Модернизация экономики России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модернизация экономики России



цели и приоритеты модернизации экономики России;

промышленная, инновационная и технологическая политика как основа системной модернизации экономики России;

модернизация в эпоху технологической многоукладности экономики и глобальной конкуренции;

альтернативные пути модернизации национальной экономики;

модернизация российской экономики и ее налоговое стимулирование;

институциональная среда модернизации, инновационного и технологического развития экономики России;

реализация механизмов государственного регулирования в условиях перехода экономики на инновационную и технологическую модель развития;

приоритеты инвестиционной политики и системная модернизация российской экономики;

основные факторы и проблемы активизации инновационной деятельности в экономике России;

системные основы повышения конкурентоспособности в сырьевом, энергетическом, транспортно-промышленном и высокотехнологическом комплексах;

увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП России;

энергоэффективность экономики; внедрение инновационных проектов и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов;

место и роль институтов развития в модернизации российской экономики (Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, ГК «Роснанотех», региональные венчурные компании и др.);

роль финансовых институтов в модернизации, инновационном и технологическом развитии российской экономики;

повышение эффективности функционирования естественных монополий и совершенствование системы государственного регулирования тарифов;

структурная диверсификация и модернизация традиционных секторов экономики;

структурная динамика экспорта и импорта как критерий адекватности экономической политики;

формирование спроса на инновационную продукцию со стороны государства;

спрос на инновации, технологическая модернизация и конкурентоспособность российских предприятий;

роль и значение интеллектуальной собственности в модернизации экономики России; создание инфраструктуры рынка «интеллектуальной продукции»;

основные барьеры на пути модернизации региональной, муниципальной и отраслевой экономики;

создание комплексной инфраструктуры инновационного и технологического развития хозяйствующих субъектов;

инновационная и технологическая политика хозяйствующих субъектов;

задачи и приоритеты государственной поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства;

государственная поддержка сельского хозяйства — важнейший фактор развития АПК России;

задачи научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения модернизации экономики России.

 

44.Величина чистых выгод государства,как основной показатель применения различных схем налогообложения при различных инст.условиях.

 

Актуальность исследования. Нефтегазовый комплекс является базовым сектором экономики России, играющим ведущую роль в формировании доходов государственного бюджета и активного торгового баланса страны. Действующая в нефтегазовом секторе налоговая политика позволяет наполнить бюджет страны, но не учитывает индивидуальные особенности месторождений - отсутствует необходимая дифференциация и гибкость налогообложения, соответствующие реальным производственным и экономическим условиям в сфере добычи нефти и газа. Это приводит к тому, что налоговая система, как практическое воплощение налоговой политики, вызывает недовольство всех участников процесса недропользования: компании требуют гибкости, государство - максимально полного изъятия ресурсной ренты.

 

Создание, внедрение и реализация гибкой налоговой системы неизбежно связаны с издержками как государства, так и недропользователей. Однако при рассмотрении вопросов изменения налоговой политики, путей повышения ее гибкости, обычно не проводится детальных оценок того, с какими издержками будет связано реформирование, т.е. какими будут издержки реализации новых налоговых систем. Не оценивается в полной мере и взаимосвязь институциональных условий в сфере налогообложения и недропользования. Рассчитываются только дополнительные доходы бюджетов всех уровней, реже - выгоды компаний, разрабатывающих малорентабельные месторождения. Издержки реализации, которые могут оказывать существенное влияние на выгоды государства и компаний от применения данных налоговых схем, как правило, не принимаются в расчет.

 

Величина издержек реализации налоговой политики зависит не только от того, на каких налогах основывается система налогообложения, но и от того, какие нормы и правила определяют условия разработки ресурсов полезных ископаемых. Реализация данных правил важна с позиции повышения степени объективности экономических параметров и показателей, характеризующих процесс освоения и разработки минерально-сырьевых ресурсов. В том случае, если существуют достаточно жесткие институциональные условия, государство несет повышенные издержки, связанные с осуществлением контроля за соблюдением норм и правил рационального недропользования. Соответственно, компании ограничены в возможностях проявления оппортунизма, что приводит к увеличению выгод государства.

