Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В какой форме раскрывается Информация об учетной политике.

Поиск

Заметим, что до вступления в силу Закона N 402-ФЗ такая информация раскрывалась в пояснительной записке, прилагаемой к годовой отчетности организации. Сейчас в пункте 24 ПБУ 1/2008 о пояснительной записке ничего не сказано, то есть информация об учетной политике раскрывается непосредственно в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Напомним, что в пункте 1 статьи 14 Закона N 402-ФЗ сказано, что в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. При этом на основании части 6 статьи 21 Закона N 402-ФЗ состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств) устанавливается федеральными стандартами.

Как уже было отмечено, в отсутствие федеральных стандартов состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах организации определяют на основании Приказа Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – Приказ N 66н). Согласно данному приказу для коммерческих фирм такими приложениями являются отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения. У некоммерческих организаций в состав приложений к бухгалтерскому балансу включен еще и отчет о целевом использовании средств.

Как установлено пунктом 4 Приказа N 66н, иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (далее – пояснения):

• оформляются в табличной и (или) текстовой форме;

• содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом Приложения N 3 к Приказу N 66н.

Из чего можно предположить, что все иные пояснения (не вошедшие в таблицы) включаются организацией в текстовую пояснительную записку, которая, сегодня не включается в состав годовой отчетности компании. Аналогичные разъяснения по этому поводу приведены и в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год, содержащихся в Письме Минфина России от 09.01.2013 г. N 07-02-18/01.

Так как обязательной формы пояснительной записки нет, то составить такой документ можно в произвольной форме, учитывая то, что он не входит в состав самой отчетности.

Как следует из пункта 17 ПБУ 1/2008, организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

При этом определено, что состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими ФСБУ.

Исходя из действующих сегодня Положений по бухгалтерскому учету, приравненных к ФСБУ, в бухгалтерской отчетности в части информации об учетной политике раскрытию подлежит, по крайней мере, следующая информация:

 

1. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 г. N 26н (далее – ПБУ 6/01):

- о стоимостном критерии признания актива основным средством;

- о способах оценки основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

- о критерии существенности в части сроков полезного использования составных частей объектов основных средств;

- о порядке установления сроков полезного использования основных средств;

- о способах начисления амортизации по основным средствам.

 

Обратите внимание!

Согласно пункту 8.1 ПБУ 6/01 организация, применяющая УСВБУ, может определять первоначальную стоимость основных средств:

- при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);

- при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой подрядчикам.

При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Кроме того, согласно пункту 19 ПБУ 6/01 организация, которая вправе применять УСВБУ, может начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией.

Также данной категории организаций предоставлено право начислять амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету.

Если организация, применяющая УСВБУ, использует данные возможности, то эта информация раскрывается в ее учетной политике.

 

2. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденным Приказом Минфина России от 27.12.2007 г. N 153н:

- о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;

- о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов;

- о способах определения амортизации нематериальных активов, а также установленный коэффициент при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка;

- об изменении сроков полезного использования нематериальных активов;

- об изменении способов определения амортизации нематериальных активов.

Обратите внимание!

В соответствии с пунктом 3.1 ПБУ 14/2007 организация, которая вправе применять УСВБУ, может признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

 

3. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 г. N 44н:

- о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);

- о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;

- о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог.

 

Обратите внимание!

По общему правилу материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Для организаций и микропредприятий, которые вправе применять УСВБУ, сделаны исключения (пункты 13.1, 13.2 и 13.3 ПБУ 5/01). Так первые могут оценивать приобретенные материально-производственные запасы по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. Вторые вправе признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).

Кроме того, и первые и вторые могут признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления). При этом организации, применяющие УСВБУ, отличные от микропредприятий могут пользоваться такой возможностью при условии, что у них нет существенных остатков МПЗ.

 

Обратите внимание!

В части раскрытия в учетной политике информации о материально-производственных запасах рекомендуем обратить внимание на Письмо N 07-04-09/2355, в котором чиновники рекомендуют аудиторам при проведении аудита отчетности за 2015 год учитывать влияние экономической ситуации на деятельность аудируемого лица.

 

В нем чиновники отмечают, что при проверке данных организации о материально-производственных запасах, учитывается учет наличия и движения отходов производства. При этом Минфин России напоминает, что стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.

