Кафедра теоретической экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теоретической экономики



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Экономический факультет

Кафедра теоретической экономики

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Для образовательной программы по направлению 080700.62 Бизнес-информатика

 

Форма обучения очная

 

Курс 3

 

 


Составитель к.э.н., доцент Геворкян С.М.

 

 


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «26» июня 2012 г. (протокол № 9).


Зав. кафедрой _________________________В.А.Сидоров

 

Одобрено на заседании учебно-методической комиссии экономического факультета 11 сентября 2012 г. протокол № 1.


Председатель УМК _______________ ____ Л.Н. Дробышевская

 

Краснодар 2012

С О Д Е Р Ж А Н И Е

    стр.
  Аннотация  
1. Организационно-методическая часть  
2. Рабочая учебная программа  
3. Планы семинарских занятий  
4. Задания для самостоятельной работы и формы контроля за их выполнением  
5. Тематика рефератов    
6. Материалы для промежуточного контроля  
7. Вопросы для подготовки к экзамену  
8. Глоссарий  
9. Список рекомендуемой литературы  
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины  

АННОТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История предпринимательства

Курс 3 Семестр 5

 

Цель дисциплины – дать студентам системное представление о зарождении и становлении российского предпринимательства от истоков до настоящего времени в контексте исторических условий развития России;

вооружить их знанием общего и особенного в исторической судьбе предпринимательства; восполнить на фактическом материале историко-экономический информационный вакуум о развитии предпринимательства, раскрыть его основные особенности, и в ходе изучения материала подойти к основам современной экономики в области предпринимательства.

Задачи дисциплины:

– на обширном историко-экономическом материале развить у студентов навыки предпринимательской культуры;

– вооружение студентов знанием особенностей становления и развития российского предпринимательства на разных этапах;

– обеспечение понимания ими проблем сословной и профессиональной организации деловых кругов, их отношений с правительственной властью и рабочим классом;

– формирование представлений о внутреннем мире российских предпринимателей дореволюционной России;

– оказание помощи в понимании специфики предпринимательской деятельности в России на современном этапе в контексте осмысления радикально-либеральной модернизации, ее замыслов и реалий.

– внести вклад в подготовку современных специалистов с широким кругозором и разносторонними знаниями как теоретического, так и прикладного характера

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «История предпринимательства» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования преподается на экономическом факультете для студентов 3 курса (направление 08.07.00.62 – «Бизнес-информатика»).

В системе подготовки бакалавров в области бизнес-информатики «История предпринимательства» входит в блок ОДП. Национально-региональный (вузовский) компонент.

Логически дисциплина увязана с такими основными базовыми курсами, как «Основы бизнеса», «Государственное регулировании бизнеса», «История экономики».

Для освоения дисциплины студент должен обладать:

1. базовыми входными знаниями в области:

– истории отечества; – основ бизнеса; – государственного регулирования предпринимательства;

– истории экономики;

2. умениями в области:

– поиска эмпирических данных и статистики;

– владения основными методами, средствами и способами получения, хранения, переработки информации;

– анализа социально-значимых проблем и прогнозирования возможного их развития в будущем;

Результаты обучения

В результате изучения дисциплины студент должен:

«Знать»:

– базовые понятия и термины, связанные с предпринимательской деятельностью;

– закономерности и особенности развития отечественного предпринимательства;

– важнейшие вехи и этапы истории российского предпринимательства;

– о сложности проделанного «третьим сословием» пути без прикрас, но и без умолчания негативных сторон этого процесса.

«Уметь»:

самостоятельно анализировать ключевые виды предпринимательства (торговое, промышленное, банковское, аграрное);

– выявлять зависимости форм и методов бизнеса от хозяйственной системы, выделять закономерности и особенности развития российского предпринимательства;

– обобщать исследуемый материал в контексте российской экономической истории, рассматривая сквозь призму макроэкономических проблем и государственной политики.

– представлять эволюцию форм деловой активности в ходе изменений экономической системы, факторах стимулирующих или тормозящих ход развития предпринимательства в различной исторической эпохе.

