Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О силе мысли и способности одной мысли — вытеснить все остальныеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Расщепление расщеплением, но ведь образ — не только я или какая-то часть моя, отщепленная от моей целостной личности, это еще цельный образ. Некая личность. Плюшкин, Полоний, Макбет... Он ведь где-то вне меня. Или я должен «влезть в его шкуру» или его «впустить в себя», так, по крайней мере, свидетельствуют лучшие из актеров школы «переживания». Да, как будто бы мы имеем дело с процессом появления и внедрения в нас посторонней личности. Что это за «посторонняя нам личность»? Она действительно реально существует или это самообман и фикция? Существует ли на стене <на экране> то, что проецируется на нее киноаппаратом? И да, и нет. На стене фактически ничего нет, стена пуста, плоска и холодна... Но почему до сих пор еще бьется сердце моей спутницы, не высохли и мои слезы? Такие же отблески и беглые тени нашего еще более волшебного воображения — вот что такое наше художественное творчество. Такая же беглая, неуловимая тень и та «посторонняя личность». Все это продукт нашего воображения, фантазии и в конечном счете: мысли. Сила нашей мысли и нашего воображения чрезвычайно велика. Стоит оглянуться вокруг. Сколько здоровых людей ходят, едва волоча ноги и собираясь помирать, потому только, что какой-то недальновидный врач сказал им, что у них «никуда не годное сердце». И сколько их выздоравливает от двух-трех слов дельного специалиста, когда они узнают, что у них на самом деле «ничего нет», а была только диагностическая ошибка. Сколько умных, находчивых, приятнейших людей теряют всякое самообладание, делаются неловкими и глупыми в обществе (стоящем частенько неизмеримо ниже их по своей одаренности и развитию) — а всё почему? Потому что они допустили мысль, что могут оплошать, сказать что-то не так, запутаться, растеряться... Ничего не стоит пройти по самой длинной доске, лежащей на земле, хотя бы при самой ветреной погоде, но перекиньте эту же доску с крыши на крышу — и при полном безветрии вы двух шагов по ней не ступите. Но самый умопомрачительный случай, какой я знаю, напечатан в Lancet — медицинском лондонском журнале. Прелестная 19-летняя девушка выходит замуж. Перед этим были кое-какие неприятности, но всё уладилось, и «он» вернулся окончательно к своей невесте. Она в подвенечном платье. Через какой-нибудь час за ней заедет ее возлюбленный, и они поедут вместе в церковь венчаться. Лицо ее сияет, глаза искрятся глубоким счастьем... Жених опаздывает... Она стоит у окна, чтобы не пропустить мгновения, когда из-за угла появится его знакомая фигура. Никакие сомнения не смущают ее душу: должно быть, что-то помешало. Вероятно, он спешит, волнуется, выходит из себя... Как сладко будет простить его и успокоить! Вот!.. Нет, это не он... это мой брат... Он не любит Джона, говорит, что он двуличный, что его чувству нельзя верить... А я верю! Пусть прошло уже больше часа, пусть прошло гораздо больше... Может быть, и два часа... Все равно я верю. Что-то все шепчутся, что-то скрывают от меня, но не может быть! это было бы так ужасно! так страшно! Вынести этого я не смогу... Вот он!.. Нет, опять не он... Но он придет, я чувствую, я знаю — он придет! Проходят два, три, четыре часа — она спокойна, она стоит и ждет, полная веры, счастья и любви... Проходит день, другой... Она не отказывается от пищи, не отказывается от сна — это могло бы ее истощить, повлиять дурно на ее наружность и здоровье, тогда ведь она может разонравиться «ему»... Проходят дни, недели, годы... Девушка в подвенечном платье стоит и ждет. Теперь ей семьдесят лет. Она всё еще стоит у окна и ждет: вот-вот из-за угла... Родители давно умерли, братья и сестры состарились, а она всё такой же цветок, так же свежа, молода, так же лучатся ее глаза, так же ни одной морщинки, так же юн и чист ее голос. Время остановилось на 19-ти годах. Вот какие чудеса делает мысль и воображение! Что же удивительного, когда актер с пылким воображением, с нежнейшей чуткостью, с отзывчивостью пушинки на каждое дуновение ветра, что же удивительного, что он весь во власти своего воображения и своей мысли? Только такой и может быть художником. Это, по правде сказать, и не ново. Настолько не ново, что как-то даже неудобно долго на этом останавливаться. Более 300 лет назад Шекспир устами Гамлета сказал это так, что лучше, пожалуй, и не скажешь:
Не дивно ли: актер при тени страсти, При вымысле пустом, был в состоянии Своим мечтам всю душу покорить; Его лицо от силы их бледнеет, В глазах слеза дрожит и млеет голос, В чертах лица — отчаянье и ужас, И весь состав его покорен мысли. И все из ничего — из-за Гекубы! Что он Гекубе? Что она ему? Что плачет он о ней?..
