Формирование учетной политики некоммерческой организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование учетной политики некоммерческой организации



 

Некоммерческие организации, так же как и коммерческие фирмы, обязаны вести бухгалтерский учет и иметь свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета. Так как некоммерческая организация по общему правилу признается плательщиком налогов, то у нее должна быть и своя налоговая политика. В данной статье мы поговорим о формировании учетной политики некоммерческой организации.

 

В первую очередь отметим, что правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций (далее – НКО) осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и нормами Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон N 7-ФЗ).

Для справки: Закон N 7-ФЗ определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. При этом положения Закона N 7-ФЗ применяются только к тем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории России, в отношении которых другими федеральными законами не установлено иное.

Согласно статье 2 Закона N 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

 

Для справки: с 01.09.2014 г. НКО делятся на корпоративные (параграф 6 главы 4 ГК РФ) и унитарные (параграф 7 главы 4 ГК РФ).

 

НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

 

Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческие организации могут создаваться в форме:

· потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

· общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

· общественных движений;

· ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

· товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья;

· казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

· общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

· фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;

· учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

· автономных некоммерческих организаций;

· религиозных организаций;

· публично-правовых компаний;

· адвокатских палат;

· адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

· государственных корпораций;

· нотариальных палат.

При этом данный перечень форм НКО является закрытым.

 

Обратите внимание!

До 01.01.2019 г. в перечень некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 50 ГК РФ, входили садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы. Вместо них, с указанной даты введены только две формы некоммерческих организаций - садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

Такие изменения в ГК РФ внесены Федеральным законом от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

В отдельную группу среди некоммерческих организаций выделены так называемые социально ориентированные некоммерческие организации, которыми признаются НКО, созданные в предусмотренных Законом N 7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также следующие виды деятельности (пункт 1 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ):

Ø социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

Ø подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

Ø оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

Ø охрана окружающей среды и защита животных;

Ø охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

Ø оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

Ø профилактика социально опасных форм поведения граждан;

Ø благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);

Ø деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

Ø формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

Ø развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

Ø деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

Ø проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и не погребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

Ø участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Ø социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

Ø мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

Ø содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

Ø увековечение памяти жертв политических репрессий.

 

Напоминаем, что с 01.01.2017 г. если социально ориентированная некоммерческая организация на протяжении года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является иностранным агентом и не имеет задолженностей по налогам, то она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и вправе рассчитывать на меры финансовой и имущественной поддержки со стороны государства.

 

Для справки: перечень общественно полезных услуг и критерии оценки качества их оказания утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 г. N 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания».

 

Обращаем Ваше внимание на то, что закон не запрещает НКО осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, но только если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует таким целям.

При этом на основании пункта 5 статьи 50 ГК РФ большинство НКО уставом которых предусмотрено осуществление «доходной» деятельности, должны иметь достаточное для ее осуществления имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Исключение установлено только для казенных и частных учреждений, на которые данное требование не распространяется.

Если НКО осуществляет деятельность, приносящую доход, то на НКО в части ее «доходной» деятельности распространяются положения законодательства, применимые к коммерческим организациям. На это указывают пункт 1 статьи 2 ГК РФ и пункт 1 статьи 6 ГК РФ.

Согласно пункту 6 статьи 50 ГК РФ к отношениям по осуществлению НКО основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

 

Так как некоммерческая организация с момента своей государственной регистрации обладает правоспособностью юридического лица, то на нее в полной мере распространяются все нормы российского законодательства, относящиеся к организациям.

Статьей 32 Закона N 7-ФЗ установлено, что бухгалтерский учет в НКО ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Основным нормативным документом в сфере бухгалтерского учета является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ), сфера применения которого распространяется как на коммерческие компании, так и на некоммерческие организации. Следовательно, НКО в общем порядке ведут бухгалтерский учет и сдают свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

 

Причем, согласно статье 6 Закона N 402-ФЗ вести такой учет сегодня в полном объеме обязаны даже те НКО, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Такой вывод следует из статей 2 и 6 Закона N 402-ФЗ, а также из Письма Минфина России от 27.02.2015 г. N 03-11-06/2/10013.

В то же время некоммерческим организациям Закон N 402-ФЗ предоставляет право применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – УСВБУ), на что указывает пункт 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ.