«Владеть»:

– навыками аналитического мышления для выработки системного целостного взгляда на проблемы российского предпринимательства

– навыками аргументации и ведения дискуссии по вопросам предпринимательской деятельности на разных этапах общественного развития;

– методологией социально-экономического исследования; – современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.

На изучение курса «История предпринимательства» в Государственном стандарте высшего профессионального образования выделено 108 часов, из них – 54 часа аудиторных (лекций – 36 ч., семинары – 18 ч.). В объеме запланированных учебным планом часов студентам предстоит пройти 11тем, с разностью объема и значения.

Изучение дисциплины носит «исторический» характер и опирается на полученные знания области «Экономической истории» и «Истории отечества».

Для глубоко освоения материала студентам необходимо:

1. Ознакомиться с кратким содержанием лекции по темам, представленных в Учебно-методическом комплексе, а затем прочитать рекомендуемую учебную и дополнительную литературу.

2. Изучив теоретический материал необходимо приступить к раскрытию содержания плана практических занятий.

3.Для осмысления материала необходимо знания основных понятий, представленных в Глоссарии Учебно-методического комплекса.

4. В завершении самостоятельной подготовки к практическим занятиям студент должен закрепить полученные знания по каждой теме ответами на контрольные вопросы и выполнением домашних заданий в форме составления структурно-логических схем, таблиц, тестов, кроссвордов и реферативных докладов.

Для проведения активных форм учебного занятия практикуются деловые игры и дискуссии, в которых соединяются такие типы деятельности: 1) развивающее обучение; 2) исследовательская работа.

Содержание и структура дисциплины

№ раз- дела Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа
Л ПЗ ЛР  
             
  Предпринимательство в средневековой России            
  Развитие предпринимательства в период абсолютной монархии (XVIII в. – первая пол. XIX в.)          
  Развитие предпринимательства в эпоху капиталистической модернизации страны (вторая половина XIX в- нач.XX в.)            
  Развитие предпринимательской культуры в XX в.          
  Итого:          

Курсовые работы: не предусмотрено

 

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях: ролевые игры, интерактивная доска, дискуссии.

Вид аттестации: экзамен

Основная литература

1.К.Никитина. История российского предпринимательства. Москва «Экономика» 2004.

2.С.И.Сметанин. История предпринимательства в России. –М.»Палеотип» «Логос» 2006.

3.История предпринимательства в России: учебник [Электронный ресурс] Региональный финансово-экономический инс-т. — Курск, 2011.

4.А. А. Тимофеева. История предпринимательства в России: учебное пособие. М.: Флинта, 2011 (заказ).

5.Новиков А.А. История российского предпринимательства Издательство: МИЭМП, 2010 (заказ).

Автор – к.э.н., доцент Геворкян С.М.


 

И виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины……………………  
Аудиторные занятия………  
Лекции (Л)…………………  
Практические занятия (ПЗ)  
Семинары (С)………………  
Самостоятельная работа…..  
Форма итогового контроля экзамен

 

Курс «История предпринимательства» изучается студентами на 3 курсе – 5 семестр (осенний).

 

 

Распределение часов дисциплины по темам и видам работ

№ пп Наименование разделов и тем Всего (без самост. работы) Аудиторные занятия (часов) Самостработа студента Инд. работа преп. со студ-м
лекции семинары
             
Раздел 1. Предпринимательство в средневековой России
1. Введение в историю предпринимательства.          
2. Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси.            
3. Феодальная раздробленность и предпринимательская культура (конец XIII -первая половина XV в.).            
4. Российское предпринимательство эпохи создания и укрепления централизованного государства.            
Раздел 2. Развитие предпринимательства в период абсолютной монархии (XVIII в. – первая пол. XIX в.)
5. Торгово-промышленное предпринимательство в эпоху петровских реформ.            
6. Экономическая политика и частное предпринимательство в эпоху «женского правления».            
7. Российское предпринимательство накануне Великих реформ.            
Раздел 3. Развитие предпринимательства в эпоху капиталистической модернизации страны (вторая половина XIX в.)
8. Промышленный капитализм в России и его особенности в индустриализации страны (вторая половина XIX в.).          
9. Монополистическая стадия предпринимательства. Предпринимательство и российское общество (вторая половина XIX – начало XX вв.).            
  Раздел 4. Развитие предпринимательской культуры в XX в.
10. Судьба предпринимательства в коммунистической России.          
11. Новейший этап российской модернизации. Современное состояние российского предпринимательства                  
  ИТОГО          
                 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ « История предпринимательства»

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

I. Вопросы к семинару

1.Кризис и крах административной команды системы в СССР.