Поэтому при раскрытии в учетной политике информации о материально- производственных запасах это положение следует учесть.

 

4. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 115н:

- о способах списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам;

- о принятых организацией сроках применения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

 

Обратите внимание!

В соответствии с пунктом 14 ПБУ 17/02 организация, применяющая УСВБУ, может списывать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

 

5. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2002 г. N 126н:

- о единице учета финансовых вложений;

- о способах оценки финансовых вложений при их выбытии по группам (видам).

 

Из Письма N 07-04-09/2355 вытекает, что под резервом на обесценение такого вида финансовых вложений организации, как предоставленные займы, является резерв по сомнительным долгам. Поэтому при наличии информации о финансовых проблемах заемщика, равно как и должника по «дебиторке», приобретенной по договору цессии, организация должна создать резерв по сомнительным долгам. Учитывая это, в своей учетной политике организации следует закрепить соответствующее положение и привести порядок формирования такого резерва.

В части финансовых вложений, по которым определяется рыночная стоимость, финансисты напоминают, что условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с индексируемым номиналом установлены Приказом Минфина России от 22.05.2015 г. N 80н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с индексируемым номиналом». В бухгалтерской отчетности информация о корректировке оценки облигаций федерального займа с индексируемым номиналом изменение их рыночной стоимости показывается общей суммой без разделения ее в зависимости от причин, в связи с которыми произошло изменение рыночной стоимости.

 

6. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 107н:

- о порядке учета процентов, причитающихся к оплате заимодавцу;

- о порядке признания дополнительных затрат по займам;

- о суммах дохода от временного использования заемных средств.

 

7. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 32н (далее – ПБУ 9/99):

- о порядке признания выручки организации;

- о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности.

 

Обратите внимание!

В Письме N 07-04-09/2355 финансисты указывают, что при признании в бухгалтерском учете выручки от выполнения конкретных работ, оказания конкретных услуг, продажи продукции по мере готовности способ определения степени завершенности работ, услуг, продукции на отчетную дату целесообразно разрабатывать исходя из Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008)», утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 г. N 116н (в части способа определения степени завершенности работ по договору строительного подряда).

 

8. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 33н (далее – ПБУ 10/99):

- о порядке признания коммерческих и управленческих расходов.

 

Обратите внимание!

Как разъяснено в Письме N 07-04-09/2355, осуществляемые организацией отчисления (взносы) в компенсационные фонды, формируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) правилами и стандартами саморегулируемых организаций, профессиональных объединений, союзов, ассоциаций, к полномочиям которых относится аккумулирование средств таких компенсационных фондов, в бухгалтерском учете признаются расходами.

 

9. В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 г. N 119н:

- о порядке распределения расходов на продажу в части их частичного списания.

 

10. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 24.10.2008 г. N 116н:

- о способе определения признанной в отчетном периоде выручки по договору.

 

11. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н (далее – ПБУ 18/02):

- о способе определения величины текущего налога на прибыль.

 

12. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), утвержденным Приказом Минфина России от 02.02.2011 г. N 11н (далее – ПБУ 23/2011):

- используемые подходы для отделения денежных эквивалентов от других финансовых вложений;

- порядок классификации денежных потоков, не указанных в пунктах 9 - 11 ПБУ 23/2011;

- методику пересчета в рубли величины денежных потоков в иностранной валюте;

- случаи свернутого представления денежных потоков;

- другие пояснения, необходимые для понимания информации, представленной в отчете о движении денежных средств.

 

13. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденным Приказом Минфина России от 28.06.2010 г. N 63н:

- критерий признания бухгалтерской ошибки существенной.

 

14. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2011 г. N 125н:

- перечень видов поисковых затрат, признаваемых внеоборотными активами, либо указание на то, что все поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности;

- особенности классификации материальных и нематериальных поисковых активов;

- порядок начисления амортизации по поисковым активам;

- группировка поисковых активов в целях проверки их на обесценение;

- условия перевода поисковых активов в состав основных средств, нематериальных и иных активов организации.

Для справки: пример раскрытия в бухгалтерской отчетности организации информации об учетной политике в отношении затрат на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых приведен в Приложении к ПБУ 24/2011.

