Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Через реки войска переправлялись по понтонным мостам. Следовательно, в полевой армии могола находилась и инженерная часть.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
О численности армии Могола нет полных данных, хотя некоторые сведения сообщает Ф. Бернье. Так, в Декане содержалось от 20 до 30 тыс. всадников. На территории Кабула для защиты от персов, афганцев, балушей и прочих горцев находилось 12–15 тыс. всадников, в Кашмире — более 4 тыс., а в Бенгалии — «много больше». Всего насчитывалось 40–60 тыс. всадников. Об армии, находившейся непосредственно при Моголе, Ф. Бернье писал: «Оставляя в стороне пехоту, не имеющую большого значения... действительное число лошадей, состоящих обыкновенно при государе, включая сюда кавалерию раджей и патанов, может доходить до тридцати пяти тысяч, а с теми, которые находятся в поле, это составит двести тысяч и пожалуй даже несколько более»{672}. Мушкетеров, пеших канониров, их помощников и всех тех, кто обслуживает [624] артиллерию, т. е. пехотинцев и артиллеристов, насчитывалось не более 15 тыс. В поход выступало 200–300 тыс. «настоящих военных людей». В это число не включались слуги, торговцы, носильщики, поставщики продовольствия и фуража и женщины, часто следовавшие за армией. Великий Могол содержал при себе в Дели и в Агре от 2 до 3 тыс. прекрасных верховых лошадей, 800–900 слонов, большое [625] количество верблюдов, лошадей, быков, мулов и носильщиков для перевозки и переноски огромного имущества, палаток, кухонь. Большой обоз снижал подвижность войск. Для похода Могол имел всегда два комплекта лагерного имущества, один из которых высылался вперед на расстояние суточного перехода от армии, и к ее прибытию лагерь оказывался уже оборудованным. Для перевозки одного комплекта лагерного имущества требовалось: 60 слонов, 200 верблюдов, 100 мулов, свыше 100 носильщиков. Лагерь устраивался всегда по определенному плану, обычно в виде круга. Для обороны ворот устанавливалось 50–60 полевых пушек стремянной артиллерии. Ночью вокруг лагеря ходила стража, а на расстоянии 350 м стояли караульные, которые разводили огонь. Начальник полевой жандармерии высылал во все стороны патрули, кричавшие и трубившие в трубы. Общая численность находившейся в походе армии, по сообщению Ф. Бернье, достигала 300–400 тыс. человек, включая [626] слуг, торговцев и прочих невоенных людей. В такой армии насчитывалось не менее 100 тыс. всадников, более 150 тыс. животных — лошадей, слонов, верблюдов (около 50 тыс.), быков и мулов. «Трудно понять, — замечал Бернье, — как может существовать в походе такая огромная армия, с таким количеством людей и животных. Но для этого надо принять во внимание, что индийцы очень умеренны и непритязательны в пище и что из всей этой огромной массы всадников едва ли десятая или даже двадцатая часть ест мясо. Им нужно только их кичери, смесь риса с овощами, которую они поливают соусом из жареной муки с маслом; этим они вполне довольствуются. Кроме того, надо иметь в виду, что верблюды чрезвычайно выносливы в работе и легко переносят голод и жажду; им надо немного пищи, и они едят все что угодно»{673}. Следовательно, большая армия Могола не имела организованного снабжения войск, получавших только денежное содержание каждые два месяца. «Жалованье, которое дает государь, является единственным источником дохода, поэтому недопустимы какие-либо задержки в его выплате...»{674} Воины покупали все необходимое на базарах, для которых в лагерях [627] отводилось определенное место. Армию сопровождало большое количество купцов (маркитантов) с товарами. Обычно в поход выступало почти все население столиц — Дели или Агры, которое жило исключительно за счет армии. Ф. Бернье не сообщает о формах организации армии Могола. По-видимому, она состояла из отрядов различной численности под командованием эмиров. Четкая военная иерархия в войсках еще не сложилась. В целом, можно сказать, это была большая постоянная, но не регулярная армия, технически слабо оснащенная и не отличавшаяся устойчивостью в бою. Междоусобная война периода начавшегося распада государства Великих Моголов (1658 г.) Правители государства Великих Моголов вели многочисленные войны. Прежде всего это было подавление восстаний народных масс{675}, особенно крестьянства и различных племен, борьба которых часто принимала религиозную форму (восстания бхакти, махдистов и роушанитов). Начиная с правления Акбара и кончая правлением Аурангзеба велись войны с целью включить в государство Моголов приморские территории для того, чтобы