Правда воспользоваться этим правом НКО может, если она не входит в круг лиц, определенных пунктом 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ. Согласно указанной норме УСВБУ запрещено применять следующим экономическим субъектам:

· организациям, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· жилищным и жилищно-строительным кооперативам;

· кредитным потребительским кооперативам (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

· микрофинансовым организациям;

· организациям государственного сектора;

· политическим партиям, их региональным отделениям или иным структурным подразделениям;

· коллегиям адвокатов;

· адвокатским бюро;

· юридическим консультациям;

· адвокатским палатам;

· нотариальным палатам;

· некоммерческим организациям, включенным в предусмотренный статьей 13.1 Закона N 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Заметим, что в силу статьи 21 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять УСВБУ, должны устанавливаться соответствующим федеральным стандартом бухгалтерского учета (далее – ФСБУ), утвержденным Минфином России. Между тем, пока финансовое ведомство утвердило лишь часть ФСБУ для организаций государственного сектора, а нефинансовых организаций негосударственного сектора подготовлен лишь ряд проектов ФСБУ.

 

Для справки: работа по разработке ФСБУ для названной категории организаций ведется в соответствии с Программой, утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 - 2020 гг. и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 85н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 70н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг." (далее – Программа).

В настоящее время подготовлены проекты таких ФСБУ, как «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)», «Незавершенные капитальные вложения», «Некоммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет аренды», а также «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», с текстами которых можно ознакомиться в Интернете.

 

В то же время в пункте 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ сказано, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

Кроме того, на основании пункта 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета.

 

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

 

Иными словами, пока в роли ФСБУ у большинства организаций (за исключением финансовых организаций и организаций государственного сектора), выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период.

При этом в действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ содержится немало положений, позволяющих определенным категориям фирм, упрощать ведение бухгалтерского учета.

Именно эти правила рассматриваются Минфином России в качестве УСВБУ, о чем позволяет судить Информация Минфина России от 29.06.2016 г. N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее – Информация N ПЗ-3/2016).

Подтверждает этот вывод и Информация Минфина России «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)» (далее - Информация ПЗ-1/2015), где чиновниками даны разъяснения о некоторых УСВБУ, касающихся непосредственно НКО, а также об упрощенной отчетности таких фирм.

 

Если НКО не входит в перечень лиц, поименованных в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, то она может воспользоваться своим правом применения УСВБУ, закрепив соответствующие положения в своей учетной политике, обязанность по формированию которой установлена статьей 8 Закона N 402-ФЗ.

Как следует из разъяснений финансистов, НКО, применяющие УСВБУ, могут:

вести бухгалтерский учет без применения метода двойной записи (пункт 6.1 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее – ПБУ 1/2008);

сокращать количество синтетических счетов в принимаемом рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с типовым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (пункт 3 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

Для справки: в этом случае отчетность НКО следует формировать также по упрощенным формам, иначе при использовании общих форм отчетности могут возникнуть проблемы.

 

расходы, связанные с уставной деятельностью (включая расходы, связанные с выбытием основных средств, на содержание аппарата управления, уплату налогов и сборов), показывать по группе статей «Расходы на содержание аппарата управления» сразу на счете 86 «Целевое финансирование» без предварительного отражения на счетах, предназначенных для учета производственных затрат (пункт 34 Информации Минфина России ПЗ-1/2015):

использовать упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета, форму которых на основании пункта 7 ПБУ 1/2008 НКО могут разработать самостоятельно. При этом, по мнению чиновников, за основу может быть взята схема регистров, предусмотренная Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.1998 г. N 64н (далее – Типовые рекомендации);

использовать кассовый метод признания доходов и расходов, применение которого разъяснено в пункте 20 Типовых рекомендаций.

не применять часть положений по бухгалтерскому учету, а именно:

Ø Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008)», утвержденное Приказом Минфина России от 24.10.2008 г. N 116н;

Ø Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)», утвержденное Приказом Минфина России от 13.12.2010 г. N 167н;

Ø Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02», утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н;

учитывать в качестве прочих расходов все расходы по займам, не предусмотренные утвержденной сметой доходов и расходов и не отнесенные за счет средств целевого финансирования, в том числе проценты за пользование заемными средствами, направленными на приобретение (создание) инвестиционного актива (пункт 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)», утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 107н;

 

осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений по первоначальной стоимости, то есть:

Ø не переоценивать по текущей рыночной стоимости финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость определяется;

Ø не отражать обесценение финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, если расчет величины такого обесценения затруднителен (пункты 19, 21 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002 г. N 126н);

исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения годовой бухгалтерской отчетности в порядке, установленном пунктом 14 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)», утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 г. N 63н без ретроспективного пересчета;

 

отражать в бухгалтерской отчетности (в общем случае) последствия изменения учетной политики перспективно (пункт 15.1 ПБУ 1/2008).

