Специальная оснастка и специальная одежда в учетной политике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальная оснастка и специальная одежда в учетной политике



 

Операции с такими видами имущества, как специальный инструмент, специальные приспособления, специальное оборудование и специальная одежда являются обычными для подавляющего числа российских фирм-производителей. Так как бухгалтерское право в части учета названных активов допускает несколько возможных вариантов, то таким активам нужно уделить внимание при формировании своей учетной политики для целей бухгалтерского учета (далее – учетная политика).

 

Прежде, чем рассматривать сами вопросы формирования учетной политики организации в части специальной оснастки и специальной одежды отметим, что требование о наличии у экономического субъекта такого документа как учетная политика установлено на законодательном уровне, на что указывает статья 8 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ).

Законом определено, что организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. Если в отношении конкретного объекта учета федеральными стандартами не установлен способ ведения, то организация самостоятельно разрабатывает правила учетной работы, исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Между тем пока Минфин России утвердил лишь часть федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее - ФСБУ) для организаций государственного сектора. Для нефинансовых организаций, не относящихся к госсектору, подготовлена лишь часть проектов ФСБУ - «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)», «Незавершенные капитальные вложения», «Некоммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет аренды», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», ознакомиться с текстами которых можно на сайте: http://bmcenter.ru.

Для справки: Программа разработки ФСБУ для таких организаций на 2018-2020 гг. утверждена Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н (далее – Программа). Согласно Программе вступление в действие ФСБУ «Запасы» запланировано на 2019 г.

В то же время пунктом 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что до утверждения ФСБУ и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются «старые» правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденные Минфином России до 01.01.2013 г., применяемые в части, не противоречащей Закону N 402-ФЗ. Это подтверждает и Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Более того, с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета, на что указывает пункт 1.1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ.

 

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

 

Иными словами пока ФСБУ «Запасы» носит статус проекта, то в его роли выступает Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01).

Напомним, что с точки зрения бухгалтерского учета материально-производственные запасы организации представляют собой оборотные активы компании. По общему правилу в составе оборотных активов учитываются также специальный инструмент, специальные приспособления, специальное оборудование (далее - специальная оснастка) и специальная одежда. В то же время для названных видов имущества, относимых в состав оборотных средств, предусмотрен специальный порядок отнесения стоимости на затраты, на что указывают Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина России от 26.12.2002 г. N 135н (далее – Методические указания N 135н).

Следовательно, основным нормативным документом, регулирующим учет специальной оснастки и специальной одежды, пока остаются Методические указания N 135н.

 

Исходя из пункта 2 Методических указаний N 135н, в составе указанных активов к бухгалтерскому учету организации принимаются:

· специальный инструмент и специальные приспособления - технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг). В состав специального инструмента и специальных приспособлений входят:

- инструменты;

- штампы;

- пресс-формы;

- изложницы;

- прокатные валки;

- модельная оснастка;

- стапели;

- кокили;

- опоки;

- плазово-шаблонная спецоснастка;

- другие виды специальных инструментов и специальных приспособлений.

Следует иметь в виду, что технические средства, предназначенные для производства типовых видов продукции (работ, услуг), не могут учитываться в качестве специального инструмента и специальных приспособлений!

· специальное оборудование - многократно используемые в производстве средства труда, обеспечивающие условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций. К данной категории имущества Методические указания N 135н относят:

- специальное технологическое оборудование (химическое, металлообрабатывающее, кузнечно-прессовое, термическое, сварочное, другие виды специального технологического оборудования), применяемое для выполнения нестандартных операций;

- контрольно-испытательную аппаратуру и оборудование (стенды, пульты, макеты готовых изделий, испытательные установки), предназначенные для регулировок, испытаний конкретных изделий и сдачи их заказчику (покупателю);

- реакторное оборудование;

- дезавакционное оборудование;

- другие виды специального оборудования.

Технологическое оборудование для выполнения типовых (стандартных) операций по механической, термической, гальванической и иной обработке деталей и изделий, стандартное испытательное оборудование для проверки покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий и материалов, а также иное оборудование общего применения, не учитывается как специальное оборудование.

· специальная одежда - средства индивидуальной защиты работников организации.

В состав специальной одежды входит: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления, в том числе:

- комбинезоны;

- костюмы;

- куртки;

- брюки;

- халаты;

- полушубки;

- тулупы;

- различная обувь;

- рукавицы;

- очки;

- шлемы;

- противогазы;

- респираторы;

- другие виды специальной одежды.

