Формирование учетной политики любой организации представляет собой весьма нелегкую процедуру. Ведь в своем регламенте нужно не только закрепить используемые методы учетной работы, но и учесть цели, которые преследует компания – снижение трудозатрат или же уменьшение размеров налоговых платежей. Понятно, что для этого многовариантные методы бухгалтерского и налогового учета необходимо тщательно проанализировать и сопоставить между собой.
Напомним, что с 01.01.2013 г. основным нормативным документом в сфере бухгалтерского учета выступает Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон N 402-ФЗ), обязывающий всех экономических субъектов, в состав которых включены, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, формировать свою учетную политику для целей бухгалтерского учета.
Утверждать свою учетную политику для целей налогообложения организации обязаны и в целях уплаты налогов, на что указывают положения налогового законодательства Российской Федерации.
Причем цели и задачи у каждой из указанных политик свои. Так, бухгалтерская учетная политика утверждается организацией для ведения бухгалтерского учета, целью которого является формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Закона N 402-ФЗ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом объектами бухгалтерского учета выступают:
Ø факты хозяйственной жизни экономического субъекта;
Ø активы;
Ø обязательства;
Ø источники финансирования деятельности;
Ø доходы;
Ø расходы;
Ø иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную компанией совокупность допускаемых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, на что указывает статья 11 НК РФ.
Закон N 402-ФЗ определяет бухгалтерскую учетную политику как совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета, которая применяется последовательно из года в год.
Статьей 8 Закона N 402-ФЗ установлено, что организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
Между тем пока Минфином России утверждена лишь часть федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) для организаций государственного сектора, а для нефинансовых организаций, не входящих в государственный сектор, ФСБУ существуют только в виде проектов.
В соответствие с Программой разработки ФСБУ на 2018-2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н, подготовлены проекты ФСБУ «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)», «Незавершенные капитальные вложения», «Некоммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет аренды», а также «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» с текстами которых можно ознакомиться в Интернете.
В то же время на основании статьи 30 Закона N 402-ФЗ у нефинансовых организаций негосударственного сектора пока в роли ФСБУ выступают действующие положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г.
Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».
Кроме того в части не противоречащей Закону N 402-ФЗ не запрещено применять и иные правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ (например, методические указания по учету конкретных объектов учета, разработанные Минфином России в дополнение к ПБУ).
При этом конкретные правила формирования бухгалтерской учетной политики пока регулируются нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008).
Для справки: напоминаем, что с 06.08.2017 г. ПБУ 1/2008, действует в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н (далее – Приказ N 69н) который не только привел текст ПБУ 1/2008 в соответствие с Законом N 402-ФЗ, но и изменил общие правила формирования учетной политики.
Теперь пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008.
Если же по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, в общем случае организация его разрабатывает сама, используя последовательно следующие документы:
- положения ФСБУ и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
- рекомендации в области бухгалтерского учета.
На это указывает пункт 7.1 ПБУ 1/2008.
При этом организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее – УСВБУ), при отсутствии в ФСБУ установленного способа учета при разработке собственного способа учета может руководствоваться исключительно требованием рациональности (пункт 7.2 ПБУ 1/2008). Все иные компании так поступать вправе только в том случае, когда применение учетной политики, сформированной по общим правилам, приводит к формированию несущественной информации, на что указывает пункт 7.4 ПБУ 1/2008.
Обратите внимание!
Если организация до вступления в силу Приказа N 69н применяла самостоятельные способы бухгалтерского учета, разработанные ею в прежнем порядке, то она может использовать такие способы вплоть до вступления в действие соответствующих ФСБУ. Такой вывод можно сделать на основании Рекомендаций аудиторам, данных Минфином России в Письме от 19.01.2018 г. N 07-04-09/2694.
И, хотя, отрасли права, применяемые организацией для формирования бухгалтерской и налоговой политики, различны, нормы бухгалтерского и налогового учета во многом совпадают, что в свою очередь говорит о наличии одинаковых основных элементов учетных политик.
