Аграрный вопрос в истории России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аграрный вопрос в истории России.



ПЛАН:

1. Формирование системы крепостного права в России (ХУ1 – ХУП века).

2. Крестьянская реформа об отмене крепостного права 1861 г. и ее оценка.

3. Аграрная реформа П.А. Столыпина: цели, составные части, оценка результатов.

4. Аграрная политика большевиков осенью 1917 – весной 1918 гг. «Декрет о земле» и его оценка.

5. Решение аграрного вопроса в годы «военного коммунизма» и НЭПа.

6. Коллективизация в СССР.

7. Аграрная политика в СССР в 1950-70 гг.

 

По первому вопросу.

Почему возникла необходимость прикреплять крестьян к земле? Проследите процесс закрепощения крестьян по этапам. 1497 г. – Судебник Ивана Ш – ограничение крестьянского перехода неделей до и после Юрьева дня (26 ноября). 1550 г. – Судебник Ивана 1У - ограничение права перехода только Юрьевым днем и увеличение платы за «пожилое». 1581г.- введение «заповедных лет», в течение которых был запрещен переход крестьян. 1592-93 гг. – бессрочное запрещение крестьянского выхода. 1597 г. – введение пятилетнего срока сыска беглых крестьян (указ Федора Ивановича «Об урочных летах»). 1637-41 гг. – указы Михаила Федоровича об увеличении срока государственного сыска до 9, а затем до 15 лет. 1649 г. – Соборное Уложение Алексея Михайловича – установление бессрочного сыска беглых крестьян, окончательное (бессрочное), полное (потомственное) закрепощение крестьян.

 

По второму вопросу.

Выделите три основных направления крестьянской реформы: личное освобождение крестьян, вопрос о земле и о выкупе.

1. Как произошло личное освобождение крестьян? Чем была ограничена реальная свобода крестьян? 2. Как решился вопрос о земле? Было ли сохранено помещичье землевладение? От чего зависел размер надела? Каким был средний надел земли? Можно ли считать, что реальные крестьянские наделы уменьшились? (Докажите). Что такое отрезки и чересполосица? 3. Как рассчитывался выкуп за землю? Определите рыночную стоимость распределяемой земли. Почему выкупная стоимость была увеличена в полтора раза? На каких условиях государство предоставило ссуду? Какое состояние получило название «временнообязанное»? Закончить ответ необходимо оценкой реформы. Обратите внимание на две стороны. С одной стороны, она освободила более 30 млн. крестьян и дала мощный толчок развитию России; с другой – крестьяне не получили экономическую свободу, фактически были законсервированы полуфеодальные экономические структуры. Можно ли считать, что крестьянский вопрос был решен?

 

По третьему вопросу.

Что подтолкнуло Столыпина к принятию проекта реформы? Какие документы составляли юридическую основу реформы? Охарактеризуйте цели реформы, разделив их на социально-политическую (создать в деревне прочную основу для самодержавия из крепких собственников), социально-экономическую (разрушить общину, насадить частное хозяйство), экономическую (подъем сельского хозяйства). Определяя составные части реформы, покажите: 1. Мероприятия, направленные на разрушение общины и насаждение хуторов и отрубов. Дайте определение понятий «отруб» и «хутор». Сравните положение хуторян и отрубщиков с положением крестьян в общине. 2. Политику переселения желающих за Урал. На каких условиях проходило это переселение? Вопрос о результатах реформы дискуссионный. Необходимо привести конкретные факты, связанные с действием реформы. Была ли разрушена крестьянская община? Осталась ли проблема малоземелья? Можно ли говорить о создании широкого слоя крестьян-фермеров? Был ли решен крестьянский вопрос?

 

По четвертому вопросу.

Среди экономических мероприятий особое внимание уделите вопросу о земле. Какие положения нашли отражение в «Декрете о земле» и в законе «О социализации»? Покажите противоречивые итоги действия этих законов? Как вы думаете, связаны или нет введение продовольственной диктатуры и действия продотрядов с осуществлением аграрных преобразований? Можно ли считать аграрный вопрос решенным?

 

По пятому вопросу.

Как изменилась аграрная политика большевиков в условиях крупномасштабной гражданской войны? Почему она получила впоследствии название «военного коммунизма»? Как представляли большевики регулирование социально-экономических процессов? Что такое продразверстка? Чем она отличалась от продовольственной диктатуры? Как был решен вопрос с частной торговлей? Разрешалась или нет аренда земли и наем рабочей силы в сельском хозяйстве? Как относились крестьяне к политике «военного коммунизма»?

