Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аграрные реформы и их роль в преодолении дуализмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выходом из создавшегося положения многие считают проведение аграрных реформ. Действительно, ликвидация неэффективного помещичьего землевладения открывает широкие возможности
для увеличения сельскохозяйственного производства. Однако в какой мере аграрная реформа способствует уменьшению дуализма, сокращению неравенства и преодолению бедности? 6.3.1. Роль аграрных реформ в преодолении бедности: опыт независимой Индии Эта проблема стала предметом специального исследования Т. Бесли и \\ Бургеса. В качестве непосредственного объекта ис-слеювания они выбрали 16 основных штатов Индии в период с 1958 по 1992 г.5 Индия отличается исключительным многообразием проведенных в XIX к. аграрных реформ. Дело в том, что англичане попытались создать в ряде штатов (например, и Бенгалии) помещичье землевладение наподобие английского (система заминдари) В других штатах (главным образом на юго-востоке) они попытались развивать французскую крестьянскую парцеллярную систему собственности (райятвари). Наконец, на северо-западе (в Пенджабе) они попытались создать систему, основанную на общинной собственности (махалвари)6. Поэтому в рамках аграрного развития Индии фактически представлено три основных вида аграрной эволюции — от традиционного хозяйства к современному рыночному. Естественно, что после освобождения потребовалось трансформировать эти сложные и довольно запутанные системы в современную систему частной собственности. Анализ индийских аграрных реформ второй половины XX в. отнюдь не нов: он долгое время был в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей7. Однако раньше главное внимание уделялось влиянию земельных реформ на,жономический рост. Т. Бести и Р. Бургес стремятся показать земельные реформы прежде всего как форму политики перераспределения. В центре их внимания находятся процессы уменьшения неравенства. Новой является попытка эконометри-ческого анализа влияния этих реформ на уменьшение бедности. 5 См BesleyT, Burgess R Land Reform, Poverty Reduction and Growth- Evidence 6 Подробнее см.: Нуреев P.M. Генезис многоукладное™ в развивающихся странах 7 Об аграрных реформах в независимой Индии подробнее см. Аграрные ре
Т. Бесли и Р. Бургес все многочисленные преобразования в аграрной сфере сводят к четырем основным элементам: • реформа арендаторов; • ликвидация посредников; • ограничение размеров землевладения; • меры по консолидации раздробленного землевладения. арендаторов и гарантии их существования (установление гарантий от сгона с земли, регистрация и четкое определение условий контрактов и т.д.), а также меры по передаче земли от собственников к арендаторам. Ликвидация посредников предполагает сокращение посредствующих звеньев между работниками и конечными получателями ренты. Дело в том, что в колониальной Индии между собственниками земли и теми, кто ее обрабатывает, вклинилось большое число субарендаторов и ростовщиков. Подавляющее число таких законов было принято до 1958 г. Тем не менее в пяти штатах (Гуджарат, Керала, Орисса, Раджастхан, Уттар-Прадеш) эти реформы были проведены позднее (т. е. в анализируемый период). Ограничение размеров землевладения стало важным фактором в перераспределении излишков землевладения в пользу безземельных.
И наконец, четвертая составная часть аграрных реформ — попытки объединения доставшихся от традиционного общества раздробленных землевладений в единые земельные комплексы, на базе которых легче вести современное фермерское хозяйство. Конечно, эти составные части аграрной реформы имели различное значение. Однако важно, что авторы не ограничиваются абстрактным понятием аграрной реформы, а пытаются выявить влияние различных ее составных частей на экономическое и социальное развитие. Авторы используют два показателя бедности:
1) доля живущих за чертой бедности (head-count ratio — NCR) HCR = где п — все население страны; 2) степень нищеты — разрыв между доходом живущих за чертой бедности и доходом, определяющим черту бедности (poverty gap ratio — PGR, см. рис. 6.5): (3) пт где р — черта бедности; т — доход. Т. Бесли и Р. Бургес предлагают в качестве эмпирической проверки следующую модель: х„ = а5 + р, + Kysl + ylsl_4 + е v/, (4) где xKt — мера бедности в штате s (1...16) в момент времени t (1958-1992); as — неизменный во времени эффект, отражающий специфику штата; Р, — фиктивная переменная, отражающая временные особенности; ysf —экзогенная вектор-переменная; /5Г_4 — результат земельных реформ, осуществленных за последние четыре года; est —случайный процесс AR(\) (£5/ =Pe*/-i +им, где ust — независимые случайные величины). Данная модель оценивается с помощью обобщенного метода наименьших квадратов (ОМНК) из-за существования проблемы гетероскедастичности (т. е. зависимости дисперсии от других случайных величин). Уравнение (4) — это сокращенная форма модели, показыва ющая влияние земельной реформы. Бесли и Бургес стремятся учесть временной лаг. Дело в том, что реализация законодательства не происходит мгновенно. Необходим определенный период, когда это законодательство окажет свое благотворное влияние на ситуацию в деревне. Авторы считают, что такой период равен четырем голам. И хотя влияние этого законодательства продолжается и далее, тем не менее такая предпосылка довольно рациональна, потому что такой период в условиях существования традиционных систем не может быть очень коротким (год—два), но и не может быть чрезвычайно длинным, так как с течением времени его положительный эффект ослабевает. В табл. 6.3 представлены основные результаты исследования. В первом столбце показана взаимосвязь законодательства по земельной реформе и степени нищеты в деревне с учетом пространственной (эффект плита) и временной (эффект года) составляющей. Эта взаимосвязь отрицательна н статистически значима. Это означает, что проведение аграрных реформ уменьшает степень нищеты в деревне. Данный результат еще более значим но втором столбце, где даются только чистые наблюдения и нет экстраполяции на годы, по которым нет данных. В третьем и четвертом столбцах произведен детальный анализ аграрной реформы, показано се влияние на степень нищеты в деревне и изменение черты бедности. Такой летальный анализ позволяет сделать однозначный вывод о наибольшем вкладе в сокращение бедности законодательства об арендаторах и ликвидации посредников. Оба показателя отрицательны и статистически значимы. В столбце (5) для контроля анализируется взаимосвязь законодательства по земельной реформе и степени нищеты в городе. Из табл. 6.3 видно, что такой связи не существует (во всяком случае, статистически она не подтверждается). В столбцах (6)—(8) показываются различия в степени нищеты и черте бедности в городе и деревне как левосторонняя переменная. В столбце (6) показано влияние законодательства по земельной реформе на различия в степени нищеты в целом, а в столбцах (7) и (8) влияние отдельных элементов этого законодательства на различия в степени нищеты и черте бедности. Из табл. 6.3 видно, что земельная реформа способствует уменьшению различия в степени нищеты между городом и деревней и наибольший вклад в этот процесс вносит законодательство об арендаторах и ликвидации посредников. Проделанный Т Бесли и Р. Бургесом анализ показал, что в Индии в результате реформ доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась с 55 до 40%, а степень нищеты — с 19 до Ю%8, и это произошло в первую очередь благодаря укреплению положения арендаторов и ликвидации посредников. 8 См.: Besley Т., Burgess R. Op. cit. P.15. Таблица 6.3
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.107 (0.009 с.) |