Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институциональные программы модернизацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И неокейнсианские, и неоклассические концепции, несмотря на их сущестненные различия, имеют сходную методологическую базу. В отличие от них имституционализм покоится на качественно ином теоретическом основании. Поэтому, прежде чем говорить об институциональных рецептах модернизации, кратко остановимся на его методологических предпосылках 3.1.1. Методологические предпосылки Сформировавшись на американской почне, институционализм побрал в себя многие идеи немецкой «исторической школы», английских фабианцев, французской социологической традиции. Нельзя отрицать и влияние марксизма на институционализм. Наибольшее воздействие на теории развития «третьего мира» оказали идеи М. Вебера (1864—1920), прежде всего его работы «Протестантская этика и дух капитализма» и «Три чистых типа легитимного правления»1. Первая работа, напрямую связавшая генезис рыночного хозяйства со спецификой европейской цивилизации, с уникальностью протестантской менталыгости, остро поставила вопрос о традиционализме жизни на Востоке, о невозможности в связи с этим быстрой капиталистической модернизации. Во второй работе проведенная М. Вебером классификация основных («идеальных») типов правления показала, что они покоятся на разных [основаниях: рационально-легальный — на законодательно оформленном рациональном праве, традиционный — нп исторически* сложившихся нормах, харизматический — на преданности личности лидера, вере в его уникальные способности: геройство, силу духа и ораторский талант. Анализ этих трех «идеальных» типов господства не только раскрыл их принципиальные различия, но и обосновал необходимость более адекватного цивилизационного подхода к афро-азиатскому миру, чем это было в дуалистических моделях, упрощенно противопоставлявших традиционное современному.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 44-135; Weber M. Die Drei Reinen Typen der Legitiment Herrshaft: Soziologie, Weltgeschichtliche Analysen Politik. Stuttgart. 1956. --2618 Дальнейшее развитие цивилизационный подход получил в работах выдающегося английского историка и социолога Арнольда Джозефа Тойнби (1898-1975), который свыше 30 лет преподавал курс международной истории в Лондонской школе экономики. С 1934 по 1961 г. вышли 12 томов «Исследования истории»2, оказавшие огромное влияние на современную экономическую мысль. Важное место в его концепции занимает анализ цивилизаций Востока: исламской, индуистской, буддийской и дальневосточной. В центре его внимания — влияние религиозных факторов на социально-экономическое и политическое развитие народов. Движущей силой развития цивилизации А. Тойнби считает творческое меньшинство, способное увлечь общество в новом направлении. Упадок цивилизации Тойнби связывает с ограниченностью созидающих способностей творческого меньшинства и, вследствие этого, утратой преданности и подражания ему со стороны исторического большинства. Это приводит к утрате обществом былого социального единства. Наступает дезинтеграция. Общество распадается ил три части: I) господствующее меньшинство, создающее универсальное государство; 2) внутренний пролетариат, взгляды которого отражаются в универсальной религии и церкви (толстовство, гандизм, христианство американских негров и т.д.); 3) внешний пролетариат, оформляющийся в варварские военные банды. Вторая и третья группы объединяют, по мысли А. Тойнби, слои, живущие в обществе, но ему не принадлежащие. Эти силы в конечном счете разрушают старую цивилизацию и одновременно (рождая новую религию) подготавливают предпосылки для возникновения новой цивилизации. Внимание к цивилизации как к сложной социальной системе сыграло методологическую роль в послевоенных институциональных концепциях. В частности, это нашло своеобразное отражение в работах американского институционалиста, профессора Колумбийского и Вашингтонского университетов Кар.ш Августа Виттфо-геля (1896-1988), и прежде всего в его монографии «Восточный деспотизм. Сравнительное изучение тотальной власти»3 (1957). Структурообразующим элементом в концепции К.