Утверждение учетной политики – срок, приказ и предоставление пользователям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утверждение учетной политики – срок, приказ и предоставление пользователям



 

Бухгалтерское и налоговое право обязывает компании формировать и утверждать свою учетную политику, в которой документально закрепляются способы учета, которыми они будут руководствоваться при ведении учетной работы. В статье, предлагаемой Вашему вниманию, мы расскажем, в каком виде оформляется учетная политика, кем и когда она утверждается и в каком порядке предоставляется пользователям.

 

Как известно с 01.01.2013 г. основным нормативным документом бухгалтерского законодательства выступает Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон N 402-ФЗ), сфера действия которого распространяется на:

Ø коммерческие и некоммерческие организации;

Ø государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

Ø Центральный банк Российской Федерации;

Ø индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой;

Ø находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

 

Практически это означает, что любая организация, независимо от ее организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, обязана вести бухгалтерский учет в соответствии Законом N 402-ФЗ. Исключение предусмотрено лишь для структурных подразделений иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации, которые обладают правом ведения учета. В то же время отказаться от ведения бухгалтерского учета они могут лишь при условии ведения учета доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

При этом все организации обязаны вести учет в полном объеме, в том числе и компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, на что указывает статья 6 Закона N 402-ФЗ. Аналогичные разъяснения на этот счет дают и чиновники Минфина России в Письме от 27.02.2015 г. N 03-11-06/2/10013.

 

Правда некоторым экономическим субъектам Закон N 402-ФЗ предоставляет возможность применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее - УСВБУ). В силу пункта 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ таким правом наделены:

· субъекты малого предпринимательства (далее – СМП);

· некоммерческие организации (далее – НКО);

· организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

При этом в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ определен круг лиц, которые не вправе применять УСВБУ. К ним относятся:

· организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

· кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

· микрофинансовые организации;

· организации государственного сектора;

· политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

· коллегии адвокатов;

· адвокатские бюро;

· юридические консультации;

· адвокатские палаты;

· нотариальные палаты;

· НКО, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Из чего можно сделать вывод, что правом применения УСВБУ обладают лишь те организации, которые названы в пункте 4 статьи 6 Закона и при этом не упомянуты в пункте 5 указанной статьи.

Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в Информации Минфина России от 29.06.2016 г. N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее – Информация N ПЗ-3/2016).

Если организация отвечает условиям пунктов 4 и 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ и намерена применять УСВБУ, то это фиксируется в ее учетной политике для целей бухгалтерского учета (далее – учетная политика).

 

В силу статьи 7 Закона N 402-ФЗ за организацию ведения бухгалтерского учета и хранение бухгалтерской документации отвечает руководитель компании, он же принимает решение о том, чьими силами будет вестись учет.

 

Обратите внимание!

Руководители организаций, наделенных Законом N 402-ФЗ правом применения УСВБУ, могут вести учет лично. Аналогичным правом пользуются и руководители организаций - субъектов среднего предпринимательства, не поименованных в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ.

 

Напоминаем, что критерии отнесения организаций в состав субъектов малого и среднего предпринимательства установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В частности, коммерческая организация в форме общества с ограниченной ответственностью будет обладать статусом СМП, если:

· суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в ее уставном капитале, не превышает двадцать пять процентов;

· суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в ее уставном капитале не превышает сорок девять процентов;

· среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;

· доходы от бизнеса, определенные в соответствии с налоговым правом за тот же период в сумме по всем осуществляемым видам деятельности и всем налоговым режимам, не превышают 800 миллионов рублей.

 

Для справки: предельные значения дохода для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. N 265.

 

Обратите внимание!

Утратить статус СМП организация может только в том случае, если предельные значения среднесписочной численности или дохода будут иметь место в течение трех календарных лет подряд.

