Формирование учетной политики туристской организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование учетной политики туристской организации



 

Учетная политика любой организации - это нормативный документ внутрифирменного использования, в котором закреплены принципы, методы, процедуры и правила, принятые компанией для ведения учетной работы и составления отчетности.

Формирование и утверждение учетной политики является обязательным для любой организации, в том числе и для организации, занятой в сфере туризма. Об основных элементах учетной политики туристической организации мы и поговорим далее.

 

Вначале напомним, что основным нормативным документом в сфере бухгалтерского учета выступает Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ).

Как и все иные российские фирмы, компании, занятые в туризме, не освобождены от ведения бухгалтерского учета, на что указывает статья 6 Закона N 402-ФЗ. Причем это в полной мере касается даже тех фирм, кто уплачивает налоги в соответствии с упрощенной системой налогообложения. Аналогичные разъяснения приведены и в Письме Минфина России от 27.02.2015 г. N 03-11-06/2/10013.

Так как вести бухгалтерский учет грамотно невозможно без такого инструмента как учетная политика, то статья 8 Закона N 402-ФЗ обязывает организации формировать и утверждать свой учетный регламент. При этом Закон N 402-ФЗ определяет учетную политику экономического субъекта как совокупность избранных им способов ведения бухгалтерского учета.

Статьей 8 Закона N 402-ФЗ установлено, что организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Однако пока для нефинансовых организаций негосударственного сектора федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) не утверждены Минфином России. В настоящий момент в соответствие с Программой разработки ФСБУ на 2018 - 2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н, подготовлена лишь часть проектов ФСБУ, а именно: «Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты», «Незавершенные капитальные вложения», «Некоммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет аренды», а также «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

Два последних из названных размещены на сайте финансового ведомства, а с текстами остальных можно ознакомиться на сайте: http://bmcenter.ru.

В то же время в пункте 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ сказано, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

Более того, на основании пункта 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета.

 

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

 

Иными словами, пока в роли ФСБУ у коммерческих организаций (за исключением финансовых фирм), выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период. При этом правила формирования учетной политики организации установлены пока Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008), действующим с 06.08.2017 г. в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н.

Заметим, что новая редакция ПБУ 1/2008 несколько изменила правила формирования учетной политики, которые теперь заключаются в следующем.

Так, пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5,5,1и 6 ПБУ 1/2008.

Если же по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, организация его разрабатывает сама, используя последовательно следующие документы:

- международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО);

- положения ФСБУ и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

- рекомендации в области бухгалтерского учета.

На это указывает пункт 7.1 ПБУ 1/2008.

 

Обратите внимание!

При этом организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее – УСВБУ), в такой ситуации вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (пункт 7.2 ПБУ 1/2008).

 

Для справки: при этом под рациональным ведением бухгалтерского учета понимается ведение учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

Исходить из требования рациональности в такой ситуации могут и иные компании, но только если применение учетной политики, сформированной по общим правилам, приводит к формированию несущественной информации, на что указывает пункт 7.4 ПБУ 1/2008.

Для справки: под несущественной понимается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности не зависят экономические решения пользователей отчетности. Организация самостоятельно относит информацию к несущественной, исходя как из ее величины, так и из характера.

 

Обратите внимание!

Если организация до вступления в силу Приказа Минфина России N 69н применяла самостоятельные способы бухгалтерского учета, разработанные ею в прежнем порядке, то она может использовать такие способы вплоть до вступления в действие соответствующих ФСБУ, которые, как известно, являются обязательными к применению. Такой вывод можно сделать на основании Рекомендаций аудиторам, данных Минфином России в Письме от 19.01.2018 г. N 07-04-09/2694.

 

Поскольку действующие сегодня ПБУ, выступающие в роли ФСБУ во многих случаях содержат многовариантные способы ведения учетной работы, то в своей учетной политике туристическая фирма должна закрепить те способы учета, которые наиболее отвечают ее интересам.

Так как в силу пункта 2 ПБУ 1/2008 учетная политика охватывает всю систему учета от первичного наблюдения до обобщения итогов, то пункт 4 ПБУ 1/2008 обязывает организацию в качестве приложений к учетной политике утверждать:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- порядок контроля над хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

Формируя свою учетную политику, туристическая компания, обязана исходить из допущений, перечисленных в пункте 5 ПБУ 1/2008. В то же время, если туристическая фирма вправе применять УСВБУ, то она вправе отступить от допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни и определять свои бухгалтерские доходы (расходы) кассовым методом.