2.Радикально-либеральная модернизация и переход к интенсивному формированию рыночных отношений.

3.Главные направления перехода к рыночной экономике. Российская модель рыночной экономики.

4.Основные проблемы становления и развития предпринимательства в России в условиях рыночных отношений.

5.Возникновение новых форм предпринимательства.

6. Место и роль предпринимательства в общем экономическом потенциале России, ее основные виды.

7.Государственная поддержка национального предпринимательства

 

4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ
КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕМ

Самостоятельная работа является наиболее активным, целенаправленного способом приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, основываются на следующих принципах:

- самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности; - самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний, развитие аналитических и исследовательских навыков по проблематике учебной дисциплины.

Виды самостоятельной работы по курсу:

1.Написание реферата (эссе) по заданной проблеме.

2.Анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов.

3.Поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса.

4.Аналитический разбор научной публикации.

5.Подготовка научного доклада и выполнение заданий по НИС и т.д.

В раздел также должно быть включено задание на самостоятельную работу по всем или некоторым темам дисциплины и указана одна из следующих форм контроля:

– устный опрос,

– доклад,

– реферат,

–самостоятельное исследование,

–коллоквиум,

тест,– контрольная работа.

4.1. Перечень тем для самостоятельного изучения разделов дисциплины

Тема Содержание вопросов темы для самостоятельного изучения Вид работы
  Торговые города как основа экономики Киевской Руси. Особенности внутренней торговли и ремесленного производства. Подготовка эссе.
  Денежное обращение и фискальные платежи в условиях феодальной раздробленности Написание рефератов.
  Внешняя торговля. Английская Московская компания и ее деятельность. Подготовка докладов.
  Высшие категории (корпорации) русского купечества, их привилегии, привлечение к государственной службе.     Поиск литературы в библиотеке. Написание рефератов
  Организационно-правовое оформление предпринимательства в петровскую эпоху. Написание эссе.
  Шаги по создания кредитной системы накануне Великих реформ. Самостоятельное изучение вопросов по теме. Подготовка доклада с презентацией.
  Ценностные ориентиры купечества. Роль семьи в сокращении преемственности и передаче жизненного опыта. Меценатская деятельность в России Самостоятельное изучение вопросов по теме и написание реферата.
  Превращение «теневой» экономики в неотъемлемую часть хозяйственной жизни в 50-80-е годы. Поиск необходимой информации для групповой дискуссии.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Примерный перечень вопросов для самоконтроля.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1.Влияние природно-климатического фактора на экономическое развитие России.

2.Зарождение кредитно-денежных отношений в Древнерусском государстве.

3.Торговые города как основа экономики Киевской Руси.

4.Торговые связи Великого Новгорода с ганзейским союзом.

5. Внутренняя торговля в период феодальной раздробленности.

6.Денежное обращение в условиях монголо-татарского ига.

7.Англйская московская компания и ее деятельность.

8. Династия Строганов как инициаторы освоения Сибири.

9.Возникновение купеческого сословия.

10.Посошков И.Т. и российское предпринимательство.

11.Петр 1 – великий реформатор российской жизни.

12.Хозяин горных заводов. (Никита Демидов)

13.Первые поселения в Русской Америке

14.Закат старинных гостиных родов.

15.Новые предприниматели.

16.Реформы Александра и их влияние на предпринимательскую активность.

17.Создатель «Русской Америки» (Мальцев С.И.)

18.Российский Ротшильд (Кокоров В.П.).

19.Хозяин Тверской мануфактуры (И.А.Морозов)

20.Столыпинская аграрная реформа и развитие фермерского предпринимательства.

21.НЭП – восстановление элементов буржуазного предпринимательства.

