Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модернизация экономики РоссииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
цели и приоритеты модернизации экономики России; промышленная, инновационная и технологическая политика как основа системной модернизации экономики России; модернизация в эпоху технологической многоукладности экономики и глобальной конкуренции; альтернативные пути модернизации национальной экономики; модернизация российской экономики и ее налоговое стимулирование; институциональная среда модернизации, инновационного и технологического развития экономики России; реализация механизмов государственного регулирования в условиях перехода экономики на инновационную и технологическую модель развития; приоритеты инвестиционной политики и системная модернизация российской экономики; основные факторы и проблемы активизации инновационной деятельности в экономике России; системные основы повышения конкурентоспособности в сырьевом, энергетическом, транспортно-промышленном и высокотехнологическом комплексах; увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП России; энергоэффективность экономики; внедрение инновационных проектов и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов; место и роль институтов развития в модернизации российской экономики (Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, ГК «Роснанотех», региональные венчурные компании и др.); роль финансовых институтов в модернизации, инновационном и технологическом развитии российской экономики; повышение эффективности функционирования естественных монополий и совершенствование системы государственного регулирования тарифов; структурная диверсификация и модернизация традиционных секторов экономики; структурная динамика экспорта и импорта как критерий адекватности экономической политики; формирование спроса на инновационную продукцию со стороны государства; спрос на инновации, технологическая модернизация и конкурентоспособность российских предприятий; роль и значение интеллектуальной собственности в модернизации экономики России; создание инфраструктуры рынка «интеллектуальной продукции»; основные барьеры на пути модернизации региональной, муниципальной и отраслевой экономики; создание комплексной инфраструктуры инновационного и технологического развития хозяйствующих субъектов; инновационная и технологическая политика хозяйствующих субъектов; задачи и приоритеты государственной поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства; государственная поддержка сельского хозяйства — важнейший фактор развития АПК России; задачи научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения модернизации экономики России.
44.Величина чистых выгод государства,как основной показатель применения различных схем налогообложения при различных инст.условиях.
Актуальность исследования. Нефтегазовый комплекс является базовым сектором экономики России, играющим ведущую роль в формировании доходов государственного бюджета и активного торгового баланса страны. Действующая в нефтегазовом секторе налоговая политика позволяет наполнить бюджет страны, но не учитывает индивидуальные особенности месторождений - отсутствует необходимая дифференциация и гибкость налогообложения, соответствующие реальным производственным и экономическим условиям в сфере добычи нефти и газа. Это приводит к тому, что налоговая система, как практическое воплощение налоговой политики, вызывает недовольство всех участников процесса недропользования: компании требуют гибкости, государство - максимально полного изъятия ресурсной ренты.
Создание, внедрение и реализация гибкой налоговой системы неизбежно связаны с издержками как государства, так и недропользователей. Однако при рассмотрении вопросов изменения налоговой политики, путей повышения ее гибкости, обычно не проводится детальных оценок того, с какими издержками будет связано реформирование, т.е. какими будут издержки реализации новых налоговых систем. Не оценивается в полной мере и взаимосвязь институциональных условий в сфере налогообложения и недропользования. Рассчитываются только дополнительные доходы бюджетов всех уровней, реже - выгоды компаний, разрабатывающих малорентабельные месторождения. Издержки реализации, которые могут оказывать существенное влияние на выгоды государства и компаний от применения данных налоговых схем, как правило, не принимаются в расчет.
Величина издержек реализации налоговой политики зависит не только от того, на каких налогах основывается система налогообложения, но и от того, какие нормы и правила определяют условия разработки ресурсов полезных ископаемых. Реализация данных правил важна с позиции повышения степени объективности экономических параметров и показателей, характеризующих процесс освоения и разработки минерально-сырьевых ресурсов. В том случае, если существуют достаточно жесткие институциональные условия, государство несет повышенные издержки, связанные с осуществлением контроля за соблюдением норм и правил рационального недропользования. Соответственно, компании ограничены в возможностях проявления оппортунизма, что приводит к увеличению выгод государства.