 

Выгоды государства и компаний оценить сравнительно несложно. Сложность возникает с оценкой издержек реализации налоговой политики. В этой связи исследования в области методического обеспечения экономической оценки издержек, связанных с реализацией налоговой политики в различных институциональных условиях, являются актуальными. Это предопределило выбор темы и направления диссертационного исследования.

 

Цель исследования состоит в разработке методического подхода к оценке издержек, связанных с реализацией налоговой политики в нефтегазовом секторе экономики.

 

Для достижения поставленной цели в рамках исследования решаются следующие основные задачи:

 

1) выявление особенностей нефтегазового сектора экономики;

 

2) обобщение отечественного и зарубежного опыта налогообложения нефтегазового сектора с целью выделения особенностей налоговой политики в различных экономических условиях;

 

3) определение содержания и наполнения категории «издержки реализации» различных систем налогообложения;

 

4) разработка методического подхода к сопоставлению выгод и издержек реализации различных подходов к реформированию налоговой системы в российских условиях;

 

5) сравнительный анализ издержек реализации налоговой политики в современных условиях в России и сравнение данных издержек с аналогичными в других странах;

 

6) предложение рекомендаций по изменению налоговой политики в нефтегазовом секторе экономики.

 

Объектом исследования является нефтегазовый сектор как сфера применения регулирующих инструментов налоговой политики государства.

 

Предметом исследования является изменение налоговой политики и форм ее практической реализации в нефтегазовом секторе экономики.

 

Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследование основано на работах отечественных и зарубежных ученых, посвященных:

 

• исследованиям институциональной среды нефтегазовой отрасли (работы В.Ю. Алекперова, А.А. Арбатова, Д. Ворчестера, А.А. Конопляника, В.А. Крюкова, Ю.К. Шафраника и других специалистов);

 

• исследованиям государственной политики и направлениям формирования российской системы налогообложения в нефтегазовом секторе (работы Ю. Бобылева, А. Васильевой, Г.В. Выгона, Е. Гурвича, С. Ежова, М. Субботина, А.Н. Токарева и др-);

 

• важнейшим аспектам макроэкономического анализа налоговой системы (исследования Г. Выгона, Е. Гайдара, А. Дворковича, X. Хотеллинга, JI. Якобсона);

 

• социально-экономическим и экологическим аспектам (работы Б. Босквета, К. Гэдди и Б. Икеса, В.В. Шмата и др.);

 

• исследованиям иностранного опыта реформирования налоговых систем в сфере природопользования (отчеты международных организаций, работы исследователей: Джонстона Д., Норенга О., А.И. Перчика, Чиркунова О., Кумара Р.).

 

При проведении прикладных исследований использовался абстрактно-логический подход на основе системного анализа экономических процессов, экономико-математические и графические методы и модели. Применялись классификации, группировки, методы экономико-статистического анализа, анализа динамики и структуры изучаемых параметров.

 

В качестве информационной базы использовались:

 

• законодательные акты Российской Федерации;

 

• отраслевые периодические издания («Нефтегазовая вертикаль», «Нефть России», «Нефть и капитал», «Минеральные ресурсы России» и др.);

 

• информационные и аналитические материалы Государственного комитета РФ по статистике,.Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, Правительства республики Татарстан, Администрации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента энергетики провинции Альберта (Канада) и др.;

 

• публичная отчетность отечественных и зарубежных компаний-недропользователей;

 

• фактологические и эмпирические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов, в периодических изданиях, материалах семинаров и конференций, сети Internet.

 

Научная новизна диссертационного исследования.

 

1. Обосновано применение гибких инструментов налоговой политики в связи с дифференциацией условий добычи в нефтегазовом секторе; анализ целесообразности применения различных систем налогообложения следует проводить с учетом сопоставления полных выгод и издержек их формирования и реализации.

 

2. Введено понятие «издержки реализации налоговой системы»; показано, что данные издержки должны включать не только издержки администрирования в рамках собственно сферы налогообложения, но и издержки в процессе технического регулирования объектов налогообложения, а также упущенную выгоду для государства в результате построения неадекватной налоговой системы.

 

3. Построена производственно-финансовая модель разработки нефтяного месторождения, позволяющая оценить выгоды и издержки, связанные с реализацией различных налоговых систем.

