Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы первичных документов в учетной политикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Бухгалтерское законодательство обязывает компании каждый факт хозяйственной жизни оформлять первичными учетными документами, формы которых являются элементом учетной политики экономического субъекта. О формах первичных учетных документов в учетной политике и пойдет речь в настоящем материале.
Вначале отметим, что сегодня основным нормативным документом в сфере бухгалтерского учета выступает Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 402-ФЗ), в силу которого все российские компании в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет. Причем с 2013 года это правило в полной мере распространяется даже на фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения. Подтверждает это и Письмо Минфина России от 27.02.2015 г. N 03-11-06/2/10013. Единственной категорией экономических субъектов среди юридических лиц, обладающих правом ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ, выступают иностранные организации, имеющие филиальную сеть в Российской Федерации, но только при условии, что они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в соответствии с российским налоговым законодательством.
При этом некоторым категориям экономических субъектов Закон N 402-ФЗ предоставляет право вести своего рода упрощенный бухгалтерский учет. Согласно пункту 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – УСВБУ), вправе применять следующие экономические субъекты: - субъекты малого предпринимательства; - некоммерческие организации; - организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». В то же время в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ перечислен круг лиц, которые таким правом не обладают. Согласно указанной норме упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, запрещено применять: 1) организациям, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) жилищным и жилищно-строительным кооперативам; 3) кредитным потребительским кооперативам (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы); 4) микрофинансовым организациям; 5) организациям государственного сектора; 6) политическим партиям, их региональным отделениям или иным структурным подразделениям; 7) коллегиям адвокатов; 8) адвокатским бюро; 9) юридическим консультациям; 10) адвокатским палатам; 11) нотариальным палатам; 12) НКО, включенным в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Следовательно, правом применения УСВБУ обладают организации, названные в пункте 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ и не входящие при этом в перечень субъектов, установленный пунктом 5 указанной статьи. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в Информации Минфина России от 29.06.2016 г. N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее – Информация N ПЗ-3/2016).
Обеспечить грамотное ведение бухгалтерского учета, (а в современных условиях еще и налогового учета) фирма может, только при условии наличия в организации такого инструмента, как учетная политика. Основные принципы учетной политики экономического субъекта закреплены статьей 8 Закона N 402-ФЗ, а конкретные правила ее формирования должны быть определены соответствующим федеральным стандартом. На это указывает пункт 2 статьи 8 Закона N 402-ФЗ, из которого вытекает, что организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Однако пока Минфином России утверждена лишь часть федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) для организаций государственного сектора, которые применяются последними, начиная с 01.01.2018 г. Для нефинансовых организаций, не входящих в государственный сектор, в соответствие с Программой разработки ФСБУ на 2018-2020 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 18.04.2018 г. N 83н, подготовлена лишь часть проектов ФСБУ («Запасы», «Нематериальные активы», «Основные средства», «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)», «Незавершенные капитальные вложения» и «Некоммерческая деятельность»), ознакомиться с текстами которых можно на сайте: http://bmcenter.ru. Как сказано в пункте 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ, до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные Минфином России и Центральным Банком России до вступления в силу Закона N 402-ФЗ. Более того, на основании пункта 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ с 19.07.2017 г. действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета.
Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».
Иными словами, пока в роли ФСБУ у нефинансовых организаций, не относящихся к государственному сектору, выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период. Следовательно, пока при формировании и утверждении своей учетной политики организации руководствуются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее - ПБУ 1/2008), действующим с 06.08.2017 г. в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н» (далее – Приказ Минфина России N 69н). Закон N 402-ФЗ определяет учетную политику как совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Аналогичное определение учетной политики дает и ПБУ 1/2008, в соответствии с которым под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При этом к способам ведения бухгалтерского учета ПБУ 1/2008 относит способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Пунктом 4 ПБУ 1/2008 определено, что учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем фирмы. Аналогичные правила формирования учетной политики вытекают и из Закона N 402-ФЗ. При этом утверждаются, в том числе и формы первичных учетных документов, которыми организация в процессе своей деятельности будет оформлять факты своей хозяйственной жизни.
Заметим, что первичным документам в Законе N 402-ФЗ посвящена статья 9, в соответствии с которой обязательными реквизитами бухгалтерской «первички» являются: - наименование документа; - дата составления; - наименование экономического субъекта, составившего документ; - содержание факта хозяйственной жизни; - величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; - наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; - подписи указанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Как сказано в пункте 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. По общему правилу первичные учетные документы составляются при совершении факта хозяйственной жизни в бумажной форме или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В том случае, если это не представляется возможным, то Закон N 402-ФЗ допускает составлять «первичку» непосредственно после окончания сделки, события или операции. При этом главный бухгалтер или иное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в компании, а также лицо, ведущее бухучет на договорных началах, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Обратите внимание! Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В статье 9 Закона N 402-ФЗ не содержится положений, обязывающих организации коммерческой сферы применять унифицированные формы первичной учетной документации. Следовательно, оформлять факты хозяйственной жизни коммерческие организации могут как унифицированными формами «первички», так и разработанные собственными силами. Главное, чтобы формы используемых документов отвечали всем требованиям статьи 9 Закона N 402-ФЗ.
