Материалы история России 14-19вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы история России 14-19вв.



МАТЕРИАЛЫ ИСТОРИЯ РОССИИ 14-19вв.

 

Планы и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

 

Тема 1. Процесс складывания единого русского государства(14-15вв.).

Вопросы для обсуждения

1. Экономические и политические факторы централизации в России.

2. Источники политического возвышения Москвы.

3. Альтернативы социально-политического развития в XV в. Борьба за укрепление централизованного государства.

Литература

1. Александров Д.Н. Русские княжества в XIII-XIV вв. М., 1997.

2. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

3. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989.

4. Алексеев Ю.Г. Под знаменами Москвы: Борьба за единство Руси. М., 1992.

5. Борисов Н.С. Иван III. М., 2000.

6. Борисов Н.С. Политика московских князей (конец XIII – первая половина XIV в.). М., 1999.

7. Вернадский Г. В. История России. Монголы и Русь. Тверь; М., 1997.

8. Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.

9. Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991.

10. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени: Очерки политической истории России первой трети XVI в. М., 1972.

11. Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.) М., 1998.

12. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.

Указания к подготовке.

Подготовка к первому вопросу предполагает сравнение централизационных процессов в России и странах Западной Европы. Особое внимание студент должен уделить соотношению факторов развертывания центростремительных процессов различной природы.

Второй вопрос нацелен на выявление источников политического возвышения Московского княжества. Необходимо определить их на фоне анализа конкурентных преимуществ и недостатков княжеств-соперников Москвы. Выступление по данному вопросу предполагает знакомство с историографической традицией изучения процесса возвышения Москвы.

В рамках третьего вопроса обсуждаются проблемы альтернатив политического развития России в XV в. В центре дискуссии находится концепция А.А. Зимина о противостоянии «московского» и «северного» путей развития России, нашедшем отражение в ходе феодальной войны XV в.

Тема 2. Развитие России во второй половине XVI в.

Вопросы для обсуждения

1. Реформы Избранной рады.

2. Природа и значение опричнины Ивана Грозного.

3. Внешнеполитический фактор развития России при Иване Грозном.

Литература

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л., 1988.

2. Беляев И.Д. Земский строй на Руси. М., 2004.

3. Володихин Д.М. Иван Грозный. М, 2010.

4. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.

5. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени: Очерки политической истории России первой трети XVI в. М., 1972.

6. Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., 1989.

7. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1975 (и др. издания).

8. Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI — XVII вв. М.,1978.

9. Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., 1999.

10. Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., 2002.

Указания к подготовке.

При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на степень институционального развития России к середине XVI в. и незавершенность процессов централизации. Отдельно рассматриваются проблемы существования особого органа «Избранная рада», направленность и содержание реформ середины XVI в. Проводятся параллели с политическим развитием стран Западной Европы.

Работа по второму вопросу предполагает прежде всего сравнение бытовавших в историографии взглядом на сущность опричнины Ивана Грозного.

В третьем вопросе выявляются задачи и направления внешней политики России второй половины XVI столетия. Раскрывается влияние Ливонской войны на формирование и развитие опричной политики.

 

Тема 3. Россия в XVII в.

Вопросы для обсуждения

1. Смута начала XVII в.: природа гражданского конфликта и место в истории страны.

2. Внутренняя и внешняя политика первых Романовых.

3. Народные движения в истории России XVII в.

Литература

1. Зимин А.А. В канун грозных потрясений. Предпосылки первой Крестьянской войны в России. М., 1986.

2. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России: Период феодализма. М., 1977.

3. Корецкий В.И. Формирование крепостного права и первая Крестьянская война в России. М., 1975.

4. Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СПб., 1998.

5. Морозова Л.Е. Два царя: Федор и Борис. М., 2001.

6. Морозова Л.Е. Смута начала XVII века глазами современников. М., 2000.

7. Морозовой Л.Е. Смута: её герои, участники, жертвы. М., 2004.

8. Опыт российских модернизаций XVIII-XX века. М., 2000.

9. Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.: Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. М., 1995.

10. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1988.

11. Скрынников Р.Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII века. Л.,1985.