 

В «обычной» компании руководитель обязан возложить ведение учета на:

Ø главного бухгалтера;

Ø иное должностное лицо компании, например, на штатного бухгалтера в одном лице;

Ø сторонних лиц, заключив договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

 

В кредитной организации руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета исключительно на главного бухгалтера, который при этом должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

 

Однако независимо от того, кем ведется учет в организации, фирма обязана иметь свою учетную политику, утвержденную руководителем. Причем требование о формировании и утверждении учетной политики организации установлено на законодательном уровне:

- в части бухгалтерского учета - статьей 8 Закона N 402-ФЗ;

- в части налогообложения - статьей 167 и 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

 

Отметим, что статья 8 Закона N 402-ФЗ определяет учетную политику как совокупность способов ведения бухгалтерского учета, применяемых организацией. На основании пункта 2 статьи 8 Закона N 402-ФЗ организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. Если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается организаций исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

 

В силу статьи 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Исходя из этого, можно заключить, что учетная политика организации является основным нормативным документом компании, устанавливающим правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

 

Впрочем, сегодня уже никто не оспаривает важность и значимость этого документа, ведь именно от того, насколько грамотно составлена учетная политика организации, зависит не только эффективность работы всех ее подразделений, но и финансовое благополучие фирмы в целом. Тем более, если учесть, что именно учетная политика иногда становится весомым аргументом в суде при возникновении спорных ситуаций с контролирующими органами. На это, в частности, указывает Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2012 г. по делу N А56-38166/2011, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2008 г. N 6845/07, Определение ВАС РФ от 09.04.2009 г. N 658/09 по делу N А03-11860/07-34 и другие.

 

Заметим, что статья 8 Закона N 402-ФЗ определяет лишь общие принципы учетной политики, а конкретные правила ее формирования должны устанавливаться федеральным стандартом, на что указывает статья 21 Закона N 402-ФЗ.

Однако пока Минфином России утверждена лишь часть федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) для организаций государственного сектора, которые применяются последними, начиная с 01.01.2018 г.

Для нефинансовых организаций, не входящих в государственный сектор, в соответствие с Программой разработки ФСБУ на 2018-2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н, подготовлена лишь часть проектов ФСБУ («Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты», «Незавершенные капитальные вложения» и «Некоммерческая деятельность»), ознакомиться с текстами которых можно на сайте: http://bmcenter.ru.

Как сказано в пункте 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

Более того, на основании пункта 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета.

 

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

 

Иными словами, пока в роли ФСБУ у нефинансовых организаций, не относящихся к государственному сектору, выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать, что конкретный порядок формирования бухгалтерской учетной политики установлен пока Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008).

Причем с 06.08.2017 г. ПБУ 1/2008 действует в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н».

 

В свою очередь регламент, закрепляющий порядок исчисления налоговых обязательств компании, разрабатывается на основании действующих норм соответствующих глав НК РФ.

 

Несмотря на то, что цели бухгалтерской и налоговой учетной политики различны, и та, и другая представляет собой документальное подтверждение правил бухгалтерского и налогового учета, избранных организацией для своей учетной работы.

 

Бытует мнение, что налоговая политика компании утверждается в том же порядке, что и бухгалтерская учетная политика. Это не так, ведь из действующего бухгалтерского и налогового законодательства не вытекает, что налоговая политика является составной частью бухгалтерской учетной политики организации, поэтому учетная политика для целей налогообложения утверждается в порядке, установленном НК РФ. Но, так как порядок ее утверждения во многом схож с бухгалтерскими правилами, то обычно учетная политика компании оформляется в виде одного нормативного документа, состоящего из трех основных разделов - организационного и двух методологических (бухгалтерского и налогового), и утверждается одним приказом руководителя.

 

Как следует из Закона N 402-ФЗ и ПБУ 1/2008, формировать учетную политику организации может не только ее главный бухгалтер, но и иные лица, на которых в компании возложено ведение учета. Следовательно, проект учетной политики, представленный руководителю организации на утверждение, может быть подписан не только главбухом.

Практика показывает, что налоговый учет в организации, как правило, осуществляется силами лиц, ведущих бухгалтерский учет, поэтому аналогичные правила применяются и при формировании налоговой учетной политики.

 

В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано, что принятая учетная политика оформляется соответствующей организационно-распорядительной документацией организации (приказами, распоряжениями, стандартами и так далее). Аналогичная норма установлена и для налоговой учетной политики пунктом 12 статьи 167 НК РФ, а также статьей 313 НК РФ.

Утверждается учетная политика, как уже было отмечено, руководителем организации, на это указывают и нормы бухгалтерских нормативных документов и нормы НК РФ. Причем издать такой приказ руководитель должен не позднее последнего рабочего дня уходящего года, так как правила бухгалтерского и налогового учета, избранные организацией при формировании своей учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом ее утверждения. Вот почему приказ по учетной политике на 2019 год не может быть датирован более поздней датой, чем 29.12.2018 г.!