 

Учитывая классификацию специальных активов, закрепленную в Методических указаниях N 135н, в своей учетной политике организация должна привести свой перечень имущества, учитываемого ею в качестве специальной оснастки и специальной одежды, ведь этот перечень определяется организацией самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности.

 

Обратите внимание!

Пункт 9 Методических указаний N 135н позволяет организациям вести учет специальной оснастки в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01). Такие же разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 13.07.2011 г. N 03-03-06/1/421. При этом из Письма Минфина России от 12.05.2003 г. N 16-00-14/159 вытекает, что такая возможность имеется и по специальной одежде.

Хотя, по мнению автора, в последнем случае финансовое ведомство имеет в виду не столько использование балансового счета 01 «Основные средства», сколько документальное оформление хозяйственных операций, связанных со специальной одеждой, ведь из Методических указаний N 135н прямо вытекает, что специальная одежда до передачи ее в эксплуатацию учитывается исключительно на счете 10 «Материалы». Исходя из чего, под такими рекомендациями в данном случае нужно понимать возможность применения форм первичных учетных документов, предусмотренных для учета движения основных средств. Напоминаем, что организации коммерческой сферы могут для документального оформления фактов хозяйственной жизни применять как унифицированные формы бухгалтерской «первички», так и самостоятельно разработанные, отвечающие требованиям пункта 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.

Для справки: унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

 

С точки зрения автора, в части учета специальной одежды наиболее правильным является вариант включения ее в состав оборотных средств компании.

А вот в части специальной оснастки, организация должна обязательно сделать выбор метода ее учета и указать его в учетной политике. До принятия решения по данному вопросу рекомендуем оценить все «за» и «против» каждого из вариантов, в том числе документальное оформление операций, четкость и ясность имеющихся методов учета и в том, и в другом случае, влияние метода учета на размер налоговых платежей и так далее.

При выборе метода учета нужно учитывать, что в налоговом учете в качестве основных средств специальная оснастка может учитываться лишь в том случае, если ее первоначальная стоимость превышает 100 000 руб. При меньшей стоимости это имущество будет признаваться материальными расходами компании, стоимость которого может включаться в состав материальных расходов двумя вариантами:

Ø в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

Ø в течение самостоятельно определенного периода с учетом срока использования данного имущества или иных экономически обоснованных показателей.

 

Если организация принимает решение об учете специальной оснастки в порядке, предусмотренном для учета ОС, то необходимо указать, что специальная оснастка, отвечающая условиям пункта 4 ПБУ 6/01, учитывается организацией в составе основных средств.

 

Затем в учетной политике следует привести оценку, в которой специальная оснастка и специальная одежда принимаются к учету.

Напомним, что специальная оснастка и специальная одежда, находящиеся в собственности организации (в хозяйственном ведении или оперативном управлении) принимаются к учету по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость спецактивов определяется в порядке, предусмотренном для материально-производственных запасов, изложенном в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 г. N 119н. Порядок формирования фактической себестоимости спецактивов зависит от способа их поступления в организацию.

 

Если организация изготавливает специальную оснастку или специальную одежду собственными силами, то затраты по ее изготовлению относятся на счета учета производственных затрат. Окончание работ подтверждается Актом выполненных работ, форму которого организация должна разработать самостоятельно и закрепить ее использование в учетной политике.

Напоминаем, что обязательными реквизитами первичного учетного документа согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ являются:

· наименование документа;

· дата составления;

· наименование экономического субъекта, составившего документ;

· содержание факта хозяйственной жизни;

· величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

· наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

· подписи вышеназванных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

 

Специальная оснастка и специальная одежда, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении, учитываются на забалансовых счетах в оценке, предусмотренной в договоре, или в оценке, согласованной с их собственником.

 

До момента передачи в производство специальная оснастка и специальная одежда учитывается организацией на специальном субсчете, открываемом к балансовому счету 10 «Материалы». Поэтому организации следует к счету 10 «Материалы» открыть два соответствующих субсчета. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н (далее – План счетов бухгалтерского учета) для этих целей рекомендованы субсчета:

10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».