А. Виттфогеля является деспотизм, который характеризуется ведущей ролью государства. Государство опирается на бюрократический аппарат и подавляет развитие частнособственнических тенденций. Богатство господствующего класса в этом обществе обусловлено не собственностью на средства производства, а местом в иерархической 2 См.: Toynbee A.J. A Study of History. Vol. 1-12. L, 1934-1961. 3 Wittfogel K.A. Oriental Despotism A Comparative Study of Total Power New- системе государства. Виттфогель считает, что природные условия и внешние влияния определяют форму государства, а она в свою очередь — тип социальной стратификации. Важную роль в становлении методологии современного инсги-туционализма сыграли работы Карла Поланьи. В работе «Экономика как институционализированный процесс» он выделяет три типа отношений обмена: реципроктность, или взаимный обмен па натуральной основе, редистрибуцию как развитую систему перераспределения и товарообмен, лежащий в основе рыночной экономики4. Наконец, необходимо отмсгить работы Толкотта Парсонса (I902—1979) и Нейла Джозефа Смелсера (1930 г. р.) и прежде всего их книгу «Экономика и общество. Исследование интеграции экономической и социальной теории» (1956). Опираясь на общую теорию систем, они обосновали необходимость дальнейшего сдвига от jkohomhkh к социологии как целостной теории, способной адекватно объяснить происходящие изменения5. Хотя каждая из институциональных теорий уязвима для критики (табл. 3.1), тем не менее, само перечисление причин неудовлетворенности модернизацией показывает, как изменяется представление ученых. В центре внимания оказываются не слабая покупательная способность и неэффективный потребительский спрос, не низкий Таблица 3.1 Теории модернизации и их критики
Источник: Ingjhum В. Economics and Development. L., 1995. P. 42. 4 См.: Polanyi К. The Economy as Instituted Process//Trade and Market in the Early 5 См.: Parsons Т., Smelser N. Economy and Society: A Study of the Integration of уровень сбережений и инвестиций, а значение ценностей, проблемы отчуждения, традиции и культуры. Даже если рассматриваются ресурсы и технология, то в связи с общественной ролью знаний и проблемами защиты окружающей среды. Разберем институциональные теории на примере концепции «азиатской драмы» Г. Мюрдаля. 3.1.2. «Азиатская драма» Г. Мюрдаля Если п 40-50-е годы ведущую роль в обществоведческом знании о развивающихся странах играла экономическая наука, то в 60—70-е годы центр тяжести переместился в социологию. Именно значительный прогресс в социологии (а главное, интенсивное освоение ее достижений) предопределил тот общий фон, па базе которого в 70-80-е годы идеи институционализма получили широкое распространение в «третьем мире» Наибольшее влияние на социально-экономическую мысль развивающихся стран оказали работы крупного шведского ученого, почетного профессора Стокгольмского университета, эксперта ООН Гуннара Мюрдаля (1898-1987). Карл Гуннлр Мюрдаль родился в семье железнодорожного служащего и 1898 г. После окончания в 1923 г. Стокгольмского университета он получил диплом юриста. Однако позднее интерес к экономике победил, и в 1927 г. он защитил докторскую диссертацию по теме «Проблемы ценообразования в условиях экономических сдвигов». Мюрдаль на протяжении всей своей жизни сочетал академическую деятельность (которая началась в Стокгольмском университете в 1927 г.) с широкой практической деятельностью: начиная с должности правительственного советника, члена парламента и министра до руководителя исследовательской группы по изучению общественного положения негров в США, сотрудника и руководителя ряда международных организаций. Мюрдаль причислял себя к сторонникам институциональной теории, часто критиковал своих коллег за чрезмерное увлечение эконометрикой и пренебрежение моральными основами экономики6. В 1968 г. в Нью-Йорке вышла его трехтомная монография «Азиатская драма. Исследования бедности народов»7, подготовленная им по заданию американского «Фонда XX века». Подзаголовок 6 Подробнее см.: Myrdal G. Against the Stream. Critical Essays on Economics. 7 Myrdal G. Asian Drama: An Inquiry into the Poverty of Nations. Vol. l-lll. N.Y., 1968.
