Анализ порядка налогообложения реализации ценных бумаг позволяет отметить, что некоторые моменты в части учета ценных бумаг организация должна закрепить в своей налоговой политике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ порядка налогообложения реализации ценных бумаг позволяет отметить, что некоторые моменты в части учета ценных бумаг организация должна закрепить в своей налоговой политике.



 

Прежде всего напомним, что правовое регулирование ценных бумаг осуществляет глава 7 «Ценные бумаги» части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Сейчас гражданское право оперирует двумя терминами – документарные ценные бумаги и бездокументарные ценные бумаги (статья 142 ГК РФ).

К первой категории, то есть к документарным ценным бумагам, относятся документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов.

В свою очередь бездокументарными ценными бумагами признаются обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением специальных правил учета этих прав в соответствии со статьей 149 ГК РФ.

В силу прямого указания пункта 2 статьи 142 ГК РФ ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке.

Статья 143 ГК РФ классифицирует ценные бумаги по самым разным основаниям. Так, наряду с документарными и бездокументарными ценными бумагами, различают именные, ордерные ценные бумаги, ценные бумаги на предъявителя.

 

Помимо всех существующих сегодня классификаций ценных бумаг, глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает свою собственную их классификацию. Так, в целях налогообложения различают две категории ценных бумаг:

- ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (далее - ОРЦБ);

- ценные бумаги, необращающиеся на ОРЦБ.

Причем данная классификация ценных бумаг является крайне важной с точки зрения налогового права, так как от вида ценной бумаги зависит не только порядок определения цены ценной бумаги при ее реализации, но и порядок формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций.

 

Как следует из норм налогового права организация вправе самостоятельно квалифицировать сделки по продаже ценных бумаг как операции с ценными бумагами или как операции с производными финансовыми инструментами (далее – ПФИ), на что указывают положения статей 280 и 301 НК РФ.

Итак, на что нужно обратить внимание при формировании налоговой политики организации в части ценных бумаг?

В первую очередь в своем налоговом регламенте следует закрепить право классификации сделок с ценными бумагами.

Пунктом 1 статьи 280 НК РФ установлено, что порядок отнесения объектов гражданских прав к ценным бумагам, а также порядок отнесения ценных бумаг к эмиссионным ценным бумагам устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации и применимым законодательством иностранных государств. Под применимым законодательством в данном случае понимается законодательство государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение налогоплательщиком гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги). При этом ценные бумаги, выпущенные в соответствии с применимым законодательством иностранных государств, относятся к эмиссионным ценным бумагам в случае их соответствия критериям, установленным Федеральным законом от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

 

Если операция с ценными бумагами может рассматриваться как операция с ПФИ, то налогоплательщик вправе решить сам, как он в дальнейшем будет определять налоговую базу по сделке с ценной бумагой – как от операции с ценной бумагой или как от операции с ПФИ, на что указывает как сама статья 280 НК РФ, так и статья 301 НК РФ. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 03.05.2012 г. N 03-03-06/2/46.

Поэтому в своей налоговой политике организации следует привести критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с ПФИ.

 

В Письме Минфина России от 21.11.2008 г. N 03-03-06/2/157 обращено внимание на то, что при условии совершения сделок с иностранными финансовыми инструментами на территории Российской Федерации квалификация таких инструментов в качестве ценных бумаг осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом с 21.04.2018 г. следует руководствоваться Указанием Банка России от 03.10.2017 г. N 4561-у «О порядке квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг».

В случае совершения сделок с финансовыми инструментами на территории иностранного государства, порядок квалификации таких инструментов в качестве ценных бумаг устанавливается законодательством иностранного государства.

 

Кроме того, в налоговой политике организация должна уделить внимание порядку определения первоначальной стоимости ценных бумаг. Как следует из пункта 3 статьи 280 НК РФ первоначальная стоимость ценных бумаг в налоговом учете определяется исходя из фактических затрат на их приобретение, поэтому, по мнению автора, организации следует привести состав расходов, включаемых в первоначальную стоимость ценных бумаг.

Если организация получает ценные бумаги в качестве взноса в уставный капитал, то их первоначальной стоимостью признаются документально подтвержденные расходы передающей стороны, но не выше рыночной стоимости ценных бумаг, подтвержденной независимым оценщиком.

Если ценные бумаги получены безвозмездно, то в данном разделе налоговой политики следует предусмотреть то, как организация будет подтверждать информацию о ценах в случае безвозмездного получения имущества. Ведь как следует из главы 25 НК РФ, первоначальная стоимость такого имущества определяется рыночными ценами, причем пунктом 8 статьи 250 НК РФ установлено, что организация - получатель ценных бумаг должна подтвердить информацию о ценах документально или путем проведения независимой оценки. Если используется первый вариант, то в налоговой политике следует закрепить состав документов, которыми налогоплательщик подтверждает информацию о ценах.