Выгоды государства и компаний оценить сравнительно несложно. Сложность возникает с оценкой издержек реализации налоговой политики. В этой связи исследования в области методического обеспечения экономической оценки издержек, связанных с реализацией налоговой политики в различных институциональных условиях, являются актуальными. Это предопределило выбор темы и направления диссертационного исследования.
Цель исследования состоит в разработке методического подхода к оценке издержек, связанных с реализацией налоговой политики в нефтегазовом секторе экономики.
Для достижения поставленной цели в рамках исследования решаются следующие основные задачи:
1) выявление особенностей нефтегазового сектора экономики;
2) обобщение отечественного и зарубежного опыта налогообложения нефтегазового сектора с целью выделения особенностей налоговой политики в различных экономических условиях;
3) определение содержания и наполнения категории «издержки реализации» различных систем налогообложения;
4) разработка методического подхода к сопоставлению выгод и издержек реализации различных подходов к реформированию налоговой системы в российских условиях;
5) сравнительный анализ издержек реализации налоговой политики в современных условиях в России и сравнение данных издержек с аналогичными в других странах;
6) предложение рекомендаций по изменению налоговой политики в нефтегазовом секторе экономики.
Объектом исследования является нефтегазовый сектор как сфера применения регулирующих инструментов налоговой политики государства.
Предметом исследования является изменение налоговой политики и форм ее практической реализации в нефтегазовом секторе экономики.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследование основано на работах отечественных и зарубежных ученых, посвященных:
• исследованиям институциональной среды нефтегазовой отрасли (работы В.Ю. Алекперова, А.А. Арбатова, Д. Ворчестера, А.А. Конопляника, В.А. Крюкова, Ю.К. Шафраника и других специалистов);
• исследованиям государственной политики и направлениям формирования российской системы налогообложения в нефтегазовом секторе (работы Ю. Бобылева, А. Васильевой, Г.В. Выгона, Е. Гурвича, С. Ежова, М. Субботина, А.Н. Токарева и др-);
• важнейшим аспектам макроэкономического анализа налоговой системы (исследования Г. Выгона, Е. Гайдара, А. Дворковича, X. Хотеллинга, JI. Якобсона);
• социально-экономическим и экологическим аспектам (работы Б. Босквета, К. Гэдди и Б. Икеса, В.В. Шмата и др.);
• исследованиям иностранного опыта реформирования налоговых систем в сфере природопользования (отчеты международных организаций, работы исследователей: Джонстона Д., Норенга О., А.И. Перчика, Чиркунова О., Кумара Р.).
При проведении прикладных исследований использовался абстрактно-логический подход на основе системного анализа экономических процессов, экономико-математические и графические методы и модели. Применялись классификации, группировки, методы экономико-статистического анализа, анализа динамики и структуры изучаемых параметров.
В качестве информационной базы использовались:
• законодательные акты Российской Федерации;
• отраслевые периодические издания («Нефтегазовая вертикаль», «Нефть России», «Нефть и капитал», «Минеральные ресурсы России» и др.);
• информационные и аналитические материалы Государственного комитета РФ по статистике,.Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, Правительства республики Татарстан, Администрации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента энергетики провинции Альберта (Канада) и др.;
• публичная отчетность отечественных и зарубежных компаний-недропользователей;
• фактологические и эмпирические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов, в периодических изданиях, материалах семинаров и конференций, сети Internet.
Научная новизна диссертационного исследования.
1. Обосновано применение гибких инструментов налоговой политики в связи с дифференциацией условий добычи в нефтегазовом секторе; анализ целесообразности применения различных систем налогообложения следует проводить с учетом сопоставления полных выгод и издержек их формирования и реализации.
2. Введено понятие «издержки реализации налоговой системы»; показано, что данные издержки должны включать не только издержки администрирования в рамках собственно сферы налогообложения, но и издержки в процессе технического регулирования объектов налогообложения, а также упущенную выгоду для государства в результате построения неадекватной налоговой системы.
3. Построена производственно-финансовая модель разработки нефтяного месторождения, позволяющая оценить выгоды и издержки, связанные с реализацией различных налоговых систем.