 

4. Разработан методический подход к оценке выгод и издержек реализации налоговой политики в нефтегазовом секторе.

 

5. Апробирована методика оценки выгод и издержек реализации различных схем налогообложения и дан их сравнительный анализ с точки зрения целесообразности применения в современных условиях России.

 

Теоретическая и практическая значимость. Диссертационное исследование выполнено в рамках комплекса научно-исследовательских работ по изучению институциональных преобразований в нефтегазовом секторе России, проводимых в Секторе экономических и социальных проблем развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Указанные научно-исследовательские работы представляют основу для разработки широкого круга рекомендаций по развитию нефтегазового сектора России и ее регионов для органов государственной власти федерального и регионального уровней, а также для компаний и организаций нефтегазового сектора. Непосредственная практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты применимы для обоснования целесообразности перехода к гибкому налогообложению по большому числу нефтяных месторождений Западной Сибири с извлекаемыми запасами свыше 1 млрд т, которые не могут быть вовлечены в эксплуатацию при действующей налоговой системе из-за неудовлетворительных показателей финансовой эффективности.

 

Основные результаты использованы в учебном процессе Новосибирского государственного технического университета в курсах «Экономика отраслевых рынков» и «Стратегическое планирование», которые читаются для студентов специальности 080103 - «Национальная экономика», а также курса «Государственное регулирование и экономическая политика», который читается для магистрантов направления 521600 - «Экономика», что подтверждается соответствующими справками о внедрении.

 

Положения, выносимые на защиту.

 

1. Месторождения нефти и газа значительно различаются по своим горно-геологическим характеристикам и размещению, что вызывает дифференциацию экономических показателей освоения. Применение унифицированных специальных налогов, взимаемых по единой ставке, создает заведомо неравные условия для недропользователей и препятствует освоению сложных и высокозатратных месторождений. Это обусловливает необходимость реформирования системы налогообложения НГС и проведение гибкой, дифференцированной налоговой политики, которая выполняет не только фискальную, но и стимулирующую функцию.

 

2. В том или ином виде гибкие налоговые системы применяются в НГС всех без исключения стран с рыночной экономикой (США, Канады, Великобритании, Норвегии, Австралии и др.). Существует два основных подхода к построению такого рода систем - производственный и экономический, - каждый из которых не имеет абсолютных преимуществ по сравнению с другим. Выбор подхода к дифференциации налогообложения в НГС в каждом конкретном случае определяется множеством факторов, в том числе историческими, а также подготовленностью институциональной среды к применению того или иного подхода.

 

3. Построение гибкой налоговой политики в НГС России нельзя рассматривать как автономную задачу - это требует существенной перестройки всей институциональной среды и, прежде всего в сфере недропользования, которая наиболее тесно связана с налогообложением. Реформирование институциональной среды сопряжено с определенными издержками для государства и недропользователей, которые можно охарактеризовать как трансакционные. Поэтому эффективность создания и последующего применения гибкой налоговой политики в НГС следует оценивать с учетом потенциальных выгод и названных издержек.

 

4. Оценка эффективности гибкого налогообложения для условий НГС России может быть получена с использованием методического подхода, разработанного автором. В рамках данного подхода определены издержки реализации гибкой налоговой политики и построена экономико-математическая модель, позволяющая оценить чистые выгоды гибкого налогообложения на примере нефтедобывающей отрасли.

 

5. При реализации гибкой налоговой политики существенно возрастают издержки, связанные со всесторонним мониторингом показателей, лежащих в основе дифференциации. При этом выгоды от введения дифференцированных подходов к налогообложению, превышают издержки, связанные с реализацией налоговой политики.

 

6. Учитывая соотношение издержек и выгод, вытекающее из современного состояния институциональной среды в НГС России, в среднесрочном аспекте более предпочтительным является гибкое налогообложение, которое основано преимущественно на производственном подходе. Если рассматривать институциональные преобразования как длительный многостадийный процесс, то в долгосрочной перспективе, по мере выстраивания необходимых предпосылок, целесообразно усиление элементов дифференциации налогообложения в НГС в соответствии с экономическими принципами.