12. Тихомиров М.Н. Классовая борьба в России XVII в. М., 1969.

13. Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI — XVII вв. М.,1978.

Указания к подготовке.

В рамках первого вопроса сопоставляются имеющиеся в историографии точки зрения на природу гражданского конфликта начала XVII в. Показывается значение Смуты для политического, экономического и культурного развития страны.

При подготовке ко второму вопросу анализируется содержание модернизации. Выявляются направления модернизации России в XVII в., дается оценка эффективности модернизационной политики первых Романовых.

В рамках работы по третьему вопросу выявляются общие и отличные черты народных движений XVII в., устанавливается их взаимосвязь с правительственной политикой, определяется соотношение классовых и культурных предпосылок возникновения.

Тема 4. Петровские реформы первой четверти XVIII в.

Вопросы для обсуждения

1. Предпосылки реформ. Внешняя политика Петра I.

2. Важнейшие реформы царствования Петра I.

3. Социальные последствия Петровских реформ.

Литература

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

2. Анисимов Е.В. Государственные реформы Петра Великого. СПб., 1997.

3. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.

4. Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XVII - XVIII вв. М., 1994.

5. Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. N 6.

6. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М., 2000.

7. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: Традиции и модернизация. М., 1999.

8. Каменский А. Б. Россия в XVIII веке. М, 2006.

9. Медушевский А.И. Реформы Петра I и судьбы России. М., 1994.

10. Павленко Н.И. Петр Первый. М., 2007.

11. Пер Великий: «Pro et contra». М., 2003.

12. Реснянский С.И. Священство и царство в эпоху реформ Петра I. М., 2000.

13. Эйдельман Н.Я. "Революция сверху" в России. М.,1989.

Указания к подготовке.

В рамках подготовки к первому вопросу основное внимание следует уделить отличиям «органической» и «догоняющей» модернизации. Студент должен также определить специфику взаимодействия элементов традиции и модерна в ходе модернизации первой четверти XVII в.

Второй вопрос предполагает анализ таких проблем как вопрос планомерности и ситуативности петровских реформ, определения основного содержания реформ, оценки эффективности модернизационных мероприятий Петра I.

Третий вопрос направлен на раскрытие значения петровского царствования как времени начала становления сословной системы в России. Необходимо определить особенности социального строя в допетровской России и показать, за счет каких конкретных шагов было положено начало сословной консолидации.

 

Материалы для реализации накопительной балльно-рейтинговой системы

Задания экспресс-опросов

Тема 1. Процесс складывания единого русского государства

Занятие 1 (лекционное)

Вариант 1

1. Назовите год выделения Московского княжества в качестве особого удела.

2. Назовите город, явившийся первым крупным приобретением для Московского княжества.

3. Какая важнейшая черта характеризует предпосылки централизации на Руси в отличие от большинства стран Западной Европы?

4. Какие два княжества были конкурентами Москвы в борьбе за влияние на русском Северо-Востоке в XIV в.?

5. Кто из московских князей первым получил ярлык на великое княжение? С какими событиями это связано?

Вариант 2

1. Назовите первого московского князя.

2. Дайте определение централизации.

3. Какие предпосылки возвышения Москвы обосновывал В.О. Ключевский?

4. Какой город завещал Московскому князю в 1302 г. бездетный князь Иван Дмитриевич?

5. Чем известно село Бартенево на границе между Московским и тверским княжествами?

Вариант 3.

1. Как повлияло на уровень территориальной раздробленности русского Северо-востока монгольское нашествие?

2. В чем выражалось «ордынское иго» по отношению к русским княжествам?

3. Назовите, минимум, двух русских князей, убитых в Золотой Орде.

4. В каком году произошло антиордынское восстание в Твери?

5. Как в настоящее время оценивается влияние Русской церкви на процесс возвышения Москвы?

Занятие 2 (семинарское)

Вариант 1

1. В каком году скончался московский князь Даниил?

2. Какое крупное восточноевропейское государство выступило в XIV в. в роли союзника тверских князей?

3. Назовите деятелей Русской церкви, оказавших в XIV в. поддержку Московскому княжеству.