Интересная ситуация возникает в том случае, когда ценные бумаги приобретаются организацией по договору, расчеты по которому осуществляются в неденежной форме.

Определить первоначальную стоимость таких ценных бумаг невозможно, поскольку глава 25 НК РФ не содержит такого порядка. В отсутствие законодательно установленного механизма определения стоимости ценных бумаг организация должна в налоговой политике закрепить свой порядок определения их стоимости. Например, она может определять стоимость ценных бумаг, полученных в обмен на иные виды имущества, исходя из фактических затрат на приобретение передаваемого имущества.

 

Обратите внимание!

Разъяснения о том, как определяется стоимость ценных бумаг, полученных в качестве дивидендов от участия в другой организации, даны в Письме Минфина России от 15.08.2013 г. N 03-03-06/1/33242. По мнению чиновников финансового ведомства, в данном случае ценой приобретения ценных бумаг может являться стоимость, отраженная в налоговом учете организации и равная сумме объявленных дивидендов, определенной общим собранием акционеров при распределении прибыли.

 

Затем в налоговой политике нужно остановиться на порядке отнесения ценных бумаг к категории обращающихся на ОРЦБ.

В целях главы 25 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на ОРЦБ при одновременном соблюдении следующих условий, перечисленных в пункте 9 статьи 280 НК РФ:

· если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с применимым законодательством;

· если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

· если по ним в течение последовательных трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, хотя бы один раз рассчитывалась рыночная котировка (за исключением случая расчета рыночной котировки при первичном размещении ценных бумаг эмитентом).

 

Для проверки указанных условий организации, как видим, нужно иметь информацию о территории государства, где заключались сделки с ценными бумагами. Когда у организации нет возможности однозначно определить территорию сделки вне ОРЦБ, включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем, налогоплательщик вправе в соответствии с порядком определения применимого законодательства, закрепленным в его налоговой политике, определить его самостоятельно, на что указывает пункт 1 статьи 280 НК РФ, а также разъяснения чиновников, изложенные в Письме Минфина России от 04.02.2011 г. N 03-03-06/1/73.

Исходя из этого, в своей налоговой политике на 2019 год налогоплательщик обязан закрепить метод выбора применимого законодательства (по месту нахождения продавца или по месту нахождения покупателя). При этом целесообразно закрепить и сам порядок применения методики выбора - применяется ли она исключительно ко всем ценным бумагам или только к их определенным группам, классифицируемым по видам, эмитентам и так далее.

Следует помнить, что еслиценные бумаги признаются обращающимися на российском ОРЦБ, то под применимым законодательством понимается законодательство Российской Федерации, на что прямо указано в пункте 1 статьи 280 НК РФ.

Порядок формирования налоговой базы от операций с ценными бумагами зависит от категории налогоплательщика. Если речь идет об «обычной» компании, то доходы (расходы) по операциям с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, учитываются в общеустановленном порядке в общей налоговой базе (пункт 21 статьи 280 НК РФ).

В письме Минфина России от 05.07.2018 г. N 03-03-06/1/46683 указано, что доходы (расходы) от операций по реализации ценных бумаг учитываются в общей налоговой базе, если на дату реализации ценные бумаги являются обращающимися. Следовательно, поскольку на дату реализации ценных бумаг они являются необращающимися, то налоговая база по таким операциям определяется отдельно от общей налоговой базы.

Учитывая это, в налоговой политике организации, по мнению автора, следует предусмотреть порядок обособленного учета операций с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на ОРЦБ.

 

Иные правила установлены для профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, бирж, управляющих компаний и клиринговых организаций, осуществляющих функции центрального контрагента. Причем в целях налогообложения прибыли к профессиональным участникам рынка ценных бумаг приравниваются кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, выданную ЦБ РФ.

Указанные лица определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами и ПФИ в составе общей налоговой базы независимо от категории ценных бумаг и ПФИ.

 

Согласно пункту 2 статьи 280 НК РФ, доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщику покупателем, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

 

Обратите внимание!

Доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости), цена реализации которых выражена в иностранной валюте, определяются по официальному курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату перехода права собственности либо на дату фактического погашения или фактического получения налогоплательщиком сумм частичного погашения номинальной стоимости. Такие разъяснения дали столичные чиновники в Письме УФНС России по городу Москве от 05.10.2010 г. N 16-03/104051@.

Иными словами, при продаже ценных бумаг доход организации - продавца будет складываться из цены реализации ценной бумаги и накопленного процентного (купонного) дохода, полученного от покупателя ценной бумаги.

