Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формально война объявлялась втыканием стрелы на границе чужого племени. Границы между племенами были строго определены. Индейцы имели даже примитивные карты из цветных нитей с узлами.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Разведчики действовали скрытно. Индейцы ориентировались лучше, чем арабы, хорошо владевшие этим искусством [649] в пустынях. На походе шли след в след, что затрудняло врагу разведку. Останавливались и отдыхали в трущобах, при этом было хорошо организовано охранение. Связь осуществлялась барабанным «телеграфою и ходоками. Воины имели гамаки, предохранявшие от змей и термитов. Пищу в походе составляло мясо, залитое топленым жиром, что может говорить о начальной стадии искусства консервирования продуктов питания. Как правило, поход совершался двумя колоннами. Одна из них завязывала бой, а другая устраивала засаду или же внезапно нападала на врага. Отлично был отработан «язык знаков» для бесшумного управления воинами в бою. Бой в лесах и прериях велся в рассыпном строю. В этом отношении индейцы не имели себе равных. Европейцы [650] сражались с индейцами только в сомкнутом строю, но ни в коем случае не один на один. Силу воли индейцы воспитывали еще более жестокими способами, чем спартанцы. Средствами воспитания воли были голод, жажда, утомление на охоте, в походах и даже мучения. Юноши и девушки, а также пленные враги, предназначенные для усыновления, подвергались жестоким испытаниям, и права взрослого получали только выдержавшие их с честью. Перед приходом в Америку европейцев, приблизительно в XV в., из многочисленных индейских племен уже начинали складываться союзы. Так, например, союз ирокезов состоял из шести племен — могауки, омондаги, сенеки, онеиды, кай-юги и тускароры (последние присоединились только в 1714–1715 гг.), объединенных выборным вождем Каниенгой Гайаватой. Каждое племя включало два — три рода. Численность племени определяется от 2 тыс. до 26 тыс. человек. В союзе ирокезских племен после собраний по родам происходили собрания сахемов. Власть сахемов и военачальников никогда не была наследственной. Континентальный климат Северной Америки требовал хорошего обмундирования. Индейцы носили добротные рубашки и макасины — обувь из сыромятной кожи определенной формы для каждого племени. Их оружием были отлично отточенные каменные топоры и ножи, копья и луки со стрелами. У некоторых племен имелось до 300 стрел на воина. Наконечники копий и стрел делались из камня, зубов, костей и рогов животных. Стрелы имели отличную отделку. Они были легкие, с желобками и оперением. В Калифорнии наконечники стрел и копий иногда прикреплялись асфальтом. Наилучшим оружием считалось оружие из кремня как самого прочного из камней. Для стрел и копий широко применялся яд [651] «кураре». Было в ходу и деревянное оружие в виде дубин — палиц. Железные ножи до европейцев были уникальными и приготовлялись из метиоритного железа. На вооружении у индейцев были топоры-томагавки из кованой меди, видимо изготовленные в Центральной Америке. Защитное вооружение состояло из шкур бизонов. Иногда применялись круглые деревянные щиты. Индейцы предпочитали бой метательным оружием. На реках, озерах и на море они пользовались легкими пирогами, сделанными из березовой коры. Вооруженная организация ацтеков и их борьба с испанскими колонизаторами Военное искусство индейцев разных племен различалось в зависимости от достигнутой племенами степени культуры. Военное искусство ацтеков совершенно не похоже на военное искусство индейцев Северной и Южной Америки, стоявших на более низкой ступени общественного развития. Ацтеки пришли в Центральную Америку с Севера. Причинами отдельных переселений индейских племен являлись истощение земли, истребление животных охотой и эпидемии. Поход ацтеков продолжался в течение длительного времени. Сначала (чуть ли не за год) высылался авангард, который находил участки земли и засевал их. Главные силы ацтеков приходили и собирали урожай. В 1426 г. возник наступательно-оборонительный союз, включавший ацтеков, тесканцев и тлакопанцев. Этот союз сломил гегемонию племени тепанеков и утвердил свое господство на значительной территории Центральной Америки (в Мексике). В ходе постоянных войн с соседними племенами ацтеки утвердили за собой руководящую роль в союзе племен. В середине XV в. на острове площадью в 12 кв. км, расположенном на озере Тескоко, два небольших селения слились в большое пуэбло (племенной поселок) — Теночтитлан. Это был главный город ацтеков. Американский ученый Вайян утверждает, что в этом пуэбло насчитывалось 200 тыс. жителей. Фостер, ссылаясь на сообщения источников, определяет население Теночтитлана от 300 до 600 тыс. человек{694}. Испанец Суасо, посетивший пуэбло в 1521 г., сообщает, что в нем находилось 60 тыс. жителей. Эту цифру наиболее вероятной считает и Морган{695}. Ацтеки занимались земледелием и жили в городах. Последние их олени были истреблены задолго до прихода [652] испанцев. У ацтеков сохранилось общинное пользование землей (за исключением огородов в единоличном пользовании) вместе с общественными зернохранилищами маиса (кукурузы). В урожайные годы оказывались некоторые избытки зерна, что давало возможность кормить пленных, превращенных в рабов, и использовать их труд. Однако рабство было весьма несущественной частью способа производства ацтеков. Земли, выделенные кастам вождей и жрецов, обрабатывались коллективно. Эти касты постепенно упрочивали свою власть. Жили ацтеки небогато. Количество зерна строго нормировалось даже по возрасту детей, получавших определенного размера части лепешки, называвшиеся тортильей. Каждый солдат брал с собой в поход камень для размалывания зерен на муку, горшок для варки пищи и циновку или гамак. Расчеты для ведения войны на 300–500 км были очень сложными. Хотя для военных