4. Разработан методический подход к оценке выгод и издержек реализации налоговой политики в нефтегазовом секторе.
5. Апробирована методика оценки выгод и издержек реализации различных схем налогообложения и дан их сравнительный анализ с точки зрения целесообразности применения в современных условиях России.
Теоретическая и практическая значимость. Диссертационное исследование выполнено в рамках комплекса научно-исследовательских работ по изучению институциональных преобразований в нефтегазовом секторе России, проводимых в Секторе экономических и социальных проблем развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Указанные научно-исследовательские работы представляют основу для разработки широкого круга рекомендаций по развитию нефтегазового сектора России и ее регионов для органов государственной власти федерального и регионального уровней, а также для компаний и организаций нефтегазового сектора. Непосредственная практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты применимы для обоснования целесообразности перехода к гибкому налогообложению по большому числу нефтяных месторождений Западной Сибири с извлекаемыми запасами свыше 1 млрд т, которые не могут быть вовлечены в эксплуатацию при действующей налоговой системе из-за неудовлетворительных показателей финансовой эффективности.
Основные результаты использованы в учебном процессе Новосибирского государственного технического университета в курсах «Экономика отраслевых рынков» и «Стратегическое планирование», которые читаются для студентов специальности 080103 - «Национальная экономика», а также курса «Государственное регулирование и экономическая политика», который читается для магистрантов направления 521600 - «Экономика», что подтверждается соответствующими справками о внедрении.
Положения, выносимые на защиту.
1. Месторождения нефти и газа значительно различаются по своим горно-геологическим характеристикам и размещению, что вызывает дифференциацию экономических показателей освоения. Применение унифицированных специальных налогов, взимаемых по единой ставке, создает заведомо неравные условия для недропользователей и препятствует освоению сложных и высокозатратных месторождений. Это обусловливает необходимость реформирования системы налогообложения НГС и проведение гибкой, дифференцированной налоговой политики, которая выполняет не только фискальную, но и стимулирующую функцию.
2. В том или ином виде гибкие налоговые системы применяются в НГС всех без исключения стран с рыночной экономикой (США, Канады, Великобритании, Норвегии, Австралии и др.). Существует два основных подхода к построению такого рода систем - производственный и экономический, - каждый из которых не имеет абсолютных преимуществ по сравнению с другим. Выбор подхода к дифференциации налогообложения в НГС в каждом конкретном случае определяется множеством факторов, в том числе историческими, а также подготовленностью институциональной среды к применению того или иного подхода.
3. Построение гибкой налоговой политики в НГС России нельзя рассматривать как автономную задачу - это требует существенной перестройки всей институциональной среды и, прежде всего в сфере недропользования, которая наиболее тесно связана с налогообложением. Реформирование институциональной среды сопряжено с определенными издержками для государства и недропользователей, которые можно охарактеризовать как трансакционные. Поэтому эффективность создания и последующего применения гибкой налоговой политики в НГС следует оценивать с учетом потенциальных выгод и названных издержек.
4. Оценка эффективности гибкого налогообложения для условий НГС России может быть получена с использованием методического подхода, разработанного автором. В рамках данного подхода определены издержки реализации гибкой налоговой политики и построена экономико-математическая модель, позволяющая оценить чистые выгоды гибкого налогообложения на примере нефтедобывающей отрасли.
5. При реализации гибкой налоговой политики существенно возрастают издержки, связанные со всесторонним мониторингом показателей, лежащих в основе дифференциации. При этом выгоды от введения дифференцированных подходов к налогообложению, превышают издержки, связанные с реализацией налоговой политики.
6. Учитывая соотношение издержек и выгод, вытекающее из современного состояния институциональной среды в НГС России, в среднесрочном аспекте более предпочтительным является гибкое налогообложение, которое основано преимущественно на производственном подходе. Если рассматривать институциональные преобразования как длительный многостадийный процесс, то в долгосрочной перспективе, по мере выстраивания необходимых предпосылок, целесообразно усиление элементов дифференциации налогообложения в НГС в соответствии с экономическими принципами.