выйти к океану и установить контроль за увеличивавшейся морской торговлей. Эта направленность политики Моголов вела к столкновениям с европейскими колонизаторами, которые обосновывались на побережье Индии и делали первые попытки к проникновению в глубь страны. На севере Индии Моголы вели войны с ханствами Средней Азии, Ираном и Турцией за господство на сухопутных торговых путях. В результате завоевательных войн в период длительного правления Акбара государство Великих Моголов включало большую часть территории Индии. На севере оно подошло к Тибету, на юге его границей была р. Годавари, на востоке государство вышло к побережью Бенгальского залива, на западе — к Гуджерату, который Моголы также завоевали в 1573 г. Независимыми оставались в южной части Индии мусульманские государства — Голконда и Биджапур и индусское — Полигары. [628] Наибольшего расширения государство Моголов достигло в период правления Шах-Джехана (1627–1658 гг.). Непрерывные войны вели к увеличению налогов на крестьян и ремесленников, следствием чего являлись многочисленные восстания, расшатывавшие экономические и политические основы государства. Росли сепаратистские стремления местных правителей и военачальников. Складывался феодальный способ производства, что вело к экономическому и политическому распаду государства Великих Моголов. Внешним выражением начала распада государства Моголов являлся раздел его территории Шах-Джеханом между четырьмя сыновьями: Дара-Шикох получил Кабул и Мультан и как старший из сыновей остался при отце в Дели, в Бенгалии правил Шах-Шуджа, в Гуджерате — Мурад-Бакши, в Декане — Аурангзеб. Во время болезни Шах-Джехана началась междоусобная война между его сыновьями за право на престолонаследие. Основными противниками были Дара-Шикох и Аурангзеб. Наследником Шах-Джехана и его соправителем являлся Дара-Шикох. «Дара не был лишен хороших качеств: он был любезен в разговоре, находчив, очень вежлив и чрезвычайно щедр; но он был слишком высокого мнения о своей особе, считал себя мастером на все руки и не мог себе представить, чтоб кто-либо мог ему давать советы... Кроме того он был очень вспыльчив, угрожал, оскорблял и наносил обиды даже самым высокопоставленным эмирам, или князьям; но затем гнев его угасал так же быстро, как пламя соломы»{676}. Дара заявлял, что он продолжает политику Акбара, выражавшуюся в широкой веротерпимости. Он опирался на индусскую племенную знать раджей, на жречество, на индусских купцов и ростовщиков. Аурангзеб выражал интересы мусульманской знати и выдавал себя за фанатичного мусульманина и беспощадного борца с «неверными». Фактически борьба шла за упразднение задолженности мусульманской знати ростовщикам-индусам, за захват мусульманами богатств индусских храмов, за овладение плодородными землями Биджапура и Голконды и приморской торговлей. Междоусобная война по своему политическому содержанию являлась борьбой основных группировок господствующих эксплуататорских классов за то, кому больше грабить и угнетать. Это была гражданская война между мусульманской и индусской знатью, исход которой решился в ущерб последней. Победили войска под командованием Аурангзеба. [629] «Аурангзеб не только не мог гонять настоящего, он был неспособен разобраться даже в недавнем прошлом: приверженец старины, хотя человек незаурядный и искренний, он пытался уничтожить дело своих предшественников. Этот фанатик, аскет и пуританин не был ценителем искусства и литературы. Он привел в ярость значительное большинство своих подданных, вновь обложив индусов ненавистным им подушным налогом «джизия» и разрушив множество их храмов. Он оскорбил гордых раджпутов, бывших главной опорой империи Моголов. На севере он вызвал восстание сикхов... В районе западного побережья Индии он восстановил против себя воинственных маратхов, потомков древних Раштракутов...»{677} Такова была недальновидная политика Аурангзеба, выражавшая интересы мусульманской знати, победившей в гражданской войне. Немаловажное значение в этой борьбе имели и личные качества ее вождя. «У Аурангзеба не было ни такого изящества ума, ни такой поразительной приветливости, как у Дары; но он казался более рассудительным, хорошо разбирался в людях, умел выбирать тех, которых хотел использовать, и знал кого и когда осыпать щедротами. Он был скрытен, хитер и до такой степени лицемерен, что долгое время прикидывался факиром, т. е. бедняком, дервишем, преданным вере, отказавшимся от мира; он притворялся, будто нисколько не претендует на престол, а только мечтает о тихой жизни, молитве и благочестивых делах»{678}. При дворе он умело плел интриги против своих братьев. Дара говорил своим друзьям: «Из всех моих братьев я опасаюсь только этого немази, т. е. этого святошу, этого великого молитвенника»{679}. В начале сентября 1657 г. заболел Шах-Джехан. Распространился слух о том, что он умер. Из Бенгалии на Агру двинулись войска Шах-Шуджи, объявившего себя правителем государства Моголов. 