22. Теневая экономика, организованная преступность и номенклатура власти как система отношений в советский период.

23.Кооперативное предпринимательство и социально-экономические реформы.

24.Предпринимательство в условиях переходной экономики.

25.Риски в предпринимательской деятельности.

26.Приватизация - экономическая тенденция конца XX века.

 

ТЕСТЫ

1. Социально-экономические предпосылки образования централизованного государства на Руси выражались в том, что:

А) развитие производительных сил создало прибавочный продукт, от-пала необходимость в коллективном труде;

Б) укреплялась частная собственность, имущественное неравенство;

В) все ответы верны.

2. В Древней Руси денежными единицами были:

А) гривна, куна;

Б) копейка, деньга;

В) грош, рубль;

Г) полтинник, гривенник.

3. Когда в России появились первые мануфактуры:

А) в XVII в.;

Б) в первой половине XVIII в.;

В) в конце XVIII в.;

Г) в начале XIX в.

4. Какой труд преобладал на мануфактурах эпохи Петра I:

А) наемный;

Б) городских низов;

В) крепостной;

Г) беглых и каторжников.

5. Какие типы мануфактур существовали в России во второй половине XVIII века:

А) помещичья;

Б) казенная;

В) купеческая;

Г) крестьянская;

Д) верно все перечисленное;

6. Промышленный переворот, который произошел в России в 40-х – 80-х годах XIX века, означал:

А) переход от мануфактуры к фабрике и замену ручного труда машинным;

Б) замену крепостного труда вольнонаемным;

В) формирование рабочего класса и буржуазии;

Г) верно все;

Д)верно а и б

7. Отметьте буржуазные черты реформы 1861г.:

А) личное освобождение крестьян;

Б) перевод крестьян на денежный выкуп за землю, что способствовало развитию; товарно-денежных отношений и частному предпринимательству;

В) свобода занятий торговлей;

Г) все ответы верны.

8. Наиболее крупными синдикатами в России в начале XX века были:

А) «Продамет» и «Продуголь»;

Б)«Кровля» и «Медь»;

В) «Продвагон» и «Продпаровоз»;

Г) верно все.

Д) верно 1 и 2

9. Когда проводилась Новая экономическая политика (НЭП):

А) с 1918 до 1920;

Б) с 1921 до 1929;

В) с 1921 до 1925;

Г)с 1918 до 1922.

10. Кулаками в начале XX века называли:

А) крестьян-торговцев;

Б) всех крепких хозяев;

В) хозяев, имеющих наемных рабочих и занимающихся торгово-ростовщической деятельностью;

Г) хозяев, имеющих не менее 4-х лошадей и 4-х коров.

11. Экономические реформы правительства Е. Гайдара в качестве главного звена предполагали:

А) приватизацию всех государственных предприятий;

Б) ваучеризацию всего населения;

В) укрепление финансовой системы;

Г) создание класса мелких и средних собственников.

12. «Старорусские» кланы буржуазии в начале XX века свои капиталы в основном вкладывали:

А) в новые отрасли промышленности России;

Б) в освоение новых промышленных районов России;

В) в железнодорожное строительство России;

Г) в традиционные мануфактуры и фабрики России;

Д) в развитие сельского хозяйства России;

Е) покупку предприятий за границей.

13. Право на торговлю товарами, произведенными в своих деревнях, дворяне получили в период правления:

А) Петра I;

Б) Екатерины I;

В) Екатерины II;

Г) Павла I;

Д) Александра II.

14. Сращивание банковского и промышленного предпринимательства в России активнее всего происходило в:

А) легкой промышленности;

Б) тяжелой промышленности;

В) судостроении;

Г) металлургии;

Д) угледобыче.

15. Первые металлургические заводы в России принадлежали:

А) казне;

Б) купцам и помещикам;

В) иностранцам;

Г) царской семье;

Д) купцам Строгановым.

16. Наибольшее число текстильных мануфактур в XVIII веке возникло в:

А) Иваново-Вознесенске;

Б) Москве;

В) Нижнем-Новгороде;

Д) Орехово-Зуеве;

Е) Костроме.