В том случае, если имеет место погашение ценной бумаги, то доход организации сформируется уже из погашаемой эмитентом суммы и процентного купонного дохода, выплаченного организации эмитентом.

Под накопленным процентным (купонным) (далее - НКД) доходом понимается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству календарных дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты совершения сделки (даты передачи ценной бумаги).

 

На основании Письма Минфина России от 04.03.2013 г. N 03-03-06/2/6367 можно сделать вывод, что если при частичном погашении эмитентом номинальной стоимости ценной бумаги, предусмотренном условиями ее выпуска, выплата НКД не производится, то сумма НКД не включается в доходы на момент такого погашения.

При этом, как прямо закреплено в пункте 2 статьи 280 НК РФ, в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Напоминаем, что в налоговом учете процентный (купонный) доход учитывается налогоплательщиком на основании пункта 6 статьи 250 НК РФ в составе внереализационных доходов.

 

Обратите внимание!

Если организация передает ценные бумаги безвозмездно, то дохода у нее не возникает, следовательно, определять налоговую базу по таким операциям с ценными бумагами нет необходимости. Напоминаем, что при безвозмездной реализации ценных бумаг организация не вправе учесть расходы, связанные с их приобретением, на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ. Аналогичные разъяснения дают и финансисты в Письме от 31.05.2007 г. N 03-04-06-01/166.

 

Фирмам, выплачивающим дивиденды ценными бумагами, по мнению автора, имеет смысл обратить внимание на письмо Минфина России от 26.03.2010 г. N 03-03-06/1/198. По мнению чиновников, при выплате дивидендов ценными бумагами под ценой выбытия следует понимать размер дивидендов, установленный решением общего собрания акционеров. В таком случае фактическая цена сделки реализации или иного выбытия ценных бумаг признается рыночной в порядке, установленном статьей 280 НК РФ.

 

Порядок определения цены реализации для ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, не содержит для налогоплательщика каких-либо альтернативных вариантов расчетов, в силу чего отражать его в своей налоговой политике не имеет смысла.

Исключение касается лишь пункта 19 статьи 280 НК РФ, согласно которому организация вправе принять для целей налогообложения расчетную цену сделки, определяемую с применением методов, установленных главой 14.3 НК РФ, при определении финансового результата по сделкам (в том числе не признаваемым контролируемыми) с обращающимися ценными бумагами и не применять правила определения цены ценной бумаги для целей налогообложения, установленные статьей 280 НК РФ, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

· покупатель ценных бумаг (совместно с аффилированными лицами) становится владельцем более 5% соответствующего выпуска ценных бумаг;

· количество ценных бумаг превышает 1 процент соответствующего выпуска ценных бумаг;

· цена ценных бумаг установлена по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления;

· покупатель (продавец) ценных бумаг является эмитентом этих ценных бумаг, в том числе по оферте.

Так как в данном случае речь идет о праве, то, по мнению автора, возможность его реализации нужно внести в свой учетный регламент.

 

Следует помнить, что по операциям с обращающимися инвестиционными паями открытого паевого инвестиционного фонда (далее – ПИФ), в том числе в случае их приобретения (погашения) у управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим соответствующий открытый ПИФ, фактическая цена сделки признается рыночной и принимается для целей налогообложения, если она равна расчетной стоимости инвестиционного пая, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах, на что указывает пункт 15 статьи 280 НК РФ.

О том, что в отношении инвестиционных паев открытых ПИФов определен специальный порядок определения фактической цены сделки, говорит и Письмо Минфина России от 13.11.2010 г. N 03-03-06/2/194.

Для справки: с 01.01.2016 г. определение расчетной стоимости инвестиционного пая производится в соответствии с Указанием Банка России от 25.08.2015 г. N 3758-У «Об определении стоимости чистых активов инвестиционных фондов, в том числе о порядке расчета среднегодовой стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда и чистых активов акционерного инвестиционного фонда, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, стоимости имущества, переданного в оплату инвестиционных паев».

 

Отметим, что в Российской Федерации существует еще один тип инвестиционных фондов – биржевые паевые инвестиционные фонды. Так как в отношении них статья 280 НК РФ не предусматривает специального порядка определения цены реализации, то в отношении них следует применять общий порядок.

 

Теперь, что касается ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, правила реализации которых установлены пунктом 16 статьи 280 НК РФ. Согласно названному пункту, по общему правилу при реализации ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, налогоплательщик платит налог с фактического дохода от их продажи. Но это правило справедливо в том случае, если фактическая цена ценных бумаг лежит в интервале между их минимальной и максимальной расчетной ценой и не превышает 20% от указанных цен в сторону повышения или понижения.

