Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ издержек в легальном и внелегальном секторах экономики

Поиск

 

Цена подчинения закону Цена внелегальности
Издержки первичной легализации Издержки, связанные с уклонением от наказаний (легальных санкций)
Издержки легального бизнеса Издержки, связанные с трансфертом чистых доходов
  Издержки, связанные с уклонением от налогов и нарушением законов о труде
  Издержки, связанные с отсутствием легально зафиксированных прав собственности
  Издержки, связанные с невозможностью использования контрактной системы
  Издержки, связанные с исключительно двухсторонним характером нелегальной сделки
  Издержки доступа к нелегальным процедурам разрешения конфликтов

Источник: Де Сото Э. Иной путь... С. 176—215; Олейник А. Институци-онпьная экономика. Тема 6. Внелегальная эконом и ка//Вопросы экономики. 1999. № 6. С. 143.

Первая их группа — «цена подчинения закону», т. е. издержки законопослушного поведения. Предприниматель в легальном бизнесе должен нести единовременные «издержки доступа», связанные с получением права заниматься определенным видом экономической деятельности. Получив официальную санкцию на свой бизнес, он должен постоянно нести издержки «продолжения деятельности в рамках закона»: выплачивать налоги и социальные отчисления, подчиняться бюрократической регламентации про­изводственных стандартов, соблюдать обязательные нормы при руководстве персоналом, нести потери из-за неэффективности судопроизводства при разрешении конфликтов или взыскании долгов.

Делая выбор в пользу нелегальной организации, предприниматель избавляется от «цены подчинения закону», но зато вынужден опла­чивать «цену внелегальности». В эту вторую группу трансакционных


издержек входят «цена уклонения от легальных санкций» (риск поимки и наказания частично снижается взятками как особой формой страхования), издержки, связанные с трансфертом доходов, повышенные ставки на теневом рынке капиталов, невозможность участвовать в наукоемких и капиталоемких областях производства, относительно слабая защищенность прав собственности, «цена невозможности использовать контрактную систему» (опасность нарушения деловых обязательств) и недостаточная эффективность внеконтрактпого права.

Отсутствие легально зафиксированных прав собственности при­водит к неэффективному хранению и использованию внелегалами своих ресурсов. К тому же они не могут свободно отчуждать свою собственность или использовать ее в качестве залога. Их кол­лективные организации, к сожалению, неспособны полностью компенсировать отсутствие легальных прав собственности. Не­удивительно поэтому, что «внелегальные поселения, рынки, про­мышленные мастерские оставляют впечатление недостроенное™. Дома не завершены, строительные материалы свалены на тротуарах, оборудование не укомплектовано. Кое-кому может показаться, — пишет де Сото, — что таково следствие врожденной лени перуанцев, но это не так. Просто теневикам выгоднее накапливать средства в виде материалов, а не в деньгах, из-за чего финансовая система не работает»21.

Возникает своего рода порочный круг: рост теневого сектора приводит к сокращению легального. Однако при сохранении уровня общественных расходов это означает необходимость увеличения налогов на легальный бизнес, что приводит к растущей привлека­тельности теневого сектора и т. д. (рис. 3.11). Налоги на легальную деятельность распространяются на крупный и крупнейший легаль­ный бизнес. Для них скрыть деятельность от налоговой инспекции государства невозможно. Однако поскольку этот сектор является основным источником доходов государства, он, используя поли­тическое лобби, стремится уменьшить налоговое бремя, добиться для себя различных экономических привилегий и налоговых льгот Если эта тактика приводит к успеху, то происходит ограничение конкуренции и создается искусственная среда для функциони­рования легального сектора. Таким образом, повышение налогов приводит к снижению эффективности легального сектора и еще больше увеличивает разрыв между ним и конкурентной теневой экономикой (рис. 3.12).

21 Там же. С. 196.


 




       
 
 
   

Увеличение налогов на легальную деятельность
Требование экономических привилегий и налоговых льгот
Ограничение конкуренции
Снижение эффективности легального сектора

 

     
  Рост теневого сектора
     
  Сокращение легального сектора при сохранении уровня общественных расходов
     
  Увеличение налогов на легальную деятельность
     
Рис. 3.11. Порочный круг внелегальности Составлено по; Де Сото Э. Ином путь... С. 219.

Рис. 3.12. Последствия порочного круга внелегальности

Состаилено по: Де Сото Э. Иной путь... С. 219.

