В данной статье мы приведем особенности строительной деятельности, которые должны быть учтены подрядной организацией при формировании своей учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В данной статье мы приведем особенности строительной деятельности, которые должны быть учтены подрядной организацией при формировании своей учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета.



 

Вначале отметим, что с 01.01.2013 г. все российские организации без каких-либо исключений ведут бухгалтерский учет и формируют свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ), что подтверждают и финансисты в Письме Минфина России от 27.02.2015 г. N 03-11-06/2/10013.

Между тем, некоторым категориям организаций Закон N 402-ФЗ предоставляет право вести бухгалтерский учет и формировать отчетность в упрощенном порядке. Такое право на основании пункта 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ имеют:

· субъекты малого предпринимательства (далее – СМП).

Для справки: критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

 

· некоммерческие организации;

· организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Названные субъекты могут реализовать данное право при условии, что они не входят в круг лиц, перечень которых приведен в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – УСВБУ), запрещено применять:

· организациям, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· жилищным и жилищно-строительным кооперативам;

· кредитным потребительским кооперативам (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

· микрофинансовым организациям;

· организациям государственного сектора;

· политическим партиям, их региональным отделениям или иным структурным подразделениям;

· коллегиям адвокатов;

· адвокатским бюро;

· юридическим консультациям;

· адвокатским палатам;

· нотариальным палатам;

· некоммерческим организациям, включенным в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Таким образом, в контексте настоящей статьи применять УСВБУ могут лишь подрядные организации, имеющие статус СМП, отчетность которых не подлежит обязательному аудиту.

Подпунктом 10 пункта 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ прямо определено, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в соответствующем федеральном стандарте бухгалтерского учета (далее – ФСБУ).

Однако пока такой ФСБУ не утвержден Минфином России. В то же время о том, какие способы ведения учета Минфин России относит к упрощенным, сказано в:

Ø Информации N ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее – Информация N ПЗ-3/2012);

Ø Информации N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»;

Ø Информации от 29.06.2016 г. N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее - Информация N ПЗ-3/2016).

Анализ названных документов финансового ведомства позволяет говорить о том, что перечень УСВБУ весьма внушительный, при этом организация вправе сама решать, какие из них применять (вне зависимости от применения других упрощенных способов), на что прямо обращено внимание в пункте 1.2 Информации N ПЗ-3/2016. Как разъясняют чиновники, выбор отдельных УСВБУ осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов.

 

Заметим, что на основании статьи 8 Закона N 402-ФЗ организация, ведущая бухгалтерский учет, в любом случае обязана формировать свою учетную политику, под которой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета, в том числе и упрощенных.

При организации своего бухгалтерского учета организация, применяющая УСВБУ, должна исходить из требования рациональности, а значит, ее учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, о чем сказано в пункте 2 Информации N ПЗ-3/2016.

Законом N 402-ФЗ предусмотрено, что организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Между тем пока Минфином России утверждена лишь часть ФСБУ для организаций государственного сектора, а для иных (нефинансовых) организаций в соответствие с Программой разработки ФСБУ на 2018 - 2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н, подготовлена лишь часть проектов ФСБУ, с текстами которых можно ознакомиться в интернете на сайтах http://bmcenter.ru. и https://www.minfin.ru.

В то же время в пункте 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ сказано, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

Более того, на основании пункта 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета.

 

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

 

Иными словами, пока в роли ФСБУ у нефинансовых организаций коммерческого сектора выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период.

При этом правила формирования учетной политики организации установлены пока Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008), действующим с 06.08.2017 г. в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н.

Не забудьте, что с 06.08.2017 г. изменены общие правила формирования учетной политики.

Так, пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.

Если же по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, организация его разрабатывает сама, используя последовательно следующие документы:

- международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО);

- положения ФСБУ и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

- рекомендации в области бухгалтерского учета.

На это указывает пункт 7.1 ПБУ 1/2008.

 

Обратите внимание!

При этом организация, применяющая УСВБУ, в такой ситуации вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (пункт 7.2 ПБУ 1/2008).