4. С какими событиями связано понятие «Великая замятня»?

5. С каким княжеским домом породнился Дмитрий Иванович Донской?

Вариант 2

1. С какими событиями, по московскому преданию, связано строительство первого каменного сооружения при Иване I?

2. Назовите природное бедствие, нанесшее в середине XIV в. крупный урон русским землям.

3. Перечислите крупные военные столкновения с ордынцами во второй половине XIV в.

4. Назовите годы княжения Дмитрия Донского.

5. Как современной исторической наукой оценивается численность противников в Куликовском сражении?

Вариант 3.

1. Какие русские княжества Северо-востока не участвовали в Куликовской битве?

2. Как звали фактического правителя западной части Золотой Орды в 60-х – 70-х гг. XIV в.?

3. В связи с чем через два года после Куликовской битвы Москва возобновила выплату дани Орде?

4. В каком году в Москве воздвигнут белокаменный кремль?

5. С чем связаны причины постепенного упадка Золотой орды в XIV – начале XV в.?

Занятие 3 (семинарское)

Вариант 1.

1. Перечислите русских полководцев, командовавших войсками в Куликовской битве.

2. Назовите государство, на поддержку которого ориентировался в своей политике Василий Дмитриевич?

3. Какой единственный русский город был сожжен во время нашествия Тамерлана?

4. Где находился удел князей, вступивших в войну с Василием Темным?

5. В чем состоит содержание концепции «Москва-Третий Рим»?

Вариант 2

1. Назовите годы княжения Василия I.

2. В чем заключалась суть поместной системы?

3. Где произошло решающее сражение, предопределившее победу Москвы над Новгородом?

4. Чем известен Флорентийский церковный собор? Как он повлиял на развитие русской церкви?

5. Когда произошло окончательное присоединение к Москве Новгорода Великого?

Вариант 3

1. В каких годах в Московском княжестве шла феодальная война?

2. Смерть какого князя завершила феодальную войну в Московском княжестве?

3. Назовите предпосылки создания общерусского «Судебника»

4. Какие события считаются концом ордынского ига?

5. Какие события дали возможность московским князьям рассматривать себя в качестве преемников византийских императоров?

Занятие 1 (лекционное)

Вариант 1.

1. Дайте определение понятию «вотчина».

2. Когда в России праздновался т.н. «Юрьев день»?

3. Назовите крупное русское княжество, последним потерявшее независимость в XVI в.

4. Когда в России был проведен первый Земский собор?

5. Перечислите состав «Избранной рады».

Вариант 2.

1.Перечислите знатные роды, боровшиеся за власть в годы малолетства Ивана Грозного.

2. Какие русские земли были уступлены Москве Литвой в XVI в.?

3. Назовите основные решения «Стоглава».

4. Когда и в связи с каким событием Россия обрела полный контроль над Волжским торговым путем?

5. Представительница какого боярского рода стала первой женой Ивана Грозного?

Вариант 3.

1. Что представляло собой «стрелецкое войско», созданное Иваном Грозным?

2. Какие функции в середине XVI в. выполнял «излюбленный голова»?

3. В каком году при Иване Грозном произошло издание нового «Судебника»?

4. Какие внешне- и внутриполитические задачи были решены присоединением территории Казанского ханства?

5. Назовите особенности развития России, которые определяли актуальность задачи выхода к морям в середине XVI в.

Занятие 2 (семинарское)

Вариант 1.

1. Что предопределило успехи русских войск на начальном этапе Ливонской войны?

2. Какие основные объяснения перехода Ивана IV к опричнине существовали в российской исторической науке?

3. Назовите русский город, безуспешно осаждавшийся королем Стефаном Баторием.

4. Какими величинами в современной исторической науке оценивается число жертв опричной политики?

5. Правление какого царя завершило эпоху нахождения у власти династии Рюриковичей?

Вариант 2.

1. С какими государствами Россия имела военные столкновения в период Ливонской войны?

2. Дайте определение «сословно-представительной монархии».

3. Какие регионы страны были выделены в опричнину Иваном Грозным?

4. Назовите русских военачальников, которые перешли на сторону противника в ходе Ливонской войны.

