Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В такой обстановке дания вышла из войны, и в 1629 Г. В любеке был подписан мирный договор, согласно которому датское правительство обязалось не вмешиваться в дела империи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Поражение Дании не только не разрешило противоречий, но способствовало их углублению и обострению. При венском и мадридском дворах разрабатывались планы восстановления католичества во всей Скандинавии, завоевания господства на [405] Балтике, подчинения Русского государства римской курии. борьбы с Нидерландами и Англией за установление феодально-католического господства в Европе. Такие замыслы способствовали организации новых сил на борьбу с феодально-католической реакцией. Третий (шведский) период войны (1630–1635 гг.). Усиление Габсбургов и их захватнические замыслы угрожали Франции, правительство которой во главе с Ришелье стремилось сохранить «политическое равновесие» (феодальную раздробленность Германии) и установить «естественные границы» Франции (по Рейну), включив в ее состав Эльзас и Лотарингию, Савойю и Ниццу. Политика Ришелье имела целью утвердить французскую гегемонию в Европе, используя антигабсбургские силы. Католическая Франция вступила в союз с протестантскими государствами Европы для борьбы с Католической лигой и императором. Этим самым религиозные мотивы веяния войны окончательно были отброшены. Коренным вопросом третьего периода войны являлись борьба за расширение антигабсбургского союза и привлечение для борьбы с феодально-католической реакцией всех демократических сил. Ришелье заключил союз с правительством Швеции на основе взаимного обязательства «восстановить свободу Германии», т. е. сохранить ее политическое распыление с целью восстановления «политического равновесия», означавшего гегемонию Франции. Французское правительство выплачивало Густаву Адольфу ежегодно один миллион ливров, а шведский король обязывался держать в Германии 30 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы. Целое государство выступило в качестве французского наемника. Шведские дворяне и купечество имели и свои собственные интересы в войне — обеспечение господства на Балтийском море посредством овладения всем его побережьем. Союз с городом Стральзундом (приморский город Померании западнее устья р. Одер), осажденным войсками Валленштейна, был первым вмешательством шведов в германские дела. В 1629 г. на усиление гарнизона Стральзунда Густав Адольф послал 6 тыс. шведов иод командой Лесли. В начале 1630 г. отряд Лесли занял остров Рюген, с которого этот отряд контролировал Стральзундский пролив, чем были обеспечены сообщения крепости со Швецией. Так шведы включились в Тридцатилетнюю войну. Русское правительство готовилось к войне с Польшей за возвращение Смоленска и было заинтересовано в том, чтобы силы шведов включились в борьбу против Габсбургов. Густаву Адольфу был обещан русский хлеб. Смоленская война (1632–1634 гг.) отвлекла силы феодально-католической Польши, лишив австрийских Габсбургов возможной помощи [406] с ее стороны, а также исключала угрозу возобновления польско-шведской войны, прекращения которой добился Ришелье. Так русско-польская война повлияла на ход Тридцатилетней войны. 4 июля 1630 г. шведский флот (28 кораблей и фрегатов, 200 транспортных судов) высадил на острове Узедоме 92 пехотных и 16 кавалерийских рот (12,5 тыс. пехоты и 2 тыс. кавалерии). Император Фердинанд II решил постепенно переложить всю тяжесть войны на Католическую лигу (во главе с Максимилианом Баварским), которая заставила его пойти на отставку Валленштейна. Фердинанд II предложил назначить Тилли общим главнокомандующим армиями лиги и императора, что и было принято Регенсбургским сеймом. После этого Фердинанд начал постепенно сокращать свою армию. Эта его политика, определявшаяся борьбой за власть с Католической лигой, позволила Густаву Адольфу с 15-тысячной армией утвердиться на р. Одере. Имперская армия в это время насчитывала 39 тыс. человек, армия Католической лиги — 30 тыс. На стороне имперцев оказалось более чем четырехкратное превосходство над шведами, но у них отсутствовало единство действий и силы их были разбросаны. Утвердиться в устье р. Одера, очистить от имперцев побережье и установить надежное сообщение со Швецией — все это являлось первой задачей Густава Адольфа. Воспользовавшись разбросанностью имперских войск, он занял острова Узедом и Воллин, взял штурмом укрепленные города Вольгаст и Каммин и захватил столицу Померании Штеттин (у устья р. Одера), превратив этот