Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономики в западноевропейских экономикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Странах традиционного общества. Их разрушению, безусловно, способствовала бы глубокая аграрная реформа Однако трагедия заключается в том, что сознание крестьянства в освободившихся странах оказывается явно неподготовленным для такой реформы. Поэтому Г. Мюрдаль выступает в поддержку любых социальных сил, которые уже сейчас способны обеспечить реальный рост трудового вклада незанятой или слабоиспользуемои рабочей силы. При этом он особенно пропагандирует такие методы, применение которых не приводит к росту дефицита других факторов производства. В частности, он выдвигает целую профамму развития местных промыслов. Подход Г. Мюрдаля имел важное гуманистическое значение. По существу он углублял пропасть между теориями роста и теориями развития. Рост, который не сопровождается улучшением положения большинства населения, не рассматривлется им как развитие с большой буквы, потому что он оставляет в стороне подавля ющую часть населения и осушест-вляется за счет нее.
Предположим, что у нас имеется два варианта кривой Лоренца: I и 2 (рис. 3.4), которые имеют один и тот же коэффициент Джини. Г. Мюрдаль ратует за такое развитие, которое не увели-
чивает богатство богатых (1-я кривая), а повышает благосостояние бедных (2-я кривая). Фактически теория Г. Мюрдаля стала теоретическим обоснованием деятельности наиболее радикальной части мелкой буржуазии Под влиянием книги Мюрдаля была подготовлена стратегия удовлетворения основных потребностей, рекомендованная экспертами ООН освободившимся странам, а ее автор (вместе с Фридрихом фон Хаиеком) был в 1974 г. удостоен Нобелевской премии за анализ взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений. Развитие, с точки зрения Г Мюрдаля понимается как повышение степени удовлетворения основных потребностей всех членов общества. 3.1.3. Влияние концепции Г. Мюрдаля Послевоенное развитие происходило в соответствии с рекомендациями Г. Мюрдаля, хотя и далеко не последовательно. Если за последние 50 лет кривая Лоренца для населения мира и изменялась в сторону повышения доли доходов беднейших групп населения (рис. 3.5), то это происходило не столько за счет развивающихся 40 60 Процент населения Рис. 3.5. Изменение кривой Лоренца для населения мира в 1950-1996 гг. Источник: Вопросы экономики. I997. № 10. С. 130 стран (в Латинской Америке, например, пропасть между бедными и богатыми по-прежнему чрезвычайно высока), сколько за счет Китам.
Между тем бедность по-прежнему является одной из глобаль В ряде развивающихся стран в таких условиях живет в настоящее время более половины населения (рис. 3.6). Большинство из них приходится на страны Южной Азии и Африки южнее Сахары, где за чертой бедности живет каждый третий. В странах Восточной Азии, а также Южной и Центральной Америки за чертой бедности живет каждый четвертый (рис. 3.7). Рис. 3.6. Страны, в которых более '/г населения живут за международной чертой бедности (1981-1995 гг., в %) Южная Азия Африка южнее Сахары Восточная Азия Южная и Центральная Америка Ближний Восток и Северная Африка Восточная Европа и Средняя Азия Россия Рис. 3.7. Доля населения, живущего за международной чертой бедности (1993 г., в %) Источник. Мир и Россия. Материалы для размышлений и дискуссий. СПб., I999. Гл. 5. С. 27. Однако международная черта бедности не применима к развитым странам, где стоимость жизни значительно выше. Парадоксально, но по этому критерию Таблица 3.3 доля бедных в Черта бедности России достигает (классификация Всемирного банка)
лишь \% (см. рис. 3.7). Дело в том, что на I долл. в день в развитых странах прожить невозможно, поэтому черта бедности определяется в 14,4 долл. для развитых и 4 долл. для восточноевропейских стран (табл. 3.3). Концепция базовых нужд остро поставила проблему удовлетворения основных потребностей. К сожалению, существующая система показателей не отражает всего богатства признаков, характеризующих развитие личности (табл. 3.4). Тем не менее
Таблица 3.4 Основные потребности и их количественные показатели