работы явно свидетельствует о скрытой полемике с А. Смитом. Автор подчеркивает противоположность предмета исследования ученых, занимающихся проблемами «третьего мира», и классиков буржуазной политэкономии, изучавших экономику народов, первыми вставших на путь капиталистического развития. В качестве непосредственного объекта анализа выбраны страны Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия). Концепция «драмы» возникла не случайно. Она отразила как объективное развитие освободившихся стран, так и субъективное осознание возникших перед народами «третьего мира» проблем. Демографический взрыв сопровождался падением жизненного уровня в ряде развивающихся стран. Он совпал с кризисом надежд на быстрое преобразование традиционного общества, разочарованием в неокейнсианских и неоклассических теориях. Слабораз-иитость стала восприниматься не как быстро преодолимое зло, а как драма, центральными фигурами в которой оказались «сами народы Южной Азии и, прежде всего, интеллигенция»". Именно интеллигенция первой осознала глубину разрыва между западным и восточным обществами, именно ей предстояло выработать свою стратегию и тактику решения сложных практических проблем. Более того, для осуществления идеалов модернизации она должна была критически подойти к культурному наследию, национальным традициям, на которых она была воспитана и носителем которых она являлась9. Ситуация усугублялась тем, что с приходом к власти после освобождения она была обязана выполнить свою прогрессивную миссию в чрезвычайно сжатые сроки. Исследование начинается с резкой критики западного подхода к анализу «третьего мира». Его методологическая несостоятельность заключается в том, что он пытается перенести реалии развитого общества в общество слаборазвитое. На практике это выливается в создание анклавной экономики — узкого сектора европеизированной промышленности, больше связанной с внешним, чем с внутренним, рынком. Обеспечить капиталовложения и приоритетные отрасли оказалось гораздо проще, чем осуществить глубокие и 8 Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». М., 1972. С. 100. 9«И все же прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое как нечто живущее внутри нас — значит не понимать настоящего. Сочетать его с настоящим и распространять его на будущее, порывать с ним, когда оно не поддается такому соединению, превращать все это в пульсирующий вибрирующий материал для размышления и действия — вот что такое жизнь» {НеруДж. Открытие Индии. М.: Иностранная литература, 1955. С. 15). всеобъемлющие преобразования экономики в целом. Проведение же политики индустриализации пока не дало и в ближайшем обозримом будущем вряд ли даст существенные позитивные результаты, которые коренным образом изменили бы положение широких слоев населения. Отсюда критика основных категорий теорий роста: техники как решающего фактора преодоления слаборазвитости; рынка как автоматического регулятора экономического развития; планирования как средства решения социальных задач. На деле же эти факторы способствуют усилению технологической зависимости, дезинтеграции экономики, росту коррупции и государственного бюрократизма. Г. Мюрдаль справедливо обращает внимание на значение азиатских ценностей, которые не замечают большинство западных исследований (характерно название пролога: «Шоры на наших глазах»). Приведем наглядный пример. — Где самое большое количество в мире коров? — В Индии. Действительно, в Южной Азии сосредоточена — Где самое большое количество в мире коров, которые не дают — Там же, в Индии. Однако индуистский запрет на убой коров У мусульман свои проблемы, поскольку для них свинья является нечистым животным, мясо которого нельзя использовать в качестве пищи. Дополнительные сложности возникают с многообразием местных языков. В одной только Индии 14 языков имели официальный статус. Центробежные тенденции связаны не только с языковыми проблемами, они усиливаются еще наличием каст. Г. Мюрдаль далеко не абсолютизирует азиатские ценности. Перечисляя их, чаще всего называют следующие особенности: представители этого региона более религиозны, неагрессивны, высоко ставят моральную ценность личности. Однако, как справедливо замечает Мюрдаль, на деле это означает возведение нужды в добродетель, поскольку многие из этих азиатских ценностей характеризуют застойное общество и противоречат идеалам модернизации. Религия освящает традиционную социально-экономическую стратификацию и выступает как своеобразная сила социальной инерции. Поэтому критика традиционного общества вступает в противоречие с религиозными оценками. Сами же религии, господствующие в регионе (индуизм, брахманизм, ислам), никогда не подвергались сколько-нибудь существенной реформации. Имеются в виду не мелкие исправления (движение назад, к первоисточнику, встречается в любой религии довольно часто), а Реформация с большой буквы. А без нее невозможно движение к новой рациональной философии. Положение усугубляется еще и тем, что для mhoihx азиатских стран идеалы модернизации, чтобы быть принятыми и поддержанными в обществе, нуждаются в националистической окраске. Г. Мюрдаль подробно останавливается на распространении идеологии планирования. Государство в «третьем мире» выступает как решающий фактор общественной эволюции. Если в Европе экономическое развитие никогда не возводилось в ранг государственной политики, то в Азии каждый успех в экономике изображается как результат успешного планирования. Если европейские страны в действительности преуменьшают роль экономического планирования, то азиатские, как правило, преувеличивают. Переход к экономическому планированию порожден осознанием крайней бедности и демографическим взрывом. Однако даже лидеры этих стран не располагают точными статистическими данными, к тому же для большинства из них типично стремление преуменьшить неблагоприятные обстоятельства (темпы роста населения и другие). Узкая прозападная верхушка специалистов вряд ли понимает действительную специфику освободившегося мира. Тем не менее распространение идеи планирования произошло отнюдь не случайно. Оно связано не только с воздействием советских пятилетних планов и слабостью предпринимательского среднего класса, но и с давней восточной традицией производить больше администраторов, чем предпринимателей, и привычкой во всех вопросах полагаться на власть. Г. Мюрдаль язвительно формулирует парадокс: в полном противоречии со своей идеологией западные бизнесмены поддерживают государственное планирование в Южно-Азиатском регионе. В чем же особенности планирования п «третьем мире»? Планирование здесь не результат развития, а предпосылка; оно носит не прагматический, а программный характер и претендует на то, чтобы быть не частичным и постепенным, а всеобъемлющим и полным. Характерно, что оно не преодолевает пропасть, отделяющую элиту от масс, потому что массы приучены требовать от правительства благ, не изменяя привычный уклад своей жизни. Фактически, экономическое планирование сведено к составлению прогнозов и правительства не берут на себя даже формальные обязательства по реализации планов. Неудивительно, что в таких условиях планы никогда не выполняются.
