Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место сомнамбулического автоматизма в творчествеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В высшие моменты творчества мы наблюдаем такую степень умаления нашей бытовой целостной личности, что ее как будто бы и нет совсем: надо всем господствует образ — отщепившаяся часть нашей личности. Как же рассматривать ранее описанный сомнамбулический автоматизм, когда человек совсем без остатка теряет свою целостную личность? Почему бы не причислить это к самому высшему из высших творческих перевоплощений? Нет, это не высшее творческое состояние. Это даже совсем не творческое состояние. Это патология. Это не подъем в высшие сферы сознания, — это спуск в самые низины его. Здесь отщепившаяся часть совершенно не связана со своим центром и начинает действовать как автомат (не да- ром и носит название автоматизма). Напрашивается грубое и не очень точное сравнение: подростки позволяют себе очень жестокую забаву: они отрывают ноги у паука и с интересом наблюдают, как эти оторванные паучьи ноги «пляшут». Вот и отщепившаяся личность при сомнамбулическом автоматизме похожа на такую оторванную паучью ногу. Здесь не всё человеческое сознание, а только частичка его. Здесь не расширенное сознание, а суженное. В то же время при творчестве мы наблюдаем расширение сознания до самых крайних границ. Великолепно сказал об этом в нескольких словах Тютчев:
Час тоски необозримой: Всё — во мне и я — во всём!
Здесь не полное удаление от своей личности, а расширение ее. В сомнамбулическом автоматизме я, действительно, теряю себя, а здесь, при высоком подъеме творчества, наоборот: как бы теряя себя — на самом деле я утверждаю себя еще больше. Здесь не может быть никакой речи о потере, а только о раздвоении. И тот же Тютчев в четырех строках выразил это как нельзя лучше:
О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!..
К сужению сознания следует отнести и те случаи, когда актер забывается до того, что может ударить, задушить, заколоть. Это уже не расширенное творческое состояние, «когда совершеннейшая психика дает возможность одному лицу обхватить в широком синтезе все образы и ощущения, которые оно испытывает или которые всплывают у него в памяти» (см. раньше). А наоборот: перед ним враг и только. Это самозабвение — есть сдвиг, но не вверх, а вниз, в патологию. Это не творческий подъем, а спуск в сомнамбулический автоматизм. Это — вывих. Распределенность внимания «Нераспределенность внимания или, что то же, сужение сознания (не могут делать сразу два дела) встречается у примитивов, у конкретно-эмоциональных, у резко импульсивных и, наконец, при патологических состояниях (эпилепсия, атеросклероз и т. д.). У лиц интеллектуально-волевых внимание распределено нормально. Это требует у них только некоторого усилия, но преодолимо. Наоборот, лица с чисто аффективно-абстрактной реакцией (без момента импульсивности), внимание которых обладает признаками расплывчатости, имеют повышенную распределенность внимания. При распределении их внимания качество их работы улучшается и самая работа облегчается. Это может быть объяснено тем, что, подходя к любой задаче аффективно (или с излишним увлечением или с излишним отвращением), лица этого типа ослабляют эту аф-фективность при быстрой смене доминанты их внимания. ["Физическая задача", а может быть даже и "публичность"!!! Ведь публика — это дополнительный отвлекающий факт, который может несколько рассеивать и как бы разряжать напряженную узость сознания. Что подтверждается тем, что эксперименты, которые не получаются у испытуемых в тиши кабинета, выходят в аудитории в присутствии студентов. — Н.Д. ] Существует патологическая распределенность внимания, когда лица беспокойные, неспособные ни одной минуты побыть в одном положении и сосредоточиться на одном ("Я лягу, меня тянет туда, пойду туда, меня тянет лечь, я сам не знаю почему"). Очевидно, психика, ослабленная болезнью, в целях защитной реакции прибегает к частой смене доминанты, так как более стойкая установка непосильно истощала бы ее, неспособную ни к какому напряжению. Эта болезненная неустойчивость находит успокоение при задаче, которая сама диктует устойчивую и определен- ную смену доминанты, облегчающую работу нервно утомленного организма. Любопытный эксперимент на распределенность внимания был проделан в Москве в одной вспомогательной школе. В продолжение часа дети занимались ручным трудом и одновременно слушали чтение. Результаты эксперимента оказались неожиданными: все, при обычных условиях, внимательные ученики не справились с этой работой; и наоборот, особенно трудновоспитуемые дети, с резкой двигательной возбудимостью, вели себя примерно и хорошо справились с работой». «Распределенность внимания» и гениальность Можно (а нормально и должно) сохранять в сознании множество образований, находящихся между собой в связи, как например: два понятия одного суждения, части одного предложения, множество членов одного художественного произведения и т. п.; более