Источник: Hicks N., Strfvnten P. Indicators of Development: the Search for a Basic Needs Yardstick//World Development. 1979. № 7. P. 578. такой многомерный подход позволяет оценить развитие той или иной страны более глубоко и всесторонне и, главное, поставить проблему развития личности как основную долгосрочную цель -главную меру развития человеческого общества. Под влиянием институционалистов был разработан ищекс развития человека ООН (Human Development Index). Он основан на трех показателях: • ожидаемая продолжительность жизни, измеряемая средней • интегральный показатель уровня образования, включающий:
— долю неграмотного населения (этот индекс берется — объединенный показатель доступности начального, • уровень жизни, измеряемый реальным ВВП на душу населения
W{y) = у* = У* + 2[(у -= у* + 2(у*»/2) где у* — средний мировой доход (долл., ППС), принятый в качестве порогового уровня; в 1997 г. он составлял 5,711 долл. С 1990 г. ООН ежегодно публикует расчеты по этому индексу. Поэтому неудивительно, что п настоящее время проблема инвестиций в производственные фонды уступает проблеме инвестиций в человеческий капитал. 3.1.4. Роль человеческого капитала Одним из первых применительно к развивающимся странам проблему инвестиций в человеческий капитал поставил американским жономист, профессор Чикагского университета Теодор Шульц. Теодор Шульц родился в 1902 г. в США. После окончания обучения в Висконсинском университете он в 1928 г. получил степень магистра, а в 1930 г. — доктора наук по специальности «экономика сельского хозяйства». С 1930 г. он начал преподавать в колледже штата Айова (ныне университет этого штата), а с 1943 г. стал профессором Чикагского университета, в котором проработал до 1972 г. Первоочередность институциональных изменении Шульц обосновывает в монографиях «Преобразуя традиционное сельское хозяйство» (1964), «Инвестиции в человеческий капитал: роль образования и научных исследований» (1971) и «Инвестиции в людей: экономика качества населения» (1981). Под институтами Т. Шульц понимает правила поведения, которые определяются довольно широко. Они включают и кредитно-денежные отношения, и организационные структуры, основанные на контрактах, кооперации и т.д., и права собственности, включая трудовое законодательство и формы человеческого капитала, а также материально-техническую инфраструктуру16. Уже в работе «Преобразуя традиционное сельское хозяйство» показана важная роль аграрной технологии, уровень которой, по мнению Т. Шульца, зависит прежде всего or информации, находящейся в руках фермера. Ее недостаточность выступает как фактор, сдерживающий рост урожайности и повышение эффективности хозяйства. В дальнейшем эта идея получает развитие в понятии «человеческий капитал». Шульц понимает и эту категорию довольно широко. Он относит к инвестициям в человеческий капитал не только прямые затраты на образование в средних и высших учебных заведениях, но и самообразование дома, повышение опыта на работе, а также капиталовложения в сферу здравоохранения, образования и науки. Именно вложения в человеческий капитал, рост ™Schult T.W. Investment in Human Capital. N.Y, 1971. P. 249. g-2618 ценности человеческого труда становятся важнейшими факторами преобразования экономики, модернизации экономических и юридических институтоп. За работы по экономике развивающихся стран Теодор Шульц (вместе с Уильямом Артуром Льюисом) был удостоен в 1979 г. Нобелевской премии.
При таком подходе развитие рассматривается не просто как повышение темпов экономического роста, а как инвестиции в человеческий капитал и ликвидация бедности (рис. 3.8). Рис. 3.8. Сокращение бедности и развитие человеческих ресурсов Источник: World Bank, World Development Report 1993. P. 37. Работы институционалистои сыграли большую роль в переосмыслении не только внутренних, но и внешних факторов развития освободившихся стран. Дело в том, что институционалисты обычно рассматривают общество как открытую систему. Поэтому экономический процесс трактуется не как автоматически наступающее устойчивое равновесие (достигаемое посредством рынка), а как возникновение и усиление асимметричной взаимозависимости между различными (в том числе и внешними) факторами развития. Эта идея об усилении асимметричной взаимозависимости была подхвачена и своеобразно истолкована радикалами, тем более что работа в этом направлении (например, концепции «периферийной экономики») была начата ими задолго до пика популярности институциональных концепций в «третьем мире»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.01 с.) |