Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О взаимодействии публики и актераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Надо, чтобы актер чувствовал публику. Но каким образом? Чтобы он вел ее, как, показывая, режиссер ведет смотрящего за режиссером актера. Когда рассказываешь что-нибудь новым лицам, когда преподаешь в новой аудитории, то зажигаешься — интересно! Помни, что, играя, рассказываешь каждый раз новой аудитории в 1000 человек. Актер, прежде чем выступать, должен посмотреть на публику и допустить до себя следующие мысли и ощущения: вот они пришли, сидят и ждут. Ждут меня. И хотят насладиться моей игрой. Я играю (допустим) трагедию — и они ждут трагедии. Посмотри на них: как ты должен играть, чтобы завладеть ими. Возьми от них заряд. И посмотри на то препятствие, какое ты будешь сегодня «брать». Нацелься заранее. А главное: сумей взять от смотрения на эти лица, платья и т. д. заряд энергии — сегодняшней энергии. Вот как я буду сегодня играть, вот каким местом. И умей во все время твоей игры слышать этот ток, брать его, каким-то образом слушаться и отдаваться ему. Так же человек должен слышать Бога... «предстояние» перед Богом как горящая свеча. Кто не чувствует таким образом публики — тот не актер. Кто не чувствует так в жизни Бога — тот не человек. Удачное выражение: хорошая публика гальванизирует актера. О заполнении собою сцены (и зрительного зала) Иной актер, как выйдет, так такое впечатление, как будто он заполнил собою всю сцену. Все остальные актеры пропали, вытеснились. А другой актер — и крупную роль играет, а вышел — ничего не случилось. Не мудрствуя лукаво, не анализируя, попробовать научиться «заполнять собою»: не только при входе на сцену, а вот вошел в комнату — и заполни ее. Ну, заполнил ли я собой всю эту комнату? Ну, заполняй, заполняй! А потом улицу, лес, гору, весь Божий мир... Глава 14 О театральных теоретиках Когда читаешь книги или статьи по технике или психологии нашего творчества, то неотступно сверлит одна горестная мысль: как жаль, что у актеров нет потребности исследовать и наблюдать. Исключение представляет пока только одна книга Станиславского (но в ней многое не дописано — только набросано). Что бы актер ни ощутил, что бы ни почувствовал, на что бы случайно ни наткнулся в удачные минуты своего творчества, — у него нет потребности, жадно схватиться и крепко держать за хвост, мелькнувший перед ним секрет природы. Он непременно прозевает. Момент улетит, а вместе с ним и тайна. Он сам будет жалеть, самому интересно: а как же это было? Но уже поздно! Природа, как ловкий фокусник, проделывает с ним свои сногсшибательные штуки: появления, исчезновения, превращения... он восхищенными, удивленными глазами смотрит: как здорово! А разве так надо? Цап! Фокусника за руку — стоп! — и суйте нос во все скрытые механизмы, выволакивайте на свет божий все тайности, хитрости и «жульство»! Но актер или по легкомыслию, или по лени не забирается в глубь процесса. Впрочем, нет. Почему легкомыслие? Почему лень? Его искусство само по себе так глубоко и так блестяще, что целиком захватывает всю его душу. Можем ли мы потребовать от него чего-то еще большего? Если ты актер и только актер, мы не будем требовать ничего другого, лишь бы ты хорошо делал свое дело. Мы бла- годарны и готовы преклоняться перед тобой. Но! — если ты начинаешь теоретизировать в области твоего творчества, если ты хочешь быть своего рода Леонардо да Винчи и соединить в себе ученого и художника — позволь требовать от тебя и соответствующей работы. Может быть, ты и прекрасный актер, но для создания теории этого мало: надо быть еще и зорким наблюдателем — уметь видеть факты, как они действительно, на самом деле существуют. Но и этого мало: надо быть умелым, твердым, терпеливым экспериментатором — уметь воспроизводить по желанию нужные тебе факты. Но и это не всё — надо быть еще и мыслителем: уметь выбирать факты, сопоставить их друг с другом и увидеть связь, казалось бы, противоположных фактов и заметить рознь и вражду