того, эти части не только не мешают друг другу, а даже взаимно друг друга усиливают. И действительно, абсолютное единство сознания (в котором сознание в каждый данный момент содержит только одно явление), как это справедливо указывает Жане («Психический автоматизм»), бывает только на крайних своих полюсах: на ступени крайней патологии («при каталепсии, когда истощенная психика не в силах воспринимать несколько ощущений одновременно») и ступени гениальности («психическое единство» — «в моменты высокого умственного подъема», «когда совершеннейшая психика дает возможность одному лицу обхватить в широком синтезе все образы и ощущения, которые оно испытывает или которые всплывают у него в памяти»[36]. «Но обычно сознание не опускается так низко и не поднимется так высоко: оно держится на средней высоте, при которой образы, находящиеся в сознании, очень многочисленны, но далеко не систематизированы» (Жане). [Например, я вижу массу предметов или людей вокруг себя, но они разъединены, не синтезированы в одно. Момент синтезирования есть момент перехода порога. До порога — множественность предметов, за порогом — единство всех предметов. — Н.Д.] «Надо поверить»... <У Станиславского. — Ред.> А как я поверю, если я целостная личность? Я ведь не сумасшедший! «Поверить», это значит — расщепиться. Сценическая «правда». Это совсем не то, что житейская. А чем она отличается? Это — правда отщепившейся личности. Не только «отщепившейся личности», а рампа? а публика? Сценическая правда не только правда отщепившейся личности, но комбинация двух правд: как отщепившейся, так и не отщепившейся личности. Художественное творчество есть единение 1) всего реального, меня окружающего и воспринимаемого мной с 2) личным, с 3) отщепленной личностью и ее реальностями 4) сознанием, что я создаю и 5) с чувством публики, 6) с идеей (?) Надо, однако, иметь в виду, что воспринимается не частями, а сразу структурами. Это совершенно противоречит тому «синтезу», который только что описан. И что, в сущности, синтез! Не есть ли это первичное структурное восприятие! Объединение с образом есть сначала расщепление, а потом уже и творческое единство. Это — схема. На самом же деле расщепление и объединение происходят единовременно. И расщепление усиливает единение. P. S. Единение, как отщепившейся личности, так и остатков целостной личности. Этим и объясняется кажущаяся условность в искусстве. Но что такое единение? Сумма по сравнению с каждым отдельным слагаемым? Нет. Отдельные слова: «едешь», «будешь», «тише», «дальше»... И вот они вместе взятые: «тише едешь — дальше будешь». Как пример единения. Детали картины (особенно — кино) и вся картина сразу, в едином восприятии. Части и детали не мешают друг другу, а даже взаимно друг друга усиливают и дают общую осмысленную жизнь каждой части. Отсюда — разные «единства»: единство одного только объекта, без всякой связи его с чем бы то ни было, или единство в широком синтезе тысячи объектов, фактов, идей. Нечто среднее между этими крайними точками — обычное наше состояние: обхват объектов велик, в голове много всего сразу, но не систематизировано, не подчинено одной единой идее[****]. О целостной личности Что это такое? Целостность во всей полноте? Но ведь полнота велика — сюда войдут и все мои потенциальные возможности. Когда же это бывает, чтобы человек был во всём «своем объеме»? Это было бы нечто высочайшее из высокого? Вся и беда-то наша происходит из-за того, что мы живем и действуем частично, не цельно (всей своей душой, умом и другими качествами) — сделаешь, подумаешь, а потом сам и раскаешься. Ошибешься, а потом сам видишь, что сделал глупость. Может быть, принять нашу целостную личность как привычную нашу бытовую срединную личность? Только более уравновешенную, без взлетов и падений, без взрывов и депрессий? Обиходную. Очевидно, так и придется сделать, а то иначе запутаешься. Надо понятие целостной личности установить как относительное, а не абсолютное. О потенциальном Во мне сидит зверь и гений, лед и жар. Но далеко не всегда обнаруживаются. В Стеше Герцог «сидел» гений баланса, но мог бы так и не вскрыться до конца ее жизни. Я могу таскать с собой порошок яда, но он так до конца дней моих может проваляться в моем кармане. Я могу быть носителем чумных бацилл, но если не посею их среди людей — всё равно, что их нет. Когда речь идет о целостной личности, то можно ли принимать во внимание наши потенции (как части целостной личности)? Конечно нет, нельзя. Подумать о том, как согласить: расщепленная моя личность... Значит, образ есть только маленькая часть моей личности? А если Гамлет? Что же, это тоже только часть моя? Или наоборот: это огромная пристройка к какой-то малой моей части? Если пристройка, то откуда? Продукт моего воображения? Фантазии? Или всё-таки всё дело только в маске? А богатства наших недр всё и объясняют? Как будто бы именно так. Начинают резонировать, трепетать глубокие наши струны, и только.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.007 с.) |