Организационно-технические аспекты учетной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-технические аспекты учетной политики



 

Как и любой иной нормативный документ, учетная политика организации имеет свою структуру. Обычно учетная политика состоит из трех основных разделов, - организационного и двух методических, в которых последовательно изложены способы бухгалтерского и налогового учета, избранные организацией для своей учетной работы. О том, какая информация подлежит обязательному отражению в организационном разделе учетной политики, Вы узнаете из настоящей статьи.

 

В первую очередь в данном разделе учетной политики организацией указывается, какой период времени для компании является отчетным периодом в целях бухгалтерского учета.

Напоминаем, что с 01.01.2013 г. основным документом в сфере бухгалтерского учета выступает Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ), в соответствии с которым обязанность по ведению бухгалтерского учета распространяется на все организации, в том числе и на те, которые применяют упрощенную систему налогообложения. На это указывают как положения статьи 6 Закона N 402-ФЗ, так и Письмо Минфина России от 27.02.2015 г. N 03-11-06/2/10013.

Из статьи 15 Закона N 402-ФЗ вытекает, что в общем случае отчетным периодом для целей бухгалтерского учета является календарный год, под которым понимается период времени с 1 января по 31 декабря включительно.

Исключение установлено лишь для вновь созданных, реорганизуемых и ликвидируемых фирм.

В частности, если речь идет о вновь созданной компании, то у нее отчетным периодом признается иной период времени, определение которого зависит от даты государственной регистрации фирмы.

Если компания (за исключением кредитных организаций) зарегистрирована после 30 сентября, то она вправе самостоятельно определить свой отчетный период. При этом она может установить, что ее первым отчетным периодом будет период времени:

- с даты государственной регистрации по 31 декабря года создания компании;

- с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации.

Избранный вариант следует отметить в учетной политике компании. Понятно, что для организаций, созданных после 30.09.2018 г., второй вариант позволяет увеличить рамки отчетного периода - первый раз они будут отчитываться за период времени с момента государственной регистрации по 31.12. 2019 г. включительно.

 

Имейте в виду, что статус налогоплательщика организация приобретает с момента своей государственной регистрации. Если компания была создана после начала календарного года, то первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее государственной регистрации до конца данного года.

Если государственная регистрации фирмы осуществлена в период времени с 1 декабря по 31 декабря, то первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом ее регистрации. Такие правила определения первого налогового периода установлены статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся и в Письме Минфина России от 27.07.2011 г. N 03-11-11/195.

 

Следующий момент, который рассматривается в организационном разделе учетной политики - это указание на то, чьими силами осуществляется в компании ведение бухгалтерского учета.

Заметим, что в силу пункта 1 статьи 7 Закона N 402-ФЗ за организацию ведения бухгалтерского учета и хранение бухгалтерской документации отвечает руководитель экономического субъекта.

Причем в общем случае руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или на иное должностное лицо организации, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Если речь идет о кредитной организации, то обязанности по ведению бухгалтерского учета могут быть возложены руководителем исключительно на главного бухгалтера.

В организациях, наделенных Законом N 402-ФЗ правом ведения упрощенных способов бухгалтерского учета (далее – УСВБУ), включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, а также в компаниях, имеющих статус субъектов среднего предпринимательства, не поименованных в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, руководители вправе вести учет лично.

Для справки: критерии отнесения организаций в состав субъектов малого и среднего предпринимательства установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

 

Напоминаем, что в силу пункта 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ УСВБУ вправе применять следующие экономические субъекты:

· субъекты малого предпринимательства;

· некоммерческие организации (далее - НКО);

· организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

 

В то же время на основании пункта 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ УСВБУ запрещено применять:

1) организациям, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) жилищным и жилищно-строительным кооперативам;

3) кредитным потребительским кооперативам (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовым организациям;

5) организациям государственного сектора;

6) политическим партиям, их региональным отделениям или иным структурным подразделениям;

7) коллегиям адвокатов;

8) адвокатским бюро;

9) юридическим консультациям;

10) адвокатским палатам;

11) нотариальным палатам;

12) НКО, включенным в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

 

Следовательно, правом применения УСВБУ обладают организации, названные в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, не входящие при этом в перечень субъектов, установленный пунктом 5 указанной статьи.

 

Обычно предпочтение отдается варианту, когда учет ведется в бухгалтерии, учреждаемой как отдельное подразделение организации. Руководит бухгалтерией главный бухгалтер, с которого Законом N 402-ФЗ снята ответственность за формирование собственно самой учетной политики организации. Иными словами, ее разработкой с 2013 года могут заниматься и иные лица, например, специализированные компании или консультанты.

