Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физической культурой и спортомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эффективность тренировочного процесса во многом обусловлена степенью соответствия
используемых средств и методов педагогиче-ского воздействия физиологическим закономер-ностям, требованиям гигиены, состоянию здо-ровья, возрасту, уровню физического развития и подготовленности, а также индивидуальным особенностям лиц, занимающихся физкульту-рой и спортом. Один и тот же режим трениров-ки, одни и те же нагрузки могут в зависимости от этого оказать не только различное, но по-рою и прямо противоположное воздействие. При соответствии нагрузки состоянию трени-рующегося отмечается укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей, повышение тренированности и работоспособ-ности и, наоборот, если такое соответствие не обеспечено, наблюдается отсутствие эффекта, переутомление, а иногда и развитие различных пред- и патологических состояний.
Медицинское обеспечение тренировочного процесса предусматривает совместную работу врача и тренера в управлении этим процессом. Оно осуществляется в следующих основных формах: совместное определение сроков и вы-бор форм и методов наблюдений, сопоставле-ние результатов врачебного и педагогического контроля, обсуждение их результатов; состав-ление перспективных, годовых и текущих пла-нов работы для конкретного контингента, теку-щую корректировку этих планов на основании данных врачебного и педагогического контро-ля; проведение совместных исследований для определения переносимости нагрузок, изучение характера течения восстановительных процес-сов, определение уровня общей и специальной работоспособности и тренированности, а также для обоснования отдельных вопросов планиро-вания тренировки. После каждого врачебного обследования его результаты должны подроб-но обсуждаться с тренером (преподавателем) и оперативно использоваться в управлении тре-нировочным процессом.
Структурные и функциональные измене-ния организма в процессе развития трениро-ванности отражают долговременную адапта-цию – как следствие кумуляции многократных, срочных и отставленных адаптационных эф-фектов под действием физических нагрузок. Эти изменения отражают глубокую перестрой-ку организма на всех уровнях его деятельности: центральном, системном, органном, тканевом, клеточном. Они проявляются как в состоянии мышечного покоя, так и при выполнении физи-ческих нагрузок.
Адаптированный организм в состоянии мышечного покоя характеризуется повышени-ем потенциальных возможностей, это находит
отражение в совершенствовании нервной и гормонально-гуморальной регуляции, снижении активности симпатико-адреналовой системы, экономизации функционирования основных си-стем жизнеобеспечения, накоплении структур-ных элементов клетки, усилении внутриклеточ-ной регенерации, снижении уровня основного обмена, совершенствовании тканевого обмена. Таким образом, увеличивается функциональ-ный резерв для выполнения большой работы при физических нагрузках.
При оценке показателей, полученных во время врачебных обследований, надо иметь в виду, что изменения структуры и функции от-дельных органов и систем, а также их взаимос-вязь в процессе развития тренированности или при ее нарушении, происходят не одновремен-но, а гетерохронно. В каждом отдельном случае они обусловлены направленностью трениро-вочного процесса, возрастом, индивидуальны-ми особенностями спортсмена, его здоровьем, исходным функциональным фоном и некоторы-ми другими факторами. Неодинаковой при этом может быть и степень изменения различных параметров, ибо на разных этапах приспосо-бления и компенсации могут возникать разные сочетания функций в сложной системе регули-рования. Поэтому при обследовании оценка функционального состояния спортсмена по по-казателям, характеризующим состояния лишь отдельных систем, а тем более отдельных па-раметров, не может быть достаточно достовер-ной.
В зависимости от направленности тре-нировочного процесса преимущественное зна-чение приобретают показатели, отражающие состояние функциональных систем, которые в наибольшей степени лимитируют работоспо-собность при специфическом для данного вида спорта характере мышечной деятельности. По-этому при обязательном, общем для всех спе-циализаций, минимуме методов исследования, дополнительные методы следует подбирать с учетом этого обстоятельства т.к. требования, предъявляемые организму разными видами спорта, определяют специфику в морфологи-ческой и функциональной перестройке не толь-ко двигательной сферы, но и вегетативных си-стем.