10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Причем в учетной политике нужно указать, в каких ценах ведется учет специальной оснастки и специальной одежды на счете 10 «Материалы» – по фактическим или учетным ценам. Не забудьте, что второй вариант предполагает использование счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Кроме того, в учетной политике нужно отметить порядок документального оформления операций по поступлению специальной оснастки и специальной одежды на склад организации, а также, какими документами оформляется их отпуск в производство.

Понятно, что документальное оформление этих операций зависит от того, каким образом ведется учет – в порядке, предусмотренном для учета материалов или же основных средств.

Если организация производит передачу изготовленной специальной оснастки в производственные (эксплуатирующие) подразделения организации без ее фактического завоза на склад организации, то это также отмечается в учетной политике.

Здесь же прописывается организация аналитического учета специальной оснастки и специальной одежды, переданной в эксплуатацию. Аналитика (по количеству, стоимости, местам эксплуатации и материально-ответственным лицам) может вестись либо по наименованиям, либо по номенклатурным номерам. Кроме того указывается способ ведения аналитического учета - в оборотных ведомостях или в электронном виде.

 

Следующим элементом данного раздела учетной политики компании является выбор способа погашения стоимости специальной оснастки и специальной одежды.

Но перед этим следует привести свои критерии включения объектов специальной оснастки в однородные группы, так как способ погашения стоимости по группе однородных объектов специальной оснастки, выбранный организацией, производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу (то есть не изменяется).

Для погашения стоимости специальной оснастки организация может использовать:

- способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);

- линейный способ.

Какой вариант списания стоимости используется организаций по каждой группе однородных объектов следует отметить в учетной политике.

 

Обратите внимание!

Если сроки выдачи специальной одежды не превышают 12 месяцев, то допускается единовременное отнесение ее стоимости на затраты, такое право закреплено в пункте 21 Методических указаний N 135н. Использование данного права фиксируется в учетной политике.

Не забудьте, что с целью сохранности специальной одежды, стоимость которой списана единовременно, организации следует организовать ее забалансовый учет. Для этих целей следует открыть забалансовый счет, например 012 «Специальная одежда, переданная в эксплуатацию», на котором учет ведется в одностороннем порядке по фактической себестоимости.

Стоимость специальной одежды, сроки выдачи которой превышает 12 месяцев, погашается линейным способом исходя из сроков полезного использования специальной одежды, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также в Межотраслевых правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. N 290н.

В случае использования линейного способа погашения стоимости по специальной оснастке организации необходимо указать, чем организация руководствуется при установлении сроков полезного использования в части специального оборудования.

 

Затем нужно указать, с какого момента организация начинает производить погашение стоимости специальной оснастки и специальной одежды - с момента передачи ее в эксплуатацию, либо по аналогии с основными средствами – с месяца, следующего за месяцем передачи ее в эксплуатацию.

 

Обратите внимание!

Если в организации количество специальной оснастки весьма внушительно, то вести учет ее наличия и движения можно по укрупненным комплектам, сгруппированным по однородным признакам. Какими критериями группировки укрупненных комплектов специальной оснастки руководствуется компания в случае применения данного права, нужно указать в учетной политике.

Не забудьте отметить в учетной политике, что специальная оснастка и специальная одежда может списываться с бухгалтерского учета в связи с непригодностью ее к дальнейшему использованию и указать, кем принимается решение о списании. Обычно определение непригодности и вопросы списания с учета решает постоянно действующая либо рабочая инвентаризационная комиссии организации. При этом организации следует разработать форму документа, на основании которого будет списываться имущество, пришедшее в негодность, и утвердить ее использование в своем регламенте.

Мы уже отметили, что если срок полезного использования и стоимость специальной оснастки и специальной одежды превышает соответственно 12 месяцев и 100 000 руб., то в налоговом учете данное имущество будет учтено в составе амортизируемых основных средств.

Стоимость такого имущества будет погашаться посредством начисления амортизации, при этом может использоваться линейный или нелинейный метод. Кроме того, для целей налогового учета по основным средствам организация может воспользоваться и амортизационной премией.

Специальная оснастка и специальная одежда с меньшим сроком и стоимостью за единицу включается в налоговом учете в состав материальных расходов на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации:

Ø в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

Ø в течение самостоятельно определенного периода с учетом срока использования данного имущества или иных экономически обоснованных показателей.

Наличие второго варианта позволяет организациям, учитывающих «малоценную» специальную оснастку в порядке, предусмотренном для учета ОС, значительно сблизить налоговый учет указанного имущества с его бухгалтерским учетом.

