Военное искусство в войнах индейских народов Америки с европейскими колонизаторами в XVI — XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военное искусство в войнах индейских народов Америки с европейскими колонизаторами в XVI — XVII вв.



Индейские народы Америки и их военная организация

В 1453 г. турки захватили Константинополь и закрыли торговый путь из Европы в страны Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Начались поиски путей в Индию, Катэй (Китай) и Сипанго (Японию). Ведущая роль в этом принадлежала мореплавателям Португалии и Испании.

Августа 1492 г. Христофор Колумб отплыл из испанского порта Палое с экипажем в 90 человек на трех кораблях, снаряженных на испанские средства. 12 октября этого же года Колумб достиг одного из островов, затем Кубы и Испаньолы (Гаити). Так была открыта Центральная и Южная Америка. В 1497 г. англичанин Кабот достиг берегов Северной Америки.

Колонизация открытого европейцами материка шла очень быстро. В середине XVI в. в Америке насчитывалось уже 200 испанских колоний, в которых жило до 150 тыс. европейцев. «История Америки на протяжении последующих (после ее открытия европейцами. — Е. Р.) 460 лет — это долгая и страшная повесть о разграблении и уничтожении естественных богатств Западного полушария, о порабощении и эксплуатации его народов ради обогащения небольшой кучки паразитических правящих кругов — крупных землевладельцев и капиталистов. И в то же время история американских стран — это история непрерывной и неукротимой борьбы трудящихся масс против беспощадной эксплуатации, за человеческие свободы»{689}. [646]

Ко времени открытия Колумбом Америки коренное население — индейцев обоих материков — различные исследователи исчисляют от 14 до 40 миллионов человек. По хозяйственному укладу это население было весьма различным — начиная от кочевников Огненной Земли до полуземледельческих племен северной части Атлантического побережья и оседлых индейских племен Мексики, Центральной Америки и Перу. Племена находились на различных ступенях общественного развития — от высшей стадии дикости (инки) до низшей (ирокезы) и средней (ацтеки и инки) стадий варварства. По своей общественной организации это был родовой строй на различных ступенях его развития — род, фратрия, племя, конфедерация племен.

У индейцев земля являлась собственностью всего племени. «Однако система,. при которой землей распоряжалась вся община, не гарантировала от возникновения войн между соседними — племенами, территории которых вклинивались одна в другую. Они воевали из-за охотничьих угодий, водоемов, речных долин, берегов озер, месторождений кремня, залежей соли, из-за воды для нужд орошения и по другим поводам»{690}.

По уровню развития производительных сил индейцы XVI в. отставали от европейцев. Им не было известно железо, они не знали пороха, колесного транспорта, плуга, пользовались каменными и бронзовыми орудиями и таким же оружием. За исключением ацтеков в Мексике и племени майя в Юкатане, индейцы не знали письменности. Следует отметить, что многие сельскохозяйственные культуры Америки (маис, картофель, какао, томаты и др.) не были известны европейцам.

Примитивные орудия труда, следовательно, и примитивное оружие, отсутствие тягловых животных очень ограничивали тактические и стратегические возможности индейцев. Но даже в этих условиях индейцы с XVI в в течение нескольких столетий активно и очень долго боролись за свою независимость. Эта феноменальная борьба заслуживает специального изучения.

Источником силы сопротивления индейцев являлся их общественный уклад, родовой строй. Порабощения чужих племен, как правило, еще не было. Когда около 1651 г. ирокезы победили племя эри и «Нейтральное племя», они предложили побежденным вступить в свой союз полноправными членами. Лишь после того, как побежденные отказались от этого, они были изгнаны со своей территории. Европейцев, соприкасавшихся с индейцами, поражали качества последних: чувство собственного достоинства, прямодушие, сила характера и храбрость. [647]