 

 

45.Трансакция,как базовый элемент институционального анализа

 

ТРАНСАКЦИЯ (от лат. transactio — совершение, договор) — 1) банковская операция, состоящая в переводе денежных средств с одного счета на другой; 2) сделка, соглашение, сопровождаемое обычно взаимными уступками; 3) ведение дел, изменяющих финансовое состояние компании. Возможное написание термина — транзакция.

 

рансакция - деятельность человека в форме отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе планирования, контроля за выполнением обещаний, а также адаптации к непредвиденным обстоятельствам.

 

Права свободы рассматриваются как отдельная категория. В этом случае используется правовая точка зрения. Это связано с тем, что права свободы не принадлежат к категории прав собственности в юридическом смысле, даже если не ограничиваться континентальной правовой традицией и учесть особенности обычного права. Вместе с тем в рамках новой институциональной экономической теории права свободы вполне могут рассматриваться как подвид прав собственности. Это обусловлено акцентом на стимулы в определении значения прав для объяснения действий экономических агентов и взаимодействии между ними по поводу ограниченный ресурсов.

 

Есть и другой аспект определения трансакции. Институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, то есть за рамки физического контроля. Такое распространение оказывается трансакциями в отличие от индивидуального действия как такового {акции) или обмена товарами.

 

Когда рассматривается трансакция, то в явном виде должны быть определены ограничения, социальный фон, или контекст, в котором они (действия) рассматриваются. Таким образом, трансакция оказывается действием, положенным взаимодействием между людьми.

 

В экономической теории взаимодействие между людьми рассматривается на фоне таких ключевых допущений как ограниченность ресурсов, следование собственным интересам. Вот почему трансакция содержит в неявной форме три момента, одновременно являющихся отражением трех видов социальных отношений: конфликта, зависимости и порядка16. В первом приближение конфликт можно определить как отношение взаимоисключения по поводу использования ограниченного ресурса. Взаимозависимость - отношение, отражающее взаимное понимание возможностей повышения благосостояния посредством взаимодействия. Порядок - отношение, посредством которого определяется не только суммарный выигрыш, но и его распределение между заинтересованными сторонами.

 

Предложенное определение трансакции позволяет анализировать различные формы хозяйственной деятельности в рамках одной и той же системы понятий. Тем самым данное определение - элемент общей экономической теории с точки зрения возможностей анализа альтернативных и/или взаимодополняющих экономических систем.

 

Определение трансакции и комментарии к нему дают возможность сформулировать последовательность дальнейшего изложения. Во-первых, следует рассмотреть виды трансакций. Во-вторых, выяснить, чем обусловлены сосуществование различных видов трансакций и процесс замещения одного их типа другим.

 

Виды трансакций. Значение классификации трансакций состоит в том, что она показывает возможности сравнительного анализа дискретных институциональных альтернатив, опосредующих обмены между экономическими агентами. Дискретные институциональные альтернативы - это совокупность системно замкнутых (неделимых, взаимодополняющих) наборов правил, опосредующих взаимодействие между людьми по поводу ограниченных благ.

 

Один из вариантов классификации трансакций был предложен Дж. Коммонсом. Он выделял три типа трансакций: торговые, рационирования и управления17. Как уже отмечалось выше, в данном разделе речь пойдет только о чистых типах трансакций.

 

В торговой трансакции для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них в соответствии с относительной переговорной силой, юридическим статусом и т.п. Таким образом, в данной трансакции условием присвоения блага одним является признание контрагентом наличия ценности в вещи не меньшей, чем та, которой обладает для него вещь, находящаяся в его распоряжении.

 

Торговая трансакция — единственная форма, в которой возможно соблюдение условий симметричности правовых отношений между контрагентами.

 

Примерами трансакции сделки могут служить действия на рынке труда наемного работника и работодателя (или их союзов), поведение законодателей на политическом рынке, действия кредитора и заемщика на рынке временно свободных денежных средств. Каждая из сторон самостоятельно принимает окончательное решение об участии в обмене, хотя последний может быть и несимметричным, если, скажем, разрозненным предпринимателям противостоит сильный профсоюз, или наоборот. С этой точки зрения трансакция сделки осуществляется между равными в правовом отношении, но не обязательно равными в переговорной силе, де-факто, сторонами.