 

Для справки: применять УСВБУ вправе только те организации, которые прямо названы в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, и при этом не упомянуты в пункте 5 указанной статьи.

Согласно подпункту 10 пункта 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с Законом N 402-ФЗ, должны быть установлены соответствующим ФСБУ, которого пока нет.

Вместе с тем о том, что понимается под упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, разъяснено в Информации Минфина России от 29.06.2016 г. N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее – Информация N ПЗ-3/2016).

При этом в пункте 1.2 Информации N ПЗ-3/2016 прямо отмечено, что организация, применяющая УСБВУ, имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов.

 

На возможность признания доходов кассовым методом у организаций, применяющих УСВБУ, указывает и пункт 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 32н.

Если турфирма пользуется данным правом, то это положение обязательно вносится ею в свой учетный регламент. При этом расходы придется признавать только после погашения задолженности, на что указывает пункт 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее – ПБУ 10/99).

 

Однако, по мнению автора, реализовать право кассового метода в бухгалтерском учете сегодня довольно проблематично, ведь он практически нормативно не урегулирован. Кроме того, бухгалтерская отчетность компании, сформированная по кассовому методу, вряд ли позволит использовать содержащуюся в ней информацию для принятия своевременных управленческих решений!

 

При формировании своей учетной политики туристическая организация должна обеспечивать требование полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности, на что указывает пункт 6 ПБУ 1/2008.

 

Заметим, что даже в условиях применения УСВБУ турфирма должна сформировать свою учетную политику, в которой закреплены свои способы ведения бухгалтерского учета, в том числе и упрощенные.

Как сказано в пункте 2 Информации N ПЗ-3/2016, при организации своего бухгалтерского учета организация, которая вправе применять УСВБУ, должна исходить из требования рациональности, а, значит, и ее учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета.

 

Как и все остальные, туристические компании должны иметь учетную политику не только для ведения бухгалтерского учета, но и в целях налогообложения. Как отметил ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20.11.2006 г. по делу N Ф04-7773/2006(28631-А46-26), учетная политика влияет на формирование налоговых обязательств организации перед бюджетом и затрагивает порядок исчисления налога, в силу чего ее наличие является обязательным.

О том, что положения налоговой политики являются весомым аргументом и не позволяют фискалам оспорить действия организации даже в суде, указывает, например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2013 г. по делу N А52-2594/2012, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.12.2012 г. по делу N А43-9837/2012,Определение ВАС РФ от 21.01.2009 г. N ВАС-17559/08 по делу N А08-1833/04-7-9 и другие.

 

Систему налогового учета турфирма формирует самостоятельно, руководствуясь принципом последовательности применения норм и правил налогового учета. Иными словами, указанная система применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Основным нормативным документом, регламентирующим основы формирования учетной политики в целях налогообложения, является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ).

Порядок ведения налогового учета закрепляется туристической организацией в учетной политике для целей налогообложения (далее – налоговая политика), которая утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. На это указывают как положения статьи 313 НК РФ, так и нормы пункта 12 статьи 167 НК РФ.

Обратите внимание, что вновь созданная туристическая организация должна утвердить налоговую политику до окончания первого налогового периода, но применять ее следует уже со дня создания организации (пункт 12 статьи 167 НК РФ).

 

Принятая турфирмой учетная политика является обязательной для всех ее обособленных подразделений. На это указывает как пункт 9 ПБУ 1/2008, так и Минфин России в своем Письме от 16.02.2012 г. N 03-03-06/1/88.

 

При этом, сформировав свою учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета при создании компании, турфирма может пользоваться ею постоянно, внося в нее изменения и дополнения лишь по необходимости. Необходимость внесения изменений в налоговую политику компании может возникать в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Пользоваться внесенными изменениями организация сможет не ранее, чем «обновленные» нормы законодательства вступят в силу.

- изменения применяемых методов учета. Такие изменения учетной политики фирма сможет применять только с начала нового календарного года.

Иных оснований для изменения налоговой политики у организации быть не может!

 

При этом внесение любых изменений и дополнений в налоговую политику производится в том же порядке, что и утверждение самой политики – соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

 

Обратите внимание!