Эти сроки утверждения учетной политики являются общими. Вместе с тем из общего правила имеется одно исключение, касающееся вновь созданных фирм, в том числе и возникших в результате реорганизации. Такие компании оформляют свою учетную политику не позднее 90 дней со дня своей государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

 

И бухгалтерская и налоговая политика формируется исходя из допущения последовательности ее применения, поэтому у действующей фирмы нет необходимости ее утверждать ежегодно – она утверждается один раз при создании компании и в дальнейшем применяется организацией из года в год вплоть до ликвидации.

Вместе с тем учетная политика в любой момент времени должна соответствовать нормам действующего бухгалтерского и налогового законодательства, следовательно, перед началом очередного финансового года существующую учетную политику компании следует тщательно проверить, отвечает ли она нормам действующего законодательства и потребностям самой компании и при необходимости внести в нее необходимые изменения. Бухгалтерское и налоговое право делать этого не запрещает.

Так, пункт 6 статьи 8 Закона N 402-ФЗ уточняет, что изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

Ø изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

Ø разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

Ø существенном изменении условий деятельности организации.

 

Пунктом 7 статьи 8 Закона N 402-ФЗ установлено, что в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. При этом конкретный перечень таких причин не определен.

 

Причинами изменения налоговой политики компании статья 313 НК РФ признает:

Ø смену применяемых организацией методов учета;

Ø изменение законодательства о налогах и сборах.

В первом случае «обновленная» налоговая политика применяется с начала нового налогового периода, во – втором - с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.

Изменение законодательных норм, как и смена методов учета, избранных компанией ранее, влечет за собой необходимость внесения изменений в существующий документ. При этом вовсе не обязательно переписывать политику заново, достаточно в том же порядке внести в свой внутренний регламент необходимые правки. Иначе говоря, в такой ситуации не позднее последнего рабочего дня года уходящего руководитель должен издать приказ о внесении изменений в положение об учетной политике организации.

 

Теперь, что касается предоставления учетной политики пользователям, которые, как известно, делятся на две категории - на внутренних и внешних пользователей. К внутренним пользователям относятся сотрудники компании, которые по роду своей деятельности, так или иначе, обращаются к нормам учетной политики. Сюда относятся работники бухгалтерской службы, экономисты, менеджеры, внутренние аудиторы и прочие.

Под внешними пользователями понимаются контролирующие органы, органы статистики, собственники компании, внешние аудиторы, банки, инвесторы и так далее.

В части внутренних пользователей отметим, что положения утвержденной учетной политики применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями компании (включая выделенные на отдельный баланс). Поэтому организация должна заранее позаботиться о том, чтобы все внутренние пользователи учетной политики организации своевременно получили свои экземпляры.

 

Бухгалтерское законодательство не требует от организаций представлять свою учетную политику налоговикам. Вместе с тем, если «пройтись» по всем действующим ПБУ, обязывающим раскрывать те или иные положения учетной политики в бухгалтерской отчетности, то нередко организации прикладывают к своей годовой финансовой отчетности отдельный экземпляр учетной политики. По мнению автора, в условиях действия Закона N 402-ФЗ такие действия организации являются вполне приемлемыми.

Напоминаем, что в силу общего правила подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ, организация обязана представлять в свою налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Исключение касается лишь случаев, когда организация в соответствии с Законом N 402-ФЗ не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.

 

Отдельного требования к налогоплательщику о представлении своей налоговой учетной политики в налоговые органы НК РФ не содержит, следовательно, представлять ее фискалам организация не обязана. В то же время, следует иметь в виду, что налоговая учетная политика представляет собой документ, в котором перечислены правила, применяемые налогоплательщиком в целях исчисления налогов. В силу чего учетная налоговая политика рассматривается как документ, необходимый для исчисления и уплаты налогов.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ определено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы, а в определенных НК РФ случаях, - и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Поэтому налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика его учетную политику для целей налогообложения. Если требование налогового органа будет проигнорировано, то налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, на что указывает пункт 5 статьи 23 НК РФ. Напоминаем, что ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, установлена статьей 126 НК РФ. Согласно указанной статье непредставление фискалам налоговой политики по их требованию приведет фирму к штрафу в размере 200 руб.

Правда, в условиях отсутствия в организации приказа по учетной политике привлечь организацию к ответственности, установленной статьей 126 НК РФ, нельзя. Такой вывод арбитров содержится в Постановлении ФАС Центрального округа от 15.02.2010 г. по делу N А35-9027/08-С21.