Для видов спорта с преимущественным проявлением выносливости требуется более углубленное изучение состояния кардиореспи-раторной системы, аэробной производительно-сти, внутренней среды организма; для сложно-координационных и скоростно-силовых видов спорта изучение центральной нервной систе-
мы, двигательной сферы, анализаторов. Для видов спорта, где работоспособность в равной степени зависит от той и другой сферы жизне-деятельности (спортивные игры, единоборства, многоборья и пр.), одинаково важны и те, и дру-гие методы исследования.
Медицинское обеспечение спортивной деятельности предусматривает использова-ние различных видов и форм медицинского контроля лиц, занимающимися физкультурой и спортом, одни из которых выполняются в лабо-раторных условиях, а другие в полевых усло-виях, т.е. в процессе учебно-тренировочных за-нятий.
Лабораторные формы врачебного кон-троля:
- первичные медицинские обследования;
- ежегодные углубленные медицинские об-следования; - дополнительные медицинские обследо-вания. Основной целью первичного и ежегодных углубленных медицинских обследований явля- ется оценка состояния здоровья, уровня физи-ческого развития, полового созревания (когда речь идет о детях и подростках), а также функ-циональных возможностей ведущих систем ор-ганизма.
Дополнительные медицинские обследо-
вания назначаются после перенесенных забо-леваний и травм, длительных перерывов в тре-нировках, по просьбе тренера или спортсмена. Их основная цель – оценка состояния здоровья на момент обследования (с учетом возможных осложнений после перенесенных заболеваний, если обследование проводится по этому поводу) и функциональных возможностей ведущих для избранного вида спорта систем организма.
Обследования в условиях спортивной тренировки:
Конкретный подбор методов исследования и их объем при таких обследованиях опреде-ляются в зависимости от задач, условий и воз-можностей. Кроме того имеет значение какой тренировочный эффект необходимо изучить.
Выделяют срочный тренировочный эф-фект – изменения, происходящие в организме непосредственно во время тренировки или в ближайший период восстановления (20-30 ми-нут после занятия).
Отставленный тренировочный эффектотражает изменения сохраняющиеся в поздних фазах восстановления (спустя несколько часов после занятия, на другой день или через не-сколько дней после тренировки). Глава 3. ЭЛЕМЕНТЫ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ В СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 75
Кумулятивный тренировочный эффект
– изменения, происходящие в организме на протяжении длительно периода тренировок в результате суммирования срочных и отставлен-ных эффектов.
В зависимости от изучаемого тренировоч-ного эффекта используют следующие формы обследований или контроля: - этапный контроль (позволяет изучитькумулятивный тренировочный эффект); - текущий контроль (позволяет оценить
отставленный тренировочный эффект);
- оперативный контроль (позволяет оце-
нить срочный тренировочный эффект);
- врачебно-педагогическое наблюдение
(особая форма оперативного контроля).
Этапный контроль
Для оценки кумулятивного тренировочно-го эффекта (изменения, которые возникают в течение длительных занятий физкультурой и спортом и формируются в результате много-кратного сочетания срочных и отставленных тренировочных эффектов) проводится этапный контроль.
Этапный контроль выполняется 4 раза
в году:
1-е обследование – по окончании переход-ного периода.
2-е и 3-е обследования – в середине и конце подготовительного периода.
4-е обследование – в конце предсорев-новательного периода.
В процессе этапного контроля определя-ется общая физическая работоспособность; энергетический потенциал организма; функ-циональные возможности ведущих для данно-го вида спорта систем организма; специальная работоспособность (тренированность).
При этом общая физическая работоспо-собность, энергетический потенциал и функ-циональные возможности ведущих для кон-кретного вида спорта систем организма обычно оцениваются в условиях лаборатории с помо-щью соответствующих тестов (PWC170, Новак-ки, определение МПК и др.) а специальная ра-ботоспособность (тренированность) в полевых условиях.
Для оценки специальной работоспособно-сти в большинстве случаев применяется метод повторных нагрузок. Данный метод предусма-тривает выполнение спортсменом серии по-вторных физических нагрузок, которые позво-ляют определить функциональное состояние
организма и уровень развития физических качеств, которые имеют решающее значение для достижения высоких результатов в из-бранном виде спорта. Интенсивность нагрузок должна достигать предельных значений с уче-том уровня подготовки спортсмена. Для оцен-ки тренированности могут быть использованы
и принятые в каждом виде спорта контрольные тесты-упражнения, позволяющие сопоставлять показатели работоспособности и приспосо-бляемости. В качестве контрольных тестов ис-пользуются наиболее характерные виды или специфичные виды заданий, которые должны выполняться в заданных параметрах. В цикли-ческих видах спорта это конкретная дистанция, которую следует преодолеть за указанное вре-мя. В ациклических видах таким тестом может быть, например, в гимнастике или фигурном ка-тании выполнение обязательной программы, в боксе «трехминутный бой с тенью» и т.д. Коли-чество повторений таких заданий составляет от 3-4 у марафонцев (1,0-3,0 км) до 5-6 скоростной бег на коньках короткие дистанции (300-500 м).