5. По какой причине в 1598 г. был созван Земский собор?

Вариант 3.

1. Какие цели, по С.Ф. Платонову, преследовал Иван Грозный, осуществляя переселение землевладельцев в период опричнины?

2. Назовите период существования опричнины.

3. Перечислите договоры, завершившие Ливонскую войну.

4. Назовите социальные слои, ставшие опорой политики Бориса Годунова.

5. Дайте определение «заповедным летам».

Тема 3. Россия в XVII в.

Занятие 1 (лекционное)

Вариант 1.

1. Дайте определение понятию «модернизация»

2. Перечислите основные признаки традиционных обществ.

3. Какой природный катаклизм способствовал началу Смутного времени в России?

4. Под чьим руководством воевали участники крупнейшего народного движения начала XVII в.?

5. С какой предшествующей династией находился в родстве царствующий дом Романовых?

Вариант 2.

1. Перечислите основные признаки современных обществ.

2. Чем объясняется легкость успехов Лжедмитрия I на пути к власти?

3. Почему деятельность второго русского ополчения в период Смуты оказалась значительно более успешной в сравнении с первым ополчением?

4. Что представляли собой возникшие в первой половине XVII в. «полки нового строя»?

5. Какие первые мануфактуры возникли в России в XVII в.?

Вариант 3.

1. Перечислите особенности процесса модернизации в России.

2. Назовите договоры России с Польшей и Швецией, завершившие военные конфликты начала XVII в.

3. Назовите факторы, тормозившие в России XVII в. развитие мануфактурной промышленности.

4. Значение какого органа государственной власти резко снизилось к середине XVII в.?

5. Что явилось причиной городских восстаний середины XVII в.?

Занятие 2 (семинарское)

Вариант 1

1. Определите численность мануфактур в России к концу XVII в.

2. Перечислите важнейшие решения Земского собора 1649 г.

3. В каких городах России восстания середины XVII столетия приобрели наибольшие масштабы?

4. Под каким городом потерпело крупнейшее поражение войско Степана Разина?

5. Назовите основные пункты расхождения между старообрядцами и «никонианами».

Вариант 2

1. Что такое «Соборное уложение»?

2. На производстве какой продукции специализировались русские мануфактуры в XVII в.?

3. Кто среди бояр вызывал особое недовольство восставших во время «соляного бунта» в Москве?

4. Дайте определение «местничества».

5. Какой вопрос решал Земский собор 1654 г.?

Вариант 3

1. В каком году было издано «Соборное Уложение»?

2. Назовите крупнейшие победы казаков Богдана Хмельницкого в войне с Польшей. Реестровыми казаками назывались те, кто А) относился к зажиточной верхушке Б) принял участие в войне с Польшей В) получал жалование от польского короля

3. С кем и когда Россия заключила «Вечный мир»?

4. К какому клану при московском дворе принадлежали родственники Петра I по линии матери?

5. Назовите причины успеха второго Азовского похода Петра I.

Занятие 1 (лекционное)

Вариант 1

1. Сформулируйте причины относительного отставания России от Западной Европы к началу XVIII в.

2. Назовите европейских политических философов, чьи идеи повлияли на Петра I.

3. Как в современной исторической науке оценивается число мануфактур, созданных в ходе петровской модернизации?

4. В чем выразилась милитаризация экономики при Петре I?

5. Назовите мероприятия, позволившие Петру I решить проблему финансирования его реформ.

Вариант 2

1. Назовите годы царствования Петра I.

2. В каком году был произведен первый рекрутский набор?

3. Что представляли собой «монополии» в торговой политике России начала XVIII в.?

4. Перечислите основные особенности петровской промышленности.

5. Что заставило Петра I в конце XVII в. отказаться от продолжения борьбы с Турцией?

Вариант 3.

1. В каких годах Петром I было осуществлено «Великое посольство» в Европу?

2.Назовите районы строительства металлургических предприятий при Петре I?

3. Каким образом в ходе петровской индустриализации преодолевался недостаток рабочей силы?

4. Перечислите достоинства «северного варианта» решения проблемы выхода к морям.

