Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аграрный вопрос в истории России.Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПЛАН: 1. Формирование системы крепостного права в России (ХУ1 – ХУП века). 2. Крестьянская реформа об отмене крепостного права 1861 г. и ее оценка. 3. Аграрная реформа П.А. Столыпина: цели, составные части, оценка результатов. 4. Аграрная политика большевиков осенью 1917 – весной 1918 гг. «Декрет о земле» и его оценка. 5. Решение аграрного вопроса в годы «военного коммунизма» и НЭПа. 6. Коллективизация в СССР. 7. Аграрная политика в СССР в 1950-70 гг.
По первому вопросу. Почему возникла необходимость прикреплять крестьян к земле? Проследите процесс закрепощения крестьян по этапам. 1497 г. – Судебник Ивана Ш – ограничение крестьянского перехода неделей до и после Юрьева дня (26 ноября). 1550 г. – Судебник Ивана 1У - ограничение права перехода только Юрьевым днем и увеличение платы за «пожилое». 1581г.- введение «заповедных лет», в течение которых был запрещен переход крестьян. 1592-93 гг. – бессрочное запрещение крестьянского выхода. 1597 г. – введение пятилетнего срока сыска беглых крестьян (указ Федора Ивановича «Об урочных летах»). 1637-41 гг. – указы Михаила Федоровича об увеличении срока государственного сыска до 9, а затем до 15 лет. 1649 г. – Соборное Уложение Алексея Михайловича – установление бессрочного сыска беглых крестьян, окончательное (бессрочное), полное (потомственное) закрепощение крестьян.
По второму вопросу. Выделите три основных направления крестьянской реформы: личное освобождение крестьян, вопрос о земле и о выкупе. 1. Как произошло личное освобождение крестьян? Чем была ограничена реальная свобода крестьян? 2. Как решился вопрос о земле? Было ли сохранено помещичье землевладение? От чего зависел размер надела? Каким был средний надел земли? Можно ли считать, что реальные крестьянские наделы уменьшились? (Докажите). Что такое отрезки и чересполосица? 3. Как рассчитывался выкуп за землю? Определите рыночную стоимость распределяемой земли. Почему выкупная стоимость была увеличена в полтора раза? На каких условиях государство предоставило ссуду? Какое состояние получило название «временнообязанное»? Закончить ответ необходимо оценкой реформы. Обратите внимание на две стороны. С одной стороны, она освободила более 30 млн. крестьян и дала мощный толчок развитию России; с другой – крестьяне не получили экономическую свободу, фактически были законсервированы полуфеодальные экономические структуры. Можно ли считать, что крестьянский вопрос был решен?
По третьему вопросу. Что подтолкнуло Столыпина к принятию проекта реформы? Какие документы составляли юридическую основу реформы? Охарактеризуйте цели реформы, разделив их на социально-политическую (создать в деревне прочную основу для самодержавия из крепких собственников), социально-экономическую (разрушить общину, насадить частное хозяйство), экономическую (подъем сельского хозяйства). Определяя составные части реформы, покажите: 1. Мероприятия, направленные на разрушение общины и насаждение хуторов и отрубов. Дайте определение понятий «отруб» и «хутор». Сравните положение хуторян и отрубщиков с положением крестьян в общине. 2. Политику переселения желающих за Урал. На каких условиях проходило это переселение? Вопрос о результатах реформы дискуссионный. Необходимо привести конкретные факты, связанные с действием реформы. Была ли разрушена крестьянская община? Осталась ли проблема малоземелья? Можно ли говорить о создании широкого слоя крестьян-фермеров? Был ли решен крестьянский вопрос?
По четвертому вопросу. Среди экономических мероприятий особое внимание уделите вопросу о земле. Какие положения нашли отражение в «Декрете о земле» и в законе «О социализации»? Покажите противоречивые итоги действия этих законов? Как вы думаете, связаны или нет введение продовольственной диктатуры и действия продотрядов с осуществлением аграрных преобразований? Можно ли считать аграрный вопрос решенным?