Кроме того, НКО, применяющие УСВБУ, могут составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе, а также использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств.

Помимо всего прочего в таких организациях руководители вправе вести бухгалтерский учет лично.

При этом НКО, применяющая УСВБУ, самостоятельно определяет целесообразность применения каждого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета независимо от применения других упрощенных способов, руководствуясь условиями хозяйствования, масштабами организации и иными соответствующими факторами.

По умолчанию НКО применяет общепринятый порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Напомним, что в соответствии с Законом N 402-ФЗ бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными данным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом Закон N 402-ФЗ относит к объектам бухгалтерского учета:

Ø факты хозяйственной жизни экономического субъекта;

Ø активы;

Ø обязательства;

Ø источники финансирования его деятельности;

Ø доходы;

Ø расходы;

Ø иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

 

Обратите внимание!

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту, на что прямо указывает статья 32 Закона N 7-ФЗ.

НКО, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.

 

Из статьи 7 Закона N 402-ФЗ следует, что за организацию ведения бухгалтерского учета в компании и хранение бухгалтерской документации отвечает руководитель НКО. Причем, как уже было отмечено, в тех НКО, которые в силу закона обладают правом применения УСВБУ, Закон N 402-ФЗ позволяет вести бухгалтерский учет самому руководителю НКО.

Понятно, что такой вариант ведения учета в НКО возможен только при наличии достаточной квалификации руководителя, поэтому обычно ведением учета занимается либо бухгалтерия, возглавляемая главбухом, либо штатный бухгалтер в одном лице или же привлеченные на договорной основе сторонние специалисты.

Руководитель НКО утверждает учетную политику фирмы, под которой в статье 8 Закона N 402-ФЗ понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранная НКО для своей учетной работы.

В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 402-ФЗ НКО самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Как сказано в пункте 3 статьи 8 Закона N 402-ФЗ, при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. На это указано в пункте 4 статьи 8 Закона N 402-ФЗ.

 

Итак, у организаций, не входящих в государственный сектор, пока в роли ФСБУ выступают действующие ПБУ, в числе которых нет единого нормативного документа, определяющего специфику ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.

 

Для справки: согласно Программе вступление в силу ФСБУ «Некоммерческая деятельность» запланировано на 2021 г.

 

В силу этого, при ведении бухгалтерского учета НКО в основном руководствуются нормами Закона N 402-ФЗ, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н, в части не противоречащей указанному закону.

Кроме того, они, как и коммерческие компании, в части учета некоторых объектов или операций, руководствуются профильными положениями по бухгалтерскому учету, устанавливающими порядок ведения учетной работы в отношении отдельных объектов учета или операций. Вместе с тем, следует иметь в виду, что действие некоторых ПБУ на некоммерческие организации не распространяется. В качестве таковых выступают, в частности:

Ø Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом Минфина России от 25.11.1998 г. N 56н;

Ø Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 г. N 92н;

Ø Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденное Приказом Минфина России от 08.11.2010 г. N 143н;

Ø Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 29.04.2008 г. N 48н.

 

Отметим, что Закон N 402-ФЗ содержит лишь общие принципы учетной политики, а конкретные правила ее формирования установлены пока Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее – ПБУ 1/2008), действующим с 06.08.2017 г. в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н.

Напоминаем, что с указанной даты изменены общие правила формирования учетной политики.

В частности пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.

Если же по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, организация его разрабатывает сама, используя последовательно следующие документы:

- международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО);

- положения ФСБУ и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

- рекомендации в области бухгалтерского учета.

На это указывает пункт 7.1 ПБУ 1/2008.

 

Обратите внимание!

При этом организация, применяющая УСВБУ, в такой ситуации вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (пункт 7.2 ПБУ 1/2008).

 

Для справки: при этом под рациональным ведением бухгалтерского учета понимается ведение учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

 

Поскольку обновленная редакция ПБУ вступила в силу с 06.08.2017 г., то исходить из новых правил формирования учетной политики организации, в том числе и НКО, должны были уже при формировании своего учетного регламента на 2018 г.

В то же время в Письме от 19.01.2018 г. N 07-04-09/2694 Минфин России разъяснил, что пунктом 7.1 ПБУ 1/2008 не устанавливаются, не отменяются и не изменяются способы ведения бухгалтерского учета. Вступление в силу данного пункта не предполагает обязательное внесение изменений в учетную политику организации, в том числе в части способов ведения бухгалтерского учета, разработанных самостоятельно до вступления в силу Приказа N 69н.