в фактах как будто бы одинаковых и похожих друг на друга. Наконец, четвертое: понять истинную причину явления и сделать очевидными скрытые от нас законы природы. Если же этих качеств нет, или они есть, да такими скучными делами тебе лень заниматься вплотную — ничего путного из твоих размышлений не получится. В некоторой степени могло бы помочь изучение психологии, но... поверхностных знаний ее мало, а для приобретения глубоких нужно так много времени, сил и желания, что едва ли это осуществимо в условиях театральной работы. На подмогу актерам-теоретикам приходят часто со стороны и за исследование творческого процесса берутся начитанные в этом деле театроведы, и даже сами специалисты-психологи. Те и другие не практики-актеры — большею частью только поклонники театра. Иногда мы получаем от них огромную помощь. Оно и понятно: люди привыкли трезво и логично мыслить, люди со стороны, поэтому на расстоянии могут лучше и точнее увидеть то, что нам в самой гуще дела может быть и не видным. Большое им спасибо. Но бывают случаи, что они, при всем своем желании добра, только запутывают дело. Своего опыта у них нет, приходится пользоваться чужими показаниями. Они организуют опрос. Но... всех ли они могут опрашивать? Каждому, конечно, хочется сказать что-нибудь значительное и умное, особенно когда к тебе как к специалисту по творческому вдохновению, как к живительному источнику, прибегает известный театровед или сам профессор-психолог! Надо же не ударить в грязь лицом! Кроме того, актер всегда очень падок на успех и очень легковерен — раз к нему обращаются, значит, это так и должно быть, значит, он действительно источник и кладезь мудрости... Это — не от плохого. Это — от доверчивости, он быстро входит в роль. Но последствия этой невинной доверчивости довольно неприятные. Только настоящий знаток практики актерского творчества может разобраться во всех бойких россказнях такого актера, а не знаток принужден будет прислушиваться ко всему и все брать на веру. Что он там рассказывает? Кто знает... Может быть, это один из обычных актерских самообманов и самовнушений? Может быть, это недостаток техники актера? Или, наконец, неумение верно выразить в словах то, что он на самом деле испытывает? Как во всем этом разобраться? И вот, исследователь складывает в одну кучу правду и выдумку, одаренность и ограниченность и, не сумев добраться до сути, — делает выводы. Каких-каких ошибок не встречаешь иногда в литературе о творческом процессе актера! На днях я наскочил, например, на такое категорически высказанное и «научно обоснованное» и потому, значит, незыблемое правило сценического творчества: художественная жизнь на сцене не может быть непрерывной, она может быть только кусочками, только толчками. «Исследователь» узнал это из расспросов десятка актеров и их актерских мемуаров. Узнал и сделал вывод: иначе, значит, нельзя — таковы законы творчества на сцене. Это все равно как делать вывод из практики малоопытного и средних способностей велосипедиста: «Не падать нельзя. Этого не бывает». Не бывает с ним. А с другими это бывает. Дузе не выключается, Ермолова тоже. Ермолова, даже закончив свою роль, все еще продолжает в ней находиться. «...и если вы меня спросите, после этих ста или более представлений, как Ермолова играла, — пишет А. И. Южин, — я должен с полной искренностью ответить: никак. Ничего не играла. Ни одного трагического жеста, ни одного искусственного вздоха или звука. Ни одного страдальческого искажения лица. Просто умирала, отвечая на мои слова: "Но льется кровь!" — еле слышным голосом: "Пускай она с моею льется жизнью". Опускался занавес. Шли вызовы. Кончались. Ермолова шла в свою уборную. Я шел за нею в свою. И, глядя на ее плечи, на ее склоненную шею, голову — я не мог оторваться от мысли, что это умирающая Иоанна. Ей по пути встречался кто-нибудь, заговаривал с нею, иногда шутил, иногда и она отвечала ему, улыбаясь, — словом, жизнь не сценическая шла своим путем, — но от Ермоловой веяло все тем же, чем она жила на