Тестирование проводят совместно врач и тренер. Тренер определяет работоспособность по показателям результативности и качества выполнения нагрузок, а врач – адаптацию орга-низма к нагрузкам по функциональным сдвигам
и характеру их восстановления в интервалах между повторениями и после окончания те-стирования. До нагрузки и после каждого по-вторения определяют ЧСС и АД. До и после тестирования регистрируют ЭКГ и определяют биохимические показатели.
Основные условия проведения по-вторных нагрузок: - тестовые нагрузки должны быть специ-фичными не только для данного вида спорта, но и для основного тренируемого упражнения или дистанции;
- нагрузки должны выполняться с макси-мально возможной для каждого обследуемого и данного вида работы интенсивностью;
- нагрузки необходимо выполнять повторно с возможно меньшими интервалами; - при выполнении нагрузок следует опре-делять и сопоставлять показатели работоспо-собности и адаптации (скорость и характер восстановительных реакций).
Исследование методом повторных нагру-зок проводится таким образом: после разминки спортсмен выполняет серию повторных нагру-зок. Перед и после разминки, а также после вы-полнения каждой нагрузки регистрируются пока-затели основных функциональных параметров,
Глава 3. ЭЛЕМЕНТЫ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ В СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 77
Метод повторных нагрузок целесообразно использовать в видах спорта, которые бази-руются на циклических упражнениях, в видах, где каждое упражнение является законченным действием (бросание снарядов, тяжелая ат-летика и др.) и таких, что имеют смешанные упражнения, а именно циклические и ацикличе-ские (все виды прыжков). В спортивных играх, борьбе, боксе, фехтовании метод повторных нагрузок малоценен, потому, что в этих видах спорта отсутствуют повторные стереотипные двигательные акты или они имеют искусствен-ный характер.
сердечно-сосудистой системы.
В видах спорта скоростно-силовой направ-ленности обязательным является контроль функционального состояния нервно-мышечного аппарата;
В видах спорта со сложнокоординацион-ным характером нагрузок необходимо оцени-вать:
- функциональное состояние нервно-мышечного аппарата; - функциональное состояние анализаторов (двигательного, зрительного, вестибулярного).
Текущий контроль
Основной целью (и одновременно зада-чей) текущего контроля является определение степени выраженности отставленных постна-грузочных изменений в функциональном со-стоянии ведущих органов и систем организма спортсмена.
Текущий контроль может осуществляться:
- ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок – утром и перед второй тренировкой);
- три раза в неделю (1 – на следующий день после дня отдыха, 2 – на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3
– на следующий день после умеренной трени-ровки); - один раз в неделю – после дня отдыха. В предсоревновательном периоде целесо-
образно использование первого варианта орга-низации текущего контроля
При проведении текущего контроля, не-зависимо от специфики выполняемых трени-ровочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние:
- центральной нервной системы;
- вегетативной нервной системы;
- сердечно-сосудистой системы;
- опорно-двигательного аппарата.
В видах спорта, в которых базовым физи-ческим качеством является, выносливость до-полнительно контролируются:
- морфологический и биохимический со-став крови; - кислотно-щелочное состояние крови (постнагрузочное восстановление кислотно-щелочного состояния крови в норме должно занимать не более 2 часов);
- состав мочи.
У спортсменов этих видов спорта осо-бое место должно занимать обследование
Оперативный контрол
Оперативные исследования оценивают срочный тренировочный эффект, т.е. измене-ния, происходящие в организме во время вы-полнения физических упражнений и в ближай-шем восстановительном периоде. Используют следующие формы оперативного контроля:
- непосредственное наблюдение в процес-се всего тренировочного занятия; - исследование в покое до тренировочного занятия и через 20-30 мин после его оконча-ния;
- исследование с применением дополни-тельных нагрузок до тренировочного занятия и через 20-30 мин после его завершения;
Наиболее информативной является первая форма оперативного контроля, которая, на прак-тике обозначается как врачебно-педагогическое наблюдение (ВПН).