Кроме того, в Письме N 07-04-09/2355 Минфин России дает иные рекомендации, которые, по мнению автора, будут интересны большинству организаций.

В частности, это касается:

- порядка отражения в бухгалтерском учете затрат на формирование страхового запаса активов.

В случае если в связи с отраслевыми особенностями деятельности организация формирует страховой запас отдельных видов активов (например, оборудования, узлов и запасных частей, материалов), стоимость таких активов определяется организацией путем суммирования фактически произведенных затрат на покупку, изготовление в соответствии с ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 10/99.

- признания в бухгалтерском учете оценочных обязательств по выданным независимым гарантиям.

В случае единовременного исполнения условий пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 13.12.2010 г. N 167н (далее – ПБУ 8/2010), коммерческая организация, выдавшая независимую гарантию (гаранта) по просьбе другого лица (принципала), признает в бухгалтерском учете оценочное обязательство. Величина такого оценочного обязательства должна отражать наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству.

В иных случаях гарант раскрывает в бухгалтерской отчетности условное обязательство.

- признания расходов на выплату работникам премии по итогам работы за год.

В случае, когда в организации установлена система премирования работников, предусматривающая выплату премии в следующих за отчетным периодах при достижении соответствующих показателей (условий) в отчетном году, организация на основе оценки вероятности достижения таких показателей (условий) в отчетном году признает оценочное обязательство.

- способов ведения бухгалтерского учета операций хеджирования.

 

По мнению чиновников, способы ведения бухгалтерского учета инструментов хеджирования финансовых рисков и связанных с такими инструментами фактов хозяйственной жизни целесообразно разрабатывать исходя из МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» или МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», введенных в действие для применения на территории Российской Федерации приказами Минфина России соответственно от 27.06.2016 г. N 98н и от 28.12.2015 г. N 217н.

Как видим, даже минимальный состав сведений об учетной политике, подлежащий раскрытию в бухгалтерской отчетности фирм, достаточно внушительный. Поэтому зачастую организации вместо раскрытия необходимых данных в пояснительной записке прикладывают к своей бухгалтерской (финансовой) отчетности экземпляр своей учетной политики.

 

Причем если свой нормативный документ организация формировала исходя из допущения:

- имущественной обособленности;

- непрерывности деятельности организации;

- последовательности применения учетной политики;

- временной определенности фактов хозяйственной деятельности, то раскрывать указанные допущения в бухгалтерской отчетности нет необходимости.

Иначе дело обстоит, если учетная политика организации была сформирована на основании иных принципов и допущений, в этом случае такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности, на что указано в пункте 19 ПБУ 1/2008.

Так, например, если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

 

Имейте в виду, что информация об изменениях учетной политики в отчетном году также отражается в бухгалтерской отчетности компании. При этом организация должна раскрывать не только саму причину изменения учетной политики, но и содержание такого изменения.

Дополнительно к этому раскрывается:

• порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);

• суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, в том числе по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

• сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

При этом в силу пункта 10 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 г. N 43н, каждая существенная корректировка должна быть раскрыта с указанием ее причин.

 

Напоминаем, что согласно пункту 6 статьи 8 Закона N 402-ФЗ к изменениям учетной политики организации могут привести:

• изменение требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

• разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

• существенное изменение условий деятельности компании.

 

При этом, как следует из пункта 10 ПБУ 1/2008, не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

 

По общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. На это указывает как пункт 7 статьи 8 Закона N 402-ФЗ, так и пункт 12 ПБУ 1/2008.

 

Обратите внимание!

Если изменение учетной политики обусловлено изменением бухгалтерского законодательства, то раскрытию подлежит факт отражения последствий изменений учетной политики в соответствии с тем порядком, который предусмотрен соответствующим нормативным документом в сфере бухгалтерского учета.

При невозможности раскрытия информации по какому-то отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности организации, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

 

В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт, на что указывает пункт 23 ПБУ 1/2008.

 

Как сказано в пункте 24 ПБУ 1/2008, существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

В случае представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

Для справки: на основании пункта 4 статьи 13 Закона N 402-ФЗ промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется организацией в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами или решениями собственника установлена обязанность ее представления.

Обратите внимание!

Действующая редакция ПБУ 1/2008 более не требует от организаций объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным (пункт 25 ПБУ 1/2008 отменен).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.012 с.)