Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура покоя. «Жёрдочка перехода»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
19.ХII.1930 Когда примешься человека успокаивать, то часто получается досадный результат: успокаивается, успокаивается он, да так «успокоится», что не знаешь что с ним и делать по неопытности: голос еле слышен, весь вялый, слабый, бескрасочный, однообразный — заснул, всё потерял, опустошился... Тяжелое положение... и ты чувствуешь, что ничего не выходит — раньше, когда он был напряжен, было хоть может быть и плохо, да уж во всяком случае, лучше, чем сейчас — и он, актер, видит, что нет, ты что-то с ним проделываешь совсем не то. Когда я ему рассказывал, да показывал, как должно было бы быть, — ему казалось всё ясно: и напрягаться нельзя, и покой необходим, а как стал добиваться этого покоя — так ну его к Богу! — всё и прежнее потерял и новое такое получил, что лучше и не знать его никогда. Вместе с получением физического покоя успокаивается и воля, засыпает, расслабляется, и всё, весь организм в целом бессилеет, вянет, размякает. В чем же ошибка? Физический покой — это кудесник, чародей, только с его помощью можно дойти до такой степени творчества, что высвободится самая душа человеческая. Физический покой достигнут (как будто бы достигнут), почему же вместе с напряжением исчезла и жизненность, почему умерло и завяло всё внутри? Был пропущен драгоценнейший момент. Момент перехода на те или другие рельсы. Через большую реку — узенький в две дощечки мостик, а на мостик переход по одной жёрдочке. Идешь ты, идешь по широкой дороге, подходишь к реке и, если не пройдешь по жёрдочке — не попадешь на мостик — а значит: или здесь оставайся, или — вплавь. Вот этот переход по опасной жёрдочке и губит всё дело — мостик-то впереди, я вижу его, иду и вижу, иду и вижу... Да так на него засмотрюсь, что и жёрдочку прозеваю — мимо пройду и очнусь, когда уже замечу, что плыву, а теперь уж выкарабкаться на мостик мне не удастся — высоко, не достанешь. Вот механика всех вообще провалов при проверке новых способов. Одна маленькая ошибка, допущенная вначале, всегда ведет к таким конфузным результатам: надо очень хорошо смотреть себе под ноги. И всё дело в том, чтобы не прозевать. Жёрдочка здесь — позвоночник и дыхание. Ослабляй руки, ноги, что хочешь, но не ослабляй, не склоняй, не сгибай, не усыпляй позвоночника — держи его. Не усыпляй и дыхания, пусть оно будет свободно, но не вяло, пусть автоматично, но наблюдай за ним — «поддерживай бока». Не усыпляй и мысли — дай ей пищу — хотя бы то же наблюдение за своим физическим хозяйством. Глава 11 ПОРОГ И ЗАПОРОЖЬЕ До порога, порог, Видение до порога (протокольное: стоит цветок). Задаю себе вопрос: нравится ли он мне? Сейчас же увижу в этом цветке кое-что меня касающееся — это перейден порог. Слышание. Вы отсюда куда? Протокольный ответ: «домой!» — это до порога. За порогом: «батюшки! — он хочет идти за мной!». В этом первом пороге — всё: переступив через него, вы вошли в жизнь. Если теперь дать новые обстоятельства, то оживут и они. Второй порог между личным, эгоистичным и социальным — моя семья, мои сородичи; он спрашивает меня, но это касается не только меня, а и всех, с кем я связан. Третий порог — космическое сознание: все люди, весь мир, вся природа; он спрашивает, и это касается уже законов всей жизни и всей природы (истина, добро?). Ко 2-му порогу Напомним: абсолютное единство сознания (в котором сознание в каждый данный момент содержит только одно явление), как это справедливо указывает Жане («Психический автоматизм»), бывает только на крайних своих полюсах: на ступени крайней патологии (при каталепсии, «когда истощенная психика не в силах воспринимать несколько ощущений одновременно») и ступени гениальности. («Психическое единство» — в момент высокого ум- ственного подъема, «когда совершеннейшая психика дает возможность одному лицу обхватить в широком синтезе все образы и ощущения, которые оно испытывает или которые всплывают у него в памяти».) Второй порог Когда с одним «шариком»[52] актер управляется, начнем прибавлять ему. Сначала он не справляется и с двумя «шариками» — ему надо брать обстоятельства попроще, попримитивнее. Но настанет время, что и два «шарика» ему уже скучны, и он сам попросит третьего. Дальше — больше, и мы подойдем ко второму порогу, порогу высокого трагического аффективного творчества. У Гамлета умер отец, мать вышла замуж за негодяя... ну, тяжело, ну, неприятно, ну, противно, но — такова жизнь... Такова наша тропосфера. Это хоть не два, может быть, и не три, но никак уж не больше четырех шариков — всё это кое-как еще укладывается в нашем мозгу. Но вот жизнь дает 5-й шарик: в полночь по террасе замка бродит тень убитого отца Гамлета. Понять это умом нашим, вместить это в обычное наше сердце человеческое нет сил. Это перегрузка, это уже 5 шариков. Но и 5-ти мало: жизнь прибавляет от щедрот своих и дает 6-й! В полночь Гамлету является тень.