Поэтому раскол общества на легальный и нелегальный бизнес «оказывает негативное воздействие на экономику в целом, выра­жающееся в снижении производительности, сокращении инвестиций, неэффективности налоговой системы, удорожании коммунальных услуг, замедлении технического прогресса и многочисленных трудностях в формулировании макроэкономической политики»221, и отнюдь не освобождает общество от необходимости совершенст­вования институциональной структуры.

Э. де Сото проводит различие между хорошими и плохими за­конами. «Хороший закон, — пишет он, — гарантирует и повышает эффективность экономки и общественной деятельности, им регу­лируемой, а плохой разрушает или полностью ликвидирует и то, и другое»23. То, что большинство населения выбрало теневой сектор, а меньшинство использует свой капитал за пределами страны, наглядно свидетельствует о том, что законы, господствующие в ней, — плохие.

Почему же в Перу господствуют плохие законы? Дело в том, что правительство занято главным образом перераспределением имеющихся доходов, а не созданием нового богатства. Поэтому лучшие умы страны и энергия предпринимателей расходуются не на достижение реального прогресса, а на ведение перераспредели­тельных войн. В результате оказывается, что нет равенства людей

«Там же. С. 216. 23 Там же. С. 227.


перед законом, потому что для одних законы сулят привилегии, а другим они не доступны. Между тем «развитие возможно лишь в том случае, если действенные правовые институты досягаемы для каждою Еражданина»24.

Свыше 98% всех законов государства принимаются органами исполнительной власти с нарушением и в обход элементарных демократических процедур и почти никогда не публикуются. «Про­цедуры эти зависят от каждого министра» и при смене начальства изменяются вновь и вновь. «Наши законы нестабильны и непред­сказуемы, ибо зависят от того, кто выиграл перераспределитель­ную войну»25. В стране, где закон можно купить, где можно быгь щедрым за чужой счет, пышным цветом расцветает коррупция. Чем обширнее система регулирования и контроля, тем на более низкие ступени перемещается принятие решений и реальная возможность активно воздействовать на механизмы перераспределения. Поэтому власть становится исключительным достоянием самых мелких бюрократов, не брезгующих ничем. «В силу правовой и полити­ческой традиции наши правители, даже демократически избранные, получают абсолютную власть над экономической и социальной деятельностью, и невозможно вообразить какие-то права собствен­ности или контракты, которые государство не может произвольно нарушить... Практически во всех случаях отсутствует механизм эффективной защиты прав большинства граждан от государства»26. Характерно, что это типично и для правых, и для левых поли­тических партий. И те, и другие способствуют экспансии государст­венной деятельности и непосредственно вмешиваются в экономику. И левые, и правые делают это при помощи плохих законов. И те, и другие видят причину неудач не в отсутствии институциональных условий развития экономики и производства реального богатства, а в недееспособности принятых ими (плохих!) законов. И левые, и правые фактически способствуют не развитию рыночной эконо­мики, а ее дискредитации в глазах большинства населения. «Пред­принимательские ресурсы страны могут проявиться лишь тогда, когда это позволяют господствующие институты. Достаточно взглянуть на перуанцев, обреченных в своей стране на бедность и прозябание, но достигающих успеха в других странах, где их деятельность ограждена соответствующими институтами»27.

Нетрудно заметить, что российские экономические проблемы, в сущности, не так уж далеки от тех, которые приходится решать

24 Там же. С. 233.

25Там же. С. 245. 247.

26 Там же. С. 290. 291.

27 Там же. С. 300.


 




в латиноамериканских странах. Рост нелегального сектора воспри­нимается многими односторонне — лишь как деградация наци­ональной экономики. Однако, как показывают сопоставления с опытом послевоенного развития Перу, наша экономика страдает не столько от чрезмерного, сколько от недостаточного развития рыночных отношений. В таком случае в развитии теневого бизнеса следует видеть не только признаки болезни, но и начала выздоров­ления. Что же нужно сделать? С точки зрения де Сото, необходимо приблизить правовую систему к действительности. Для этого не­обходимо решить институциональные проблемы, как в настоящем, так и в будущем.

Для настоящего времени наиболее актуальным является ликви­дация препятствий, мешающих интеграции легального и теневого секторов, создание единой правовой и экономической системы, исключающей дискриминацию. Это предполагает три меры:

упрощение, т. е. оптимизация функционирования правовых
институтов путем устранения дублирующих и ненужных законов;

децентрализация, т. е. передача законодательной и админист­
ративной ответственности от центрального к региональным пра­
вительствам, с тем чтобы приблизить власти к реальной жизни
и насущным проблемам;

дерегулирование, т. е. рост ответственности и возможностей
для частных лиц и сужение их для государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.44 (0.013 с.)