Врачебно-педагогические наблюдение это
наблюдение за спортсменами или физкультур-никами, которые проводятся совместимо вра-чом и тренером (преподавателем) во время тренировок или соревнований с целью совер-шенствования процесса подготовки.
Благодаря такому наблюдению, врачеб-ный контроль сочетается с изучением педаго-гических и психологических аспектов трени-ровочного процесса в естественных условиях спортивной деятельности.
Во время выполнения спортсменом или физкультурником специфических упражнений, присущих потому или иному виду спорта, врач может получить наиболее достоверные данные о функциональном состоянии организма, адек-ватности физических нагрузок, что позволит ему разработать специальные рекомендации относительно последующего проведения или коррекции учебно-тренировочных занятий.
Основные задачи ВПН:
1. Оценка санитарно-гигиенических усло-
4. Определение функционально состоя- параметры должны составлять соответствен-ния организма и уровня тренированно- но в переделах +25оС; 60-70 %, а для зимнего сти на различных этапах тренировки; -15оС при безветренной погоде, при такой же
Глава 3. ЭЛЕМЕНТЫ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ В СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 79
ведения занятия предполагает,знакомство спланом и задачами тренировки, а также сред-ствами, которые будут использоваться для их решения, оценивается соответствие упражне-ний используемых в различных частях занятия их целям, технической и физической подготов-ленности занимающихся, преемственность вы-полняемых упражнений в различных частях за-нятия и т.д.
Для изучения и совершенствования ме-тодики управления тренировочным процессом необходимо в ходе ВПН оценивать правиль-ность построения тренировки, распределения различных средств в одном занятии, оптималь-ность количества повторений упражнений, дли-тельности интервалов отдыха между упражне-ниями особенно длительность и полноценность восстановления после одного из наиболее трудного задания.
Изучение соответствия используемых нагрузок полу, возрасту и уровню подготов-ленности занимающихся. Данная задача припроведении ВПН является основной. Врач уточ-няет воздействие на организм спортсмена раз-личных физических нагрузок, так как во время выполнения больших тренировочных нагрузок могут проявиться скрытые отклонения в со-стоянии здоровья, которые не удалось обнару-жить при обследовании в кабинете. Исследова-ния, проводимые непосредственно в условиях учебно-тренировочных занятий или соревнова-ний, позволяют определить изменения уровня функционального состояния спортсмена, без чего нельзя правильно оценить уровень трени-рованности (специальной работоспособности).
Изучение влияния нагрузки на организм лиц, занимающихся физкультурой, у которых имеются отклонения в состоянии здоровья или сниженные показатели физического развития, позволяет уточнить правильность их распреде-ления на медицинские группы.
ВПН имеет особую ценность в том случае, если одновременно используются методы, по-зволяющие определять изменения функцио-нального состояния не одной, а нескольких систем организма. Это связано с тем, что дли-тельность восстановления параметров раз-личных систем организма после физических нагрузок неодинакова. Кроме того, такие ис-следования дают возможность выявить осо-бенности изменений в межсистемных связях. Степень и характер этих изменений являются надежными критериями оценки воздействия нагрузки на организм спортсмена и трактовки особенностей восстановления процесса.
Методы врачебно-педагогических наблю-
дений разделяются на простые, инструмен-тальные и сложные. При выборе 'методов на-блюдения исходят, прежде всего, из задач и форм организации исследований, из специфи-ки вида спорта.
Простые методы: опрос о субъективныхощущениях в ходе тренировочного процесса
и наблюдения за внешними признаками утом-ления; аускультация сердца; перкуссия и паль-пация печени; определение частоты пульса; измерение АД; измерение массы тела; ди-намометрия; определение частоты дыхания, жизненной емкости легких, силы дыхательных мышц, мощности вдоха и выдоха; исследова-ние сухожильных и некоторых вегетативных рефлексов; проведение ортостатической пробы; проведение координационных проб; определе-ние максимальной частоты движения конечно-стей; определение реакции на дополнительную (стандар
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.161 (0.015 с.) |