Порядок нумерации счетов-фактур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок нумерации счетов-фактур



В силу того, что глава 21 НК РФ не содержит конкретного порядка нумерации счетов-фактур, в своей налоговой политике организация общепита должна закрепить порядок присвоения номеров указанным документам. Как показывает практика, общепринятым способом нумерации счетов-фактур является присвоение номеров в порядке возрастания с начала календарного года. Хотя фирма может принять и иное решение, например, присваивать номера счетам-фактурам с начала налогового периода, месяца или ежедневно. Главное - исключить возможность появления документов с одинаковыми порядковыми номерами.

Отдельное внимание следует уделить нумерации «авансовых» и корректировочных счетов-фактур. Для их нумерации целесообразно предусмотреть использование префикса - буквенной приставки, идущей впереди основного номера документа, например: АвN 00001 и КорN 0001 соответственно.

Кстати, напомним, что с 01.01.2015 г. у налогоплательщиков НДС исчезла обязанность по ведению журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, на что указывает пункт 3 статьи 169 НК РФ.

Если у организации общепита имеются обособленные подразделения (что довольно часто имеет место), то в учетной политике следует закрепить порядок документооборота по НДС между «головой» и обособленными подразделениями, а также способ взаимного предоставления данных налогового учета.

Кроме того, в свой учетный регламент организации придется внести некоторые положения в части ведения кассовых операций – учесть особенности установления лимита кассы при наличии филиальной сети, а также оговорить в каком порядке обособленное подразделение будет передавать копии листов кассовой книги обособленного подразделения в головную компанию.

Для справки: порядок ведения кассовых операций определяется правилами, установленными Указанием Банка России от 11.03.2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

 

В отношении налога на прибыль организация общественного питания должна отразить в учетной политике применяемый ею метод учета доходов и расходов.

НК РФ предусмотрены два способа признания доходов и расходов:

- метод начисления (статьи 271, 272 НК РФ), которым могут воспользоваться все организации;

- кассовый метод (статья 273 НК РФ) - могут использовать те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 миллиона рублей за каждый квартал.

Кроме того, в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ в учетной политике для целей налогообложения организациям общественного питания целесообразно зафиксировать следующие моменты:

1) формирование первоначальной стоимости ОС, НМА, МПЗ, товаров в целях налогообложения;

2) оценка безвозмездно полученного имущества и имущества, получаемого в порядке товарообмена (соответствие рыночным ценам и порядок установления (подтверждения) этих цен);

3) применяемые методы амортизации ОС и НМА (линейный или нелинейный метод, использование права амортизационной премии в части ОС, инвестиционного вычета, применение понижающих или повышающих коэффициентов при расчете амортизации и так далее);

4) методы списания стоимости имущества, не признаваемого амортизируемым в состав материальных расходов (в полной сумме в момент ввода в эксплуатацию или в течение самостоятельно определенного периода с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей);

5) методы списания материальных расходов в производство (в том числе продуктов питания) для целей налогообложения (по себестоимости единицы, по средней себестоимости, ФИФО);

6) оценка товаров и методы их списания (по себестоимости единицы, по средней себестоимости, ФИФО);

7) оценка возвратных отходов;

8) списание и распределение транспортных расходов между стоимостью остатков товаров на складе и реализованных товаров;

9) перечень прямых расходов;

10) порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию;

11) порядок распределения расходов в тех случаях, когда связь между доходами и расходами определяется косвенным путем;

12) создание резервов;

13) особенности учета процентов по долговым обязательствам, возникших в результате контролируемых сделок и так далее.

 

Сравнивая требования к правилам разработки учетной политики в бухгалтерском и налоговом учете, а также сами правила бухгалтерского и налогового учета можно заметить, что некоторые методы учета, закрепленные в бухгалтерском праве достаточно схожи с методами налогового учета. Поэтому, для того чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, организации общественного питания по возможности рекомендуется применять одинаковые методы и порядок их применения.