45.Трансакция,как базовый элемент институционального анализа
ТРАНСАКЦИЯ (от лат. transactio — совершение, договор) — 1) банковская операция, состоящая в переводе денежных средств с одного счета на другой; 2) сделка, соглашение, сопровождаемое обычно взаимными уступками; 3) ведение дел, изменяющих финансовое состояние компании. Возможное написание термина — транзакция.
рансакция - деятельность человека в форме отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе планирования, контроля за выполнением обещаний, а также адаптации к непредвиденным обстоятельствам.
Права свободы рассматриваются как отдельная категория. В этом случае используется правовая точка зрения. Это связано с тем, что права свободы не принадлежат к категории прав собственности в юридическом смысле, даже если не ограничиваться континентальной правовой традицией и учесть особенности обычного права. Вместе с тем в рамках новой институциональной экономической теории права свободы вполне могут рассматриваться как подвид прав собственности. Это обусловлено акцентом на стимулы в определении значения прав для объяснения действий экономических агентов и взаимодействии между ними по поводу ограниченный ресурсов.
Есть и другой аспект определения трансакции. Институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, то есть за рамки физического контроля. Такое распространение оказывается трансакциями в отличие от индивидуального действия как такового {акции) или обмена товарами.
Когда рассматривается трансакция, то в явном виде должны быть определены ограничения, социальный фон, или контекст, в котором они (действия) рассматриваются. Таким образом, трансакция оказывается действием, положенным взаимодействием между людьми.
В экономической теории взаимодействие между людьми рассматривается на фоне таких ключевых допущений как ограниченность ресурсов, следование собственным интересам. Вот почему трансакция содержит в неявной форме три момента, одновременно являющихся отражением трех видов социальных отношений: конфликта, зависимости и порядка16. В первом приближение конфликт можно определить как отношение взаимоисключения по поводу использования ограниченного ресурса. Взаимозависимость - отношение, отражающее взаимное понимание возможностей повышения благосостояния посредством взаимодействия. Порядок - отношение, посредством которого определяется не только суммарный выигрыш, но и его распределение между заинтересованными сторонами.
Предложенное определение трансакции позволяет анализировать различные формы хозяйственной деятельности в рамках одной и той же системы понятий. Тем самым данное определение - элемент общей экономической теории с точки зрения возможностей анализа альтернативных и/или взаимодополняющих экономических систем.
Определение трансакции и комментарии к нему дают возможность сформулировать последовательность дальнейшего изложения. Во-первых, следует рассмотреть виды трансакций. Во-вторых, выяснить, чем обусловлены сосуществование различных видов трансакций и процесс замещения одного их типа другим.
Виды трансакций. Значение классификации трансакций состоит в том, что она показывает возможности сравнительного анализа дискретных институциональных альтернатив, опосредующих обмены между экономическими агентами. Дискретные институциональные альтернативы - это совокупность системно замкнутых (неделимых, взаимодополняющих) наборов правил, опосредующих взаимодействие между людьми по поводу ограниченных благ.
Один из вариантов классификации трансакций был предложен Дж. Коммонсом. Он выделял три типа трансакций: торговые, рационирования и управления17. Как уже отмечалось выше, в данном разделе речь пойдет только о чистых типах трансакций.
В торговой трансакции для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них в соответствии с относительной переговорной силой, юридическим статусом и т.п. Таким образом, в данной трансакции условием присвоения блага одним является признание контрагентом наличия ценности в вещи не меньшей, чем та, которой обладает для него вещь, находящаяся в его распоряжении.
Торговая трансакция — единственная форма, в которой возможно соблюдение условий симметричности правовых отношений между контрагентами.
Примерами трансакции сделки могут служить действия на рынке труда наемного работника и работодателя (или их союзов), поведение законодателей на политическом рынке, действия кредитора и заемщика на рынке временно свободных денежных средств. Каждая из сторон самостоятельно принимает окончательное решение об участии в обмене, хотя последний может быть и несимметричным, если, скажем, разрозненным предпринимателям противостоит сильный профсоюз, или наоборот. С этой точки зрения трансакция сделки осуществляется между равными в правовом отношении, но не обязательно равными в переговорной силе, де-факто, сторонами.