сцене, — моментом умирания. И это было помимо ее воли: она уже не могла оторвать себя, Ермолову, от того, во что она себя внутренне претворила»[59]. То же самое было и с Мочаловым. «Знаменитый Пров Садовский, соратник Островского, рассказывал, что в 1839 г. он вымолил себе, наконец, роль в водевиле «Именины благодетельного помещика». Водевиль шел после «Лира». По окончании трагедии много раз вызывали Мочалова. Начали переменять декорации, вызовы все продолжаются. Поставили комнату водевиля, дают звонок актерам выходить на сцену, а публика кричит: — Мочалова, Мочалова! Поднимают занавес, Мочалов снова выходит и, уходя, в кулисе сталкивается с Садовским, который шел уже на сцену. «Когда я взглянул на него, — вспоминает Садовский, — я так и обмер и не помню, как присел на какую-то скамейку. Так горели его глаза, пылал страстью вдохновенный лик. — Мочалов был всё еще Лиром; священный огонь не угасал, хотя прошло много времени, как кончилась трагедия»[60]. Примеры же, которые рассказывают о других актерах, вроде Шаляпина и Сальвини, — эти примеры говорят совершенно о другом: или о виртуозности этих артистов (Сальвини), или о некоторой небрежности, как бы мы теперь сказали — халтурности. Они играют хорошо и верно, возьмут этим публику, она пойдет за ними, а потом, в сильном месте, начнут, так сказать, отдыхать, а публика всё еще верит, и переживает за них по инерции. Вообще же, не стоит опрашивать посредственности и делать выводы из их признаний. Если же делать выводы, то делать это должен и может только глубокий знаток практики этого дела, а не «психологи» со стороны. Знаток сумеет, во-первых, разобраться во всех этих «творческих признаниях», а во-вторых, выудить те, которые посредственности и не собирались делать, а также узнать то, чего посредственность в себе и не предполагала. Конечно, и у знатока может быть тенденциозность в расспросе, а также и внушение, но ведь может и не быть?!.. А у «психолога» со стороны тоже могут ко всем остальным добавиться и эти два недостатка. Вообще, когда при опросе хоть, может быть, и первоклассного и признанного артиста выясняется, что чего-то нельзя, что это не более как мечта и утопия — следует убедиться: так ли это у великих артистов? И всегда окажется, что Мочалов, Ермолова, Дузе и многие другие (если не во всех ролях или даже не во всей роли целиком, а частями) превосходили все наши мечты и фантазии в деле творчества на сцене. Так, — что мне после этого уверения хоть десяти тысяч Немочаловых, Неермоловых, Недузе и Нестаниславских? Кстати, даже сам Станиславский и тот может ввести в заблуждение: На 543 стр. своей книги «Работа актера над собой» он говорит: «А вы может быть думаете, что линия подсознатель- ного творчества непрерывна или что артист на подмостках переживает все так же, как и в действительности? Если бы это было так, то душевный и физический организм человека не выдержал бы работы, которая предъявляется к нему искусством»[61]. Это сказано в минуту слабости, а может быть из невольной педагогичности: чтобы не пугать ученика излишней требовательностью... В другую, сильную минуту, в той же книге, он же сказал совершенно другое: «Проскоки и выпадения в линии жизни роли недопустимы не только на самой сцене, но и за кулисами. Они рвут жизнь изображаемого лица и создают пустые, мертвые для нее места. Последние заполняются посторонними мыслями и чувствами самого человека-артиста, не имеющими отношения к тому, что он играет. Это толкает его в ложную сторону — в область личной жизни»[62]. Если Станиславский может вводить (при поверхностном изучении его) в заблуждение, что же сказать о других? Поэтому, когда специалист-психолог хочет производить подобное анкетирование среди актеров (анкетирование, где главным вопросом является вопрос о творческом состоянии) — он должен, прежде всего, сделать самый строгий отбор своих опрашиваемых. Надо его, однако, предупредить, что с ними ему будет, пожалуй, не легче, чем с теми, от которых ему следует отказаться: те, кто заслуживает глубокого изучения, те