Если же нормы налогового законодательства отличаются от правил бухгалтерского учета, то у организации общепита возникает необходимость применения такого бухгалтерского стандарта как Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н. Ведь, как уже было отмечено, правом инициативного применения ПБУ 18/02 обладают только организации, применяющие УСВБУ.

 

Формирование учетной политики представительства иностранной организации, с учетом требований по контролю цен

 

Бухгалтерское и налоговое законодательство Российской Федерации распространяется не только на российские фирмы, но и на их иностранных коллег, присутствующих на российской территории. Следовательно, филиалы и представительства иностранных фирм, находящиеся в Российской Федерации, должны вести бухгалтерский учет и платить законно установленные налоги.

Вести бухгалтерский учет, как, впрочем, и определять величину своих налоговых обязательств невозможно без такого инструмента, как учетная политика организации. О формировании учетной политики представительства иностранной организации и пойдет речь в настоящем материале.

 

Несмотря на кризис и санкции, на российской территории иностранных организаций меньше не становится. Причем при ведении бизнеса в Российской Федерации иностранные фирмы могут не только напрямую получать доходы от российских партнеров, но и открывать в Российской Федерации свои собственные постоянные представительства. Присутствие иностранной организации на территории нашей страны обязывает такую компанию соблюдать нормы российского законодательства, в том числе бухгалтерского и налогового.

Напомним, что с 01.01.2013 г. бухгалтерский учет в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон N 402-ФЗ). Действие указанного закона распространяется, в том числе, на находящиеся на территории Российской Федерации:

Ø филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств;

Ø международные организации, их филиалы и представительства.

Исключение подпунктом 5 пункта 1 статьи 2 Закона N 402-ФЗ установлено лишь для случаев, когда международными договорами Российской Федерации предусмотрено иное. Это вполне согласуется с положениями пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, по общему правилу филиалы, представительства и иные структурные подразделения иностранных компаний, расположенные на российской территории, с 01.01.2013 г. обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями Закона N 402-ФЗ.

В то же время, пунктом 2 статьи 6 Закона N 402-ФЗ установлено, что находящийся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение иностранной организации может отказаться от ведения российского бухгалтерского учета. Но такое возможно только в случае, если «иностранец» в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ведет учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).

Иными словами, филиалы иностранных фирм, находящиеся на территории Российской Федерации, обладают правом ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ.

Согласно статье 11 НК РФ в целях налогообложения к организациям относятся не только российские фирмы, но и иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Следовательно, филиалы и представительства иностранных организаций, расположенные на российской территории, признаются плательщиками налогов, в том числе налога на прибыль организаций, и ведут налоговый учет доходов и расходов в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

Так как специального порядка ведения учета доходов и расходов для иностранных организаций НК РФ не содержит, то они пользуются общими правилами исчисления налога с учетом некоторых особенностей, установленных для иностранных организаций.

Напомним, что до декабря 2012 года действовали Методические рекомендации налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденные Приказом МНС России от 28.03.2003 г. N БГ-3-23/150 (далее – Рекомендации). В Рекомендациях было прямо указано, что они не являются нормативным правовым актом и изданы в целях обеспечения единообразного применения налоговыми органами положений главы 25 НК РФ и международных договоров об избежании двойного налогообложения, а также осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. И хоть этот документ не был зарегистрирован в Минюсте России, им с успехом пользовались и сами налогоплательщики, и представители налогового ведомства, и даже представители Фемиды. Сейчас в связи с принятием Приказа ФНС России от 19.12.2012 г. N ММВ-7-3/980@ «Об отмене приказа МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150» указанные Рекомендации утратили силу.

Не исключено, что в перспективе будет принят соответствующий документ, который разъяснит все нюансы налогообложения прибыли иностранных организаций. Но пока такого документа нет, нужно опираться исключительно на нормы НК РФ или соответствующего международного соглашения.