 

Для справки: при этом под рациональным ведением бухгалтерского учета понимается ведение учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

Исходить из требования рациональности в такой ситуации могут и иные компании, но только если применение учетной политики, сформированной по общим правилам, приводит к формированию несущественной информации, на что указывает пункт 7.4 ПБУ 1/2008.

Для справки: под несущественной понимается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности не зависят экономические решения пользователей отчетности. Организация самостоятельно относит информацию к несущественной, исходя как из ее величины, так и из характера.

 

Обратите внимание!

Если организация до вступления в силу Приказа Минфина России N 69н применяла самостоятельные способы бухгалтерского учета, разработанные ею в прежнем порядке, то она может использовать такие способы вплоть до вступления в действие соответствующих ФСБУ, которые, как известно, являются обязательными к применению. Такой вывод можно сделать на основании Рекомендаций аудиторам, данных Минфином России в Письме от 19.01.2018 г. N 07-04-09/2694.

 

Следовательно, пока строительные фирмы при ведении бухгалтерского учета по-прежнему руководствуются действующими ПБУ, приравненными к ФСБУ, а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета).

 

Особенностью строительной деятельности признается длительный цикл производства, ведь большинство объектов возводится в рамках длящихся договоров, что не может не сказываться на порядке учета доходов, расходов и финансовых результатов строительных фирм.

В настоящий момент все коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, учет доходов и расходов ведут в соответствии с общими правилами, установленными:

- Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 32н (далее - ПБУ 9/99);

- Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 33н (далее - ПБУ 10/99).

Этими же нормативными документами бухгалтерского учета пользуются и строительные фирмы - подрядчики (субподрядчики). Кроме того, в части договоров строительного подряда долгосрочного характера строительные фирмы руководствуются нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 г. N 116н (далее - ПБУ 2/2008), о чем сказано и в Письме Минфина России от 01.11.2011 г. N 07-02-06/211.

 

Обратите внимание!

Если строительная компания входит в категорию фирм, наделенных правом применения УСВБУ, то она может отказаться от применения ПБУ 2/2008, закрепив соответствующее положение в своем учетном регламенте.

В этом случае строительная организация при ведении бухгалтерского учета будет руководствоваться общими правилами определения доходов и расходов в своей деятельности.

 

Напомним, что доходом организации признается увеличение экономических выгод организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению ее капитала (пункт 2 ПБУ 9/99). Перечень поступлений от юридических и физических лиц, не признаваемых доходами организации, содержится в пункте 3 ПБУ 9/99. В частности, таковыми не признаются поступления в виде сумм налогов, экспортных пошлин и иных обязательных платежей, предварительной оплаты, авансов, задатков и так далее.

Доходами от обычных видов деятельности строительной фирмы признается выручка от выполнения работ по договорам строительного подряда. Выручка подрядчика равна сумме поступлений от заказчика строительства или величине дебиторской задолженности последнего (пункт 5 ПБУ 9/99). Как мы отметили выше, авансы, перечисленные заказчиком, не включаются в выручку строительной фирмы.

Размер выручки подрядчика определяется исходя из цены договора, заключенного с заказчиком строительных работ. Выручка признается в бухгалтерском учете при одновременном выполнении условий, перечисленных в пункте 12 ПБУ 9/99.

 

Обратите внимание!

Организации, применяющие УСВБУ, могут определять выручку в бухгалтерском учете кассовым методом. Такое право им предоставляет пункт 12 ПБУ 9/99. Понятно, что реализовать такую возможность строительная фирма - «малыш» может лишь при прямом указании на это в своем учетном регламенте. Отметим, что это является удобным в случае применения строительной компанией упрощенной системы налогообложения, при использовании которой налогоплательщик в целях налогообложения также признает доходы и расходы кассовым методом.

Имейте в виду, что при использовании кассового метода признания доходов в бухгалтерском учете организация обязана признавать кассовым методом и свои бухгалтерские расходы.

 

Заметим, что в части договоров с длительным циклом ПБУ 9/99 содержит специальное положение, касающееся признания выручки в бухгалтерском учете. Так как строительство объектов - дело не одного дня, то понятно, что оно напрямую касается строительных фирм. Так, пунктом 13 ПБУ 9/99 установлено, что организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ по мере готовности работы или по завершении выполнения работы в целом.