 

Рабочий план счетов и аналитический учет в учетной политике

 

Нормы бухгалтерского законодательства обязывают организации при формировании своей учетной политики утверждать рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учетной работы. О том, какие вопросы в части рабочего плана счетов бухгалтерского учета нужно отразить в своем нормативном документе, мы и поговорим далее.

 

Вначале отметим, что с 01.01.2013 г. при ведении бухгалтерского учета организации руководствуются нормами Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ).

В соответствии со статьями 2 и 6 Закона N 402-ФЗ все коммерческие и некоммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном указанным законом. Это в полной мере распространяется и на компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, что подтверждают и чиновники в своих разъяснениях. В частности, на это указывает Письмо Минфина России от 27.02.2015 г. N 03-11-06/2/10013, а также Письмо ФНС России от 15.04.2013 г. N ЕД-4-3/6829.

Ответственность за организацию ведения бухгалтерского учета и хранение бухгалтерской документации несут руководители компаний. Они же в зависимости от вида бизнеса и объема учетной работы решают, каким образом будет вестись учет в компании. При этом в «обычной» организации руководитель обязан возложить ведение учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо компании, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

В кредитной организации руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета исключительно на главного бухгалтера, который в свою очередь должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

Руководители организаций, наделенных Законом N 402-ФЗ правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководители организаций - субъектов среднего предпринимательства, не поименованных в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, могут принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Напомним, что согласно пункту 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – УСВБУ), вправе применять следующие экономические субъекты:

· субъекты малого предпринимательства;

 

Для справки: критерии отнесения организаций в состав субъектов малого и среднего предпринимательства установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

· некоммерческие организации;

· организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

 

В то же время на основании пункта 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ УСВБУ запрещено применять:

1) организациям, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) жилищным и жилищно-строительным кооперативам;

3) кредитным потребительским кооперативам (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовым организациям;

5) организациям государственного сектора;

6) политическим партиям, их региональным отделениям или иным структурным подразделениям;

7) коллегиям адвокатов;

8) адвокатским бюро;

9) юридическим консультациям;

10) адвокатским палатам;

11) нотариальным палатам;

12) некоммерческим организациям, включенным в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

 

Таким образом реализовать право применения УСВБУ могут только те организации, которые названы в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ и не упомянуты в пункте 5 указанной статьи. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в Информации Минфина России от 29.06.2016 г. N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее - Информация N ПЗ-3/2016).

 

Ведение бухгалтерского учета самим руководителем скорее исключение, чем правило, поэтому, обычно учет в организациях (в том числе в организациях малого и среднего бизнеса) осуществляется собственной бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером или силами бухгалтера в одном лице.

Чтобы обеспечить качественное ведение учетной работы организация обязана сформировать и утвердить свою учетную политику, в которой документально закрепляется применяемая компанией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Таковы требования статьи 8 Закона N 402-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 8 Закона N 402-ФЗ определено, что организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

В настоящее время федеральные и отраслевые стандарты, предусмотренные Законом N 402-ФЗ для организаций, не входящих в государственный сектор, отсутствуют, но работа по их разработке ведется в соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018-2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н.

Как сказано в пункте 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

Более того, на основании пункта 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета (далее –ФСБУ).

 

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

 

Иными словами, пока в роли ФСБУ у нефинансовых организаций, не относящихся к государственному сектору, выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период, а порядок формирования учетной политики регламентируется ПБУ «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее – ПБУ 1/2008).

При этом ПБУ 1/2008 с 06.08.2017 г. действует в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н.

 

Формированием учетной политики с учетом структурных, отраслевых и иных особенностей деятельности организации занимается главный бухгалтер или иное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, после чего она утверждается руководителем организации.

Как следует из пункта 4 ПБУ 1/2008, вместе с учетной политикой утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

 

Следует сказать, что рабочий план счетов является основой бухгалтерского учета в любой организации, причем он разрабатывается на основе типового плана счетов, предназначенного для использования в организациях той или иной отраслевой принадлежности.

 

Обратите внимание!

Закон N 402-ФЗ обязывает компании вести бухгалтерский учет посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Иное может предусматриваться только федеральными стандартами, которых, как уже было отмечено, пока нет. В тоже время в настоящий момент роль федеральных стандартов играют действующие положения по бухгалтерскому учету, к числу которых относится, в том числе ПБУ 1/2008.

