Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О самонаблюдении (к технике)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ученица — Ничего не выходит. Я все время наблюдаю за собой. Все время сознание, голова. Учитель — Ну и наблюдайте. Наблюдается, так наблюдайте: только не переставайте отдаваться той непроизвольности, которая действует в вас. Тогда постепенно самонаблюдение займет то место, какое ему надлежит занимать. Ведь некоторая доза его всегда будет. Иначе — самозабвение и может быть даже вывих. Не бойтесь самонаблюдения, вообще ничего не бойтесь — это ваша правда — ну и нечего с ней бороться.
Актер наблюдает за собой и заставляет себя. Заставляет здесь чувствовать и хотеть одного, — это «одно» кончилось, он переводит себя на другое. Это самонаблюдение и самоуправление самые, может быть, главные грехи. Вообще «переводить» себя и «заставлять» себя — значит погубить всякую свободу и уничтожить всякую жизнь. —Не наблюдайте, не вмешивайтесь, как идет, так пусть и идет. —Как же я могу не наблюдать? —Ну, хорошо, наблюдайте. Только наблюдайте за тем, чтобы пустить себя и не вмешиваться. Наблюдайте, чтобы оно шло само и без вас. —Но как же? Тогда я буду играть самого себя. —Кого вы будете играть, мы увидим. А вот когда сейчас наблюдаете за собой и «управляете» собою — вы мертвы и играете истукана, размалеванную куклу. Актер начинает идти «от себя», не вмешиваться. От этого оживает, а слова — уводят его в обстоятельства, в образ, и всё встает на нужные рельсы. Вообще же, если сильно самонаблюдение, то, значит, очень поверхностен весь процесс. Есть еще один способ избежать самонаблюдения, это — превратиться целиком в действующее лицо. Но совет превратиться в действующее лицо наивен, он равнозначен такому: будьте сверхгениальны. Вот, чтобы превратиться-то, и нужны все эти наши ухищрения. И в первую голову — верная техника. В конце «самонаблюдение» связать со следующей главой — «первичные ощущения». Т. к. «первичные ощущения» — истоки свободы и непроизвольности. Сколько бы мы ни говорили о том, что не я, а «он» — это всё не что иное, как разодетое в разные костюмы и гримы мое «я». Сколько бы ни говорили — десятки людей, склонных к имитации, ухватятся за мысль о раздвоении, переврут ее на свой лад и будут кричать: «ведь мы же всегда это говорили: не нужно быть собою, а нужно быть образом!» Несчастье в том, однако, что образом-то они никогда никто не бывали, а «играли», изображали, показывали образ. Но разницы они не понимают. Необходимо, чтобы быть образом — быть собой, а не гнаться за холодностью. Но, наряду с тем, что есть люди неспособные к расщеплению (как Леонидов), есть ведь и способные, поэтому самонаблюдение («не торопитесь», «пускайте себя») иметь место должно. Все дело в типе актера. Леонидова надо уводить от расщепления — оно его убьет, а других спасет. Например, Соловьевой достаточно сказать, чтобы она жила тем, что она испытывает сейчас, чтобы она пустила себя на то, что есть, и не боролась с собой, не перестраивалась — и ее самонаблюдение, ее расщепление обратится ей на пользу. Леонидов спросил меня — как я могу что-то делать и в то же время наблюдать за собой? Это после того, как я прочитал ему о том, как я нашел «Освобождение от тела»[25]. Он не понимает, что есть люди, способные к расщеплению сознания и внимания. Весь метод Толстого основан на расщеплении: он переживает и в то же время это записывает. Т. е. смотрит на это со стороны. У одних (как у Леонидова) самонаблюдения нет, внимание и психику их надо направлять на объект и на обстоятельства. У других самонаблюдение и расщепление все равно есть, как бы ты ни уводил их от этого. И в этом случае бороться с ними тоже не надо, а надо его же обращать на свою пользу. Направить их самонаблюдение на верный путь. Тогда самонаблюдение будет работать на их же пользу. По-видимому, это очень серьезное открытие. Почти парадокс, но он имеет полную практическую ценность: «Вмешиваться нельзя, пусть идет само, пусть идет, как идет». Но актер не может не вмешиваться, он так привык. Ну и пускай: — «Вмешивайтесь, направляйте себя, но направляйте на то, чтобы быть вполне свободным, пассивным. Вмешивайтесь и направляйте себя на то, чтобы не вмешиваться». Звучит смешно и противоречиво, но на деле дает великолепный результат. Конечно, у тех, у кого есть наклонность к расщеплению. Леонидов говорил, что главное — талант, а не теория, не подходы, не техника. Верно. Но какой талант? Тот, кто не имеет способности к расщеплению, тот не умеет помочь себе, исправляя свою технику. А тот, кто может расщепляться — только при помощи верной теории и самонаправления и может выкарабкаться. И выкарабкаться не кое-как, а в состояние творчества. <Поздняя приписка:> А что это было с Леонидовым? Неспособность к расщеплению? Представьте: нет! Совершенно наоборот: наиболее полное расщепление. Ведь он не только Леонидов, а уже Леонидов-роль. И видела партнера не цельная личность — Леонидов, а Леонидов-роль. Т. е. отщепленная от Леонидова часть личности, находящаяся в предлагаемых обстоятельствах. И отсюда надо делать вывод, самый практический: не нужно заказывать себе — «расщепись! раздвоись!» — из этого ничего не выйдет. А наоборот, нужно: ищи единства, думай, что ты роль, или роль — ты. Тогда только и произойдет расщепление.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.009 с.) |