5. Какие государства являлись союзниками России в Северной войне?

Занятие 2 (семинарское)

Вариант 1

1. Назовите год основания Петербурга?

2. Назовите базовую величину подушной подати, установленной Петром I.

3. В чем состояли недостатки допетровского аппарата управления?

4. Сколько коллегий первоначально было учреждено Петром I?

5. Назовите уральский завод, первым давший продукцию в XVIII в.

Вариант 2

1. В каком году стала осуществляться коллежская реформа?

2. Назовите государственный орган, предназначавшийся Петром I для замещения царя на время его отсутствия.

3. Какие функции выполняла Берг-коллегия?

4. Раскройте структуру штатов петровских коллегий.

5. В каком году Петром I была проведена губернская реформа?

Вариант 3

1. Перечислите основные принципы камерализма.

2. Какие функции выполняла Мануфактур-коллегия?

3. Как изменялись функции Сената после его учреждения?

4. Какие причины побуждали ряд историков давать негативную оценку административным реформам Петра I?

5. В каком городе был подписан мир, завершивший Северную войну?

Занятие 3 (семинарское)

Вариант 1

1. Какие шведские провинции отошли России по завершении Северной войны?

2. Когда произошло Полтавское сражение?

3. Какие причины побудили Петра I издать указ о единонаследии?

4. В каком году в России была проведена первая ревизия?

5. Перечислите факторы, которые содействовали консолидации дворянского сословия с начала XVIII в.

Вариант 2

1. Назовите крупнейшие сражения Северной войны, закончившиеся победой России.

2. С какой целью Петр I осуществил свои церковные преобразования?

3. Сколько рангов устанавливалось по «Табели о рангах»?

4. Раскройте содержание петровского указа о престолонаследии.

5. Что представлял собой «гражданский шрифт», введенный Петром I?

Вариант 3

1. Раскройте содержание петровского указа о единонаследии.

2. Назовите год издания Петром I указа о престолонаследии.

3. Как изменилась структура крестьянства в ходе петровских реформ?

4. Что представляли собой «ассамблеи» в петровские времена?

5. Назовите идеолога проведения церковной реформы в России при Петре I.

Занятие 1 (лекционное)

Вариант 1

1. Кто из русских историков ввел в научный оборот термин «эпоха дворцовых переворотов»?

2. Перечислите основные дворянские группировки, боровшиеся за власть во второй четверти-середине XVIII в.

3. Назовите имя фаворита Екатерины I

4. Каким способом А.Д. Меньшиков и семейство Долгоруких намеревались закрепить свое влияние на Петра II?

5. В интересах какой группы дворян были составлены адресованные Анне Ивановне «Кондиции»?

Вариант 2

1. Какие характерные признаки выделяют эпоху дворцовых переворотов в истории России?

2. Раскройте роль петровского указа о престолонаследии в дестабилизации политической обстановки в России

3. Какая из дворянских группировок поддержала Екатерину I при восшествии на престол?

4. Назовите функции, которые выполнял политический институт фаворитизма

5. Кто такие кабинет-министры? Какими прерогативами они пользовались?

Вариант 3

1. Какие точки зрения относительно верхней границы эпохи дворцовых переворотов существуют в исторической науке?

2. Какая из дворянских группировок поддержала Петра II при восшествии на престол?

3. Назовите годы правления Петра II

4. В чем проявилось немецкое засилье в эпоху правления Анны Ивановны?

5. Объясните причину отмены Анной Ивановной указа о единонаследии.

Занятие 2 (семинарское)

Вариант 1

1. Назовете цель создания Верховного тайного совета.

2. Назовите фаворита императрицы Анны Ивановны

3. Какие государства оказали поддержку заговору Елизаветы Петровны?

4. Как изменялось число коллегий на протяжении эпохи дворцовых переворотов?

5. Охарактеризуйте тенденцию изменения размера подушной подати в царствование Елизаветы Петровны

Вариант 2

 

1. В каком году срок дворянской службы был ограничен 25 годами?

2. Какой политики по отношению к Сенату придерживалась Елизавета Петровна?