Как сказано в пункте 8 статьи 307 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог в общем порядке по правилам статей 286 - 287 НК РФ.

По итогам года они в обязательном порядке сдают в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций и годовой отчет о деятельности в Российской Федерации.

Для справки: форма налоговой декларации, подаваемой «иностранцами» утверждена Приказом МНС России от 05.01.2004 г. N БГ-3-23/1 «Об утверждении формы Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации и внесении изменений и дополнений в Инструкцию по ее заполнению». Годовой отчет представляется иностранной компанией по форме, утвержденной Приказом МНС России от 16.01.2004 г. N БГ-3-23/19 «Об утверждении формы Годового отчета о деятельности иностранной организации в Российской Федерации».

 

Напомним, что по российскому гражданскому праву представительство или филиал не являются самостоятельными юридическими лицами, они являются составной частью иностранного юридического лица, которое для выполнения определенных функций наделяет свое представительство или филиал необходимым имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. В свою очередь под филиалом понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (пункт 2 статьи 55 ГК РФ). Иными словами, филиал отличается от представительства большим объемом функций, так как филиал может не только представлять интересы «головы» и осуществлять их защиту, но и вести хозяйственную деятельность, как и головная организация.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц (пункт 3 статьи 55 ГК РФ).

 

Деятельность филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся в Российской Федерации, регулируется, в том числе нормами Федерального закона от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Закон N 160-ФЗ). Порядок создания и ликвидации филиала, представительства иностранной организации определен статьей 21 Закона N 160-ФЗ, а требования, предъявляемые к указанным структурам иностранных компаний, перечислены в статье 22 указанного закона.

Государственный контроль за созданием филиала иностранной организации, открытием ее представительства, а также прекращением деятельности этих структур на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации (пункт 1 статьи 21 Закона N 160-ФЗ).

Полномочия по аккредитации иностранных филиалов, представительств (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) Приказом ФНС России от 22.12.2014 г. N ММВ-7-14/668@ «О возложении полномочий по аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) на Межрайонную инспекцию ФНС России N 47 по г. Москве» возложены на Межрайонную инспекцию ФНС России N 47 по городу Москве.

Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вести предпринимательскую деятельность на российской территории через свой филиал, находящийся в Российской Федерации, иностранная организация вправе лишь со дня аккредитации такого филиала на территории Российской Федерации.

 

Итак, подразделение иностранной компании, находящееся в Российской Федерации, в любом случае ведет учет своих доходов и расходов в соответствии с НК РФ, в силу чего оно самостоятельно принимает решение о ведении или неведении бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ.

Так как нормы бухгалтерского законодательства по ряду вопросов учетной работы не содержат строгих правил, а предоставляют организациям возможность выбора одного из вариантов учета, допускаемых законодательством, то понятно, что ведение учета может осуществляться организациями лишь на основе собственного регламента ведения учетного процесса. Таким регламентом сегодня выступает учетная политика организации, утверждаемая ее руководителем, обязанность по формированию и утверждению которой для всех организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, установлена статьей 8 Закона N 402-ФЗ. Если подразделение иностранной компании принимает решение о ведении учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ, то оно также должно иметь свой учетный регламент.

Под учетной политикой экономического субъекта понимается совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета, применяемая последовательно из года в год (пункты 1, 5 статьи 8 Закона N 402-ФЗ).

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (пункт 2 статьи 8 Закона N 402-ФЗ).

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. Если же федеральные стандарты не содержат требуемого порядка учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (пункты 3, 4 статьи 8 Закона N 402-ФЗ).

Между тем пока Минфином России утверждена лишь часть федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) для организаций государственного сектора, а для нефинансовых организаций, не входящих в государственный сектор, в соответствие с Программой разработки ФСБУ на 2018-2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н (далее – Программа), подготовлен лишь ряд проектов ФСБУ, в том числе «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)», «Незавершенные капитальные вложения», «Некоммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет аренды», а также «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», с текстами которых можно ознакомиться в интернете.