Причем, как разъясняют финансисты, расходы работодателя на приобретение спецодежды и средств индивидуальной защиты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов в пределах норм, предусмотренным законодательством, или по повышенным нормам, утвержденным локальными нормативными актами работодателя на основании результатов специальной оценки условий труда. О том, что нормы выдачи спецодежды не влияют на порядок ее налогового учета, говорит и Минфин России в Письме от 19.08.2016 г. N 03-03-06/1/48743.

Однако применение самостоятельных норм выдачи спецодежды требует от организации выполнения определенных условий.

 

Доходы в учетной политике

 

Как известно, в бухгалтерском учете все доходы организации подразделяются на две категории: на доходы от обычных видов деятельности и на прочие доходы. Такая классификация доходов обусловлена своими определенными критериями, в силу чего порядок группировки доходов является элементом учетной политики организации для целей бухгалтерского учета.

 

Вначале напомним, что обязанность организации по формированию такого документа внутрифирменного использования, как бухгалтерская учетная политика, установлена статьей 8 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ).

При этом в пункте 2 указанной статьи определено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Федеральные и отраслевые стандарты, о которых идет речь, в части организаций негосударственного сектора еще не утверждены Минфином России, но работа по их разработке ведется в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018-2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н (далее – Программа).

Согласно Программе проект федерального стандарта бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) «Доходы» должен разработать НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», а введение этого стандарта в действие запланировано на 2022 г.

До утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России до 01.01.2013 г. Более того, с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета (пункты 1, 1.1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ).

 

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

 

Таким образом, принципы формирования учетной политики, которыми руководствуются российские фирмы (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора), пока установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008), которое сегодня играет роль ФСБУ.

 

Согласно ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

При этом к способам ведения бухгалтерского учета ПБУ 1/2008 относит, в том числе, и способы группировки, а также оценки фактов хозяйственной жизни, следовательно, это в полной мере распространяется и на доходы, полученные компанией.

 

Обратите внимание!

Из пункта 7 ПБУ 1/2008 вытекает, что учет конкретных объектов бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. Если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, то организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь при этом пунктами 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.

В том случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения учета, то организация разрабатывает соответствующий способ самостоятельно, исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы, названные в пункте 7.1 ПБУ 1/2008:

- международные стандарты финансовой отчетности;

- положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

- рекомендации в области бухгалтерского учета.

В том случае если организация в силу Закона N 402-ФЗ применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – УСВБУ), при формировании учетной политики в рассматриваемой ситуации ей достаточно исходить из требования рациональности.

 

Для справки: требование рациональности определяется исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

 

Следовательно, в разделе учетной политики, посвященном доходам, организация должна осветить лишь те моменты, в части которых бухгалтерское законодательство:

- предлагает вариантность учета доходов;

- предписывает организации принять самостоятельное решение;

- не содержит конкретного порядка учета операций, связанных с доходами компании.

 

Отметим, что пока коммерческие фирмы (кроме кредитных и страховых организаций) бухгалтерский учет своих доходов ведут в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 32н (далее - ПБУ 9/99). Некоммерческие организации (за исключением организаций государственного сектора) применяют нормы ПБУ 9/99 в части доходов, полученных от предпринимательской и иной деятельности, на что указывает пункт 1 ПБУ 9/99.

 

Согласно ПБУ 9/99 в бухгалтерском учете под доходами организации понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой фирмы, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Вместе с тем не все поступления, полученные фирмой от организаций и физических лиц, признаются ее доходами. Пункт 3 ПБУ 9/99 выводит из состава бухгалтерских доходов суммы:

- налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

- полученные по посредническим договорам в пользу комитента, принципала и тому подобными;

- полученные в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

- авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

- задатка;

- залога, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

- полученные в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

 

Для справки: перечисленные суммы не признаются доходами организации и в налоговом учете, на что указывают положения статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Пунктом 4 ПБУ 9/99 определено, что все бухгалтерские доходы организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Причем группировка доходов зависит от характера, условия получения дохода и направлений деятельности компании.

Организации в целях бухгалтерского учета имеют право самостоятельно признавать поступления либо доходами от обычных видов деятельности, либо прочими доходами. Критерии признания поступлений доходами от обычных видов деятельности следует закрепить в своей учетной политике. Как правило, в качестве такого критерия выступает основной вид деятельности компании, обычно закрепляемый в учредительных документах юридического лица.