Практика показывает, что зачастую организации, применяющие общую систему уплаты налогов, стремятся максимально сблизить свой бухгалтерский и налоговый учет. В основном это связано с нежеланием применять нормы такого бухгалтерского стандарта, как Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н (далее – ПБУ 18/02). Учитывая всю сложность норм ПБУ 18/02, причина вполне понятна, так как применение ПБУ 18/02, увеличивает трудозатраты бухгалтера на порядок. Поэтому если организация намерена сближать бухгалтерский учет с учетом налоговым, то целесообразно в обоих видах учетов (там, где это возможно) применять одинаковые методы (способы) учета доходов (расходов), активов, обязательств и так далее.
Если же организация преследует целью оптимизацию налоговой нагрузки, то при формировании своего учетного регламента следует использовать те способы, применение которых позволит уменьшить размер налоговых платежей в казну.
Учитывая это, при формировании своей учетной политики бухгалтеру вначале следует сопоставить вариантные методы бухгалтерского и налогового учета, а затем выбрать и закрепить те, которые наиболее отвечают интересам компании.
Чтобы облегчить работу бухгалтеру представим в виде таблицы основные элементы учетной политики, которые нужно сопоставить при формировании своего внутреннего регламента, применяемого в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения.
Обратите внимание!
Данная таблица составлена исходя из действующих ПБУ, выступающих пока аналогами ФСБУ. В тоже время следует понимать, что при утверждении соответствующих ФСБУ сравниваемый состав элементов учетной и налоговой политики может существенно измениться!
Элемент учетной политики
Правила бухгалтерского учета
Правила налогового учета
Порядок классификации доходов
Право самостоятельного признания поступлений либо доходами от обычных видов деятельности, либо прочими поступлениями (пункт 4 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (далее – ПБУ 9/99)).
Право самостоятельной классификации доходов в качестве доходов от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав либо в качестве внереализационных доходов (статьи 248 - 250 НК РФ).
Порядок классификации расходов
Право самостоятельного признания расходов либо расходами от обычных видов деятельности, либо прочими расходами (пункт 4 ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее – ПБУ 10/99)).
Право самостоятельной классификации расходов, в качестве:
- расходов, связанных с производством и реализацией;
- внереализационных расходов.
(статья 252 НК РФ).
Методы учета доходов и расходов
По общему правилу доходы и расходы признаются по методу начисления.
Воспользоваться кассовым методом учета доходов и расходов могут организации, которые в силу статьи 6 Закона N 402-ФЗ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – УСВБУ).
Право указанных организаций на кассовый порядок признания выручки закреплено в пункте 12 ПБУ 9/99.
Использование данного права влечет за собой кассовый метод признания расходов, на что указывает пункт 18 ПБУ 10/99.
Возможность использования кассового метода признания бухгалтерских доходов для субъектов малого бизнеса предусмотрена и Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.1998 г. N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
Доходы и расходы могут признаваться:
- методом начисления (статьи 271 и 272 НК РФ);
- кассовым методом (статья 273 НК РФ).
Порядок признания доходов по договорам с длительным циклом
Пункт 13 ПБУ 9/99 в отношении договоров с длительным циклом предоставляет организациям два способа признания выручки:
- по мере готовности работы, услуги, продукции (с использованием счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»);
- по завершении работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.
В силу пункта 2 статьи 271 НК РФ налогоплательщиком может быть использован любой из следующих вариантов признания доходов по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом:
- равномерно между отчетными периодами в течение срока действия договора;
- пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.
(Письмо Минфина России от 27.11.2017 г. N 03-07-11/78178).
Порядок списания общехозяйственных расходов
Возможно два варианта: могут включаться:
- в себестоимость продукции, работ, услуг;
- в качестве условно-постоянных могут относиться напрямую в себестоимость продаж того отчетного периода, в котором возникли.
Косвенные расходы списываются единовременно в том периоде, к которому они относятся (статья 318 НК РФ).
Учет малоценных объектов ОС
Активы, отвечающие условиям пункта 4 ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 г. N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (далее – ПБУ 6/01), стоимость которых не превышает 40 000 руб., могут учитываться в составе:
- основных средств;
- материально-производственных запасов.
Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.
Определение первоначальной стоимости ОС
В общем случае первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (пункт 8 ПБУ 6/01).
Организации, применяющие УСВБУ, могут определять первоначальную стоимость основных средств:
- при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
- при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления ОС.
При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были осуществлены (пункт 8.1 ПБУ 6/01).
Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Срок полезного использования основных средств
В соответствии с пунктом 20 ПБУ 6/01 производится организацией исходя:
- ожидаемого срока использования ОС в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации объекта ОС;
- нормативно-правовых и других ограничений использования объекта ОС.
Допускается установление срока полезного использования с учетом Классификации ОС, используемой в налоговом учете.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
(пункт 1 статьи 258 НК РФ).
Методы начисления амортизации
Согласно пункту 18 ПБУ 6/01 начисление амортизации по группе однородных объектов ОС может производиться:
- линейным способом;
- способом уменьшаемого остатка;
- способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Начислять амортизацию по ОС можно:
- единым методом по всем ОС;
- разными методами по группам однородных объектов.
Согласно пункту 19 ПБУ 6/01 организация, применяющая УСВБУ, может начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией. Кроме того, им предоставлено право начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету.
Пунктом 1 статьи 259 НК РФ предусмотрено два варианта:
- линейный метод;
- нелинейный метод.
По общему правилу амортизация начисляется единым методом по всем объектам амортизируемого имущества.
Исключение:
При использовании нелинейного метода по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, нематериальным активам, входящих в восьмую-десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов, применяется линейный метод.
Амортизация объектов недвижимости, по которым право собственности не зарегистрировано
По объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету 01 «Основные средства».
(пункт 52 Приказа Минфина России от 13.10.2003 г. N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»).
Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам ОС, права на которые подлежат государственной регистрации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации (пункт 4 статьи 259 НК РФ).
Амортизационная премия
Нормативными документами по бухгалтерскому учету ОС возможность применения амортизационной премии не предусмотрена.
На основании пункта 9 статьи 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением ОС, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении ОС, относящихся к 3-7 амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК РФ.
Переоценка основных средств
Пунктом 15 ПБУ 6/01 закреплено право на проведение переоценки ОС по текущей (восстановительной) стоимости.
В налоговом учете переоценка ОС не предусмотрена.
Применение инвестиционного налогового вычета в отношении ОС
Нормативными документами по бухгалтерскому учету ОС возможность применения инвестиционного налогового вычета по ОС не предусмотрена.
Право налогоплательщика на применение инвестиционного налогового вычета по ОС, входящим в 3-7 амортизационные группы предусмотрено статьей 286.1 НК РФ.
Применение данного права позволяет снизить суммы налога на прибыль, подлежащие зачислению в субъект региона.
Создание резерва на ремонт основных средств
С 01.01.2011 г. в бухгалтерском учете возможность создания такого резерва не предусмотрена.
Право на создание резерва под предстоящие расходы на ремонт ОС предусмотрено пунктом 3 статьи 260 НК РФ. Резерв формируется в порядке, установленном статьей 324 НК РФ.
Оценка НМА
В общем случае принимаются к учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.
При этом первоначальной стоимостью НМА признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях (пункты 6, 7, 8 ПБУ 14/2007, утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 г. N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» (далее - ПБУ 14/2007)).
Организации, применяющие УСВБУ, могут признавать расходы на приобретение НМА, расходами по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (пункт 3.1 ПБУ14/2007).
Согласно пункту 3 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость амортизируемых НМА определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
Определение срока полезного использования нематериального актива
В соответствии с пунктом 26 ПБУ 14/2007 производится исходя из:
- срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
- ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).
Срок полезного использования нематериального актива не может превышать срок деятельности компании.
Срок полезного использования НМА подлежит ежегодной проверке на необходимость его уточнения (пункт 27 ПБУ 14/2007).
Определение срока полезного использования объекта НМА производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.
По НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).
По таким НМА, как:
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
- исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;
- исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
- владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта;
- исключительное право на аудиовизуальные произведения, налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.