Если цена реализации ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, ниже минимальной или выше максимальной, то учитывается минимальная или максимальная цена соответственно, определенная исходя из расчетной цены и предельного отклонения цен. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 25.06.2018 г. N 03-03-06/2/43492.

 

Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, должен утверждаться Банком России по согласованию с Минфином России, на что указывает пункт 16 статьи 280 НК РФ. Однако до утверждения указанного порядка Банком России, на основании статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» следует применять Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, утвержденный Приказом ФСФР России от 09.11.2010 г. N 10-66/пз-н (далее – Порядок).

Причем из пункта 2 Порядка следует, что расчетная цена ценной бумаги может быть определена:

- как цена, рассчитанная исходя из существующих на рынке ценных бумаг цен этой ценной бумаги в соответствии с пунктом 4 Порядка;

- как цена ценной бумаги, рассчитанная организацией по правилам, предусмотренным пунктами 5 - 19 Порядка;

- как оценочная стоимость ценной бумаги, определенная оценщиком.

 

Если в своей налоговой политике организация закрепит все возможные варианты определения расчетной цены, то в дальнейшем в каждом конкретном случае она сможет пользоваться оптимальным вариантом определения расчетной цены. Аналогичные разъяснения на этот счет дают и финансисты в своем Письме от 26.04.2011 г. N 03-03-06/2/73.

Помимо этого, в своей налоговой политике организации нужно привести свои критерии оценки риска инвестиций (например, сложившаяся репутация фирмы-векселедателя, ее благонадежность, длительное присутствие на рынке товаров (работ, услуг) и так далее), а также методы оценки рыночной конъюнктуры.

 

Напомним, что с 01.04.2015 г. в тексте НК РФ прямо закреплено, что расчетная цена необращающихся ценных бумаг для целей налогообложения определяется на дату договора, устанавливающего все существенные условия передачи ценной бумаги.

До указанной даты Минфин России в Письме от 25.05.2010 г. N 03-03-05/107 разъяснял, что датой определения расчетной цены при покупке ценных бумаг признается дата их приобретения, а при продаже - дата реализации. Но поскольку в НК РФ ничего не говорилось о дате определения расчетной цены, то момент определения расчетной цены налогоплательщики закрепляли в своей налоговой политике. Сейчас такое положение закреплять в своем налоговом регламенте не имеет смысла.

 

Пунктом 23 статьи 280 НК РФ определено, что при реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик вправе воспользоваться любым методом списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:

- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

- по стоимости единицы.

Избранный способ списания стоимости выбывших ценных бумаг закрепляется в налоговой политике. По мнению автора, в отношении эмиссионных ценных бумаг имеет смысл применять метод ФИФО, ведь такие ценные бумаги размещаются выпусками, а значит, имеют один и тот же номинал и предоставляют одинаковый объем прав.

Учитывая, что метод ФИФО предполагает списание на расходы стоимости выбывших ценных бумаг по стоимости первых по времени приобретений, то, по мнению Департамента, под соответствующим приобретением следует понимать переход права собственности на такие ценные бумаги, на что указано в Письме Минфина России от 26.01.2018 г. N 03-03-06/2/4407.

 

Обратите внимание!

Если налогоплательщиком реализуются ценные бумаги, полученные по договору займа, то в налоговой политике следует закрепить последовательность закрытия коротких позиций по ценным бумагам, которая может осуществляться следующим образом:

- в первую очередь осуществляется закрытие короткой позиции, которая была открыта первой;

- закрытие короткой позиции осуществляется налогоплательщиком по стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции.

 

В заключение отметим еще один момент. На практике нередко имеет место ситуация, когда на момент реализации категория ценных бумаг меняется. Например, фирма приобрела ценные бумаги, не обращающиеся на ОРЦБ, по которым впоследствии проводились торги и определялась рыночная котировка. На момент реализации данных ценных бумаг они признаются уже ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ. Как определяется цена их реализации в этом случае, ведь механизм определения цены реализации ценных бумаг зависит именно от категории ценной бумаги?

Ответ на данный вопрос нам удалось найти в Письме Минфина России от 28.10.2011 г. N 03-03-06/2/162. Согласно разъяснениям чиновников, доходы от реализации ценных бумаг определяются по правилам, установленным для того вида ценных бумаг, к которому они относятся на дату реализации, а расходы – для той категории, к которой они относились на дату приобретения.

Учитывая, что нормами НК РФ это прямо не предусмотрено, при несогласии налогоплательщик может в своей налоговой политике предусмотреть иной порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль, не совпадающий с мнением финансистов. Однако такой подход наверняка приведет Вас в суд, поэтому соответствующее положение, зафиксированное в налоговой политике, может сыграть в Вашу пользу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.059 с.)