Заметим, что организации, обладающие специальной правоспособностью на основании закона (некоммерческие организации, унитарные предприятия и так далее) в своих учредительных документах предмет и цели деятельности указывают в обязательном порядке. Коммерческие фирмы могут указывать эту информацию и в тех случаях, когда закон этого не требует.

Однако зачастую, подготавливая учредительные документы, организация ограничивается лишь перечислением видов деятельности, которые она намерена осуществлять, и при этом основной вид деятельности ею не выделяется.

В Письме Минфина России N 04-05-11/71, датированном 24.09.2001 г., разъяснено, что если в учредительных документах не отражены предметы деятельности, доходы от которых получены организацией, то применяется одно из важных правил бухгалтерского учета - правило существенности. Иными словами, если величина полученного дохода от деятельности, не указанной в учредительных документах, составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, то эти доходы должны формировать доходы от обычных видов деятельности.

Учитывая это, организация должна закрепить в учетной политике используемый ею уровень существенности, которым она будет руководствоваться при классификации доходов. Практика показывает, что обычно граница существенности для этих целей устанавливается в размере 5%. Вместе с тем, учитывая то, что сегодня законодательно конкретный уровень существенности не закреплен, организация может установить и иной порог существенности, отличный от 5%.

 

Из пункта 5 ПБУ 9/99 вытекает, что доходы от обычных видов деятельности отождествляются с выручкой от продажи продукции, товаров, от выполнения работ или от оказания услуг (далее - выручка).

При этом ПБУ 9/99 уточняет, что:

- если основным видом деятельности компании является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, то выручкой признаются суммы поступившей арендной платы;

- если организация предоставляет за плату права, возникающие из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и эта деятельность является для организации основной, то выручкой будут считаться лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности;

- для фирм, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, связанные с этой деятельностью.

 

В тех случаях, когда перечисленные выше виды деятельности не являются для организации основными, доходы, получаемые организацией от их осуществления, следует относить к прочим доходам организации.

 

По общему правилу выручка отражается в учете при одновременном выполнении условий, установленных пунктом 12 ПБУ 9/99, а именно:

- организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

- сумма выручки может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

- право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

 

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

 

Из общего правила имеется исключение, когда для признания выручки достаточно выполнения лишь первых трех из вышеперечисленных условий. В таком порядке в учете отражается выручка от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, а также от участия в уставных капиталах других компаний.

Поэтому если основным видом деятельности компании выступает любой из перечисленных «исключительных» видов бизнеса, то при формировании своей учетной политики ей следует учесть данное правило.

 

Порядок определения выручки определен пунктом 6 ПБУ 9/99, согласно которому выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).

Причем в общем случае выручка определяется исходя из договорных цен.

В то же время ПБУ 9/99 предусматривает и особые правила определения выручки. Так, если цена в договоре не установлена и договорные условия не позволяют ее определить, то выручка определяется из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.

Если договором предусмотрена оплата неденежными средствами, то определение выручки зависит от возможности определения стоимости ценностей, полученных организацией в счет исполнения обязательств по договору:

- если определение таковой возможно, то выручка принимается к учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией;

- если же установить стоимость ценностей, полученных организацией невозможно, то выручка в учете определяется стоимостью переданной или подлежащей передаче продукции (товаров). Стоимость продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров).

 

По общему правилу организации признают доходы в бухгалтерском учете методом начисления.

В то же время компании, применяющие УСВБУ, могут признавать доходы кассовым методом, на что прямо указано в пункте 12 ПБУ 9/99.

 

Напомним, что по общему правилу пункта 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ УСВБУ вправе применять следующие экономические субъекты:

· субъекты малого предпринимательства;

· некоммерческие организации;

· организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее – сколковцы).

 

В то же время пунктом 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ УСВБУ запрещено применять:

1) организациям, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) жилищным и жилищно-строительным кооперативам;

3) кредитным потребительским кооперативам (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовым организациям;

5) организациям государственного сектора;

6) политическим партиям, их региональным отделениям или иным структурным подразделениям;

7) коллегиям адвокатов;

8) адвокатским бюро;

9) юридическим консультациям;

10) адвокатским палатам;

11) нотариальным палатам;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.117 с.)