17. К началу 80-х годов XIX века российские железные дороги находились:

А) в основном, в частном владении;

Б) в долевом казенном и частном владении;

В) у иностранных владельцев и казны;

Г) у частных российских и иностранных владельцев;

Д) в долевом владении казны, частных и иностранных владельцев.

18. В XVII возникли солевые мануфактуры в:

А) Ярославле и Старой Руссе;

В) Старой Руссе и Прикамье;

Г) Прикамье и Вычегодске;

Д) Вычегодске и Туле.

19. Вышедшие из общины крестьяне в систему рыночных отношений включались через:

А) торгово-посреднические фирмы;

Б) банки;

В) кооперативные союзы;

Г) земские учреждения;

Д) государственные заготовительные организации.

20.Основные функции Берг-коллегии, созданной во время правления Петра - регламентация и контроль деятельности…

А) мелко-ремесленных предприятий.

Б)промышленной династии Бергов.

В)промышленных предприятий.

21Закончите предложение: сегодня разнообразные бизнесы являются элементами конструктора для создания предпринимательских…

А) синдикатов.

Б) трестов.

В) схем.

22.Был ли Савва Васильевич Морозов, основатель "Товарищества Никольской мануфактуры Саввы Морозова, сын и Ко" и родоначальник мануфактурно-промышленной семьи Морозовых, крепостным крестьянином?

Да.

Нет.

23.«Предприниматель менее других склонен к бережливости, к точности в калькулировании прихода и расхода и более склонен к финансовому размаху». Это утверждение…

А) скорее неправильное.

Б) скорее правильное.

В) скорее неоднозначное.

24.«Знакомство с историей российского предпринимательства, безусловно, полезно». Согласны ли вы с этим утверждением?

А) Нет.

Б) Да.

В) Не знаю.

25.Организовали ли Строгановы колонизационную деятельность на окраинах России?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не знаю.

26.Сколько поколений рода Демидовых в течение двухсот лет владели уральскими заводами?

А) 5

Б) 9

В) 7

27.«Золотой век предпринимательства» - это период…

А) с 1861 по 1917 год.

Б) с 1817 по 1861 год.

В) с 1848 по 1861 год.

27.Чем занимались братья Третьяковы?

А) Они были бондари.

Б) Они были льнянщики.

В) Они были художники.

28.В каком году российскими купцами и промышленниками был выработан документ «Семь принципов ведения дел в России»?

А) В 1912 году.

Б) В 1927 году.

В) В 1896 году.

29.XV век – это …

А) промышленный рост (увеличение числа фабрик и мануфактур)

Б) рост иностранного капитала

В) рост численности купечества и его влияния

30.В чем была выгода казенных подрядов?

А) Купец-подрядчик имел в распоряжении кредит, который он мог вложить в любое предприятие по своему усмотрению.

Б) Купец-подрядчик имел в распоряжении подряд, который он мог продать за любую сумму по своему усмотрению.

В) Купец-подрядчик имел в распоряжении часть кредита за подряд, который он мог вложить в любое предприятие по своему усмотрению.

31. Преобразования Петра I в начале 18 века касались, в первую очередь, сферы…

А) сельскохозяйственного производства.

Б) промышленного производства.

В) научного производства.

31. Афанасий Никитин, автор произведения «Хождение за три моря», был…

А) купцом.

Б) мануфактурщиком.

В) промышленным магнатом.

32. Какое из трех приведенных утверждений верное?

А) Всемирно известная и ныне действующая Третьяковская галерея была подарена Москве Сергеем и Павлом Третьяковыми.

Б) Всемирно известная и ныне действующая Третьяковская галерея была национализирована большевиками у братьев Третьяковых и передана Москве.

Г) Всемирно известная и ныне действующая Третьяковская галерея досталась Москве по завещанию последнего наследника братьев Третьяковых.

33.Что способствовало конкурентоспособности “теневого” предпринимательства в советский период?

А) Его ориентация на спрос.

Б) Его поддержка государством.

В) Насыщенность рынка товарами и услугами.

34.Из каких соображений скупой по природе Савва Тимофеевич Морозов пожертвовал РСДРП значительную часть своего состояния?