Выручка от выполнения конкретной работы признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы. Следовательно, в учетной политике подрядной организации в обязательном порядке нужно установить критерии, которыми фирма будет руководствоваться, определяя готовность своих работ.

В связи с этим рекомендуем обратить внимание на Письмо Минфина России от 22.01.2016 г. N 07-04-09/2355 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год». В нем финансисты указывают, что при признании в бухгалтерском учете выручки от выполнения конкретных работ, оказания конкретных услуг, продажи продукции по мере готовности способ определения степени завершенности работ, услуг, продукции на отчетную дату целесообразно разрабатывать исходя из ПБУ 2/2008 (в части способа определения степени завершенности работ по договору строительного подряда).

 

Для обобщения информации о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение, Планом счетов бухгалтерского учета предназначен счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

Если учетной политикой организации закреплено, что выручка определяется подрядчиком по мере готовности, то стоимость законченных организацией работ учитывается по дебету счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» в корреспонденции со счетом 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка». Обычно эта запись производится на сумму договорной стоимости этапов работ, предусмотренных самим договором подряда.

 

Обратите внимание!

Пунктом 14 ПБУ 9/99 определено, что если сумма выручки не может быть определена, она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по выполнению работ, которые будут впоследствии возмещены организации. В этом случае дебетовая запись по счету 46, корреспондирующая с субсчетом 90-1, отражается в размере фактических затрат подрядчика по выполненным работам.

По окончании всего объема работ оплаченная стоимость этапов выполненных работ, числящаяся на счете 46, закрывается в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

 

Обратите внимание!

Пунктом 13 ПБУ 9/99 закреплено, что в отношении разных по характеру и условиям выполнения работ организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки, предусмотренные названным пунктом. Если организация принимает решение об использовании возможности, предоставленной названным пунктом, это в обязательном порядке также отражается в учетной политике. Кроме того, здесь же имеет смысл закрепить условия выполнения таких работ.

 

Обратите внимание!

В условиях применения ПБУ 2/2008 строительная фирма обязана вести бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов отдельно по каждому исполняемому ей договору подряда (пункт 3 ПБУ 2/2008). Иными словами, объектом бухгалтерского учета у нее выступает сам договор подряда.

Напоминаем, что основания для объединения договоров в один объект бухгалтерского учета либо разделение одного договора на несколько объектов приведены в пунктах 4 - 6 ПБУ 2/2008.

Доходы по долгосрочным договорам строительного подряда или же договорам, сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные периоды, признаются в соответствии с общими правилами признания доходов, закрепленными в ПБУ 9/99. Причем эти доходы признаются доходами от обычных видов деятельности фирмы-подрядчика (выручкой) (пункт 7 ПБУ 2/2008).

Как сказано в пункте 8 ПБУ 2/2008, величина выручки по договору складывается исходя из стоимости работ по определенной в договоре цене, корректируемой в случаях и на условиях, предусмотренных договором.

ПБУ 2/2008 допускает увеличивать выручку подрядчика в связи:

- с использованием более качественных и дорогостоящих строительных материалов и конструкций;

- с выполнением работ, более сложных по сравнению с работами, предусмотренными в технической документации;

- с выполнением работ, не предусмотренных в технической документации.

 

Выручка может увеличиваться и на выплачиваемые организации дополнительно сверх сметы суммы поощрительных платежей, например, за сокращение сроков строительства. Кроме того, величина выручки увеличивается в связи с предъявляемыми к заказчикам или иным лицам, указанным в договоре, претензиями:

- о возмещении затрат, не учтенных в смете, которые организация вынуждена была понести в связи с действиями (бездействием) указанных лиц;

- о возмещении разумных расходов, осуществленных в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации, в связи с задержкой или остановкой работы из-за неоказания заказчиком содействия, предусмотренного договором (например, по передаче организации в пользование необходимых для выполнения работ зданий и сооружений, обеспечению временной подводки сетей энергоснабжения, водопровода) и так далее.

 

Уменьшение выручки по договору возможно в связи с неисполнением каких-либо работ, предусмотренных документацией.