город в свою основную базу. Этим самым Восточная и Западная Померания были разъединены. Овладение Штеттином имело важное значение еще и по другой причине. В руках командования шведской армии оказалась обеспеченная переправа на нижнем течении Одера, разобщавшего театр военных действий. Владея переправой, шведская армия могла свободно маневрировать на обоих берегах реки. Б Северной Германии германский император имел слабые силы, разбросанные по гарнизонам, главная масса его войск находилась в это время в Западной Германии. Создалась выгодная [407] для шведов обстановка, инициатива находилась в их руках, но Густав Адольф предпочел выжидательный способ действий. В это время шведы осаждали крепости в тылу и на флангах своей операционной линии и тщательно подготавливали театр военных действий для дальнейшей борьбы. Декабря 1630 г. шведы штурмом взяли Грейфенгаген — укрепленный лагерь имперцев. К. началу 1631 г. вся Померания, исключая несколько укрепленных городов, была в их руках. Имперские войска грабили, жгли и опустошали Померанию, возбуждая против себя местное население. Дисциплина шведских войск, наоборот, располагала жителей в их пользу. В начале 1631 г. Густав Адольф расположил свои главные силы в укрепленном лагере при Беервальде, имея ближайшей целью овладение Ландсбергом, крепостью на р. Варте. К этому времени относятся следующие важные политические события. Во-первых, на конвенте протестантских князей в Лейпциге было решено собрать сильную армию под предлогом обеспечения нейтралитета германских владений. Во-вторых, на Рсгенсбургском сейме, созванном Фердинандом 11, постановления Лейпцигского конвента были признаны противозаконными. Против шведов в северо-восточную Германию был направлен Тилли с 30–34-тысячной армией. Шведская армия насчитывала не более 25 тыс. человек, соотношение сил было не в ее пользу. Но теперь Густав Адольф мог рассчитывать на усиление за счет протестантов, а заключенный с Францией договор позволял значительно увеличить шведскую армию. В этой обстановке важно было выиграть время. Тилли, наоборот, стремился как можно скорее вынудить шведов к решительному сражению. На 1631 г. Густав Адольф наметил развертывание пяти армий: первая — армия короля (21,5 тыс. пехоты и 6,5 тыс. конницы) — должна была занять побережье от Стральзунда на запад; вторая — армия Густава Горна (15,5 тыс. пехоты и 2,5 тыс. конницы) — обороняла Померанию от Стральзунда до Кольберга; третья — армия Тейфеля (9–10 тыс.) — сосредоточивалась в Восточной Померании; четвертую армию должен был сформировать правитель Галле и Магдебурга и усилить ее 6 тыс. за счет средств короля; пятая армия формировалась в Бремене из шведских подкреплений и английских войск и имела задачей утвердиться на Везере. До окончания развертывания Густав Адольф предполагал обороняться, а весной и летом имел намерение перейти к активным действиям. Маневрирование армии шведов на Одере. В то время, когда шведские войска осаждали Ландсберг, Тилли вначале двинулся к восставшему протестантскому Магдебургу, но затем, оставив здесь для осады Паппенгейма, с главными [408] силами направился к Ландсбергу с целью дать решительный бой. Густав Адольф снял осаду Ландсберга и отошел к Сольдину, где оставил Горна (8–9 тыс.), а сам двинулся к Штеттину, так как переход на левый берег Одера давал возможность уклониться от боя. Шведские войска находились в более выгодной обстановке, чем Тилли: они могли двигаться по хорде, а имперцам надо было идти кружным путем через Франкфурт, так как весь Нижний Одер до Кюстрина был в руках шведов. Густав Адольф уклонился от боя, обстановка для которого была в данный момент невыгодна для шведов. Узнав о маневре Густава Адольфа, Тилли оставил во Франкфурте 8-тысячный гарнизон, а сам с 26-тысячной армией направился через Берлин на Ней Руппин, вновь надеясь вынудить шведов к решительному сражению. Когда Тилли перешел на левый берег Одера, Густав Адольф снова двинулся к Одеру, но не перешел на его правый берег. Он создал укрепленный лагерь у Ангермюнде. У Шведта была устроена новая, защищенная укреплениями переправа через Одер, так как путь через Штеттин был кружным. Только после этого Густав Адольф перешел на правый берег Одера, 3 апреля взял Франкфурт, а 6 апреля Ландсберг, что давало возможность держать в своих руках все течение Одера. Узнав об этом, Тилли направился к Магдебургу и приступил [409] к энергичной осаде города, надеясь, что Густав Адольф двинется на выручку важного протестантского центра.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.01 с.) |