Хотя во всех странах региона планирование имело тенденцию «развиваться в сторону социального и экономического радикализма», однако его фактическое осуществление не привело «к уменьшению экономического неравенства и ослаблению концентрации экономической власти»10. Приверженность к идеям эгалитаризма и идеологии государства всеобщего благосостояния по-прежнему остается на бумаге в качестве благого пожелания. Даже юридические законы, принятые в ряде стран, не обеспечивают достижения формального равенства. Половинчатые меры принесли выгоды бопьше средним и высшим слоям населения, чем низшим, а законодательство о труде, об уровне заработной платы и видах социального обеспечения не коснулось большинства — сельского населения. По-прежнему сохраняется социальное неравенство, которое в Индии воспроизводится в системе каст. Провозглашаемые политическими лидерами свободы отражают их искушение жить в мире иллюзии. Г. Мюрдаль отмечает отсутствие реального контраста между демократическими и авторитарными режимами. Их объединяет иное: и те, и другие не способны провести коренные реформы; и там, и здесь отсутствует опыт защиты массами своих интересов через демократические процедуры; и в гак называемых демократических, и в авторитарных восточных странах массы не причастны ни к возникновению, ни к исходу происходящих процессов. Особенность «равенства» диктаторских режимов заключается в том, что никто не имеет права голоса; и диктатор утверждает, что говорит от имени народа. Поэтому в труде Г. Мюрдаля звучит глубокий скептицизм в отношении обоснованности любых прогнозов о будущем политическом развитии. Шведский ученый весьма критично оценивает теорию и практику «социализма» в освободившихся странах. Он справедливо отмечает, что в «третьем мире» предпочитают такую доктрину социализма, которая не противоречила бы местным традициям. Результатом оказывается идеологический компромисс, будь то «исламистский социализм» в Пакистане, «буддийский социализм» в Бирме или «социализм сарводайи» последователей Ганди в Индии. Хотя иногда и выдвигается требование замены частной собственности государственной и расширения государственною регулирования экономики, на практике «этот «социализм» представляет собой простую замену кучки иностранных предпринимателей местными»11. Планы выборочны и не оперативны. То, что называется формами оперативного регулирования, на самом деле ими не является. Поясним это на примере. Известно, что оперативное регулирование может быть поощрительным и ограничительным. Оно сводится к контролю за выпуском акций, выдаче лицензий на строительство предприятий, распределению иностранной вил юты, регулированию экспорта и импорта, контролю над ценами и выпуском и на самом дече происходит от случая к случаю (как правило, в зависимости от сроков предоставления взятки). На практике, как наглядно показывает Г. Мюрдаль, политика планирования ведет к усилению монополизации производства. Он выделяет два вида оперативного регулирования частного сектора. То, которое «применяется по решению чиновника, наделенного правом действовать по праву собственного усмотрения», он называет дискреционным; другое же, которое «осуществляется автоматически в соответствии с установленными правилами или вследствие изменения цен, введения тарифных и акцизных сборов», он называет недискреционным Г. Мюрдаль справедливо отмечает, что в странах Южной Азии используется преимущественно первый вид. В результате «бизнес-vienaM... приходится прокладывать себе путь сквозь джунгли административных дискреционных мер...»12. При jtom «демократическая» процедура принятия решения не облегчает, а лишь усложняет задачу. Решающую роль играют «связи». Однако предприниматели, которые сумели «поладить» с правительственными чиновниками, не остаются в накладе, «поскольку им по доступным ценам предоставляются дефицитные ресурсы» и они получают гарантии монопольного или полумонопольного производства и сбыта, что обеспечивает им исключительно высокие прибыли. К тому же для них открываются лазейки в налоговом законодательстве, позволяющие уклониться от уплаты налогов. Поэтому предприимчивость на Востоке означает умение ладить с регулирующими органами правительства. При таких условиях «вряд ли у них есть стимул повышать производительность и совершенствовать производственные процессы»13. Г. Мюрдаль довольно язвительно критикует идеологические мотивы западного подхода к экономическому развитию. Для такого подхода характерно преувеличение проблемы занятости, чисто количественный подход к рабочей силе, рассмотрение любой безработицы как «вынужденной». Многие западные эксперты искренне
10 Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». М., 1972. С. 181 "Там же. С. 203, 205. 12 Там же. С. 232. 13 Там же С. 235. считали, что для использования «избыточной» рабочей силы необходимо лишь предоставление работы. Г. Мюрдаль обращает внимание на сравнительно недавнее происхождение западного подхода. Он считает, что это типичный перенос ультрасовременной западной теории в развивающиеся страны. Характерно, что ранее, в колониальный период, существовала проблема дефицита рабочей силы и для решения производственных проблем широко практиковалось внеэкономическое принуждение к труду. Возникла даже особая теория колонизаторов — своеобразная попытка объяснения парадокса недостатка рабочей силы в условиях ее избытка. В качестве важнейших причин, объясняющих его, назывались лень и нетребовательность рабочей силы, жаркий влажный климат и расовая неполноценность. Действительными причинами, считает Г Мюрдаль, являются: плохое питание и слабое здоровье; низкий уровень жизни; институциональные условия и несовершенство рынка труда. Он считает, что кейнсианский подход не применим к подавляющему большинству населения. Исключение составляет лишь современный сектор, который охватывал 13 млн из 147 млн экономически активного населения в тогдашней Индии!