 

Обратите внимание!

Выручка по договору корректируется на суммы отклонений, претензий и поощрительных платежей лишь в том случае, если существует уверенность, что эти суммы будут признаны заказчиками или иными лицами, указанными в договоре, которым они будут предъявлены, и сумма их может быть достоверно определена (пункт 9 ПБУ 2/2008). К сожалению, в какой момент и как должна определяться уверенность в том, что указанные суммы будут признаны лицами, которым они предъявлены, ПБУ 2/2008 не поясняет. Исходя из этого, подрядная организация должна самостоятельно определить, каким образом она будет подтверждать, что суммы отклонений, претензий и поощрительных платежей признаны заказчиками, и закрепить порядок подтверждения в своей учетной политике.

 

Организуя учет доходов по правилам ПБУ 2/2008, необходимо учитывать положения пункта 12 указанного бухгалтерского стандарта и предусмотреть в учетной политике, как будут учитываться доходы, полученные при исполнении других видов договоров, не связанные непосредственно с исполнением договора - в качестве прочих доходов или будут относиться в уменьшение прямых расходов по договору. К таким доходам пункт 12 ПБУ 2/2008 относит, например:

- доходы по договору купли-продажи от продажи организацией излишних строительных материалов и конструкций, приобретенных для исполнения договора;

- доходы в виде арендной платы за сданные в аренду другим лицам строительные машины и оборудование, временно не используемые для исполнения договора.

Конкретный перечень доходов, полученных при исполнении других видов договоров, учитываемых в составе прочих расходов или уменьшающих прямые расходы по договору, организация вправе определить сама и закрепить его в своей учетной политике.

 

Расходы по договору строительного подряда в соответствии с пунктом 10 ПБУ 2/2008 признаются подрядчиком (субподрядчиком) расходами по обычным видам деятельности также в соответствии с общими правилами, закрепленными в ПБУ 10/99.

Для целей управления в бухгалтерском учете необходимо организовать учет расходов по статьям затрат, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике. При составлении перечня следует учитывать особенности деятельности организации, специфику технологических процессов, структуру производства и иные факторы, влияющие на размер и перечень расходов.

Пункт 11 ПБУ 2/2008 предусматривает деление расходов, понесенных организацией-подрядчиком за период с начала исполнения договора до его завершения, на прямые, косвенные и прочие расходы по договору.

К прямым расходам относятся расходы, непосредственно связанные с исполнением договора, на что прямо указано в пункте 12 ПБУ 2/2008. Помимо фактически осуществленных расходов, в состав прямых расходов включаются ожидаемые неизбежные расходы, именуемые предвиденными расходами, по условиям договора возмещаемые заказчиком. Предвиденные расходы принимаются к учету:

- либо по мере их возникновения (например, расходы по устранению недоделок в проектах и строительно-монтажных работах, по разборке оборудования из-за дефектов антикоррозийной защиты);

- либо путем образования резерва на покрытие предвиденных расходов (например, резерв на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт объекта). Резерв на покрытие предвиденных расходов образуется при условии возможности достоверного определения таких расходов.

Какой вариант принятия указанных расходов используется организацией-подрядчиком, следует указать в учетной политике.

 

Обратите внимание!

Сегодня резервы предстоящих расходов, в том числе и резерв на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт объекта, получили новое значение. Они учитываются в качестве оценочных обязательств строительной компании в соответствии с правилами, определенными Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденным Приказом Минфина России от 13.12.2010 г. N 167н (далее - ПБУ 8/2010).

В то же время строительные компании, применяющие УСВБУ, вправе отказаться от применения ПБУ 8/2010, на что указывает пункт 3 названного документа. Отказ от применения ПБУ 8/2010 закрепляется в учетной политике, ведь по умолчанию оно подлежит применению в обязательном порядке.

 

В состав косвенных расходов включается часть общих расходов организации на исполнение договоров, приходящаяся на данный договор. Косвенные расходы включаются в расходы по каждому договору путем распределения общих расходов организации на исполнение договоров. Организация в учетной политике должна самостоятельно определить способы распределения косвенных расходов между договорами, например, путем расчетов с использованием сметных норм и расценок, отражающих современный уровень производственных, технологических и организационных нормативов в строительстве. Установленные способы распределения косвенных расходов, закрепленные учетной политикой, организация должна применять систематически и последовательно (пункт 13 ПБУ 2/2008).

