Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Абсолютно целостная личностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Об этом, приведенном выше, случае и других подобных случаях следует сказать, что они-то и есть высшие взлеты творческой силы актера, они-то и носят по праву название вдохновения. Здесь всё в высшей степени: расщепление личности такое, что актриса совершенно не чувствует себя собою, Ермоловой, — она Евлалия Кадмина, а Ермоловой совсем как будто и нет. Воображение такое, что актриса испытывала подлинные боли — она кусала и рвала подушку, она подлинно умирала... Самонаблюдения было ровно столько, чтобы не забыться окончательно и не перейти в патологию. Чуть его было бы больше, появился бы холодок и разрушил бы в актере всю веру в подлинность происходящего, а вместе с тем затормозил бы весь творческий процесс. Что же это за сила, которая так удивительно гармонизирует в минуты высших творческих подъемов все разнородные и противоречивые наши процессы? Что же это за мудрейший из мудрейших среди «капитанов»? Что за совершеннейший художник-дирижер? Может быть, это все-таки наша «целостная личность»? Та самая, которая организует всю нашу повседневную бытовую жизнь? Та самая целостная личность с ее житейским опытом, благоразумием, с ее привычками, страстями, болезнями?.. Нет, этой бытовой «целостной личности» тут мало — она тут только напортит. Она слишком рационалистична, мелка и узка. Здесь нужен, напротив, какой-то необычайный простор, какая-то невероятная проникновенность, по выражению Тютчева, «вещая душа»... А может быть, и не искать ничего нового, а возвратиться к тому, что высказывалось уже много сотен лет десятками философов, художников и поэтов — а именно: вдохновение это наитие свыше, и человек в нем не властен? «Откуда и как это приходит ко мне, — говорит Моцарт, — этого я не знаю, да и я тут не при чем»[32]. «Я работаю, сидя за фортепьяно с закрытыми глазами и воспроизвожу то, что подсказывает мне кто-то со стороны» (Гофман) [33]. «Всё осветилось в одно мгновение. Я сел за рояль и стал писать с такой стремительностью, как будто я всё уже знал наизусть» (Вагнер) [34]. «...и удивительное чувство овладевает мной. Я пишу, как одержимый духом, и заполняю без передышки один лист за другим» (Гамсун) [35]. Но стоит ли так легко сдаваться? Конечно, ни философы, ни поэты, ни музыканты не лгут: их субъективное ощущение таково — откуда ни возьмись — идеи, откуда ни возьмись — мелодии, стихи...
Но ведь и во сне каждую ночь, откуда ни возьмись на нас накидывается целая сложная жизнь — однако мы понимаем, что это только отголосок нашей скрытой психической жизни. И во сне нам приходят счастливые мысли, решение многих и трудных вопросов... а почему же им не приходить? Когда бодрственная жизнь замирает, то перестает заслонять собою скрытую жизнь нашей психики — мы начинаем слышать и чувствовать мысли и образы, днем нами не видимые; совсем так же, как в тишине ночи мы начинаем слышать шумы и шорохи, днем обычно заглушаемые и как будто не существующие. «Целостная личность», т. е. наша личность целиком, вся, со всеми качествами, способностями, всевозможным опытом, словом, абсолютно целостная личность — что она такое? Конечно, это не только то, что мы наблюдаем у себя в жизни, в быту. Мы знаем не абсолютно, а только относительно целостную личность. В абсолютно целостную личность мы должны включить решительно всё: и сознание, и вне сознание (или как называет теперь психология — «сферу».) И гнездящиеся в наших нервных клетках невскрытые и невыявленные силы... В целостную личность входят не только качества, которыми мы обладаем, но и качества наши потенциальные, еще находящиеся в зародыше. Много мальчиков присаживались в детстве к роялю и подбирали на нем одним пальцем песенку — результатов это никаких особых не имело. Но на одного из них прикосновение к роялю, звук, идущий у него из-под пальца, действует как электрический ток. Проходит время, и мальчик превращается в виртуоза и чародея Гофмана. Что это значит? Что в нервных клетках этого мальчика уже были заложены в потенции те силы, которые дальше развились и вскрылись. И в каждом из нас в потенции заложено много сил и способностей. Они не развиты, но в минуту крайних творческих напряжений или в минуты катастроф — вдруг обнаруживаются и поражают, и ослепляют непонятно откуда идущим блеском. А силы и способности, переданные нам по наследству из рода в род в течение сотен тысяч, а может быть, и миллионов лет, с тех пор как началась жизнь на земле! Ведь они не пропали бесследно, как ничего не пропадает в природе, и только нужен особый, благоприятный момент, чтобы они проявились.
Содержание и запасы нашей абсолютно целостной личности беспредельны. Из них-то и черпает в минуты своих творческих подъемов человек, когда его «совершеннейшая психика дает возможность одному лицу обхватить в широком синтезе все образы и ощущения, которые оно испытывает, или которые всплывают у него в памяти» (Жане).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.96 (0.012 с.) |