3. Раскройте содержание налоговой реформы П.И. Шувалова

4. Перечислите функции Петербургской Конференции

5. Раскройте содержание понятия «дворянская империя»

Вариант 3

1. В чем заключались причины иностранной поддержки заговора Елизаветы Петровны?

2. Раскройте содержание таможенной реформы П.И. Шувалова

3. Какие экономические мероприятия П.И Шувалова были нацелены на удовлетворение интересов дворянского сословия?

4. Что явилось социальными итогами эпохи дворцовых переворотов

5. Охарактеризуйте направленность работы первой Уложенной комиссии

Во второй половине XVIII в.

Занятие 1 (лекционное)

Вариант 1

1. Дайте определение понятию «просветительства»

2. Назовите крупнейших иностранных идеологов просветительства

3. Какие причины заставили Елизавету Петровну объявить наследником будущего Петра III?

4. Когда был издан Манифест о вольности дворянства?

5. Охарактеризуйте направленность таможенной политики Петра III

Вариант 2

1. Раскройте содержание понятия «просвещенный абсолютизм»

2. Назовите известных сторонников просветительской идеологии в России

3. Раскройте содержание манифеста о вольности дворянства

4. Перечислите союзников России в Семилетней войне

5. Назовите годы царствования Екатерины II

Вариант 3

1. Приведите примеры европейских «просвещенных монархов»

2. Кто и когда впервые провел в России секуляризацию церковных земель?

3. Назовите главную причину роста недовольства Петром III в среде русского дворянства

4. Какое основанное Екатериной II учреждение обсуждало в 1765 г. вопрос отмены крепостного права?

5. Назовите годы работы екатерининской Уложенной комиссии.

Занятие 2 (семинарское)

Вариант 1

1. Назовите германское государство, бывшее родиной Екатерины II

2. Перечислите главных участников заговора, возведшего на престол Екатерину II

3. В каком произведении Екатерины II периода начала ее царствования наиболее ярко отразились просветительские идеалы?

4. Перечислите сословные группы, представленные в Уложенной комиссии

5. Как изменилось административно-территориальное деление России в ходе проведения екатерининской губернской реформы?

Вариант 2

1. Перечислите основные победы русской армии в ходе Семилетней войны

2. Что стало причиной роспуска Екатериной II Уложенной комиссии?

3. Какие функции выполнял капитан-исправник?

4. Перечислите источники Жалованной грамоты дворянству

5. Сколько разрядов городского населения вводилось по Жалованной грамоте городам?

Вариант 3

1. С какой целью Екатерина II провела реформу Сената?

2. Под каким предлогом Екатерина II распустила Уложенную комиссию?

3. В каком году Екатерина II провела губернскую реформу?

4. Какие функции возлагались на Нижнюю земскую расправу?

5. Какие привилегии даровались дворянству по екатерининской Жалованной грамоте?

Занятие 3 (семинарское)

Вариант 1

1. Где был подписан мир, завершивший Русско-турецкую войну 1768-1774 гг.?

2. Назовите известных вам полководцев и флотоводцев периода Русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

3. Назовите даты разделов Польши.

4. Перечислите мероприятия Павла I, вызвавшие неудовольствие дворянского сословия

5. Назовите год издания указа о трехдневной барщине.

Вариант 2

1. Назовите условия Верельского мирного договора

2. Перечислите известные вам победу русской армии и флота во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

3. Назовите союзников России по Второй антифранцузской коалиции

4. Назовите участников заговора против Павла I

5. Какие изменения в Коммерц-коллегии произвел Павел I?

Вариант 3

1. Назовите причины отказа Екатерины II от политики просвещенного абсолютизма?

2. Перечислите известных вам полководцев и флотоводцев периода Русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

3. Перечислите причины участия России в разделах Польши.

4. Раскройте причины выхода России из Второй антифранцузской коалиции.

5. Правительство какой великой державы и почему было заинтересовано в устранении Павла I?

 

Занятие 1 (лекционное)

Вариант 1

1. Как назывался орган по разработке реформ, созданный в 1801 г. Александром I и его «молодыми друзьями»?

2. Как повлиял на ход реформ начала XIX в. проигрыш Россией войны с Францией в 1805 г.