По пятому вопросу. Как изменилась аграрная политика большевиков в условиях крупномасштабной гражданской войны? Почему она получила впоследствии название «военного коммунизма»? Как представляли большевики регулирование социально-экономических процессов? Что такое продразверстка? Чем она отличалась от продовольственной диктатуры? Как был решен вопрос с частной торговлей? Разрешалась или нет аренда земли и наем рабочей силы в сельском хозяйстве? Как относились крестьяне к политике «военного коммунизма»? Чем была заменена продразверстка в годы НЭПа? Что изменилось в вопросе торговли и частного капитала? Какие изменения коснулись аренды земли и применения наемного труда в сельском хозяйстве? Удалось ли восстановить сельское хозяйство в результате НЭПа?
По шестому вопросу. Какие причины привели к хлебному кризису 1927 г.? Сформулируйте основную причину ускоренной коллективизации. Как она связана с индустриализацией и ухудшением международной обстановки? Сформулируйте не менее трех целей коллективизации. Выделите основные этапы коллективизации. Обратите внимание на статьи Сталина, постановления партии и правительства по этому вопросу. Дайте оценку ликвидации кулачества как класса. Какие репрессивные меры были предприняты государством для ускорения процесса коллективизации? Подводя итог, разделите результаты с точки зрения интересов государства и с точки зрения крестьянства. Удалось ли создать целостную систему перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный? Чем на самом деле была проведенная коллективизация: действительно коллективизацией или огосударствлением? Оцените последствия этого процесса с точки зрения крестьян: подрыв стимула к саморазвитию, разорение, «раскрестьянивание», массовая гибель, разрушение всего уклада деревенской жизни и др. Как вы считаете, обеспечила или нет коллективизация будущее прогрессивное развитие сельского хозяйства страны?
По седьмому вопросу. При характеристике аграрной политики в 1950-е годы выделите основные направления, а затем остановитесь на объективных и субъективных причинах кризиса в сельском хозяйстве. Какие меры по поддержке колхозов были проведены? Чем объясняется массовое освоение целинных и залежных земель? Какие существовали риски? Какие ошибки были допущены в агрокультуре? Почему успехи целинников не могли быть стабильными? С какой целью началось массовое возделывание кукурузы, к каким последствиям это привело? На какой отчаянный шаг пошло наше правительство в 1963 г. и о чем он свидетельствовал? Почему не удалось переломить ситуацию в сельском хозяйстве? Какие существовали объективные причины кризиса в сельском хозяйстве? Как на развитие сельского хозяйства повлияли эксперименты Н.С. Хрущева? Делая вывод об аграрных преобразованиях 1953-1964 годов, отметьте, что в это время фактически завершился процесс «раскрестьянивания», начатый в 1930-е гг. Попытки реформы в сельском хозяйстве были предприняты на мартовском 1965 г. Пленуме ЦК КПСС. Какие причины отставания сельского хозяйства были названы? В чем главная идея предложенной реформы в сельском хозяйстве? Как планировалось изменить планы заготовок и закупочные цены? Какие мероприятия предлагались для укрепления материально-технической базы колхозов? Какой передовой опыт планировалось внедрить в сельском хозяйстве? Обратите внимание, главный акцент в реформировании сельского хозяйства был сделан на повышении роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельским хозяйством, на увеличении капиталовложений. С какой целью создавались производственные объединения и аграрно-производственные комплексы? Что было записано в Продовольственной программе? Делая вывод, подумайте, удалось или нет решить проблемы сельского хозяйства?
III. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ. На отдельных факультетах согласно учебному плану студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу по отечественной истории, которая приобщает к творческой работе с источниками и литературой, развивает навыки самостоятельной работы. Работа носит исследовательский научный характер. Студенты должны продемонстрировать навыки аналитической деятельности, проведения историографического обзора, оформления научно-справочного аппарата. Особое внимание следует уделить рассмотрению дискуссионных вопросов и проблем в исторической науке. При написании контрольной работы студент не должен ограничиваться компиляцией фактов, простым пересказываем имеющихся точек зрения. Работа должна носить аналитический характер. Также следует избегать частого употребления в тексте цитат, загружать работу излишним количеством ссылок. Темы контрольных работ. 1. Происхождение восточных славян и их прародина. Формирование древнерусской народности. 2. Норманнская и антинорманнская теории образования древнерусского государства. Современный взгляд на проблему образования государства у восточных славян и роль варягов в этом процессе. 3. Принятие православного христианства и его значение для русской истории. 4. Татаро-монгольское иго и его роль в исторической судьбе России. 5. Сравнительная характеристика основных удельных княжеств (Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского и Великого Новгорода). 6. Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы. Конец XIII – середина XV вв. 7. Завершающий этап формирования единого Российского государства. Иван III. 8. Опричнина Ивана IV: ее сущность, оценки историков. 9. Формирование системы крепостного права в России. 10. Смутное временя в России на рубеже XYI - XYII вв. и его оценки в историографии. 11. Церковная реформа Никона. Протест старообрядцев. Современный взгляд на проблему. 12. Земские соборы в истории России XYI-XYII вв. 13. Военные реформы Петра I и Александра II: сравнительная характеристика. 14. Реформа органов власти и управления Российской империи Петра I и Екатерины II: сравнительная характеристика. 15. Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма». 16. Россия в годы правления Павла I. 17. Реформы власти и управления Александра I. Проект М.М. Сперанского. 18. Политика Александра I и Николая I: сравнительная характеристика. 19. Европейское направление внешней политики Александра I. 20. Южное направление внешней политики Александра I. 21. Основные направления внутренней политики Николая I. 22. Идейные течения 1830-50-х гг. 23. Начало распространение марксизма в России. Первые марксистские организации. 24. Кавказская война 1817 – 1864 гг. 25. Реформы Николая I и Александра II в области народного образования и печати: сравнительная характеристика. 26. Внешняя политика Александра II. 27. Модернизация российской экономики во второй половине XIX в. 28. Новые явления в экономике России начала ХХ в. 29. Русский консерватизм на рубеже XIX – XX вв. Создание черносотенных партий. 30. Российский либерализм на рубеже XIX – XX вв. Создание партий. 31. Революционное движение в России на рубеже XIX – XX вв. Создание партий. 32. Первая русская революция, ее влияние на дальнейшее развитие страны. 33. Становление и развитие Российского парламентаризма в начале ХХ века. Сравнительная характеристика четырех дореволюционных Государственных дум. 34. Реформы Столыпина и их оценки в исторической науке. 35. Теория и практика политики «военного коммунизма». 36. Альтернативы общественного движения России в период от Февраля к Октябрю 1917 г. 37. Октябрьские события 1917 г.: дискуссионные проблемы и их решения в исторической науке. 38. Основные проблемы в изучении гражданской войны: оценки историков. 39. Военно-политические силы и движения в годы Гражданской войны: сравнительная характеристика. 40. НЭП: мероприятия, противоречия, кризисы, итоги. 41. Причины перехода к НЭПу. Дискуссия среди современников в 1920-е гг. по вопросу о концепции НЭПа и его последствиях. 42. Дискуссия в партии большевиков в 1920-е гг. по вопросу о дальнейшем развитии страны. 43. Социально – экономическое развитие СССР в 30 – е годы ХХ в.: индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Современный взгляд на проблему. 44. Политическая система СССР в 20 – 30 е годы ХХ в. Тоталитаризм. 45. Советско-финская война 1939-1940 гг. 46. Причины неудач Красной Армии в первый период Великой Отечественной войны. 47. Тыл в годы Великой Отечественной войны. 48. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. 49. Создание и развитие антигитлеровской коалиции, ее роль во Второй мировой войне. 50. Советско-германские отношения в 1930-е гг. Современная оценка советско-германских договоров 1939 г. 51. Международное положение и внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. 52. Реформы Н.С. Хрущева: содержание, противоречия, итоги. 53. Новые реальности внешней политики Н.С. Хрущева. 54. «Оттепель» в духовно-культурной сфере в 1950-е гг. 55. Десталинизация советского общества в 1950-е гг. 56. Нарастание кризисных явлений в экономике СССР в 1960-1980-х гг. 57. Диссидентское движение в СССР. 58. Кризис в политическом развитии СССР в 1965-1985 гг. 59. Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг. 60. Обострение национальных проблем в годы перестройки. 61. Политические реформы перестройки. 62. Экономические преобразования в годы перестройки. 63. Распад СССР: причины, характеристика основных этапов. 64. Новое политическое мышление в сфере международных отношений в годы перестройки. 65. Экономические реформы в 90 –е годы ХХ в. 66. Политическое развитие России в 90 – е годы. Конституция 1993 г. 67. Проблемы становления Российской Федерации в 1990-е гг. 68. Внешняя политика России в 90 –е годы ХХ в.: «европейский» и «национальный» этапы. 69. Основные направления внутренней политики президента В.В. Путина. 70. Внешняя политика России в начале XXI в.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.53 (0.012 с.) |