ВНП на душу населения, долл. а) Рис. 3.1. Кривая С. Кузнеца: а) как взаимосвязь между долей дохода 40% беднейших домохозяйств и доходом на душу населения в ВНП; б) как изменение коэффициента Джини Оценки безработных в развивающихся странах весьма условны: отсутствие пособий в них снижает стимул к регистрации, поэтому регистрируются только люди с образованием. Однако не следует забывать, что каждый второй безграмотный в современном мире — это житель Республики Индия14. Поэтому Г. Мюрдаль подчеркивает, что большинство так называемых безработных отнюдь не готовы к выполнению работы в современном секторе и не составляют резерв рабочей силы в социально-экономическом смысле этого слова. Более того, в развивающихся странах резерв рабочей силы ъшисит от направления и интенсивности политических мероприятий, как прямых (воспитание, образование, пропаганда, агитация, регулирование и принуждение), так и косвенных (улучшение условии труда за счет других ресурсов — капитала и земли). Главная причина слаборазвитости заключается не в недостатке иностранного капитала, а в недоиспользовании трудовых ресурсов. Люди, не заинтересованные в своем труде, работают, считает Г. Мюрдаль, плохо и мало, в большинстве стран не преодолено презрительное отношение к простому физическому труду. И в этом повинна прежде всего система традиционных «азиатских ценностей». Признание этого обстоятельства больно ранит национальное самосознание. Нехватка внешних объективных ресурсов — товаров, денег, капитала и т. д. — не так остро затрагивает национальные чувства, как признание в качестве главных и определяющих факторов собственных недостатков. По существу, Г. Мюрдаль вступает в полемику с С. Кузнецом, который путем изучения индустриализации развитых стран вывел своеобразную взаимосвязь между неравенством и доходом на душу населения в совокупном доходе (рис. 3.I). Кривая Кузнеца показывает, что на ранних этапах индустриализации снижается доля беднейшего населения и национальном доходе и растет коэффициент Джини, достигая 0,6-0,7 к концу индустриализации. Реально это означает рост полюсов богатства и нищеты, что выражается в сдвиге кривой Лоренца вправо (рис. 3.2). Г. Мюрдаль отстаивает прямо противоположный подход. Он считает, что для развития, для подъема экономики развивающихся стран необходимо ослабление неравенства (рис. 3.3). Для преодоления отсталости, полагает Гуннар Мюрдаль, необходимо изменить систему возмещения трудовых затрат. Дело в том, что в странах Азии сохраняется прямая связь между уровнем жизни и производительностью, а «с ростом дохода должны повыситься работоспособность и эффективность труда»15. Поэтому главную проблему Г. Мюрдаль видит не в росте нормы накопления капитала, а в обеспечении населения продовольствием таким образом, чтобы стимулировать более интенсивный, более производительный труд. Проведенные до этого реформы не затрагивали коренных основ
14 Подробнее см.: Нуревв P.M. Система образования Индии: проблемы развития//Индия. 1987. Ежегодник. М.: Наука. 1988. С. 294-312. 15 Мюрдаль Г Современные проблемы «третьего мира». М.. 1972. С. 251. Процент населения w Процент населения Рис. 3.2. Усиление неравенства Рис. 3.3. Ослабление неравенства
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.13.127 (0.021 с.) |