Иными словами, если организация до вступления в силу Приказа N 69н применяла самостоятельные способы бухгалтерского учета, разработанные ею в прежнем порядке, то она может использовать такие способы вплоть до вступления в действие соответствующих ФСБУ.

 

Причем в силу пункта 3 ПБУ 1/2008 в части формирования учетной политики оно в полной мере распространяется и на некоммерческие фирмы.

В составе своей учетной политики НКО должна утвердить:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- порядок контроля над хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

Отметим, что при разработке своего рабочего плана счетов некоммерческие организации негосударственного сектора, также руководствуются Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее - План счетов бухгалтерского учета).

Причем необходимость утверждения своего рабочего плана счетов в первую очередь связана с созданием в НКО такой схемы учета, которая обеспечивала бы ей не только требуемую детализацию учетных процессов, но и позволяла бы с минимальной трудоемкостью формировать необходимую бухгалтерскую и статистическую отчетность. При разработке своего рабочего плана счетов НКО должна руководствоваться тем составом хозяйственных операций, которые осуществляются ею постоянно, кроме того следует учесть те операции, которые она намерена осуществлять в ближайшем будущем. Особое внимание некоммерческая организация должна уделить балансовому счету 86 «Целевое финансирование», на котором отражаются сведения о суммах, полученных от источников финансирования некоммерческой организации. Особенностью деятельности таких компаний является то, что они ведут свою деятельность в рамках сметы доходов и расходов, составляемой ими ежегодно исходя из предполагаемых поступлений и направлений расходования, имеющихся в ее распоряжении и поступивших денежных средств. При этом форма сметы доходов и расходов, ее состав и структура показателей разрабатывается НКО самостоятельно с учетом специфики своей деятельности, а ее использование закрепляется в учетной политике.

В качестве источников финансирования НКО могут выступать:

- регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг;

- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

- другие, не запрещенные законом поступления.

 

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

 

Если источников финансирования у НКО несколько, то на счете 86 необходимо организовать обособленный учет по всем источникам финансирования, а если это возможно, то и по финансируемым программам или проектам. При разработке вариантов системы учета целевых средств организация может использовать субсчета второго и третьего порядка. Важным представляется и выбор метода отражения целевых средств на счете 86 суммы целевых поступлений – в момент их непосредственного получения (кассовый метод) или же, когда у НКО имеется уверенность в том, что целевое финансирование будет получено (метод начисления). Обычно НКО учет поступлений целевых средств ведет в порядке, который применяется коммерческими фирмами – по получении достоверной информации о выделении финансирования. Избранный вариант учета в обязательном порядке закрепляется в учетной политике.

Учет своего имущества (основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений), НКО ведут в том же порядке, что и коммерческие фирмы, руководствуясь соответствующими ПБУ.

 

Напомним, что учет основных средств некоммерческие фирмы (за исключением организаций государственного сектора), так же как и нефинансовые организации, занятые бизнесом, ведут в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01). Применяется ПБУ 6/01 в совокупности с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 г. N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».

 

НКО, согласно пункту 4 ПБУ 6/01, принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен:

- для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);

- для управленческих нужд некоммерческой организации.

При этом должны выполняться следующие условия:

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта.

 

На основании пункта 8.1 ПБУ 6/01 НКО, применяющая УСВБУ, может определять первоначальную стоимость основных средств:

- при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);

- при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплаченной по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью сооружения (изготовления) основных средств.

При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

 

Обратите внимание!

В соответствии с пунктом 17 ПБУ 6/01 по основным средствам НКО начисляется износ, а не амортизация. Причем Планом счетов бухгалтерского учета определено, что износ начисляется линейным методом в конце года. Между тем из текста ПБУ 6/01 косвенно вытекает, что НКО должны начислять износ ежемесячно. Учитывая то, что нормативные бухгалтерские документы содержат два варианта начисления износа, НКО должна выбрать свой вариант и закрепить его использование в учетной политике.

 

Обратите внимание!

Согласно пункту 19 ПБУ 6/01 организация, применяющая УСВБУ, может начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией. Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике.

Кроме того, данной категории фирм предоставлено право начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету.

Понятно, что относительно НКО, применяющей УСВБУ, эти нормы распространяются на методы начисления износа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.179.138 (0.136 с.)