 

В то же время на основании статьи 30 Закона N 402-ФЗ у нефинансовых организаций негосударственного сектора пока в роли ФСБУ выступают действующие положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г.

 

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

 

Иными словами, пока в роли ФСБУ у нефинансовых организаций, не относящихся к государственному сектору, выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период.

 

Отметим, что Закон N 402-ФЗ содержит лишь общие принципы учетной политики, а конкретные правила ее формирования (с учетом вышесказанного) установлены пока Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфином России от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008), действующим с 06.08.2017 г. в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н.

 

Для справки: напоминаем, что Приказ N 69н не только привел прежний текст ПБУ 1/2008 в соответствии с Законом N 402-ФЗ, но и несколько изменил правила формирования учетной политики организации.

 

Именно нормами ПБУ 1/2008 при формировании и утверждении своей учетной политики обязано руководствоваться большинство российских фирм. Исключение касается лишь кредитных организаций и организаций государственного сектора, которые для этих целей используют свои нормативные документы, учитывающие специфику их деятельности.

В отличие от российских фирм, филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 ПБУ 1/2008 могут формировать свою учетную политику в соответствии:

- с ПБУ 1/2008;

- исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что они не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности (далее - МСФО).

Поэтому в учетной политике представительства иностранной организации в первую очередь должно быть указано, исходя из каких правил сформирована ее учетная политика.

Если учетная политика организации разрабатывается в соответствии с требованиями российского нормативного документа, то к ней применимы все положения ПБУ 1/2008. Однако на практике такое встречается редко, так как свой бухгалтерский учет иностранные фирмы в большинстве своем ведут не по российским, а по своим правилам. Но повторяем - такая возможность имеется только у представителей тех стран, с которыми у Российской Федерации заключен соответствующий международный договор.

Кстати, это не идет вразрез с другим нормативным документом в области бухгалтерского регулирования. Так, пунктом 2 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н (далее – Положение N 34н) определено, что филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат МСФО, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

Нормы большинства российских ПБУ обязательны к применению лишь российскими юридическими лицами, а представительство или филиал иностранной организации нельзя рассматривать как российское юридическое лицо, так как оно является составной частью юридического лица, образованного в соответствии с нормами законодательства иностранного государства.

Тем не менее, среди российских ПБУ имеется несколько стандартов, которыми обязаны пользоваться иностранные представительства. К таковым, например, относится Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 г. N 26н (далее – ПБУ 6/01).

 

В начале статьи мы отметили, что на иностранные представительства, находящиеся на российской территории, распространяются нормы российского налогового законодательства. В частности, объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, а также имущество, полученное по концессионному соглашению, что установлено пунктом 2 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Причем в общем случае «имущественный» налог исчисляется со среднегодовой стоимости имущества. Исключение составляют лишь определенные виды недвижимого имущества, поименованные в статье 378.2 НК РФ, по которым с 01.01.2014 г. налог исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.

Напоминаем, что с 01.01.2015 г. не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. N 1 (далее – Классификация ОС) (подпункт 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ).

Одновременно с этим на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ организации освобождаются от налога на имущество в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 г. на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

· реорганизации или ликвидации юридических лиц;

· передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Для справки: напоминаем, что с 01.01.2018 г. льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 НК РФ, применяется на территории тех субъектов РФ, которые приняли соответствующий закон, о чем говорит пункт 1 статьи 381.1 НК РФ.

 

Таким образом, с 01.01.2015 г. движимое имущество, принятое на баланс с 01.01.2013 г. в результате реорганизации, а также полученное (приобретенное) от взаимозависимого лица, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. Данные разъяснения приведены в Письме ФНС России от 01.06.2015 г. N БС-4-11/9319@ «О налоге на имущество организаций».

В целях расчета налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета, что прямо закреплено пунктом 2 статьи 374 НК РФ.

