Целевое финансирование в учетной политике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целевое финансирование в учетной политике



 

В ходе ведения хозяйственной деятельности организация может получать денежные средства, использовать которые она вправе только на определенные цели. В бухгалтерском учете такие финансы традиционно именуют целевым финансированием.

Бухгалтерский учет средств целевого финансирования имеет свои особенности, в связи с чем, в своей учетной политике организации следует утвердить свой порядок их учета в части получения и использования.

 

При формировании своей учетной политики в части целевого финансирования первое, что должна сделать организация - это установить свои критерии классификации полученных средств в качестве средств целевого финансирования.

Нормативно – правовые документы бухгалтерского учета не содержат отдельного самостоятельного понятия целевого финансирования, однако в общепринятом понимании целевое финансирование подразумевает выделение денежных средств целевым назначением для использования в качестве средства достижения определенной цели, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта.

О том, какие средства учитываются в составе целевого финансирования, можно узнать из Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета).

Как известно, Планом счетов бухгалтерского учета для учета средств целевого финансирования предназначен балансовый счет 86 «Целевое финансирование». Причем Инструкцией к счету 86 «Целевое финансирование» определено, что он предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и других.

 

Так как перечень средств целевого финансирования остается открытым, то понятно, что в его составе организацией могут учитываться и иные средства, полученные от различных источников (в том числе от других организаций, физических лиц, из бюджетов различных уровней) на проведение мероприятий целевого назначения.

Причем из той же Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета вытекает, что в качестве мероприятий целевого назначения могут выступать:

- содержание некоммерческой организации;

- финансирование инвестиционных расходов;

- финансирование текущих расходов коммерческой фирмы и иные подобные мероприятия.

 

Кроме того, о том, какие средства организации могут учитываться ею в качестве средств целевого финансирования, подробно сказано в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отметим, что налоговое законодательство к средствам целевого финансирования относит имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами:

- в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

- в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных до 01.07.2012 г. в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств;

- в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами (далее - МКД) товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в МКД, на долевое финансирование проведения капитального ремонта МКД в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

- в виде полученных грантов;

- в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

- в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

- в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;

- в виде средств, полученных из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Закон N 127-ФЗ), на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов;

- в виде средств, поступивших на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Законом N 127-ФЗ;

- в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;

- в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

- в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;

- в виде целевых средств, получаемых страховыми медицинскими организациями - участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

- в виде средств собственников помещений в МКД, поступающих на счета осуществляющих управление МКД товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества МКД;

- в виде сумм вступительных и гарантийных взносов негосударственных пенсионных фондов, гарантийных взносов Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее – Закон N 422-ФЗ);

- в виде сумм возмещений, полученных негосударственными пенсионными фондами, Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Законом N 422-ФЗ;

- в виде обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд, формируемый в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 г. N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- с 01.01.2019 г. в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в статье 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в пункте 5 статьи 270 НК РФ). Данная норма введена Федеральным законом от 27.11.2018 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

 

С учетом изложенного и исходя из специфики своей деятельности, в своей учетной политике организации следует закрепить «свои» виды средств, учитываемых ею в качестве целевого финансирования.

Так, например, если организация является продавцом товаров (работ, услуг), цены на которые подконтрольны государству, или же продажа товаров (работ, услуг) осуществляется с учетом льгот, то в качестве целевого финансирования ею будут учитываться суммы бюджетных средств, получаемых ею на покрытие убытков или на компенсацию расходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным ценам или с учетом льгот.

 

Для справки: сегодня к бюджетным средствам относятся только субсидии, под которыми понимаются средства, предоставленные организации из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основах в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. На что указывает статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

Обратите внимание!

Если целевое финансирование осуществляется за счет бюджета, то средства, получаемые организацией, могут рассматриваться в качестве государственной помощи.

 

Напомним, что основным документом, устанавливающим единые требования к бухгалтерскому учету, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ). Согласно ему при ведении учета организации в первую очередь обязаны применять федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее – ФСБУ), утверждаемые Минфином России.

Между тем пока Минфином России утверждена лишь часть ФСБУ для организаций государственного сектора (некоторые из них применяются названными организациями с 01.01.2018 г., другие - вступают в силу с 01.01.2019 г.).

Для нефинансовых организаций, не входящих в государственный сектор, в соответствие с Программой разработки ФСБУ на 2018-2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н (далее – Программа), подготовлена лишь часть проектов ФСБУ («Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты», «Незавершенные капитальные вложения» и «Некоммерческая деятельность»), ознакомиться с текстами которых можно на сайте: http://bmcenter.ru.

Как сказано в пункте 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ, до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

Более того, на основании пункта 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета.

 

Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».

 

Иными словами, пока в роли ФСБУ у нефинансовых организаций, не относящихся к государственному сектору, выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период.

Поэтому в такой ситуации организации придется руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 г. N 92н (далее - ПБУ 13/2000). Заметим, что согласно Программе в ближайшее время утверждение федерального стандарта бухгалтерского учета, посвященного учету государственной помощи, не запланировано, но к 2020 году в ПБУ 13/2000 Минфин России должен внести изменения.

 

В части учета государственной помощи в учетной политике нужно закрепить порядок поступления бюджетных средств в организацию.

Как следует из пункта 5 ПБУ 13/2000, организация принимает бюджетные средства к учету при наличии следующих условий:

- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и тому подобное;

- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

 

Причем в силу пункта 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства в качестве целевого финансирования могут приниматься к учету по мере:

- возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;

- фактического получения средств.

 

Учитывая то, что ПБУ 13/2000 содержит два варианта учета бюджетных средств в качестве средств целевого финансирования, в своей учетной политике организация должна закрепить тот, который будет ею использоваться.

Если фирма принимает решение учитывать целевое финансирование до момента поступления в организацию, то в учете это будет отражаться при помощи следующих записей:

Дебет 76 Кредит 86;

Дебет 86 Кредит 91;

Дебет 51 Кредит 76.

При втором варианте учета набор бухгалтерских записей будет несколько иным:

Дебет 51 Кредит 86;

Дебет 86 Кредит 91.

Кроме того, в своем нормативном документе придется закрепить порядок отражения в бухгалтерском балансе остатка средств целевого финансирования.

Напоминаем, что бюджетные средства, направленные коммерческой организации на финансирование расходов, по-прежнему в бухгалтерском учете рассматриваются в качестве доходов будущих периодов. На это прямо указано в пункте 9 ПБУ 13/2000.

В соответствии с пунктом 20 ПБУ 13/2000 остаток средств целевого финансирования может отражаться в балансе:

- по статье «Доходы будущих периодов»;

- обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

 

В силу пункта 11 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)», утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 г. N 43н, показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Учитывая это в своей учетной политике организации нужно закрепить критерий существенности, которым она будет пользоваться при детализации показателей своей отчетности.

 

Обратите внимание!

Так как бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включены в структуру бюджетной системы Российской Федерации, то в качестве государственной помощи могут рассматриваться и денежные средства, поступающие в организацию из внебюджетных государственных фондов. Аналогичные разъяснения на этот счет дают финансисты в своем Письме от 03.01.2002 г. N 04-02-05/1/223.

 

Как уже было отмечено, информация о средствах целевого финансирования отражается организацией на счете 86 «Целевое финансирование».

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами:

20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

83 «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;

98 «Доходы будущих периодов» - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и тому подобного.

 

Причем организация должна организовать ведение аналитического учета по счету 86 «Целевое финансирование» по назначению целевых средств и по источникам их поступления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.150.247 (0.046 с.)