:

- МСФО;

- положения ФСБУ и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

- рекомендации в области бухгалтерского учета.

 

Обратите внимание!

Организация, применяющая УСВБУ, в такой ситуации вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (пункт 7.2 ПБУ 1/2008).

То же самое касается и ситуации, когда применение учетной политики, сформированной по общим правилам, приводит к формированию несущественной информации, то есть информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности не зависят экономические решения пользователей отчетности. Организация самостоятельно относит информацию к несущественной, исходя как из ее величины, так и из характера (пункт 7.4 ПБУ 1/2008).

 

Если организация до вступления в силу Приказа Минфина России N 69н применяла самостоятельные способы бухгалтерского учета, разработанные ею в прежнем порядке, то она может использовать такие способы вплоть до вступления в действие соответствующих ФСБУ, которые, как известно, являются обязательными к применению. Такой вывод можно сделать на основании Рекомендаций аудиторам, данных Минфином России в Письме от 19.01.2018 г. N 07-04-09/2694.

 

Обратите внимание!

С 06.08.2017 г. ПБУ 1/2008 допускает возможность при формировании учетной политики отступать от общих правил ее формирования, предусмотренных пунктами 7 и 7.1 ПБУ 1/2008. Но это может быть только в исключительных случаях и при выполнении условий, прямо перечисленных в пункте 7.3 ПБУ 1/2008.

При этом организация, отступившая при формировании своей учетной политики от общих правил ее формирования, обязана раскрывать информацию об отступлении от них и о применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета. Требования к раскрываемой информации приведены в пункте 20.2 ПБУ 1/2008.

 

Кроме того, с указанной даты организации, раскрывающие составленную в соответствии с МСФО консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Фактически это означает, что если способ ведения учета, установленный ФСБУ, приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО, то организация вправе его не применять. На это обращено внимание и в Письме Минфина России от 19.01.2018 г. N 07-04-09/2694.

Однако отказ от ФСБУ повлечет за собой описание каждого не примененного способа учета с раскрытием соответствующего требования МСФО и описанием того, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного ФСБУ (пункт 20 ПБУ 1/2008).

 

Пунктом 5 ПБУ 1/2008 определено, что учетная политика организации применятся последовательно из года в год, следовательно, утверждать ее ежегодно нет необходимости. Формируется она один раз - при создании организации в срок не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица и применяется вплоть до его ликвидации. Однако при необходимости компания вправе внести в свой учетный регламент необходимые изменения.

Напоминаем, что пунктом 10 ПБУ 1/2008 предусмотрены как обязательные случаи внесения изменений в учетную политику, так и добровольные.

Обязательным случаем внесения изменений в учетную политику в соответствии с ПБУ 1/2008 признается изменение законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.

Добровольным внесением изменений считается:

- разработка компанией новых способов ведения бухгалтерского учета, предполагающих повышение качества информации об объектах бухгалтерского учета;

- существенные изменения условий хозяйствования. В качестве таковых могут выступать реорганизация, изменение видов деятельности и тому подобное.

 

Не запрещает изменять свою учетную политику и Закон N 402-ФЗ, но при этом уточняет, что изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

- изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

- разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

- существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

 

Так как ПБУ 1/2008 применяется в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ, на что указывает Информация Минфина России N ПЗ-10/2012, то можно сделать вывод о том, что для внесения изменений в учетную политику одного факта внесения изменений в нормативно-правовой акт по бухгалтерскому учету недостаточно. Нужно чтобы изменились и ранее установленные требования к учету.

Утверждение способов ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации, не считается изменением учетной политики.

 

По общему правилу, следующему из пункта 12 ПБУ 1/2008, внесение изменений в учетную политику производится с начала отчетного года, то есть с 1 января. Аналогичная норма закреплена в пункте 7 статьи 8 Закона N 402-ФЗ.

При этом если ранее пунктом 25 ПБУ 1/2008 было предусмотрено, что изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации, то теперь такое требование из ПБУ 1/2008 исключено.

 

Имейте в виду, что при необходимости пункт 12 ПБУ 1/2008 допускает внесение изменений в учетную политику и в течение финансового года! По мнению автора, это в полной мере может распространяться на обязательное внесение изменений в учетную политику компании.

Особо обращаем Ваше внимание на то, что все изменения, вносимые в регламент, используемый в целях ведения бухгалтерского учета, должны иметь соответствующее обоснование и оформляться, как и сама учетная политика, соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и тому подобное) организации (пункт 11 ПБУ 1/2008).

 

Изменения, вносимые в учетную политику компании, не могут не сказываться на ее финансовом положении. Если изменения, внесенные в учетную политику, способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, то их следует оценить в денежном выражении, на что указывает пункт 13 ПБУ 1/2008.

Причем оценка таких последствий производится на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

 

ПБУ 1/2008 допускает два возможных способа отражения последствий изменения учетной политики:

- ретроспективный;

- перспективный.

Ретроспективный метод основан на предположении, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Фактически он заключается в корректировке входящего сальдо по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида (пункт 15 ПБУ 1/2008).

Корректировка названных показателей обусловлена соблюдением принципа сопоставимости данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ретроспективный метод по общему правилу применяется как в отношении обязательного внесения изменений в учетную политику, так и в отношении добровольного. Исключение касается случаев, когда:

- соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики;

- денежная оценка последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному периоду, не может быть произведена с достаточной надежностью.

В этих случаях корректировка нераспределенной прибыли и (или) других статей бухгалтерского баланса не производится, а используется перспективный метод, в основе которого лежит предположение, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа.

 

Обратите внимание!

Организации, применяющие УСВБУ, могут отражать изменения учетной политики перспективно, такое право им предоставляет пункт 15.1 ПБУ 1/2008. Если это право используется, то это целесообразно отметить в учетной политике компании.

 

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности, на это указывает пункт 16 ПБУ 1/2008. Кстати, аналогичное требование вытекает и из пункта 10 ПБУ 4/99, а также из пункта 35 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н.

 

Пункт 17 ПБУ 1/2008 требует от организаций раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

 

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими ФСБУ (пункт 18 ПБУ 1/2008).

 

Если компания публикует свою отчетность не в полном объеме, то информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

 

Пункт 20 ПБУ 1/2008 требует раскрытия в бухгалтерской отчетности наличия существенной неопределенности, связанной с условиями или событиями, вызывающими значительные сомнения в способности организации продолжать свою деятельность далее. Поэтому при наличии таких фактов в бухгалтерской отчетности организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать ее причины.

 

Пунктом 24 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

При этом в обязательном порядке приводится не только причина и содержание изменения учетной политики, но и следующая информация, названная в пункте 21 ПБУ 1/2008:

- порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

- сумма соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

В случае если раскрытие вышеназванной информации по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

 

Обратите внимание!

Если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, то организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт (пункт 23 ПБУ 1/2008).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.086 с.)