Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом

Поиск

 

Самоконтроль – это самостоятельное ре-гулярное наблюдение за изменениями само-чувствия, состояния здоровья, физического развития под влиянием тренировочных нагру-зок с помощью простых методов оценки.

 

Самоконтроль – имеет большое воспита-тельное значение, приучает к активному на-блюдению и оценке своего состояния, анализу тренировочных занятий и служит дополнением к врачебному контролю. Его значение очень важно при самостоятельных занятиях оздоро-вительным бегом, ходьбой, плаванием и т.д. не менее важно его осуществлять и для спортсме-нов т.к. данные о показателях самочувствия, реакции на нагрузки, состоянии сна и пр. суще-ственно дополняют сведения о переносимости нагрузок, динамике процесса адаптации.

 

Формой учета субъективных и объектив-ных показателей является дневник самоконтро-ля. В нем отражаются (должны) такие субъек-тивные данные: переносимость, выполняемых физических нагрузок, степень утомления после работы, желание, с каким она выполнялась, чувство удовлетворения после нее (состояние мышечной радости).

 

Оставленный эффект переносимости на-грузок отражает характер и глубина сна, аппе-тит, настроение.

 

Появление негативных субъективных дан-ных связано чаще всего с чрезмерностью на-грузок, либо неправильным распределением в недельном микроцикле или неоптимальном со-отношении объема и интенсивности.

 

Достоверность субъективных оценок пере-носимости нагрузок повышается при подкре-плении их данными объективного самоконтро-ля (ЧСС утренняя, после тренировки, вечером; АД утреннее, после тренировки, вечером; для занимающихся бегом, ходьбой - шагомер или другие способы учета нагрузки; функциональ-


  МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В СПОРТЕ  
   
   

 

ные пробы – ортостатическая, проба Мартине, проба Руфье).

 

Следует особо обратить внимание на са-моконтроль женщин спортсменок. Это связано с основной биологической особенностью жен-ского организма - менструальной функцией, ко-торая представляет собой сложный нейрогумо-ральный фактор регуляции жизнедеятельности всего организма женщины. В связи с этим при планировании спортивной тренировки женщин, помимо всех необходимых условий, должен учитываться менструальный цикл, что помога-ет правильно распределить нагрузку и способ-ствовать воспитанию необходимых физических качеств.

 

Менструальный цикл исчисляется от по-следнего дня настоящей менструации до по-следнего дня последующей.

 

Имеет значение продолжительность фаз менструального цикла (при 28-дневном). Выде-ляют пять фаз: менструальная (1-5 дня), постменструальная (6-12 дней), овуляторная (13-15 дней), постовуляторная (16-24 дня), предменструальная (25-28 дней).

 

При развитии отдельных физических ка-честв, следует учитывать фазы менструального цикла. Так, во вторую фазу эффективно разви-тие выносливости (быстрые реакции затруд-нены), в 4 фазу – развитие скоростно-силовых качеств, в 1 и 5 фазы эффективно развитие гибкости, в 3 фазу тренировки ограничены или противопоказаны.

 

Наиболее опасный возраст для начала тренировок 11-13 лет. Наиболее благоприятный

 

– 8 лет. Интенсивные физические тренировки, начатые в предпубертатном и пубертатном пе-риодах, а также в первый год менархе в даль-нейшем часто приводят к нарушению менстру-ального цикла

 

 

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

СПОРТИВНЫХ СБОРОВ

 

В процессе подготовки спортсменов важ-ную роль играют учебно-тренировочные сборы. Количество сборов в течение года, их продол-жительность и место проведения обусловлены этапом подготовки и спецификой вида спорта.

 

Учебно-тренировочные сборы должны обеспечить достижение следующих основных целей:

 

– повышение общей и специальной физи-ческой подготовки спортсменов, улучшение их технического мастерства, создание фундамента высокой работоспособности (функционально-


 

специализированные сборы);

 

– совершенствование тактико-технической подготовленности спортсменов к участию в со-ревнованиях с учетом конкретных условий и сроков их проведения (предсоревновательные

 

и соревновательные сборы);

 

– улучшение состояния здоровья, сня-тие нервно-мышечного напряжения, проведе-ние лечебно-профилактических и восстано-вительных (реабилитационных) мероприятий (оздоровительно-восстановительные сборы).

 

Если задачи общей и специальной физи-ческой подготовки на учебно-тренировочных сборах могут решаться при любом составе участников без учета географической зоны, то совершенствование тактико-технического мастерства и подготовка к участию в соревно-ваниях должны проводиться в районах, макси-мально приближенных по климатическим усло-виям к месту проведения соревнований. Для организации спортивных сборов имеет значе-ние конкретная цель этих сборов

 

Отборочные сборы подразделяются на 2 этапа: медико-биологическое обследование с целью определения функциональных и резерв-ных возможностей организма и отбор спортсме-нов по степени их технико-тактической подго-товленности.

 

Сборы восстановительно-оздоровитель-ной направленности следует проводить в местах с мягким климатом с обязательным применением современного комплекса физио-терапевтического, бальнеологического и ле-чебного оборудования.

 

Средняя продолжительность сборов коле-блется от 2 до 4-5 недель. При этом необходимо соблюдать принцип недельного цикла построе-ния тренировочного процесса, с тем чтобы не нарушать привычного для спортсменов ритма тренировочных занятий.

 

В зависимости от целевой направленности сборов медицинское обеспечение может не-сколько измениться, однако основные разде-лы работы врача должны обеспечить решение следующих задач:

 

1. Допуск к участию в учебно-тренировочных сборах практически здоровых спортсменов.

 

2. Санитарно-эпидемиологический кон-троль мест размещения, питания и тренировки спортсменов.

 

3. Организация и контроль режима дня участников.

4. Обеспечение текущих врачебных обсле-дований, своевременное выявление предпато-логических и патологических состояний.

 

5. Проведение врачебно-педагогических


Глава 3. ЭЛЕМЕНТЫ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ В СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 93


 

наблюдений и определение индивидуальной адаптации спортсмена к возрастающим трени-ровочным нагрузкам.

 

6. Осуществление мероприятий по преду-преждению спортивного травматизма.

7. Организация медицинской помощи участникам сборов, подбор эффективных вос-становительных средств.

 

Относительная кратковременная продол-жительность сборов требует четкой организа-ции всей многообразной деятельности врача. Его деятельность должна прежде всего способ-ствовать обеспечению оптимальных условий для сохранения здоровья и хорошего самочув-ствия спортсмена. В компетенцию врача входят назначение спортсменам медикаментозных средств и контроль их правильного примене-ния. Врач выносит решение о снижении тре-нировочных нагрузок или прекращении даль-нейшего участия спортсмена в тренировочном сборе в связи с травмой или заболеванием.


 

При выявлении у спортсмена начальных при-знаков переутомления или перенапряжения врач обязан своевременно информировать тренера о необходимости внесения корректив в учебно-тренировочный процесс; наряду с этим спортсмену назначают комплекс индивидуаль-но подобранных лечебно-восстановительных средств.

 

Работа врача на сборах включает прове-дение врачебного обследования, являющегося обязательным для всех спортсменов. Объем и характер врачебного обследования зависят от вида учебно-тренировочного сбора, квалифи-кации врача, наличия диагностической аппара-туры и т.д.

 

Врачебное обследование рекомендуется проводить в утренние часы до начала трени-ровочных занятий. Результаты обследования врач сообщает тренерскому составу, и их необ-ходимо учитывать при индивидуальном плани-ровании тренировочных нагрузок.


 

 

Глава 4.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.63.250 (0.022 с.)