 

Прочие расходы по договору - это расходы, не относящиеся к строительной деятельности организации, но возмещаемые заказчиком по условиям договора. Этот вид расходов может включать отдельные виды расходов на общее управление организацией, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, другие расходы, возмещение которых заказчиком предусмотрено договором (пункт 14 ПБУ 2/2008).

Кроме перечисленных расходов у подрядных фирм могут иметь место расходы, возникающие до подписания договора и связанные непосредственно с его подготовкой и заключением. Среди них - расходы на разработку технико-экономического обоснования, подготовку договора страхования рисков строительных работ и тому подобное. Такие затраты включаются в расходы по договору при условии, что они могут быть достоверно определены, и в отчетном периоде, в котором они возникли, существует вероятность, что договор будет подписан. При несоблюдении данных условий указанные расходы признаются прочими расходами того периода, в котором они понесены (пункт 15 ПБУ 2/2008).

 

Финансовый результат по договорам подряда определяется на отчетную дату «по мере готовности» при условии, что он может быть достоверно определен (пункт 17 ПБУ 2/2008). Условия достоверного определения финансового результата исполнения договора приведены в пунктах 18 и 19 ПБУ 2/2008.

Если необходимые и достаточные условия выполняются, тогда организация для признания выручки и расходов по договору применяет способ «по мере готовности». Этот способ предусматривает, что выручка по договору и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ на отчетную дату, и признаются в отчете о финансовых результатах в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы. Причем делать это следует независимо от того, должны или не должны выполненные работы предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору (этапа работ, предусмотренного договором).

Степень завершенности работ по договору на отчетную дату организация может определять способами, предлагаемыми пунктом 20 ПБУ 2/2008:

- по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору;

- по доле осуществленных на отчетную дату расходов в расчетной величине расходов по договору, при этом расходы, осуществленные на отчетную дату, подсчитываются только по выполненным работам (пункт 21 ПБУ 2/2008). Расходы, осуществленные в счет предстоящих работ по договору, и авансовые платежи организациям, выступающим в качестве субподрядчиков по договору, не включаются в состав расходов, осуществленных на отчетную дату.

Следовательно, в учетной политике подрядная организация должна предусмотреть, каким именно способом ею будет определяться степень завершенности работ по договору.

 

Рабочий план счетов бухгалтерского учета

Выручка по договору, признанная способом «по мере готовности», учитывается до полного завершения работ (этапа работ) как отдельный актив - «не предъявленная к оплате начисленная выручка» (пункт 26 ПБУ 2/2008).

Заметим, что в Плане счетов бухгалтерского учета, рекомендуемом финансистами к применению, отсутствует счет, на котором должна учитываться не предъявленная к оплате начисленная выручка. Следовательно, подрядным строительным организациям придется самостоятельно решить, каким образом они будут отражать в бухгалтерском учете такой актив, как «не предъявленная к оплате начисленная выручка».

Для учета такой выручки можно рекомендовать открытие к счету 46 соответствующих субсчетов, например:

46-1 «Выполненные этапы по договору»;

46-2 «Не предъявленная к оплате начисленная выручка».

Некоторые специалисты считают возможным использование счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к которому необходимо открыть отдельный субсчет «Не предъявленная к оплате начисленная выручка».

 

Как показывает практика, организации, утверждая рабочий план счетов бухгалтерского учета, зачастую перечисляют в нем абсолютно все счета, предусмотренные типовым Планом счетом. Но совершенно очевидно, что строительная организация, специализирующаяся на выполнении строительных, монтажных и иных работ, многие из них использовать не будет. Таким образом, утверждая рабочий план счетов, в перечень следует включать лишь те счета, которые будут использоваться организацией.

Строительные компании, применяющие УСВБУ, для ведения бухгалтерского учета могут сократить количество синтетических счетов в принимаемом рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Типовым Планом счетов бухгалтерского учета (пункт 3 Информации N ПЗ-3/2016).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.066 с.)