«Все члены ирокезского рода, — писал американский ученый Морган, — обладали личной свободой и были обязаны защищать свободу друг друга; они пользовались одинаковыми привилегиями и личными правами. Сахемы и вожди не претендовали ни на какие привилегии; род представлял собой братство, связанное родственными узами. Основными принципами родовой организации были свобода, равенство и братство, хотя это никогда и не провозглашалось. Эти факты имеют важное значение, так как род был первичной общественной и административной единицей, основой организации индейского общества»{691}. Такое общественное устройство порождало чувство независимости и человеческого достоинства, а также определяло почетное положение индейской женщины. Ученый Кларк Уисслер писал: «Мы знаем, что индейская женщина сделала для процветания своего народа не меньше, чем мужчина. Она была выносливым работником, хорошим мастером, квалифицированным ремесленником, незаурядным художником, до некоторой степени архитектором, земледельцем, путешественником, рыболовом, охотником, врачом, проповедником, а при нужде и вождем»{692}. Одна из заслуг женщин заключается в том, что индейцы были очень чистоплотны, регулярно мылись в банях. Они считали, что бледнолицые заражают воздух и распространяют болезни. У индейцев были «города мертвых», подобно скифским, где хранились останки особенно знаменитых воинов.

Чрезвычайно сдержанные, спокойные и немногоречивые, индейцы на народных собраниях становились оживленными и красноречивыми. Примятые решения каждый индеец выполнял вплоть до самопожертвования. Утверждение расистов об умственной неспособности и лености индейцев лишены всяких оснований. Демократичность индейцев выражалась также выборностью сахемов — старейшин по общественным делам и военного вождя (двух вождей только на время похода). Индейцы очень миролюбивы. Эту их черту отразил Генри Лонгфелло в «Песне о Гайавате». Творец Вселенной Гичи Манит сделал трубку мира и сказал индейцам: «О дети, дети! Слову мудрости внемлите, слову кроткого совета от того, кто всех вас создал! Дал я земли для охоты, дал для рыбной ловли воды, дал медведя и бизона, дал оленя и косулю, дал бобра вам и казарку; я наполнил реки рыбой, а болота — дикой птицей: что ж ходить вас заставляет на охоту друг за другом? Я устал от ваших распрей, я устал от ваших споров, от борьбы кровопролитной, от молитв о кровной мести. Ваша сила — [648] лишь в согласье, а бессилие — в разладе. Примиритеся, о дети! Будьте братьями друг другу!»{693}

Исследованное Морганом племя сенеки делилось на восемь родов, имевших свои тотемы: Волк, Медведь, Черепаха, Бобр, Олень, Кулик, Цапля и Сокол. Очевидно, свое открытие о происхождении семьи Морган не случайно сделал в Северной Америке, где развитие первобытного общества сохранилось в наиболее чистом виде. Вождь — сахем был организатором охоты. Индейцам были известны правила и ограничения охоты по времени и районам, что обеспечивало воспроизводство животных и птицы. В этом отношении охота бледнолицых была хищнической и вызывала справедливые упреки индейцев. Охота была школой войны. Сахем ведал торговлей с соседними племенами.

Индейцы, по сообщению европейцев, делились на мирных и воинственных. Мирная часть рода жила в селениях, окруженных валами с частоколом, и занималась земледелием. Воинственная часть — охотники, охранявшие во время охоты селение, составляли военные товарищества — братства численностью до 20 человек, различавшиеся по своей доблести и опыту. Племя, насчитывавшее 100–200 воинов, считалось очень сильным. Достоинство охотника определялось количеством убитых животных, в доказательство чего сохранялись, например, копыта бизонов. Качество воина определялось количеством скальпов, снятых с убитых им воинов врага. Утверждение расистов о снятии скальпа с женщин, детей и безоружных не находит подтверждений. Каждое племя носило перья какой-то птицы — орла, ворона, совы и др. Отличия в бою отмечались строго определенными перьями. Количество ранений обозначалось гвоздиками на палочке, которую имел каждый воин.

На народном собрании тщательно обсуждались сведения о враге, добытые разведчиками. Если не было уверенности в успехе, то войну не начинали. На собрании, где на равных правах присутствовали все взрослые мужчины и женщины, определялась «тропа» или «дорога» войны, т. е. решение о войне, подготовка к которой проходила в отрядах в виде длительных военных танцев, фактически являвшихся тренировкой для похода и проверкой готовности к нему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.004 с.)