Амортизация нематериальных активов
В соответствии с пунктом 28 ПБУ 14/2007 амортизацию по НМА с определенным сроком полезного использования можно начислять одним из трех методов:
- линейным способом;
- способом уменьшаемого остатка;
- пропорционально объему продукции, работ или услуг.
Способ определения амортизации НМА ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения (пункт 30 ПБУ 14/2007).
Пунктом 1 статьи 259 НК РФ предусмотрено два варианта начисления амортизации:
- линейный метод;
- нелинейный метод.
Переоценка нематериальных активов
В соответствии с пунктом 17 ПБУ 14/2007 организация вправе переоценивать группы однородных НМА по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов.
В налоговом учете переоценка НМА не предусмотрена.
Учет материально-производственных запасов
Учет МПЗ может вестись:
- по фактической себестоимости;
- по учетным ценам.
Организации, применяющие УСВБУ, могут оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика.
При этом иные затраты, непосредственно связанные с их приобретением, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены (пункт 13.1 ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01)).
Микропредприятия, применяющие УСВБУ, могут признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).
Иные организации, применяющие УСВБУ,
могут признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер их деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ (пункт 13.2 ПБУ 5/01).
Организации, применяющие УСВБУ,
могут признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (пункт 13.3 ПБУ5/01).
Учет ведется исключительно по фактической себестоимости
(пункт 2 статьи 254 НК РФ).
Методы оценки материально-производственных запасов при списании
В соответствии с пунктом 16 ПБУ 5/01 возможно применение любого из следующих методов:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).
В соответствии с НК РФ списание МПЗ может производиться следующими методами:
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- по средней стоимости;
- по стоимости единицы.
Создание резерва
под снижение стоимости материальных ценностей.
На основании пункта 25 ПБУ 5/01 при определенных обстоятельствах организации обязаны создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей.
Организации, применяющие УСВБУ, обладают право создания данного оценочного резерва.
Создание такое резерва не предусмотрено.
Учетная цена товаров в организациях розничной торговли
В соответствии с пунктом 13 ПБУ 5/01 указанная категория организаций вправе учитывать товары:
- по стоимости их приобретения;
- по продажной цене с отдельным учетом торговой наценки.
Возможность учета товаров по продажным ценам не предусмотрена.
Учет затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимых до момента их передачи в продажу
На основании пункта 13 ПБУ 5/01 названные затраты торговых организаций могут:
- включаться в фактическую себестоимость товаров;
- учитываться в составе расходов на продажу.
В соответствии со статьей 320 НК РФ могут учитываться либо в покупной стоимости товаров, либо учитываться в составе издержек обращения.
Метод оценки незавершенного производства
Варианты оценки НЗП, которые допустимы к использованию правилами бухгалтерского учета, перечислены в пункте 64 Положения N 34н, утвержденного Минфином России от 29.07.1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее – Положение N 34н) согласно которому в массовом и серийном производстве НЗП может оцениваться:
- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
- по прямым статьям затрат;
- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
В условиях единичного производства НЗП оценивается по фактическим затратам.
В соответствии со статьей 319 НК РФ организация вправе самостоятельно установить способ оценки незавершенного производства.
Порядок формирования стоимости НЗП, избранный организацией подлежит применению не менее двух налоговых периодов.
Создание резерва сомнительных долгов
Обязанность по формированию такого резерва в бухгалтерском учете установлена пунктом 70 Положения N 34н. Резерв формируется по любой задолженности, признаваемой организацией сомнительной в порядке, установленном организацией самостоятельно.
Действующие бухгалтерские правила резервирования не предусматривают ограничений ни по величине создаваемого резерва, ни по сроку возникновения сомнительного долга.
Право создания данного вида резерва предусмотрено статьей 266 НК РФ, при этом альтернативные правила формирования отсутствуют.
Сомнительным долгом признается любая задолженность, которая возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), если она не погашена в сроки, установленные договором, не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.
При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.
Сумма создаваемого резерва, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
При исчислении резерва в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин - 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.