 

Однако в любом случае суть торговой трансакции состоит в обмене правами собственности на основе добровольного соглашения между обменивающимися сторонами, что является следствием симметричности правовых отношений, в которых оказываются данные экономические агенты. Законодатель может отдать свой голос в поддержку того проекта, в котором его интересы выражены относительно слабо, в обмен на аналогичную поддержку со стороны другого законодателя проекта, в котором заинтересован первый. Таким образом, с точки зрения современной экономической теории логроллинг, суть которого сводится к поддержке одного законопроекта в обмен на поддержку другого, является одной из форм торговой трансакции на политическом рынке.

 

В трансакции управления ключевым является отношение управления-подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне (вследствие делегирования, узурпации, приобретения и т.п.). Данный вид трансакций существует во внутрифирменных отношениях, в бюрократических организациях, а в более широком плане — во внутрииерархических отношениях. Трансакции управления существуют в силу того, что право на принятие решения (соответственно право свободы, по Дж. Коммонсу) обменивается на доход, ожидаемая полезность которого должна превышать ту, которая соответствует рыночной ставке заработной платы на рынке. В связи с этим условием контракты по найму рабочей силы радикально отличаются от других добровольных контрактов, делая необходимым выделение в качестве особого права свободы.

 

46.Типы трансакций по Джону Коммонсу.

В трансакции управления ключевым является отношение управления-подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне (вследствие делегирования, узурпации, приобретения и т.п.). Данный вид трансакций существует во внутрифирменных отношениях, в бюрократических организациях, а в более широком плане — во внутрииерархических отношениях. Трансакции управления существуют в силу того, что право на принятие решения (соответственно право свободы, по Дж. Коммонсу) обменивается на доход, ожидаемая полезность которого должна превышать ту, которая соответствует рыночной ставке заработной платы на рынке. В связи с этим условием контракты по найму рабочей силы радикально отличаются от других добровольных контрактов, делая необходимым выделение в качестве особого права свободы.

 

Типы трансакций (классификация трансакций Коммонса основана на правовом соотношении сторон):

 

- сделка (равноправное положение сторон),

 

- управление (иерархичное положение сторон),

 

- рационирование (доминирующее положение одной из сторон),

 

 

47. Плюсы и минусы от возможного введения налога на дополнительный доход от добычи УВ.

При плановой системе хозяйствования механизмы изъятия рентных доходов нефтегазового сектора были весьма специфичными и по большей части завуалированными. Во внутриэкономическом обороте изъятие ренты осуществлялось за счет значительной дифференциации цен на сырую нефть и продукты ее переработки. Так, в середине восьмидесятых годов соотношение средних оптовых цен на сырую нефть и розничных цен на высокооктановый бензин составляло примерно 1:17, а на обычный бензин – 1:13. Доля косвенных налогов (налога с оборота), с помощью которых изымалась нефтяная рента, в цене этих продуктов составляла около 80%. Во внешнеэкономическом обороте изъятие ренты происходило за счет присвоения государством разницы между экспортными и внутренними ценами на нефть. Издержки добычи нефти в СССР (с учетом транспортных затрат) не превышали 40 долл./т, и, таким образом, экспорт каждой тонны нефти в первой половине восьмидесятых годов приносил государству потенциальный чистый доход в размере 150-200 долл. Реальные доходы, однако, были существенно меньше, поскольку большая часть экспорта нефти и нефтепродуктов приходилась на страны СЭВ, поставки энергоресурсов в которые осуществлялись по ценам ниже мировых (таким образом СССР фактически делился частью рентных доходов с другими социалистическими странами).

 

Часть ренты изымалась в неявном (завуалированном) виде. За счет искусственно заниженных цен на энергоресурсы государство фактически дотировало многие отрасли экономики, включая сельское хозяйство, большую часть обрабатывающей промышленности и ВПК. В этом случае процесс изъятия ренты по существу совпадал с процессом ее использования. Часть ренты, однако, возвращалась государству в виде налогов от дотируемых секторов экономики, а также косвенных налогов на потребительские товары.