Однако в любом случае суть торговой трансакции состоит в обмене правами собственности на основе добровольного соглашения между обменивающимися сторонами, что является следствием симметричности правовых отношений, в которых оказываются данные экономические агенты. Законодатель может отдать свой голос в поддержку того проекта, в котором его интересы выражены относительно слабо, в обмен на аналогичную поддержку со стороны другого законодателя проекта, в котором заинтересован первый. Таким образом, с точки зрения современной экономической теории логроллинг, суть которого сводится к поддержке одного законопроекта в обмен на поддержку другого, является одной из форм торговой трансакции на политическом рынке.
В трансакции управления ключевым является отношение управления-подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне (вследствие делегирования, узурпации, приобретения и т.п.). Данный вид трансакций существует во внутрифирменных отношениях, в бюрократических организациях, а в более широком плане — во внутрииерархических отношениях. Трансакции управления существуют в силу того, что право на принятие решения (соответственно право свободы, по Дж. Коммонсу) обменивается на доход, ожидаемая полезность которого должна превышать ту, которая соответствует рыночной ставке заработной платы на рынке. В связи с этим условием контракты по найму рабочей силы радикально отличаются от других добровольных контрактов, делая необходимым выделение в качестве особого права свободы.
46.Типы трансакций по Джону Коммонсу. В трансакции управления ключевым является отношение управления-подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне (вследствие делегирования, узурпации, приобретения и т.п.). Данный вид трансакций существует во внутрифирменных отношениях, в бюрократических организациях, а в более широком плане — во внутрииерархических отношениях. Трансакции управления существуют в силу того, что право на принятие решения (соответственно право свободы, по Дж. Коммонсу) обменивается на доход, ожидаемая полезность которого должна превышать ту, которая соответствует рыночной ставке заработной платы на рынке. В связи с этим условием контракты по найму рабочей силы радикально отличаются от других добровольных контрактов, делая необходимым выделение в качестве особого права свободы.
Типы трансакций (классификация трансакций Коммонса основана на правовом соотношении сторон):
- сделка (равноправное положение сторон),
- управление (иерархичное положение сторон),
- рационирование (доминирующее положение одной из сторон),
47. Плюсы и минусы от возможного введения налога на дополнительный доход от добычи УВ. При плановой системе хозяйствования механизмы изъятия рентных доходов нефтегазового сектора были весьма специфичными и по большей части завуалированными. Во внутриэкономическом обороте изъятие ренты осуществлялось за счет значительной дифференциации цен на сырую нефть и продукты ее переработки. Так, в середине восьмидесятых годов соотношение средних оптовых цен на сырую нефть и розничных цен на высокооктановый бензин составляло примерно 1:17, а на обычный бензин – 1:13. Доля косвенных налогов (налога с оборота), с помощью которых изымалась нефтяная рента, в цене этих продуктов составляла около 80%. Во внешнеэкономическом обороте изъятие ренты происходило за счет присвоения государством разницы между экспортными и внутренними ценами на нефть. Издержки добычи нефти в СССР (с учетом транспортных затрат) не превышали 40 долл./т, и, таким образом, экспорт каждой тонны нефти в первой половине восьмидесятых годов приносил государству потенциальный чистый доход в размере 150-200 долл. Реальные доходы, однако, были существенно меньше, поскольку большая часть экспорта нефти и нефтепродуктов приходилась на страны СЭВ, поставки энергоресурсов в которые осуществлялись по ценам ниже мировых (таким образом СССР фактически делился частью рентных доходов с другими социалистическими странами).
Часть ренты изымалась в неявном (завуалированном) виде. За счет искусственно заниженных цен на энергоресурсы государство фактически дотировало многие отрасли экономики, включая сельское хозяйство, большую часть обрабатывающей промышленности и ВПК. В этом случае процесс изъятия ренты по существу совпадал с процессом ее использования. Часть ренты, однако, возвращалась государству в виде налогов от дотируемых секторов экономики, а также косвенных налогов на потребительские товары.