говорят обычно мало. На все подобные вопросы Ермолова, например, отвечала весьма немногосложно. Приблизительно так: «Я не знаю. У меня выходит, а как? — сама не знаю». Когда же к ней приступали настойчивее, она выкапывала из своей памяти всякие формулы и законы, которые к ней перешли от ее учителей. Она говорила, например: «Я не могу играть роль, пока я не увижу ее всю, вплоть до бантика» — это требование ее учительницы Медведевой. Ермолова слепо верила ей, думала, что так именно она сама и делает — видит всю роль до бантика, но никогда она сама этого не делала. Просто потому, что этот путь абсолютно противоположный ее аффективному типу. А психолог, вытащивший насильно из великой артистки эту, ей не принадлежащую фразу, — на ней строит теорию гениальной игры... Есть, правда, и другие, тоже большие актеры... они не прочь и пофилософствовать о своем творчестве... мало того, они чувствуют, что они вообще должны что-то сказать о своем творчестве, иначе, кому же и говорить, как не им? Но играть, творить — это одно, а исследовать — это совсем другое. Можно обладать огромной интуитивностью в деле художественного творчества, но не иметь ни дара наблюдения, ни способности к выводам. Наконец, когда играешь, не до наблюдения, а начнешь наблюдать — перестанешь играть. Наблюдать же по памяти, когда творческий процесс уже ушел — это заранее обречь себя на ошибку. Так или иначе, эти актеры считают, что они должны сказать свое слово. И говорят... но из этого получается или то же, что и с Ермоловой — они говорят не свои слова, или, не умея разобраться, — случайные и совершенно не то означающие вещи принимают за важнейшие и основные. Как пример: одна из величайших итальянских певиц утверждала, что в искусстве брать высокие ноты самое главное — как можно сильнее, изо всех сил нажимать правой пяткой на пол. Вероятно, она искренна, вероятно, сама она именно так и делала. Но в то же время она делала еще многое другое, что ускользало от ее наблюдения. Подобные рецепты, хоть, может быть, и не столь анекдотичные (иногда с примесью доморощенной «научности») десятками путешествуют среди актерской братии, передаваясь из уст в уста. А исходят они частенько от актеров, достойных всякого уважения и восхищения. То же бывает и с педагогами — Карузо, Нежданова. Поют прекрасно, а как поют, какими приемами — лучше не спрашивай. Если они учить вздумают, непременно испортят. Винить за это нельзя. Но нельзя и обращаться к ним с вопросами — не все так честны и умны, как Ермолова, и скажут: «Я не знаю. У меня выходит само, а как — не могу сказать» — большинство начнет для поддержания авторитета что-нибудь измышлять и проповедовать. А их дело — петь и играть. Впрочем, мы не можем запретить им теоретизировать. Только надо с должной осторожностью слушать их теоретизирования. Разве можно узнать от такого актера что-нибудь важное о тайнах его творчества? Он и сам их не знает. Надо умудриться вытянуть их из него, вопреки всему. Можно ли это сделать, не имея собственного серьезного и верного (!) сценического опыта? Едва ли. Непременно будешь вовлечен в ошибку, в заблуждение. Вот видите: даже истинный артист способен быть источником жестоких ошибок, как для себя самого, так и для исследователя-психолога. Может ли быть таким источником артист более скромного дарования? Мало того, что показания его вообще могут быть ошибочными при всей его искренности, — они могут быть и сознательно неверными. Уж очень велик соблазн: вписать в историю свое имя... Иногда за исследование процесса актерского творчества берется профессиональный специалист-психолог — не актер. Тут получается и того хуже. За очень редкими исключениями. Тут, при всех необходимых качествах исследователя и мыслителя, очень многое, а возможно и самое главное, может быть познано лишь на своем, личном опыте. Советы будущим исследователям техники творчества [1934 г.] Хотелось бы увлечь побольше народу на путь исследования и эксперимента в деле психической техники нашего искусства. Помимо всего прочего, это чрезвычайно благодарная область, потому что эта область знания едва затронута иссле- дованием; куда ни ткнись со свежей головой, — так и открытие. Чуть дал себе труд подумать — вот и изобретение. Но, чтобы недостаточно опытные экспериментаторы не впали с первых же шагов в ошибки, — хочется дать им несколько советов. 