Иной не в меру скромный актер подумает: вот, оказывается, какая нужна чуткость и отзывчивость! Куда уж мне! Должно быть, я не актер... не по себе взял профессию. Может быть, конечно, и так, но может быть, ему и не следует смущаться: ведь эту отзывчивость и послушность своей мысли можно в себе разбудить и развить. Может быть, она у него просто заглушена привычкой. Давайте посмотрим на практике: слушаемся ли мы своей мысли или нет? Вот вы сейчас сидите или лежите с этой книгой в руках... Как оно есть, пусть так и будет. Теперь отложите книгу и подумайте про себя: «моя правая рука поднята кверху, к потолку». Вы чувствуете, как едва заметно напряглись мышцы вашего плеча? Как будто они уже поднимают вашу руку. Чувствуете? Конечно. Теперь ваше дело: вы можете пустить себя на то, чтобы мышцы плеча и дальше поднимали и подняли вашу руку, или — заглушить это, уже начавшееся движение. Возьмите другое: «сверху, с потолка что-то капает вам на книгу». Разве уже не началось движение вашей головы и ваших глаз кверху, к потолку? Пустите себя, не противьтесь уже начавшемуся движению, и вы кое-что на сегодня сделали для развития в себе способности отдаваться своим мыслям. А всегда мы действуем вот по какому типу: побуждение есть сразу, мышцы уже начали действовать, но совершенно рефлекторно, не отдавая себе в этом отчета, по привычке — мы останавливаемся, не пускаем себя и этим мало-помалу уничтожаем в себе ту непроизвольность и ту отзывчивость своим мыслям, какая у нас есть от природы и какую мы сами проявляли в свое время, когда были детьми. Посмотрите на них! как они легко и беспрепятственно отзываются на все! Вот это-то качество нам именно и нужно. И его, как показывает опыт, не так трудно выработать. Главное дело: не требовать от себя сразу явных эффектных изменений. Начинать надо с самого простого: с таких же легких и примитивных упражнений, какие были только что описаны (вроде «поднимания руки» или «капель, падающих с потолка») И тогда количество перейдет в качество: не только руки или ноги будут отзываться на ваши мысли, а и вся ваша психика. Вы скоро с удивлением заметите, что от одной мысли можете становиться другим, каким-то незнакомым вам человеком — начинаете двигаться, действовать, воспринимать окружающее и реагировать на него совсем не так, как лично вам свойственно, а как свойственно «ему». О поляризации Не следует говорить в искусстве о расщеплении. Это явление патологическое. Это явление в искусстве художественного переживания и, следовательно, перевоплощения — ближе будет назвать полярностью. Человек как магнит поворачивается то одним полюсом, то другим. Таким образом, он остается и сам собой и делается каким-то особым, непривычным. Однако, все-таки, это еще не полное объяснение того хотя бы перевоплощения, о котором рассказывает Бальзак в «Фачино-Канэ» — надевать лохмотья и этим способом делаться другим человеком. Тут скорее какое-то новое создание, творчество из эмбриона. Есть ли это поляризация или расщепление? Что-то не очень похоже. P. S. Термин «поляризация» вместо «расщепления» появился не у меня, а у Богачехза. Поляризация Не расщепление, а поляризация. Не два человека, а один, но один полюс светит ярче, другой слабее. Или оба ярко, но каждый по-своему. Поляризация — это хорошо. Не надо забывать еще о явлении интерференции. Оно хорошо объясняет существование двух прямо противоположных, но единовременных мыслей. Причем думать надо об одном, а другое будет действовать само, без участия сознательного импульса. Глава 6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.009 с.) |