С началом рыночных реформ в механизмах изъятия ресурсной ренты произошли радикальные изменения. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» были законодательно закреплены основы новой налоговой системы России, включая платежи за пользование недрами (в тот момент еще не определенные законодательно) и налоги на нефтепродукты (акциз на бензин и налог на реализацию горюче-смазочных материалов).
Основным правовым актом, регулирующим отношения в недропользовании, стал Закон РФ от 21.02.92 N2395-1 «О недрах». Наиболее важными положениями данного закона явились разграничение сфер компетенции Федерации и ее субъектов в вопросах недропользования, введение лицензирования прав на пользование недрами на конкурсной или аукционной основе и определение сроков пользовании недрами (5 лет при проведении геологоразведочных работ, 20 – при разработке месторождений и 25 лет – при их совмещении), установление системы платежей при пользовании недрами, состоящей из акцизов на отдельные виды минерального сырья, платежей за пользование недрами (роялти) и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Таким образом, в 1992 г. было положено начало формированию новой, отвечающей условиям рыночной экономики, системы налогообложения добычи углеводородов. Данная система включила в себя как налоги общего применения, так и специальные нефтяные налоги, ориентированные на изъятие ресурсной ренты: акциз, платежи за пользование недрами (роялти) и экспортную пошлину на нефть.
Согласно Закону РФ «О недрах» (ст. 46) акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, могут вводиться Правительством РФ в соответствии с Законом РФ «Об акцизах». Акциз на нефть был введен в сентябре 1992 г. Первоначально его средняя ставка составляла 18% стоимости нефти (без НДС) при колебаниях по отдельным производителям от 0 до 30%. В июле 1993 г. средняя ставка акциза была увеличена до 24%. Затем, в мае 1994 г. акциз на нефть был установлен в абсолютных показателях. Его средняя ставка составила 14 750 руб./т, по отдельным производителям она колебалась от 0 до 36 000 руб./т. При этом ставка акциза подлежала ежемесячной индексации в соответствии с изменением обменного курса рубля по отношению к доллару. С 1 апреля 1995 г. для компенсации снижения экспортной пошлины на нефть акциз был увеличен до 39 200 руб./т. С 1 апреля 1996 г., одновременно со снижением экспортной пошлины с 20 до 10 экю/т, средняя ставка акциза была увеличена до 55 000 руб./т, а с 1 июля, после отмены экспортной пошлины, – до 70 000 руб./т.
По постановлению Правительства РФ от 08.04.97 N408 «О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации» с 21 января 1997 г. средняя ставка акциза была установлена на уровне 55 000 руб./т. При этом ежемесячная индексация ставок акциза была отменена.
Платежи за пользование недрами (роялти) были введены в середине 1992 г. Ставка роялти варьирует от 6 до 16% в зависимости от характеристик конкретных месторождений и фиксируется в лицензии. В среднем ставка роялти составляет, по различным оценкам, 8-10% стоимости добытой нефти.
Ставка отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, предназначенных для целевого финансирования поисковых и геолого-разведочных работ, была установлена на уровне 10% цены нефти в пункте добычи и на протяжении рассматриваемого периода не менялась.
48. Различия налоговых систем в зависимости от степени жесткости институциональных условий в сфере недропользования. Не нашёл 49.Время как ресурс и трансакционные издержки.
Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод созданных обществом[1] [1]. Такое определение имеет смысл (Коммонс) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются транс-акциями в отличии от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.
Коммонс различал три основных вида трансакций:
1) Трансакция сделки – служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них.
В трансакции сделки соблюдается условие симметричности отношений между контрагентами. Отличительным признаком трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.
2) Трансакция управления – в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне. В трансакции управления поведение явно асимметрично, что является следствием асимметричности положения сторон и соответственно асимметричности правовых отношений.
3) Трансакция рационирования – при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление. Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента.
Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают.
время — наиболее универсальный ресурс, без которого не протекает ни один экономический процесс. Можно вспомнить такие неслучайные выражения, как «ресурс времени» или «время — деньги».
50.Классификация теневой (подпольной экономики) по Э.Файгу.
· Нелегальная, · несообщенная, · незарегистрированная · неформальная экономическая деятельность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.220 (0.013 с.) |