1. Не надо пытаться непременно что-то открыть или изобрести. Надо только наблюдать, как и что происходит (в себе или в других). Когда наблюдение ведется верно — оно непременно приведет к открытию (может быть, того, что уже открыто — это не важно). Попытка использовать открытие — приведет к изобретению или усовершенствованию. 2. Не следует гоняться за чем-то «особенным», исключительным, сверхнормальным. Оно вырастет только из самого обыденного и нормального. Иначе с первого же шага будет сделан вывих. У лестницы свой, весьма суровый закон: должна быть пройдена каждая ступень. Надо начинать с первой, и только утвердив свою ногу на первой, можно прицеливаться ко второй. 3. Искать только нормальное, обыденное. Самое простое и ничуть не трудное, м. б. такое, что проще простого, что кажется всем давным-давно известным и даже надоевшим. 4. Не спешить. Черепаший шаг и тот здесь — слишком поспешный. Недостаточно помедлил — пропустил какую-нибудь мелочь. А в мелочах-то тут всё и дело. Сверхмедленный шаг — тут самый скорый. 5. Для наблюдения, для изыскания не следует приводить себя чем бы то ни было в какое-то особое состояние «подъема». Наоборот, нужны трезвость, спокойствие и даже ледяная холодность. 6. Не следует делать каких бы то ни было экспериментов наугад. Не следует без толка стрелять в небо с расчетом: «авось попаду во что-нибудь». Надо брать самое простое и минимальнейшее из того, что есть сейчас под руками — всё равно в себе или в других. И определенно работать над этим. 7. Не думать, что найдешь что-нибудь ценное с первогоже раза. Всё дело в настойчивом повторении. Никогда не забуду один случай: На огромной каменной глыбе, величиной с хороший воз сена, стоял человек и бил по ней молотом. «Неужели можно разбить простой кувалдой такую громаду?» — подумал я. Что могут сделать с такой могучей глыбой слабые, далеко не богатырские, человеческие удары? Железо кувалды отскакивало, как резиновый мячик от стены. —Давно бьешь, дедушка? —Еще недавно, милый. Сегодня с утра. —Что камень, крепкий? —Да нет, уже поддается. —Почему же ты знаешь, что поддается? —А на звук, милый, — крякать начало. Сотенки четыре-пять раз, не больше, осталось стукнуть. Я так заинтересовался, что на обратном пути опять завернул к этому камню. Старик всё бил... спокойно, методично, не торопясь. Кувалда всё так же отскакивала, звенела, и никакого утешительного «кряканья» мое ухо не улавливало... Я решил дождаться. Время шло, и чем дальше, тем безнадежнее казалась затея старика. Вдруг там, наверху, где шла работа, действительно что-то случилось — камень стал отзываться на удары все глуше, мягче, и через всю глыбу прошла трещина. Старик отложил кувалду, спустился вниз. — Давай покурим, — пригласил он меня. После я узнал, что до того как стали применять взрывчатку, это был обычный способ раскалывания камней. Главная трудность заключалась в том, чтобы угадать, где, скорее всего, может пойти трещина, и верно выбрать место, куда надо бить. «Очистительное самолечение». Положение тела Чтобы иллюстрировать, что значит «наблюдать», что значит «искать обыденное, простое и уже надоевшее», что значит «мелочь» и что значит «трезвость и холодность в наблюде- нии», расскажу случай, в котором все эти элементы в достаточной степени присутствовали. В пылу режиссерской и даже педагогической работы то и дело допускаешь ошибки. Увлечение в работе неизбежно, и ошибку повторяешь. Скоро она входит в привычку, и ты не заметишь, как и сам «вывихнулся» и потерял способность отличать верное от неверного в работе актера. Поэтому от времени до времени я подвергаю себя курсу «очистительного лечения». Оно заключается в том, что сам я проделываю всяческие упражнения и