В силу статьи 21 Закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет основных средств должен вестись в соответствии с ФСБУ «Основные средства», который, как уже было отмечено, пока носит статус проекта. Согласно Программе вступление в силу ФСБУ «Основные средства» запланировано на 2020 г.

Но поскольку его роль пока играет ПБУ 6/01, то при ведении бухгалтерского учета названного имущества организации руководствуются ПБУ 6/01, применяемым в совокупности с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 г. N 91н (далее – Методические указания по учету ОС).

Так как нормы ПБУ 6/01 содержат в отношении учета основных средств не только строгие правила, но и многовариантные способы учета, то представительство иностранной организации должно в своей учетной политике закрепить те методы учетной работы, которыми она будет руководствоваться в части бухгалтерского учета основных средств.

В первую очередь в учетной политике представительство иностранной организации должно привести критерии, которыми оно руководствуется при отнесении имущества в состав основных средств (далее – ОС).

Напомним, что в соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 актив принимается к учету в качестве ОС, при одновременном выполнении следующих условий:

- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

На основании пункта 5 ПБУ 6/01 представительство иностранной компании в своей учетной политике может предусмотреть дополнительный критерий признания имущества основным средством – критерий стоимости, который сегодня не может превышать 40 000 руб. Введение такого дополнительного критерия позволит представительству иностранной компании учитывать малоценные основные средства в составе материально-производственных запасов. Аналогичного подхода придерживается и Минфин России, о чем свидетельствует его Письмо от 15.09.2011 г. N 03-05-04-01/26.

Если представительством это право используется, то это нужно отметить в учетной политике, а также придется прописать и порядок обеспечения сохранности «малоценных» ОС и контроля над их движением, и порядок документального оформления операций с «малоценными» ОС. Ведь на представительство иностранной компании в полной мере распространяется требование Закона N 402-ФЗ в части документального подтверждения фактов хозяйственной жизни, под которыми с 01.01.2013 г. понимаются сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Причем с 01.01.2013 г. организации коммерческой сферы вправе подтверждать факты хозяйственной жизни не только унифицированными формами бухгалтерской «первички», но и любыми самостоятельно разработанными формами документов, отвечающими требованиям статьи 9 Закона N 402-ФЗ.

Следовательно, для документального отражения операций с «малоценными» ОС зарубежное представительство может использовать:

- унифицированные формы первичной учетной документации для учета МПЗ;

- унифицированные формы первичной учетной документации для учета ОС;

- самостоятельно разработанные формы документов.

 

В силу пункта 6 ПБУ 6/01 единицей учета ОС является инвентарный объект, причем таковым признается:

- объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;

- отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

- обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

 

Обратите внимание!

Как сказано в Письме Минфина России от 21.04.2011 г. N 07-02-06/58, в составе обособленного комплекса обычно учитывается имущество, указанное в технической документации (техническом паспорте) на объект недвижимого имущества. Кроме того, в состав такого комплекса может входить дополнительно установленное имущество, смонтированное в ходе капитальных вложений, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

В Письме Минфина России от 16.10.2012 г. N 07-02-06/247 чиновники разъясняют, что как отдельные инвентарные объекты ОС могут учитываться предметы, которые:

- не требуют монтажа;

- могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества;

- демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения и др.).

Следовательно, представительство должно выбрать свой вариант определения инвентарного объекта и закрепить его в учетной политике.

 

Если основное средство состоит из нескольких частей, то при отсутствии существенных различий в сроках полезного использования таковых имущество должно учитываться как единый инвентарный объект, на этом настаивает Минфин России в Письме от 20.01.2009 г. N 03-05-05-01/06.

Если же сроки полезного использования составных частей ОС имеют существенные различия, то каждая часть ОС может учитываться как самостоятельный инвентарный объект. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в Письме Минфина России от 06.02.2013 г. N 07-01-06/2596.

