Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рефлекс противодействия (рефлекс цели)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Очень серьезное обстоятельство, которое и убивает целиком актера «интеллекта и воли». Всякая, сознательно взятая задача, всякая перестройка, всякое запрещение непосредственной реакции, вызывает рефлекс противодействия. В этом и есть причина неудач интеллектуально-волевого метода. «Что?! Караул! Грабят! Подкапываются под основы! Стереть с лица земли!!» Только не вас грабят, уважаемые, а вы грабите себя и других; вы подкапываетесь, да уже подкопались под самые основы прекраснейшего и нужнейшего из искусств! Оно уже рушится, почти рухнуло... А все из-за чего? Из-за того, что, пользуясь его свойством вызывать самообман зрителя, вы подсовываете на сцену только фальшь, только дешевую подделку. Театральная обстановка располагает к тому, что зритель готов верить и увлекаться всем, что ему ни дают — душа зрителя открывается, он находится в особом благоприятном состоянии открытого ожидания. Он принимает все, что ему подсовывают и, перерабатывая это в себе и дополняя от себя, находит это хорошим, а иногда даже превосходным. И вы, пользуясь этим особым благоприятным расположением души зрителя, проповедуете, что, значит, мол, и стараться особенно нечего: достаточно дать намек, достаточно покривляться — и хватит! Был бы только успех! А ведь будь вы художниками и, следовательно, думай вы не столько о себе, сколько о человечестве, проповедь ваша должна бы быть совершенно другой. Если театр так располагает к принятию новых мыслей и чувств, если обстановка театральная так открывает душу зрителя, что тут, как никогда, можно влить в нее и большие плодотворные идеи, и коснуться струн, которые иначе может быть никогда и не зазвучали бы — так имею ли я право кидать в эти раскрытые души труху и фальшивки? Не должен ли я и сам подняться, если не выше, то, по крайней мере, хоть до уровня той душевной раскрытости, какая в зрительном зале? Не должен ли и сам я столкнуть себя с обычной своей обывательской табуретки? Да что должен? Если уж разговор зашел о долге — дело плохо. Что тут убеждать, уговаривать и доказывать? Если ты художник, если артист, если волнует тебя могучее трепетанье жадного дыхания людей в зале — так разве можешь ты не раскрыться до дна, до самых тайников твоих человеческих?! Разве можешь ты не гореть всей душой своей во имя высших надежд и чаяний? Если можешь... тогда молчи... Не говори об искусстве, не произноси даже слова: художество — не оскверняй их. Ты только жалкий (а может быть и подлый) обманщик. Ты паразит, присосавшийся к теплой коже, пьющий кровь... Да мало того — ты в эту, питающую тебя кровь, вносишь смертоносную заразу — хуже тифа, хуже малярии... Не будь этой обманчивости театра — было бы во 100, 200, 500 раз меньше почестей. За выделку фальшивой монеты не стоит ни чествовать, ни награждать. Большинство, посещающих театр людей, в последнее время молчаливо согласились между собой, что это и есть «искусство театра»... А если где актер не выдержит, увлечется и сценка блеснет свежестью, то вот и высшая степень этого искусства... Мало, конечно!.. И терпения нет — хочется прорваться сквозь всю эту самодовольную механику! На свет! К свободе! К творческому слиянию с публикой!.. Эти книги — первая стрела в глаз и первая ветка с цветами и плодами... Все равно: рано ли, поздно ли вся эта механистика сдохнет, и всем станет ясно, что под покровом благородного имени искусства скрывалась — только мертвечина. Но ждать этого — сил нет! Дышать нечем! О публике и актере Здесь об индукции. О «направленном» электричестве. О медной и железной проволоке. О том, что иногда я «медный», а иногда и «железный». Это меня индуктируют, а как же я управляю? Ведь я веду, а не публика, она только дает мне энергию. Публика пассивна, она ждет от меня. Пассивное внимание публики есть уже отдача. Надо это, обладая особой тоже «пассивностью» — воспринять, поймать и направить по тому пути, по какому нужно по пьесе и по моему самочувствию, возбужденному влиянием публики. Это направление (моё) пассивной публикой уловится, и она начнет излучать еще сильнее — только лови. (Но не слишком на это отвлекайся — это должно быть, как дыхание — само собой, только не мешай ему.) Интересно, что чем конкретнее предмет, — хотя бы надушенный дамский платочек, найденный под подушкой мужа, — тем сильнее говорит наша «проекционная система», вызывая несуществующие на самом деле обстоятельства и факты. Величайший из полководцев — Суворов. Если он не так прогремел, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, то это только потому, что талант полководца не соединялся у него с захватническим инстинктом и честолюбием. Он не пытался свергать, захватывать и самому садиться на трон, а, сделав свое дело, спокойно и скромно удалялся. И тихо жил, пока в нем не появлялась новая надобность. Но это единственный из всех, когда-либо существовавших полководцев, который за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения. Резонанс Плохой актер кривляется. Я резонирую ему и ощущаю всю его фальшь. Фальшь в себе и через себя. Ермолова сказала слово — слово-стон, слово-вздох — я резонирую и... вздыхаю, стону, мыслю, как она. Для плохого искусства нужна почва. Для подлинного особой почвы и подготовки не надо — оно пробьет любую стену. Если мне грустно, одиноко — плохая гармоника заставит меня плакать. Плохая пьеса заволнует меня, если тема ее касается моей темы... темы моей жизни, моей личной драмы. Здесь причина успеха, и в то же время быстрого умирания и ненужности злободневных пьес, повестей и романов... Не они волнуют, а близкая мне сегодня тема. Завтра у меня другая тема жизни, и эта мне не нужна. Действие похожести в карикатуре. Не от сужения ли сознания на одном, маленьком — зависит оно? Похож на ворону — и все. Похож! Как действительно похож! До ощутительности! Одна черта похожа, а остальное я сам дополню — начинается проекционное мышление. Впечатление похожести, необычности или удара резонанса вышибает из обычного состояния равновесия. То ли оно поднимает над ним... Возможно, здесь также и начало пралогического мышления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.01 с.) |