Спасите нас, о, неба серафимы! Блаженный дух, твои святые кости Зачем расторгли саван твой? Гробница, Куда тебя мы с миром опустили, Зачем разверзла мраморный тяжелый зев И вновь исторгнула тебя? Зачем Ты, мертвый труп, в воинственных доспехах Опять идешь в сиянии луны Во тьму ночей вселяя грозный ужас, И нас, слепцов среди природы, мучишь Для наших дум непостижимой мыслью — Скажи, зачем? Зачем? Что делать нам? Тень говорит... говорит много и жутко, но за всем этим многим чувствуется еще большее... Такое огромное и страшное... Шестой! Седьмой! Может быть, восьмой шарик!
...Нет, тише, тише, Моя душа! О не старейте, нервы! Держите перст возвышенно и прямо! ...с страниц воспоминанья Все пошлые рассказы я сотру, Все изреченья книг, все впечатленья, Минувшего следы, плоды рассудка И паблюденья юности моей. Твои слова, родитель мой, одни Пусть в книге сердца моего живут Без примеси других, ничтожных слов. Клянуся в том благими небесами!
Все восемь шариков ореолом плывут в воздухе, руки мелькают с быстротой спиц летящего под уклон колеса, глаза, не видя ничего в отдельности, — видят все сразу, и человек, «теряя себя», сливается в одно с шариками и их полетом. Вот что можем мы видеть, в лучшие его минуты, у таланта аффективного типа. Это явление редкое. До тех пор пока нет школы аффективного творчества — более чем редкое. Ведь обычно, — увы! — мы видим, как при малейшей перегрузке не только в 6 или 8 шариков, а даже в 4 — актер и не замечает, как от чрезмерного старания и малой своей меры охвата он рассыпает все шарики и машет в воздухе пустыми руками. Он напрягается, он пафосничает, декламирует, делает вид, что его разрывает на части от волнения, но сердце и голова его пусты, как пусты его хватающие пустой воздух руки: все «шарики» давным-давно валяются на полу. Есть другой путь, путь, превознесенный теми, кто не знает, как добиться от актера аффективного раскрытия и как удержать его в этом. Вместе с тем он признает на сцене только «правду». И он владеет «правдой». «Правдой» маленькой, правдой 3-х шариков. Но «правдой». И в этом он виртуоз. Но четвертый шарик для него обременителен — он избегает его, а пятый... пятого совсем не надо. И вот, когда Шекспир подсовывает под руку такого жонглера-виртуоза четвертый шарик — он берет его, но искусно роняет один из прежних трех... И в руке у него опять только три: три, которыми он может жонглировать виртуозно! Шекспир ему подсовывает пятый, шестой, седьмой — сколько угодно! — он в очередной раз роняет один из своих неизменных трех, берет взамен новый — будь он у Шекспира хоть десятый — и жарит дальше. Разговаривал со своими друзьями — дело обычное, ничего особенного: три шарика. Появляется 4-й шарик — Тень. Что-то совсем уж необычное... Гм... А почему необычное? Просто новый собеседник, только и всего... Пусть Тень... Но ведь я вижу, слышу, говорю с ней, значит, все законы житейского общения остались те же! Отец!.. любимый... умерший... Но вместе с тем ведь он как живой. Мы встретились, беседуем... Я сын, он отец, мы беседуем... Четвертый шарик необычности, невероятности падает на пол и — опять три шарика! Ну пусть не три шарика, а три стеклянных графина (все-таки немного потруднее), но, ей-богу, только три! Такая же механика проводится и дальше, в других сценах и случаях. Получается неплохо, особенно если вместо шариков и даже графинов в воздухе кружатся три факела — это кажется даже высоким искусством. Хотя я и не особенный поклонник такого искусства, но, спешу оговориться, конечно, оно превосходит собою в тысячу раз маханье в воздухе пустыми руками.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.008 с.) |