Чтобы иметь возможность учитывать составные части ОС в качестве самостоятельных инвентарных объектов в учетной политике представительства следует закрепить критерий существенности, который будет использоваться для этих целей. Например, в своем регламенте представительство иностранной компании может предусмотреть, что различие в сроках признается существенным, если оно составляет более года или составные части объекта относятся к разным амортизационным группам. Кроме того, можно воспользоваться и любым конкретным процентным показателем уровня существенности, например, 5 процентов.

 

Следующий элемент учетной политики иностранного представительства – это определение сроков полезного использования ОС.

В силу пункта 20 ПБУ 6/01 определение срока полезного использования ОС производится организацией, самостоятельно исходя из:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

 

В то же время срок полезного использования ОС для целей бухгалтерского учета может определяться с учетом Классификации ОС, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее - Классификация ОС).

Несмотря на то, что Классификация ОС предназначена для целей налогового учета, и с 01.01.2017 г. в ней нет прямой оговорки о возможности ее использования для целей бухгалтерского учета, по мнению автора, при определении сроков полезного использования ОС для целей бухгалтерского учета она может применяться по-прежнему, поскольку прямого запрета на это нет ни в налоговом законодательстве, ни в бухгалтерском праве. Косвенно это подтверждает и сам Минфин России в Письме от 08.11.2016 г. N 03-03-РЗ/65124.

Учитывая, что представительства признаются плательщиками налога на прибыль и определяют его по правилам главы 25 НК РФ, в учетной политике следует закрепить вариант установления сроков полезного использования ОС – с учетом Классификации ОС или без.

 

Помимо всего прочего в учетной политике иностранного представительства должен быть закреплен способ начисления амортизации ОС.

Начисление амортизации ОС может производиться одним из следующих способов, предусмотренных с пунктом 18 ПБУ 6/01:

- линейным;

- способом уменьшаемого остатка;

- способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Обратите внимание, что при начислении амортизации методом уменьшаемого остатка представительство иностранной компании вправе применять нормы повышенной амортизации. Если это право используется, то это закрепляется в учетной политике, где прописывается и конкретный размер повышающего коэффициента (не может быть более 3).

 

Пунктом 15 ПБУ 6/01 предусмотрено право на проведение переоценки основных средств, при этом однородные группы ОС могут переоцениваться не чаще одного раза в год на конец отчетного периода.

Если представительство иностранной компании пользуется данным правом, то это закрепляется в его учетной политике с указанием порядка проведения переоценки и ее периодичности.

Следует помнить, что если иностранное представительство, действующее на российской территории, принимает решение о переоценке ОС, то в дальнейшем переоценку придется проводить регулярно. В противном случае, стоимость ОС, подвергшихся переоценке, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, может существенно отличаться от их текущей восстановительной стоимости.

Правда, если стоимость переоцененных объектов отличается от их восстановительной стоимости не существенно, то регулярностью переоценки можно пренебречь, закрепив в учетной политике необходимый уровень существенности. Учитывая, что ПБУ 6/01 не содержит подобного критерия, представительство вправе самостоятельно установить порог существенности, используемый для этих целей.

Не лишне будет привести в учетной политике и состав переоцениваемых объектов. Так, например, в учетной политике можно закрепить, что переоцениваются:

- все ОС, принадлежащие организации;

- группы однородных ОС;

- несколько групп однородных ОС.

 

Обратите внимание!

При групповой переоценке следует предусмотреть классификацию ОС по группам однородных объектов и также привести ее в учетной политике. В связи с тем, что нормативные документы бухгалтерского законодательства не содержат критериев включения ОС в группы однородных объектов, представительство вправе применять собственные способы формирования указанных групп – по ОС одного вида, класса и тому подобное. Можно воспользоваться и Классификацией ОС.

Кроме того, при группировке объектов основных средств представительство иностранной организации может исходить из назначения объектов ОС, например:

- здания;

- сооружения;

- транспорт;

- передаточные устройства;

- машины и оборудование и так далее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.293 с.)