Практика показывает, что бизнес, наделенный самостоятельностью в части используемых форм «первички», не особо заинтересован в собственных формах документации. Причин несколько. В частности, разработка собственных форм требует от организации определенных трудозатрат, кроме того применение собственных форм может вызвать негативную реакцию со стороны контрагентов. Ну и наконец, за применение типовых форм выступает тот факт, что некоторые унифицированные формы «первички» все-таки являются обязательными к применению, на что указывает Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Ну а раз Закон N 402-ФЗ не содержит запрета на применение унифицированных форм, то большинство не намерено отказываться от их применения и в дальнейшем. Поэтому те, кто принял решение об использовании унифицированных форм документов, должны в своей учетной политике привести их перечень со ссылкой на соответствующие альбомы, а самостоятельно разработанные формы вынести в отдельное приложение к учетной политике.
Рассмотрим использование самостоятельно разработанной формы первичного документа на примере. Предположим, что основным видом деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» является оказание посреднических услуг, в том числе по продаже товаров на основе договора комиссии. Комиссионное соглашение регулируется нормами главы 51 «Комиссия» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Статьей 999 ГК РФ определено, что посредник (комиссионер) после исполнения поручения комитента обязан перед ним отчитаться. Именно на основании данного отчета посредник отразит у себя в учете выручку от оказания посреднической услуги по продаже товаров. Для комитента данный отчет, в свою очередь, будет являться основанием для отражения в учете выручки от продажи товаров, а также для признания расходов в виде комиссионного вознаграждения, полагающегося посреднику. Так как унифицированной формы отчета посредника не существует, то организация самостоятельно разработала форму отчета и закрепила ее использование учетной политикой. Обычно в отчете посредника указывается следующая информация: количество товара, реализованного посредником по цене, установленной комитентом за определенный период времени, суммы расходов, подлежащих возмещению, если таковые имеются, а также размер вознаграждения, причитающегося посреднику за оказанную услугу по продаже товара. Примерная форма отчета посредника, с учетом требований пункта 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, может выглядеть следующим образом:
Отчет комиссионера о продаже товара по договору комиссии N 25 от 16.02.2018 г. за период с 01.02.2018 г. по 15.02.2018 г.
г. Омск 16 февраля 2018 г.
ООО «Альянс», именуемое в дальнейшем Комиссионер, в лице директора Кирсанова А.И., действующего на основании Устава, составило отчет о нижеследующем:
За период с 01.02.2018 г. по 15.02.2018 г. Комиссионером реализован товар Комитента на общую сумму 590 000 руб., в том числе НДС 18% - 90 000 руб.
Всего за указанный период третьим лицам был реализован по договорам купли-продажи следующий товар:
Согласно договору размер комиссионного вознаграждения определяется в размере 3% от стоимости проданного товара, что составляет 17 700 руб., в том числе НДС 18% - 2 700 руб. В соответствии с договором Комитенту перечисляется сумма денежных средств, полученных от покупателя за минусом комиссионного вознаграждения в размере 572 300 руб.
Директор ООО «Альянс» Кирсанов А.И. Кирсанов
Отчет утверждаю _____________ Дата
______________ _______________ ____________________ должность Подпись Расшифровка подписи
В разделе учетной политики ООО «Альянс», касающегося применения форм первичной учетной документации организация отметила, что для отчета посредника ею используется форма отчета, приведенная в отдельном приложении к учетной политике.
Обратите внимание! Сегодня все большее распространение приобретает электронный документооборот. Как уже было отмечено, Закон N 402-ФЗ не запрещает организациям пользоваться электронными первичными документами. Но при этом обязывает организации в некоторых случаях (по требованию контрагента или государственного органа) за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в электронном виде. Поэтому, по мнению автора, компаниям, работающим с электронными документами, в своей учетной политике следует закрепить положение о том, кем и в какие сроки будут выдаваться соответствующие копии документов. Кроме того, при использовании электронной «первички» нужно оговорить вид электронной подписи, которая будет использоваться организацией.
Обратите внимание! Минфин России в Письме от 02.06.2015 г. N 03-01-13/01/31906 говорит о том, что в соответствии с положениями статьи 21 Закона N 402-ФЗ виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, в том числе первичных учетных документов, устанавливаются федеральными стандартами. В связи с этим до принятия соответствующего федерального стандарта бухгалтерского учета, по мнению чиновников, организация может использовать любой предусмотренный Федеральным законом от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон N 63-ФЗ) вид электронной подписи. При этом, опираясь на пункт 3 статьи 19 Закона N 63-ФЗ лучше воспользоваться усиленной квалифицированной электронной подписью.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.009 с.) |