Чем была заменена продразверстка в годы НЭПа? Что изменилось в вопросе торговли и частного капитала? Какие изменения коснулись аренды земли и применения наемного труда в сельском хозяйстве? Удалось ли восстановить сельское хозяйство в результате НЭПа?

 

По шестому вопросу.

Какие причины привели к хлебному кризису 1927 г.? Сформулируйте основную причину ускоренной коллективизации. Как она связана с индустриализацией и ухудшением международной обстановки? Сформулируйте не менее трех целей коллективизации. Выделите основные этапы коллективизации. Обратите внимание на статьи Сталина, постановления партии и правительства по этому вопросу. Дайте оценку ликвидации кулачества как класса. Какие репрессивные меры были предприняты государством для ускорения процесса коллективизации? Подводя итог, разделите результаты с точки зрения интересов государства и с точки зрения крестьянства. Удалось ли создать целостную систему перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный? Чем на самом деле была проведенная коллективизация: действительно коллективизацией или огосударствлением? Оцените последствия этого процесса с точки зрения крестьян: подрыв стимула к саморазвитию, разорение, «раскрестьянивание», массовая гибель, разрушение всего уклада деревенской жизни и др. Как вы считаете, обеспечила или нет коллективизация будущее прогрессивное развитие сельского хозяйства страны?

 

По седьмому вопросу.

При характеристике аграрной политики в 1950-е годы выделите основные направления, а затем остановитесь на объективных и субъективных причинах кризиса в сельском хозяйстве. Какие меры по поддержке колхозов были проведены? Чем объясняется массовое освоение целинных и залежных земель? Какие существовали риски? Какие ошибки были допущены в агрокультуре? Почему успехи целинников не могли быть стабильными? С какой целью началось массовое возделывание кукурузы, к каким последствиям это привело? На какой отчаянный шаг пошло наше правительство в 1963 г. и о чем он свидетельствовал? Почему не удалось переломить ситуацию в сельском хозяйстве? Какие существовали объективные причины кризиса в сельском хозяйстве? Как на развитие сельского хозяйства повлияли эксперименты Н.С. Хрущева? Делая вывод об аграрных преобразованиях 1953-1964 годов, отметьте, что в это время фактически завершился процесс «раскрестьянивания», начатый в 1930-е гг.

Попытки реформы в сельском хозяйстве были предприняты на мартовском 1965 г. Пленуме ЦК КПСС. Какие причины отставания сельского хозяйства были названы? В чем главная идея предложенной реформы в сельском хозяйстве? Как планировалось изменить планы заготовок и закупочные цены? Какие мероприятия предлагались для укрепления материально-технической базы колхозов? Какой передовой опыт планировалось внедрить в сельском хозяйстве? Обратите внимание, главный акцент в реформировании сельского хозяйства был сделан на повышении роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельским хозяйством, на увеличении капиталовложений. С какой целью создавались производственные объединения и аграрно-производственные комплексы? Что было записано в Продовольственной программе? Делая вывод, подумайте, удалось или нет решить проблемы сельского хозяйства?

 

 

III. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ.

На отдельных факультетах согласно учебному плану студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу по отечественной истории, которая приобщает к творческой работе с источниками и литературой, развивает навыки самостоятельной работы. Работа носит исследовательский научный характер. Студенты должны продемонстрировать навыки аналитической деятельности, проведения историографического обзора, оформления научно-справочного аппарата. Особое внимание следует уделить рассмотрению дискуссионных вопросов и проблем в исторической науке. При написании контрольной работы студент не должен ограничиваться компиляцией фактов, простым пересказываем имеющихся точек зрения. Работа должна носить аналитический характер. Также следует избегать частого употребления в тексте цитат, загружать работу излишним количеством ссылок.

Темы контрольных работ.

1. Происхождение восточных славян и их прародина. Формирование древнерусской народности.

2. Норманнская и антинорманнская теории образования древнерусского государства. Современный взгляд на проблему образования государства у восточных славян и роль варягов в этом процессе.

3. Принятие православного христианства и его значение для русской истории.

4. Татаро-монгольское иго и его роль в исторической судьбе России.

5. Сравнительная характеристика основных удельных княжеств (Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского и Великого Новгорода).

6. Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы. Конец XIII – середина XV вв.

7. Завершающий этап формирования единого Российского государства. Иван III.

8. Опричнина Ивана IV: ее сущность, оценки историков.

9. Формирование системы крепостного права в России.

10. Смутное временя в России на рубеже XYI - XYII вв. и его оценки в историографии.

11. Церковная реформа Никона. Протест старообрядцев. Современный взгляд на проблему.

12. Земские соборы в истории России XYI-XYII вв.

13. Военные реформы Петра I и Александра II: сравнительная характеристика.

14. Реформа органов власти и управления Российской империи Петра I и Екатерины II: сравнительная характеристика.

15. Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма».

16. Россия в годы правления Павла I.

17. Реформы власти и управления Александра I. Проект М.М. Сперанского.

18. Политика Александра I и Николая I: сравнительная характеристика.

19. Европейское направление внешней политики Александра I.

20. Южное направление внешней политики Александра I.

21. Основные направления внутренней политики Николая I.

22. Идейные течения 1830-50-х гг.

23. Начало распространение марксизма в России. Первые марксистские организации.

24. Кавказская война 1817 – 1864 гг.

25. Реформы Николая I и Александра II в области народного образования и печати: сравнительная характеристика.

26. Внешняя политика Александра II.

27. Модернизация российской экономики во второй половине XIX в.

28. Новые явления в экономике России начала ХХ в.

29. Русский консерватизм на рубеже XIX – XX вв. Создание черносотенных партий.

30. Российский либерализм на рубеже XIX – XX вв. Создание партий.

31. Революционное движение в России на рубеже XIX – XX вв. Создание партий.

32. Первая русская революция, ее влияние на дальнейшее развитие страны.

33. Становление и развитие Российского парламентаризма в начале ХХ века. Сравнительная характеристика четырех дореволюционных Государственных дум.

34. Реформы Столыпина и их оценки в исторической науке.

35. Теория и практика политики «военного коммунизма».

36. Альтернативы общественного движения России в период от Февраля к Октябрю 1917 г.

37. Октябрьские события 1917 г.: дискуссионные проблемы и их решения в исторической науке.

38. Основные проблемы в изучении гражданской войны: оценки историков.

39. Военно-политические силы и движения в годы Гражданской войны: сравнительная характеристика.

40. НЭП: мероприятия, противоречия, кризисы, итоги.

41. Причины перехода к НЭПу. Дискуссия среди современников в 1920-е гг. по вопросу о концепции НЭПа и его последствиях.

42. Дискуссия в партии большевиков в 1920-е гг. по вопросу о дальнейшем развитии страны.

43. Социально – экономическое развитие СССР в 30 – е годы ХХ в.: индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Современный взгляд на проблему.

44. Политическая система СССР в 20 – 30 е годы ХХ в. Тоталитаризм.

45. Советско-финская война 1939-1940 гг.

46. Причины неудач Красной Армии в первый период Великой Отечественной войны.

47. Тыл в годы Великой Отечественной войны.

48. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.

49. Создание и развитие антигитлеровской коалиции, ее роль во Второй мировой войне.

50. Советско-германские отношения в 1930-е гг. Современная оценка советско-германских договоров 1939 г.

51. Международное положение и внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.

52. Реформы Н.С. Хрущева: содержание, противоречия, итоги.

53. Новые реальности внешней политики Н.С. Хрущева.

54. «Оттепель» в духовно-культурной сфере в 1950-е гг.

55. Десталинизация советского общества в 1950-е гг.

56. Нарастание кризисных явлений в экономике СССР в 1960-1980-х гг.

57. Диссидентское движение в СССР.

58. Кризис в политическом развитии СССР в 1965-1985 гг.

59. Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг.

60. Обострение национальных проблем в годы перестройки.

61. Политические реформы перестройки.

62. Экономические преобразования в годы перестройки.

63. Распад СССР: причины, характеристика основных этапов.

64. Новое политическое мышление в сфере международных отношений в годы перестройки.

65. Экономические реформы в 90 –е годы ХХ в.

66. Политическое развитие России в 90 – е годы. Конституция 1993 г.

67. Проблемы становления Российской Федерации в 1990-е гг.

68. Внешняя политика России в 90 –е годы ХХ в.: «европейский» и «национальный» этапы.

69. Основные направления внутренней политики президента В.В. Путина.

70. Внешняя политика России в начале XXI в.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.031 с.)