3. Какое число крестьян воспользовалось «Указом о вольных хлебопашцах» до 1861 г.?

4. Перечислите черты, которые должны были появиться в системе власти и управления России по планам М.М. Сперанского

5. Назовите политика, которому после завершения наполеоновских войн было поручено написание текста российской Конституции

Вариант 2

1. Назовите прерогативу, полученную сенатом в результате реформы Александра I

2. Как отразилось на внутриполитическом положении Александра I подписание Тильзитского мира?

3. Какие социальные слои представляли М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев?

4. С какой целью в России вводились военные поселения?

5. Охарактеризуйте направленность политики Александра I в области образования после завершения Наполеоновских войн

Вариант 3

1.Перечислите отличия министерств от коллегий

2. Перечислите регионы, получившие при Александре I право самоуправления.

3. Какие черты быта в военных поселениях вызывали наибольшее недовольство солдат?

4. Какое отделение императорской канцелярии при Николае I занималось реформами законодательства?

5. В какие годы П.Д. Киселев осуществил реформу государственной деревни?

Занятие 2 (семинарское)

Вариант 1

1. Определите круг функций третьего отделения императорской канцелярии при Николае I

2. Назовите важнейший фактор развития экономики России в первой половине XIX в.

3. Какой вид транспорта был наиболее распространен в России первой половины XIX в.?

4. Определите нижнюю границу начала промышленного переворота в России

5. Дайте определение «месячины»

Вариант 2

1. Охарактеризуйте цель создания «секретных комитетов» в России

2. В каком регионе России была наиболее распространена барщинная форма эксплуатации крестьянства?

3. Каким образом в оброчном хозяйстве проявлялся кризис крепостного права?

4. Перечислите основные формы организации торговли в первой половине XIX в.

5. Какие два основных вида промыслов существовали в крестьянском хозяйстве первой половины XIX в.

Вариант 3

1. Почему т.н. «культурные» помещичьи хозяйства не смогли распространиться в первой половине XIX в.?

2. Как в барщинном хозяйстве проявлялся кризис крепостного права?

3. Каких крестьян в первой половине XIX в. называли «капиталистыми»?

4. Назовите год строительства в России первой железной дороги

5. Раскройте содержание финансовой реформы Канкрина

 

Занятие 1 (лекционное)

Вариант 1

1. Какой государственный орган утвердил окончательный вариант крестьянской реформы?

2. Назовите регион России, для которого не устанавливались верхняя и нижняя нормы крестьянского надела

3. Какая операция лежала в основе определения суммы крестьянского выкупа?

4. Перечислите административные уровни, на которых отсутствовали органы земского самоуправления

5. На какой основе формировались курии избирателей при проведении городской реформы?

Вариант 2

1. Назовите чиновника, возглавившего редакционные комиссии

2. Назовите фактор, определявший величину оброка, вводившегося в ходе крестьянской реформы

3. В каких средних учебных заведениях основу обучения составляло изучение естественных наук?

4. Перечислите принципы организации судопроизводства по судебной реформе Александра II

5. Кто является автором труда «Развитие капитализма в России»?

Вариант 3

1. Какую роль в проведении крестьянской реформы сыграл «рескрипт Назимову»?

2. Назовите три курии избирателей в органы земского самоуправления

3. Кого в пореформенной России называли «присяжным поверенным»?

4. Назовите главные мероприятия, проведенные в ходе военных реформ Александра II

5. Назовите причины распространения крестьянской аренды земли в пореформенной России

Занятие 2 (семинарское)

Вариант 1

1. На какой основе осуществляется развитие капитализма в сельском хозяйстве по «прусскому пути»?

2. Какой регион стал во второй половине XIX в. промышленным конкурентом Урала?

3. Определите время завершения промышленного переворота в России

4. Назовите министра финансов Российской империи в 1890-е гг.

5. Какие социальные слои составляли опору самодержавия в представлении правительства Александра III?

Вариант 2

1. На какой основе осуществляется развитие капитализма в сельском хозяйстве по «американскому пути»?