 

С началом рыночных реформ в механизмах изъятия ресурсной ренты произошли радикальные изменения. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» были законодательно закреплены основы новой налоговой системы России, включая платежи за пользование недрами (в тот момент еще не определенные законодательно) и налоги на нефтепродукты (акциз на бензин и налог на реализацию горюче-смазочных материалов).

 

Основным правовым актом, регулирующим отношения в недропользовании, стал Закон РФ от 21.02.92 N2395-1 «О недрах». Наиболее важными положениями данного закона явились разграничение сфер компетенции Федерации и ее субъектов в вопросах недропользования, введение лицензирования прав на пользование недрами на конкурсной или аукционной основе и определение сроков пользовании недрами (5 лет при проведении геологоразведочных работ, 20 – при разработке месторождений и 25 лет – при их совмещении), установление системы платежей при пользовании недрами, состоящей из акцизов на отдельные виды минерального сырья, платежей за пользование недрами (роялти) и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

 

Таким образом, в 1992 г. было положено начало формированию новой, отвечающей условиям рыночной экономики, системы налогообложения добычи углеводородов. Данная система включила в себя как налоги общего применения, так и специальные нефтяные налоги, ориентированные на изъятие ресурсной ренты: акциз, платежи за пользование недрами (роялти) и экспортную пошлину на нефть.

 

Согласно Закону РФ «О недрах» (ст. 46) акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, могут вводиться Правительством РФ в соответствии с Законом РФ «Об акцизах». Акциз на нефть был введен в сентябре 1992 г. Первоначально его средняя ставка составляла 18% стоимости нефти (без НДС) при колебаниях по отдельным производителям от 0 до 30%. В июле 1993 г. средняя ставка акциза была увеличена до 24%. Затем, в мае 1994 г. акциз на нефть был установлен в абсолютных показателях. Его средняя ставка составила 14 750 руб./т, по отдельным производителям она колебалась от 0 до 36 000 руб./т. При этом ставка акциза подлежала ежемесячной индексации в соответствии с изменением обменного курса рубля по отношению к доллару. С 1 апреля 1995 г. для компенсации снижения экспортной пошлины на нефть акциз был увеличен до 39 200 руб./т. С 1 апреля 1996 г., одновременно со снижением экспортной пошлины с 20 до 10 экю/т, средняя ставка акциза была увеличена до 55 000 руб./т, а с 1 июля, после отмены экспортной пошлины, – до 70 000 руб./т.

 

По постановлению Правительства РФ от 08.04.97 N408 «О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации» с 21 января 1997 г. средняя ставка акциза была установлена на уровне 55 000 руб./т. При этом ежемесячная индексация ставок акциза была отменена.

 

Платежи за пользование недрами (роялти) были введены в середине 1992 г. Ставка роялти варьирует от 6 до 16% в зависимости от характеристик конкретных месторождений и фиксируется в лицензии. В среднем ставка роялти составляет, по различным оценкам, 8-10% стоимости добытой нефти.

 

Ставка отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, предназначенных для целевого финансирования поисковых и геолого-разведочных работ, была установлена на уровне 10% цены нефти в пункте добычи и на протяжении рассматриваемого периода не менялась.

 

48. Различия налоговых систем в зависимости от степени жесткости институциональных условий в сфере недропользования.

Не нашёл

49.Время как ресурс и трансакционные издержки.

 

Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод созданных обществом[1] [1]. Такое определение имеет смысл (Коммонс) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями, т. е. за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются транс-акциями в отличии от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.

 

Коммонс различал три основных вида трансакций:

 

1) Трансакция сделки – служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них.

 

В трансакции сделки соблюдается условие симметричности отношений между контрагентами. Отличительным признаком трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.

 

2) Трансакция управления – в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне. В трансакции управления поведение явно асимметрично, что является следствием асимметричности положения сторон и соответственно асимметричности правовых отношений.

 

3) Трансакция рационирования – при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление. Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента.

 

Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают.

 

время — наиболее универсальный ресурс, без которого не протекает ни один экономический процесс. Можно вспомнить такие неслучайные выражения, как «ресурс времени» или «время — деньги».

 

 

50.Классификация теневой (подпольной экономики) по Э.Файгу.

 

· Нелегальная,

· несообщенная,

· незарегистрированная

· неформальная экономическая деятельность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.116 с.)