А) В основном, из-за сочувствия большевикам.

Б) В основном, потакая желаниям своей подруги - артистки МХАТа Марии Андреевой.

В) В основном, из перспективного видения за РСДРП будущего партнера в предпринимательстве.

35. С XV века центром средоточия торговли страны стал город…

А) Киев

Б) Новгород

В) Москва

36. Какова причина успешного и быстрого развития предпринимательства в XVII веке?

А) Привлечение иностранных капиталов, специалистов и конкурентов в Россию.

Б) Либеральная политика Петра I, оказывающая мощную поддержку крестьянам и работникам производств и стимулирующая их работать все эффективнее.

В) Расширение промышленного производства через поддержку государства и дешевый принудительный труд.

37. В каком веке Афанасий Никитин кратчайшим, сухим путем прошел в Индию (еще до португальца Васко да Гама)?

А) в XI веке.

Б) в XV веке.

В) в XVIII веке.

38. С какого года начался новейший этап развития отечественного предпринимательства?

А) С 1985 года.

Б) С 1992 года.

В) С 2000 года.

39. Какова основная предпосылка зарождения предпринимательства в IX веке?

А) Возникшие денежные отношения при товарообменах.

Б) Захватнический характер политики Древнерусского государства.

В) Ввоз волжскими булгарами на территорию Древней Руси шелковых тканей, золота, вина, парусины, канатов и других товаров.

40.Какое из трех приведенных утверждений наиболее соответствует современному предпринимательскому представлению?

А) Прибыль есть характеристика общественного хозяйства.

Б) Прибыль есть характеристика индивидуального акта предпринимательства.

В) Прибыль не есть характеристика общественного хозяйства.

41. Распространенные во время НЭПа концессии, в соответствии с которыми определенные объекты или участки земли передавались для эксплуатации, в основном, представляли собой договоры между Советским государством и …

А) отечественной компанией.

Б) иностранной компанией.

В) отечественными частными лицами.

42. Кто автор высказывания – «Предприниматель не играет по установившимся правилам – он либо создает новые, либо предугадывает изменение правил со стороны регулирующих органов и играет на опережение»?

А) Билл Гейтс.

Б) Джордж Сорос.

В) Элвин Тоффлер.

43. Что лежит в основе всех проблем современного российского предпринимательства?

А) Нерешенность вопроса о социальной идентичности предпринимателя.

Б) Нерешенность вопроса о поддержке предпринимательства.

В) Нерешенность вопроса о психологическом портрете предпринимателя.

44.В концепции НЭПа возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как…

А) признание этой эффективной формы хозяйствования для советской экономики.

Б) вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом.

В) непринципиальное, несущественное решение.

45. В какой последовательности появились следующие династии предпринимателей:

А) Строгановы

Б) Третьяковы

В) Морозовы

Г) Демидовы

46.Какие факторы благоприятствовали объединению земель вокруг Москвы?

А. Объективные факторы: географическое положение, приток населения, наличие торговых путей;

Б. Субъективные факторы: формирование признаков русской народности, умелая и активная политика московских князей.

1) верно А

2) верно Б

3) верно А и Б

4) нет верного ответа

47. С чьим именем связан Новоторговый устав?

А) Иван Грозный

Б) Алексей Михайлович

В) Софья Палеолог

Г) нет верного ответа

48.Меркантилизм - это политика, направленная на...

А. накопление драгоценных металлов в стране и поддержание активного торгового баланса

Б. защиту отечественных предприятий и протекционизм

а) верно А

б) верно Б

в) верно А и Б

г) нет верного ответа

49.Первый в России банк был учреждён:

А) в 1757 г.

Б) в 1733 г.

В) в 1764 г.

Г) в XVII в.

50.В годы царствования Екатерины II впервые появились:

А) долгосрочные кредиты

Б) краткосрочные кредиты

В) верно а) и б)

Г) нет верного ответа

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1.Предмет и задачи учения учебного курса «Истории предпринимательства».

2.Связь истории предпринимательства с другими дисциплинами в системе общественных наук.