2. Назовите важнейший признак т.н. «петербургской буржуазии»

3. Какой вид транспорта наиболее активно развивался в России второй половины XIX в.?

4. С какой целью в России был учрежден институт земских начальников?

5. Что предусматривал «циркуляр о кухаркиных детях»?

Вариант 3

1. В каких регионах России была распространена «американская модель» развития капитализма в сельском хозяйстве?

2. Назовите чиновника, возглавившего верховную распорядительную комиссию

3.Перечислите меры, применявшиеся в царствование Александра III для борьбы с крестьянским малоземельем

4. Раскройте содержание земской контрреформы Александра III

5. Назовите крупнейшую народническую организацию начала 1860-х гг.

Занятие 3 (семинарское)

Вариант 1

1. Раскройте содержание университетской контрреформы Александра III

2. Что представляло собой «хождение в народ»?

3. В чем заключалась основная идея пропагандистского направления в народничестве?

4. Что явилось главным предметом разногласий между народниками и социал-демократами?

5. Назовите главное направление усилий русской дипломатии во второй половине 1850-х – 1860-х гг.

Вариант 2

1. Какую организацию создали сторонники террора во второй «Земле и воле»?

2. В чем заключалась основная идея заговорщического направления в народничестве?

3. Назовите социал-демократическую организацию, созданную бывшим руководством «Черного передела»

4. Какое государство рассматривалось до начала 1860-х гг. в качестве потенциального партнера России?

5. Какие страны оформили «Союз трех императоров»?

Вариант 3

1. Перечислите участников покушения на жизнь Александра II 1 марта 1881 г.

2. В чем заключалась основная идея бунтарского направления в народничестве?

3. Какая декларация содержалась в «циркуляре Горчакова»?

4.Назовите среднеазиатское государство, чья независимость была ликвидирована в 1876 г.

5. Раскройте основную причину продажи Аляски Соединенным Штатам Америки

 

Занятие 1 (лекционное)

Вариант 1

1. Назовите год основания Московского университета

2. Назовите жанр, господствовавший в русской живописи в XVIII в.

3. Назовите известнейшие творения Б. Растрелли

4. В какой области искусства прославился В.Л. Боровиковский?

5. Какие стили определили облик российской архитектуры XVIII в.?

Вариант 2

1. В чем заключались главные отличия Московского университета от современных ему западных учебных заведений?

2. Назовите ведущих представителей московского классицизма

3. Какой идеал человека культивировало романтической искусство?

4. Назовите русского художника, открывшего «народную тему»

5. Перечислите известные вам сооружения, построенные в стиле ампир

Вариант 3

1. Кто из известных русских педагогов XVIII в. отстаивал идею создания закрытых учебных заведений?

2. Что стало причинами появления «русско-византийского стиля» в архитектуре?

3. Перечислите университеты, существовавшие в России в первой половине XIX в.

4. Назовите известнейшее произведение К.П. Брюллова

5. Искусство какого государства оказало преимущественное влияние на формирование русского ампира?

Занятие 2 (семинарское)

Вариант 1

1. Что представлял собой «эклектизм» как архитектурный стиль?

2. Представителем какого направления в общественной мысли являлся Н.М. Карамзин?

3. Перечислите главных представителей западничества

4. Перечислите характерные черты развития системы образования в России второй половины XIX в.

5. Назовите ведущее направление в русской литературе второй половины XIX в.

Вариант 2

1. Определите жанр, в котором написано основное произведение П.Я. Чаадаева

2. Перечислите главных представителей славянофильства

3. Какое изобретение принадлежит русскому физику П.Н. Яблочкову?

4. Перечислите членов Товарищества передвижных художественных выставок

5. Какое направление преобладало в русской литературе второй половины XIX в.?

Вариант 3

1. Перечислите членов группы композиторов «Могучая кучка»

2. Какое направление живописи переживало кризис во второй половине XIX в.?

3. Назовите выдающегося русского художника-баталиста второй половины XIX в.

4. Какой архитектурный стиль господствовал в России во второй половине XIX в.?

5. Назовите великих романистов в русской литературе второй половины XIX в.

Приложение

Литература

Основная



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.136.147 (0.328 с.)