слежу при этом за абсолютной верностью своего самочувствия. Проще сказать — я работаю как актер. Один из видов такой моей работы: проснувшись часа за три до того, как надо вставать, лежа в постели, я читаю монологи, отрывки диалогов, стихи. В утро, о котором речь, я взял рассказ Феди Протасова Петушкову о своей любви («Живой труп»). Но дело шло плохо. Бился, бился... не выходит. Чувствую — вру, а справиться с собой не могу. Один метод применю, другой, «объект», «задача», еще что-то — никакого толку! Устал. Бросил. Но, думаешь, бросил, а оно продолжается в тебе, само собой... Лежу, а мысли ползут... Федя... Петушков... трактир... Так все кажется ясно, просто!.. Вот Петушков, вот трактир, вот стол... Сижу... И вдруг даже в жар бросило — как «сижу»?! Разве ты сидишь? Ведь ты лежишь! Ты воображаешь, что сидишь, на самом деле ты ведь лежишь в теплой постели, под одеялом, на мягкой подушке?.. Вот где вранье, вот где вывих! А ну-ка, — лежишь так и лежи! Ведь главное в сцене не то, что сидишь или лежишь. Разве не могла она быть в больнице? Попал Федя по пьяному делу в больницу, лежит на койке, а по соседству на другой койке Петушков... Дай-ка попробую. Улегся еще лучше: лежать, так уж лежать, как следует. Мало сказать лег, уложил себя: лежит ли все тело? Ноги, руки, корпус, шея, голова? Оказывается, все было в состоянии некоторого беспокойства, ничто не лежало. Успокоил, уложил. И наступило удивительное успокоение и освобождение. Тело легло, и мысль стала ясной, прозрачной, отчетливой. Рядом Петушков... И вот — Маша... Живая... «Да, знаете, если бы эти чувства проявились у девушки нашего круга, чтобы она пожертвовала всем для любимого человека... а тут цыганка, вся воспитанная на корысти, и эта чистая самоотверженная любовь! Отдает всё, а сама ничего не требует. Особенно этот контраст». От восторженного удивления перед ней, от светлого воспоминания о своей чудной и прошедшей любви, от счастья, что это когда-то со мной было — у меня брызнули слезы, и вся огромная сцена в трактире затрепетала, согрелась, стала душевной и до краев наполнилась правдой жизни, смыслом и счастьем. Постой, постой — как же это случилось? Что я сделал, что вдруг открылись таинственные двери творчества? Неужели на сей раз волшебным ключиком было простое лежанье? И вот с этого времени холодно, трезво, не торопясь, я стал подсматривать за собой и за другими... И что же высмотрел? В девяноста девяти случаев из ста, когда мы сидим, оказывается, — мы не сидим. Не сидим, не лежим, не стоим и т. д. Фактически сижу, но в то же время я куда-то спешу, где-то бегаю, с кем-то суечусь — ноги уже «встали», в лице беспокойство, плечи напряжены, в шее настороженность и т. д. и тому подобное. Когда же я пришел в театр со специальной целью посмотреть, как там сидят, стоят, ходят на сцене — я был совершенно потрясен и переконфужен. Присутствие публики так вздергивает актера, что фальшь, двойственность, тройственность (я уж не знаю, — бесчисленность) положений, к которым тяготеет его тело, носит просто какой-то роковой характер. В одну и ту же секунду тело их занимает целый десяток положений, и каждое из этих положений тянет в свою сторону. Может ли человек быть во власти одного-единственного, когда тело растаскивает его во все стороны? Ведь вы сидите? Так сядьте по-настоящему, по-всамделишному. Пусть «оно» сидит. Пусть туловище сидит, пусть ноги сидят (они у вас всё рвутся куда-то), пусть руки сидят, пусть (как это ни глупо звучит) всё сидит — и лицо, и шея, и пальцы... Как только актер себя посадит, и тем самым даст своему телу существовать в той правде, в которой оно и должно бы существовать, так и наступает настоящее и полное освобождение мышц. Воображение жадно хватается за то, что ему подбрасывает мысль — фантазия заработала, и творческая жизнь началась. Достаточно хорошо поймать самый хвостик ниточки, — начни за нее тянуть да наматывать — сам не заметишь, как намотал целый клубок. Так и с этим приемом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.011 с.) |