Создание резервов предстоящих расходов
С 01.01.2011 г. резервы предстоящих расходов в бухгалтерском учете получили новое значение – теперь они учитываются как оценочные обязательства компании, учет которых ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)», утвержденным Приказом Минфина России от 13.12.2010 г. N 167н (далее - ПБУ 8/2010).
Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете компании при одновременном выполнении условий, перечисленных в пункте 5 ПБУ 8/2010.
Организации, наделенные правом применения УСВБУ,
обладают правом применения ПБУ 8/2010.
Содержит ограниченный перечень резервов данного вида, в частности:
- на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (статья 267 НК РФ);
- под предстоящие расходы на ремонт ОС (статья 260 НК РФ);
- на оплату отпусков и вознаграждений (статья 324.1 НК РФ);
- под предстоящие расходы, направляемые на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (статья 267.1 НК РФ);
- под предстоящие расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (статья 267.2 НК РФ);
- под предстоящие расходы некоммерческих организаций (статья 267.3 НК РФ);
- резерв предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (статья 267.4 НК РФ).
Порядок списания расходов будущих периодов
С 01.01.2011 г. в бухгалтерском учете в качестве расходов будущих периодов учитываются лишь:
- платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, на что указывает пункт 39 ПБУ 14/2007.
- расходы, понесенные подрядчиком в связи с предстоящими работами по договорам строительного подряда, на что указывает пункт 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 г. N 116н;
- стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам (подготовительные работы в сезонных производствах, горно-подготовительные работы, освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологий, рекультивация земель), на что указывает пункт 94 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 г. N 119н.
В соответствии с пунктом 65 Положения N 34н списываются в состав затрат в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
В налоговом учете понятие расходов будущих периодов отсутствует. Порядок списания определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (пункт 1 статьи 272 НК РФ).
Порядок списания расходов на НИОКР
Пунктом 11 ПБУ 17/02, утвержденного Минфином России от 19.11.2002 г. N 115н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02» (далее - ПБУ 17/02) для этих целей предусмотрено два возможных варианта:
- линейный способ;
- способ списания пропорционально объему продукции.
Причем срок, в течение которого фирма будет списывать расходы на НИОКР, она определяет самостоятельно, исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов НИОКР, в течение которого она может получать доход от их использования. При этом срок, установленный организацией, не может превышать 5 лет или срока ее деятельности.
В соответствии с пунктом 14 ПБУ 17/02 организация, применяющая УСВБУ, может списывать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.
Расходы на НИОКР:
- списываются за счет резерва, формируемого в порядке, установленном статьей 267.2 НК РФ;
- включаются в состав прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были произведены.
По НИОКР, признаваемым НМА, расходы списываются:
- посредством начисления амортизации в порядке, установленном главой 25 НК РФ;
- равномерно (в течение двух лет) в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Возможность признания расходов на НИОКР в повышенном размере
Нормами ПБУ 17/02, утвержденного Минфином России от 19.11.2002 г. N 115н «Об утверждении Положения, такой возможности не предусмотрено.
Налогоплательщики, ведущие НИОКР по перечню НИОКР, установленному Правительством Российской Федерации, вправе включить расходы в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 (статья 262 НК РФ).
Способ оценки финансовых вложений при их выбытии
Как следует из пункта 26 ПБУ 19/02, утвержденного Минфином России от 10.12.2002 г. N 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02» при выбытии финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, организацией может применяться любой из следующих способов:
- по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
- по средней первоначальной стоимости;
- по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
В силу пункта 23 статьи 280 НК РФ могут применяться следующие методы оценки ценных бумаг:
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по стоимости единицы.
Порядок списания спецактивов
В соответствии с пунктом 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России от 26.12.2002 г. N 135н стоимость спецоснастки погашается организацией одним из следующих способов:
- способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);
- линейный способ.
Стоимость специальной одежды со сроком носки менее года погашается:
- единовременно при передаче работникам;
- равномерно в течение срока ее службы.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ стоимость имущества, не признаваемого амортизируемым, включается в состав материальных расходов:
- в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;
- в течение самостоятельно определенного периода с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.012 с.)