действий использовались местные отряды, только подкрепленные ацтеками, все же при отсутствии тягловых животных организовать снабжение воинов было трудно. Необходимые запасы зерна для закладки продовольственных магазинов переносились людьми. Здесь можно усмотреть своеобразные зачатки пятипереходной системы у ацтеков на два века раньше Лувуа, который считается ее основоположником во Франции. Следует отметить, что такая организация снабжения ограничивала стратегические возможности ацтеков. Ацтеки имели отличные дороги, существующие и поныне, а также хорошо организованную связь бегунами, дымовой и барабанный «телеграф». Города и укрепления являются показателем их высокой строительной техники. Город Теночтитлан, расположенный на месте нынешнего Мехико, отделялся от берега дамбами. Снимая с них мосты, ацтеки создавали этим препятствие наступавшему врагу. Храмы и дворцы служили цитаделями. Размер этих сооружений можно определить из одного сообщения, согласно которому в одном из дворцов свободно разместился отряд испанца Кортеса, состоявший вместе с союзными ему тлакопанцами из 2 тыс. человек. В цитаделях были арсеналы, из которых раздавалось оружие воинам по родам. Это свидетельствовало о начале классового расслоения у ацтеков, породившего правило отбирать у воинов оружие по окончании войны, что наблюдалось и у моголов. В оборонительных сооружениях индейцы применяли систему «гиппу», т. е. несколько наклонную стену для уничтожения мертвого пространства и обороны подошвы стены без навесных бойниц. В 1767 г. испанцы позаимствовали этот способ у индейцев для своих «президио», а англичане и американцы — для своих фортов против индейцев. [653] Громадная стена с глубоким рвом впереди нее протяжением в 10 км, служившая для заграждения дороги в Тласколу, была циклопическим сооружением. В противоположность североамериканским индейцам, не умевшим брать укрепления, ацтекам и даже более раннему племени майя было известно искусство овладения городами. Постоянные войны союза трех племен вели к уменьшению количества мужчин и способствовали узурпации народной власти жрецами и вождями. Демократичность устройства и выборность военачальников из определенных родов еще оставались. Военная демократия развилась уже настолько, что военные функции вождей становились постоянными. Главным военачальником являлся Монтесума, но он был связан советом еще трех старших военачальников союзных племен. Мальчики подобно спартанцам обучались военному делу, сражаясь дубинками и обороняясь щитами. Воины регулярно проходили обучение в строю. Дж. Вайян так описывает организацию армии ацтеков: «Основной единицей в армии была группа в двадцать человек; несколько таких групп объединялись в более крупные единицы — от двухсот до четырехсот человек. Специальные отряды в четыре — шесть человек выделялись для разведки и набегов. Глава рода предводительствовал более крупными соединениями. Воины родов объединялись в четыре отряда, возглавляемых вождями четырех фратрий, а высшее командование находилось в руках военных вождей племени. Если армия была многочисленна, войска одной фратрии иногда подразделялись на меньшие отряды, составленные из сил двух или трех родов»{696}. Военные товарищества или братства (группы по двадцати воинов) сохранялись, но получали еще более крупную организацию — «Орла», «Оцелота» и «Стрелы», объединявшие по нескольку групп или военных товариществ. Однако построение по родам ослабевало. Морган отмечает вопрос племенного вождя к вождям родов — «Готовы ли выступить в поход все мексиканцы по правилам и обычаям каждого округа, каждый со своими вождями?» Монтесума восстановил турниры «войны цветов», побежденные на которых приносились в жертву. Слепая вера в божество была очень сильна. Так, один победитель турнира сам пожелал чести быть принесенным в жертву богам. Любовь индейцев ко всяким отличиям достигала у ацтеков наивысшего предела. Воины различались по одежде. Отряды имели свои штандарты с гербами Монтесумы в виде орла, хватающего тигра или фантастическое животное (полуорел, полутигр). У войск Тласколы на штандартах была золотая цапля с распущенными крыльями. Вожди имели особую форму и командовали при [654] помощи сигналов, подаваемых на барабане. Роль вождей постоянно возрастала, а в построении воинов, похожем на фалангу, инициатива отдельного воина была сильно снижена. Гибель вождя ацтеков вызывала смятение, чего не было у североамериканских индейцев. В вооружении ацтеков преобладали длинные трехметровые копья. Дротики обычно метались с помощью дощечки (атл-атла). Луки и стрелы имели меньшее значение. Праща, которой широко пользовались для истребления птиц на кукурузных полях, также считалась второстепенным оружием. У ацтеков главную роль играл рукопашный бой. Деревянные мечи имели вделанные полоски из абсидиана, так остро отточенные, что они резали лучше испанских мечей. Главным оружием нападения являлись палицы, усеянные острыми кусками абсидиана. Плетенные из прутьев щиты, покрытые кожей, и хлопчатобумажные панцири и штаны, пропитанные рассолом, были столь прочными, что испанцы заменили ими свои тяжелые латы. Применялись и ватные доспехи, встречавшиеся в Китае, Японии, Корее, России и в Африке у племени борку. Бой носил скоротечный характер. Маневр применялся с целью приобрести плацдарм для высадки десанта, чтобы не идти длинным путем по берегу озера. Собирание дани было одной из функций войск, а добыча пленных являлась одной из целей войны. После боя военнопленные приносились в жертву богам. Массовые жертвоприношения ацтеков устрашали другие племена Мексики. Морган отметил три стадии отношения к военнопленным, соответствующие трем ступеням варварства: «.. .В первый период варварства их сжигали на костре, во второй — приносили в жертву богам; в третий — превращали в рабов»{697}.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.009 с.) |