3.Закономерности и особенности развития предпринимательства в России

4.Основные этапы российского предпринимательства

5.Формирование хозяйственной культуры восточных славян.

6.Военный и торговый фактор в формировании древнерусского государства.

7.Внутренняя и внешняя торговля Киевской Руси.

8.Торговые города как основа экономики Киевской Руси.

9.Экономические причины падения Киевской Руси.

10.Торговля и промышленность Северо-Западной Руси.

11.Процветание Великого Новгорода.

12.Торговля с Ганзейским союзом.

13.Начало экономического возвышения Москвы.

14.Экономические факторы объединения земель вокруг Москвы.

15.Формирование отечественной промышленности в XV-XVII вв.

15.Первые частные предприниматели: Морозов, Строганов и др.

16.Рождение мануфактуры (казенные и вотчинные).

17.Меркантилизм в экономической политике государства во второй половине XVII века.

18.Особенности первоначального накопления капитала в России.

19.Деятельность Петра 1 по развитию рыночных отношений и предпринимательства.

20.Развитие предпринимательства в горно-металлургической промышленности.

21.Организационно-правовое оформление предпринимательства.

22.Усиление протекционизма в торговой политике Петра 1.

23.Совершенствование регламентации предпринимательской деятельности во второй половине XVIII века.

24.Экономические реформы Екатерины II.

25.Закат старинных купеческих династий.

26.Отмена крепостного права и ее влияние на рост предпринимательской активности.

27.Капиталистическая модернизация сельского хозяйства.

28. Начало индустриализации. Изменение отраслевой структуры российской экономики.

29.Частное железнодорожное предпринимательство (1860-1890 гг.).

30.Формирование буржуазной системы кредита (1860-1890 гг.).

31.Налогообложение торговли и промышленности (1860-1890 гг.).

32. Иностранный капитал в России (1860-1890 гг.).

33.Предпосылки и особенности промышленного переворота в России.

34.Предпринимательство в текстильной промышленности (первая половина XIX века)

5.Предпринимательство помещиков в дореформенный период (первая половина XIX в.).

36.Организационно-правовые формы российских предприятий (дореформенный период XIX века).

37.Государство и экономика в начале ХХ в.

38.Господство монополий в начале ХХ века.

39.Столыпинская аграрная реформа и развитие фермерского предпринимательства.

40.Предпринимательство накануне и в годы Первой мировой войны

41.Теория и практика революционных преобразований.

42. Политика «военного коммунизма» как попытка организации государственного коммунистического предпринимательства.

43.НЭП – восстановление элементов буржуазного предпринимательства.

44.Переход от рыночных к командно-административным методам хозяйствования.

45. Расцвет теневой экономик (70-80 е гг.)

46.Кооперация и развитие национальной экономики

47. Роль предпринимательства в укреплении отечественного производства.

48.Приватизация и развитие малого бизнеса.

49. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

50.Современное состояние российского предпринимательства

 

ГЛОССАРИЙ

Акция – ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и дающая право ее владельцу на получение определенного дохода (дивиденда) из прибылей акционерных обществ.

Берковец - высшая единица веса, содержащая 10 пудов (1 пуд = 16,38 кг).

Бурмистерские избы- учреждения, в функции которых входило ведение торгово-промышленного населения городов.

Великая немецкая Ганза – торгово-политический союз северогерманских городов, сформировавшийся в 13в. первоначально вокруг Кельна, а затем вокруг Любека.

Великий Новгород –старейший восточнославянский город со времен Киевской Руси – поддерживал оживленные торговые связи со многими странами Западной Европы.

Верфь - место постройки и ремонта судов.

Вершок - линейная мера, примерно 3,8 - 4,6 см

«Военный коммунизм» социально-экономическая политика советской власти в период с 1917 г. по 1921г. Составными частями этой политики были: национализация всей земли, банков, промышленных предприятий, средств коммуникации; взимание продовольственной разверстки с крестьянских хозяйств, организация продовольственных отрядов; введение государственной монополии на внешнюю торговлю и товары первой необходимости на внутреннем рынке; введение всеобщей трудовой повинности, свертывание товарно-денежных отношений и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.214.106.184 (0.277 с.)