Прежде чем внести в свою налоговую политику изменения, связанные с обновлением норм налогового законодательства, турфирме следует провести анализ новых налоговых правил и оценить, какие последствия возникнут у нее в связи с поправками, внесенными в НК РФ.

Ведь сам НК РФ не устанавливает сроков корректировки налоговой политики налогоплательщика по этому основанию.

Из статьи 5 НК РФ вытекает, что в отличие от поправок, улучшающих положение компании, изменения норм налогового законодательства, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Из этого вытекает, что при ухудшении своего положения организация всегда может доказать, что обновленные нормы законодательства она обязана применять после вступления обновленных норм в силу, но не ранее 1-го числа очередного календарного года. Учитывая то, что налоговым периодом (как в случае применения общей системы уплаты налогов, так и при применении упрощенной системы налогообложения) является календарный год, то, датой применения новых норм станет 1 января года, следующего за годом принятия налоговых поправок.

 

Не запрещает корректировать свой учетный регламент и бухгалтерское законодательство, на что указывают как положения Закона N 402-ФЗ, так и нормы ПБУ 1/2008.

Причем с точки зрения бухгалтерского учета поправки, вносимые в учетную политику также подразделяются на обязательные и добровольные. В качестве первых рассматриваются изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, в качестве вторых - изменения, вносимые по причине (пункт 10 ПБУ 1/2008):

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, предполагающих повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;

- существенного изменения условий хозяйствования, связанное с реорганизацией, изменением видов деятельности и тому подобное.

Понятно, что любые изменения, внесенные турфирмой в свою бухгалтерскую учетную политику, влекут за собой определенные последствия. Если изменения, внесенные в учетную политику, оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, то их следует оценить в денежном выражении.

Причем оценка таких последствий производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. При этом ПБУ 1/2008 допускает два возможных способа отражения последствий изменения учетной политики:

- ретроспективный;

- перспективный.

 

Обратите внимание!

Если турфирма применяет УСВБУ, то она может пользоваться только перспективным методом отражения последствий изменения учетной политики.

Такое право для указанной категории юридических лиц закреплено в пункте 15.1 ПБУ 1/2008. Чтобы воспользоваться данной возможностью туристическая фирма должна предусмотреть это в своем учетном регламенте. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в Информации N ПЗ-3/2016.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Кстати, аналогичное требование вытекает и из пункта 10 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 г. N 43н, а также из пункта 35 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н (далее - Положение N 34н).

 

Причем в обязательном порядке приводится не только причина изменения учетной политики, но и содержание таких изменений, а именно (пункт 21 ПБУ 1/2008):

- порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, то и по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

- суммы соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

 

Итак, на основании действующего бухгалтерского законодательства при разработке проекта учетной политики, турфирма может воспользоваться уже имеющейся учетной политикой, в которую следует внести необходимые изменения.

 

Организационные моменты

В качестве организационных моментов в учетной политике обязательно учитываются отраслевые и структурные особенности туристической фирмы, виды осуществляемой ею деятельности (туроператорская или турагентская), а также приводится перечень применяемых отраслевых инструкции и рекомендаций.

Кроме того, здесь указываются сведения об отчетном периоде, о том, чьими силами в организации ведется бухгалтерский учет, приводится перечень и формы используемой первичной учетной документации и бухгалтерских регистров, график документооборота, порядок проведения инвентаризаций, формирования бухгалтерской отчетности, порядок организации внутреннего контроля и так далее.

 

Отчетный период

По общему правилу, установленному статьей 15 Закона N 402-ФЗ, отчетным периодом для целей бухгалтерского учета является календарный год, под которым понимается период времени с 1 января по 31 декабря включительно.

Исключение установлено лишь для вновь созданных, реорганизуемых и ликвидируемых фирм.

В частности, если речь идет о вновь созданной компании, то у нее отчетным периодом признается иной период времени, определение которого зависит от даты государственной регистрации фирмы.

Если туристическая фирма зарегистрирована после 30 сентября, то она вправе самостоятельно определить свой отчетный период. При этом она может установить, что ее первым отчетным периодом будет период времени:

- с даты государственной регистрации по 31 декабря года создания компании;

- с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации.

Избранный вариант отчетного периода вновь созданная турфирма должна отметить в своей учетной политике. Понятно, что для организаций, созданных после 30 сентября, второй вариант позволяет увеличить рамки отчетного периода - первый раз они будут отчитываться за период времени с момента государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.067 с.)