20 марта 1658 г. из Бурханпура выступили войска Аурангзеба. Дара в это время собирал свои силы в Дели и Агре. Обещаниями и деньгами Аурангзеб привлек на свою сторону Мурад-Бакши, отличавшегося храбростью и щедростью. 14 апреля их войска соединились. Этими силами Аурангзеб надеялся одолеть войско Дары, а затем и Шаха-Шуджи. Больной Шах-Джехан оказался в руках Дары и вынужден был отдать своему старшему сыну средства и войско для борьбы его с братьями, которых Дара ненавидел. Опасность надвигалась с двух направлений, и предстояло решить — против [630] кого направить прежде всего силы? Войско Шах-Шуджи находилось ближе к Агре и в данной обстановке создавало непосредственную опасность. Но соединенные силы Аурангзеба и Мурад-Бакши являлись наибольшей угрозой, хотя и находились дальше от столицы. Дара решил одну армию под командованием своего сына Сулеймана-Шеку немедленно направить против Шах-Шуджн и одновременно собирать другую армию — против Аурангзеба. Шах-Джехан назначил к Сулейману-Шеку советником старого раджу Джан-Синга (правителя Джайпура) и дал ему тайный приказ вступить в бой в самом крайнем случае, стремясь всеми способами побудить Шах-Шуджу отступить до более благоприятного времени, т. е. до выздоровления Шах-Джехана и до победы над Аурангзебом и Мурад-Бакши. Однако этот приказ радже не удалось выполнить. Сулейман-Шеку стремился вступить в бой, надеясь отличиться в нем. Шах-Шуджа опасался того, что Аурангзеб захватит раньше его Агру и Дели. Поэтому он торопился нанести поражение войскам Сулеймана и тем самым открыть себе путь к столицам. Армии встретились под Аллахабадом, где р. Джамна впадает в р. Ганг. После нескольких пушечных выстрелов войска вступили в бой, в первой фазе которого обе сражавшиеся стороны проявили упорство. Во второй фазе боя войска Сулеймана перешли в решительное наступление, в результате чего армия Шах-Шуджи была дезорганизована, начала отступать и обратилась в бегство. В планы раджи Джан-Синга и патана Дилер-хана, командовавшего магометанской частью войск, не входил полный разгром Шах-Шуджи. Вследствие этого тактическое преследование бежавших не было организовано и армия Шах-Шуджи получила возможность отступить, не понеся значительных потерь. Упустив благоприятный момент для завершения разгрома противника, Сулейман-Шеку устремился за отступавшими войсками. Преследование продолжалось несколько дней. Вскоре Сулейман получил сведения о быстром продвижении к Агре войск Аурангзеба и Мурад-Бакши. Теперь он решил прекратить преследование Шах-Шуджи и спешно двинулся обратно к столице. Однако он опоздал, так как войска Дары вступили в бой до его прибытия. Бой при Дхармате 15 апреля 1658 г. В Агре были получены сведения о том, что войска Аурангзеба прошли трудные проходы в горах и быстро продвигаются к столице. Дара спешно выслал несколько отрядов к р. Нарбаде с задачей задержать переправу через нее сил противника. Остальная армия готовилась к выступлению в поход. Во главе ее были поставлены два военачальника, преданных Шах-Джехану, — набоб Казим-хан командовал магометанскими, а раджа [632] Джасвантсинг — индусскими войсками. Военачальники получили указание от Шах-Джехана не доводить дело до боя и уговорить Аурангзеба удалиться в свои владения. Между магометанскими и индусскими войсками не было сплоченности. Отрицательно сказывались межродовые, племенные и религиозные противоречия. Раджпутские вожди враждовали между собой. Многие мусульманские командиры были тайными сторонниками Аурангзеба или подкуплены им. Военачальники Дары не имели сведений о противнике, так как войска Аурангзеба наступали быстро и скрытно. Раджа и Казим-хан надеялись на то, что силы Мурада и Аурангзеба будут действовать раздельно. Но уже 14 апреля их войска соединились и находились в расстоянии однодневного марша от расположения войск Дары. Получив эти сведения, раджа Джасвантсинг растерялся. Он выслал делегата, который, выполняя наказ Шах-Джехана, пытался уговорить Аурангзеба возвратиться в свои владения. Но эти переговоры успеха не имели. Они оказали отрицательное моральное воздействие на войска Дары, так как выявили нерешительность его военачальников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.017 с.) |