Это кстати, вполне, согласуется с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008), выступающего сегодня в роли федерального стандарта бухгалтерского учета (далее – ФСБУ).

 

Напоминаем, что в силу статьи 21 Закона N 402-ФЗ при ведении учета организации в первую очередь обязаны применять ФСБУ, предусмотренные Законом N 402-ФЗ, которые (в части организаций негосударственного сектора) еще не утверждены Минфином России.

В то же время работа в этом направлении ведется в соответствии с Программой разработки ФСБУ на 2018-2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н (далее – Программа).

В соответствии с Программой уже подготовлена часть проектов ФСБУ («Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты», «Незавершенные капитальные вложения» и «Некоммерческая деятельность»), ознакомиться с текстами которых можно на сайте: http://bmcenter.ru.

Как сказано в пункте 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ, до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

Более того, на основании пункта 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета.

 

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

 

Иными словами, пока в роли ФСБУ у организаций негосударственного сектора выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период.

Следовательно, в части учетной политики пока аналогом ФСБУ служит ПБУ 1/2008. Причем с 06.08.2017 г. ПБУ 1/2008 действует в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н».

Как сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008, формировать свой внутренний регламент ведения бухгалтерского учета вправе не только главный бухгалтер фирмы, но и иные лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета в компании.

Причем, как следует из указанной нормы ПБУ 1/2008, в составе учетной политики утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля над хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

Все перечисленные моменты как раз и представляют собой организационно-технические аспекты, отражаемые в организационном разделе учетной политики.

Коротко напомним, что следует закрепить в своей учетной политике по каждому из них.

 

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, которые применяются компанией для ведения учета

По общему правилу пункта 3 статьи 10 Закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, систематизированный перечень которых образует план счетов бухгалтерского учета, утверждаемый для большинства организаций федеральным стандартом. В то же время на основании пункта 6.1 ПБУ 1/2008 микропредприятия и НКО, имеющие право применения УСВБУ, могут отказаться от применения двойной записи и вести бухгалтерский учет по простой системе. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в Информации Минфина России от 29.06.2016 г. N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее – Информация N ПЗ-3/2016).

Но даже в этом случае организация обязана иметь свой рабочий план счетов, который разрабатывается на основе типового плана счетов, предназначенного для использования в организациях той или иной отраслевой принадлежности. Подавляющее большинство коммерческих фирм для этих целей пока руководствуется Планом счетов бухгалтерского учета, рекомендуемым организациям к использованию Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее – Типовой план счетов).

При разработке своего рабочего плана счетов организация должна исходить из того состава фактов хозяйственной жизни, которые осуществляются ею постоянно, кроме того нужно учесть те операции, которые организация намерена осуществлять в ближайшем будущем.

При этом необходимо учитывать такие факторы, как структура организации, масштабы, достаточность существующих счетов синтетического учета, необходимость ведения раздельного учета, взаимоувязки показателей бухгалтерского и налогового учета, требования в части формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности и так далее и тому подобное.

 

Обратите внимание!

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином России вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные номера Типового плана счетов. Правда при этом введение дополнительного счета следует веско обосновать, на что указывает Письмо Минфина России от 18.01.2006 г. N 07-05-06/07.

 

Организация может уточнять содержание субсчетов, приведенных в Типовом плане счетов бухгалтерского учета, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета, то есть проявлять достаточную долю самостоятельности при формировании субсчетов и аналитических счетов рабочего плана счетов.

 

По мнению автора, при наличии в структуре организации обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс, в рабочем плане счетов целесообразно предусмотреть аналогичные субсчета по такому подразделению в части всех применяемых организацией синтетических счетов. В дальнейшем это значительно облегчит контроль над деятельностью такой структурной единицы. Если организация является многопрофильной, то в рабочем плане счетов следует предусмотреть одноименные субсчета по всем видам бизнеса.

 

Обратите внимание!

Наличие тщательно продуманного рабочего плана счетов позволяет организации создать такую схему учета, которая при достаточной степени детализации позволяет с минимальными трудозатратами формировать необходимую бухгалтерскую (финансовую) и статистическую отчетность.

Организация, применяющая УСВБУ, может в применяемом рабочем плане счетов сократить количество синтетических счетов, предусмотренных Типовым планом счетов.

В Информации N ПЗ-3/2016 финансисты разъясняют, что в рабочем плане счетов бухгалтерского учета такой организации могут применяться:

Ø для учета производственных запасов счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»);

Ø для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), 44 «Расходы на продажу»;

Ø для учета готовой продукции и товаров счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»);

Ø для учета денежных средств в банках счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);

Ø для учета дебиторской и кредиторской задолженности счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»);

Ø для учета капитала счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»);

Ø для учета финансовых результатов счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.199 с.)