Согласно пункту 6.1 ПБУ 1/2008 микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять УСВБУ, могут отказаться от применения двойной записи и вести бухгалтерский учет по простой системе. Подтверждает это и Минфин России в Информации N ПЗ-3/2016.

Если это право используется, то в учетной политике указанные субъекты должны отразить положение о том, что бухгалтерский учет ими ведется по простой схеме без применения двойной записи. Учитывая то, что в настоящий момент ведение бухгалтерского учета по простой схеме ничем не регламентировано, то, по мнению автора, воспользоваться такой возможностью захотят немногие. Но даже в этом случае организация обязана разработать свой рабочий план счетов.

При разработке своего рабочего плана счетов подавляющее большинство коммерческих организаций пользуется типовым планом счетов бухгалтерского учета, рекомендуемым организациям к использованию Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее - План счетов бухгалтерского учета).

В то же время организации, занятые в сельском хозяйстве, для этих целей используют План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методические рекомендации по его применению, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 13.06.2001 г. N 654.

Кредитные организации при разработке своего рабочего плана счетов руководствуются Планом счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения, утвержденным Положением Банка России от 27.02.2017 г. N 579-П.

Часть некредитных финансовых организаций с 01.01.2017 г. применяет «свой» План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Банком России от 02.09.2015 г. N 486-П.

 

Таким образом, исходя из рода своей деятельности, организация на основании соответствующего типового плана счетов разрабатывает свой рабочий план счетов и закрепляет его использование в своей учетной политике.

 

Необходимость утверждения своего рабочего плана счетов в первую очередь связана с созданием в компании такой схемы учета, которая обеспечивала бы не только требуемую детализацию учетной работы в организации, но и позволяла с минимальной трудоемкостью формировать необходимую бухгалтерскую (финансовую) и статистическую отчетность.

Напомним, что типовой план счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, в котором перечислены счета синтетического учета и субсчета, а также приведен перечень забалансовых счетов. При этом синтетические счета содержат информацию об имуществе организации, ее обязательствах и хозяйственных процессах в обобщенном виде. Показатели на синтетических счетах формируются только в денежном выражении.

 

Субсчет – это вид промежуточного счета между синтетическим и аналитическим счетом бухгалтерского учета. Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов и открываются в дополнение к синтетическим счетам с целью их детализации и получения частных показателей по каждому отдельному виду имущества и обязательств организации. Учет на аналитических счетах ведется в натуральных, денежных и трудовых измерителях.

Количество субсчетов и аналитических счетов зависит от целей и задач учета, а также от сложности деятельности организации. Зачастую субсчета называют счетами второго порядка, в то время как синтетический счет – счет первого порядка. Продемонстрировать это можно на примере счета 10 «Материалы», к которому открываются следующие субсчета:

- 10-1 «Сырье и материалы»;

- 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

- 10-3 «Топливо»;

- 10-4 «Тара и тарные материалы»;

- 10-5 «Запасные части»;

- 10-6 «Прочие материалы»;

- 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

- 10-8 «Строительные материалы»;

- 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

- 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

- 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

 

В свою очередь, при необходимости в дополнение к каждому субсчету можно открыть аналитические счета на каждый конкретный вид материалов. Так, например, в дополнение к субсчету 10-3 «Топливо» можно ввести аналитические счета по каждому конкретному виду топлива, используемого организацией (мазут, дизельное топливо, бензин, керосин и так далее).

Забалансовые счета представляют собой счета, предназначенные для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих организации, но временно находящихся в ее пользовании или распоряжении, а также для контроля над отдельными хозяйственными операциями. К забалансовым счетам относятся счета 001 «Арендованные основные средства», 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку» и так далее. Записи на забалансовых счетах ведутся либо по дебету, либо по кредиту.

 

При разработке своего рабочего плана счетов организация должна руководствоваться тем составом хозяйственных операций, которые осуществляются ею постоянно, кроме того следует учесть те операции, которые организация планирует осуществлять в ближайшем будущем.

Иначе говоря, в своем рабочем плане счетов совершенно не обязательно закреплять все синтетические счета, предусмотренные типовым планом счетов бухгалтерского учета, достаточно привести лишь перечень счетов, необходимых организации. Например, торговой организации не нужно вводить в свой рабочий план счетов счет 20 «Основное производство» или счет 43 «Готовая продукция». По понятным причинам организации, применяющие специальные налоговые режимы, не будут включать в свой рабочий план счетов счет 09 «Отложенные налоговые активы» и счет 77 «Отложенные налоговые обязательства».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.114 с.)