Неценовые детерминанты предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неценовые детерминанты предложения



Помимо цены на величину предложения влияют следующие факторы, называемые неценовыми детерминантами.

1. Цены на ресурсы. Цены на средства труда, сырье, материалы, рабочую силу прямым образом влияют на стоимость производства товара в денежном выражении, и значит, его цену. При наличии определенной суммы денег товаропроизводитель вынужден приобрести меньше ресурсов, поднявшихся в цене, а, следовательно, произвести меньше продукции.

2. Технология производства. Совершенствование технологии позволяет производить единицу продукции с меньшей затратой ресурсов. При неизменных рыночных ценах снижение затрат на единицу продукции ведет к увеличению прибыли от продажи товара.

3. Налоги и дотации. Налоги, непосредственно взимаемые с предприятия, повышают издержки производства его товаров, а следовательно и их цену. Косвенные налоги, включаемые в цены, отражают общественные издержки производства и тоже повышают цену товаров. Дотации, субсидии, трансферты, представляемые предприятию государством, понижают издержки предприятия и тем самым цену товара.

4. Число продавцов. Рост числа продавцов товара при условии, что объемы продаж прежним количеством продавцов не меняется, увеличивает предложение и уменьшает рыночную цену.

5. Цены на другие товары. Изменение рыночных цен на одни товары может заставить товаропроизводителей изменить производство других товаров, причем в обратном направлении. Это явление имеет место как во внутриотраслевом, так и межотраслевом масштабах. Так, повышение цен на зерно при полном использовании земельной площади ведет к уменьшению производства технических культур и наоборот. Точно также повышение цен на рыбные товары может вызвать перелив капитала в рыбную отрасль из мясной.

6. Ожидания изменения цен. Ожидания изменения цен на продукты в ту или другую сторону тоже могут повлиять на желание производителей поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, придержать зерно осенью, чтобы дороже продать зимой, или постараться сбыть запас товаров в ожидании снижения цен на него.

 

Эластичность спроса и предложения

Эластичностью называют способность одной переменной величины реагировать на изменение другой. Измеряется она числом, которое показывает выраженное в процентах изменение одной переменной в зависимости от выраженного в процентах изменения другой переменной.

Есть несколько видов эластичности. Наиболее значимым из них является эластичность спроса от цены, которая характеризует изменение спроса на определенный товар по отношению к изменению его цены. Формально это отношение записывается следующим образом:

 

Ер = (% ΔQ) / (%ΔP),

 

где % ΔQ – изменение Q, выраженное в процентах, а % ΔР – изменение Р в таком же измерении.

Но процентное изменение переменной является абсолютным изменением переменной, деленным на ее первоначальный уровень. Например, если первоначальная цена товара составляла 200 руб., а затем выросла до 204, то процентное изменение составит 4/200 = 0,02%. Поэтому мы можем записать эластичность спроса цены как

 

Еp= ΔQ/Q = P * ΔQ
ΔP/P Q ΔP

 

Отсюда следует, что эластичность спроса от цены обычно представляет собой отрицательную величину. Это объясняется тем, что при росте цены товара спрос на него, как правило, снижается, т.е. ΔQ становится величиной отрицательной, поэтому ΔQ/ΔР и Ер тоже являются числами отрицательными.

Поскольку по мере движения по кривой спроса отношения ΔQ/ΔР и Q/P непрерывно меняются, то в каждой точке кривой эластичность спроса от цены тоже меняется. Это легче всего увидеть на примере линейной кривой спроса вида

Q = a – bP.

 

Для этой кривой отношение Q/Р является величиной постоянной и равной –b. Однако кривая не имеет постоянного коэффициента эластичности.

 

Рисунок 5. Линейная кривая спроса

 

Как следует из рисунка 5, по мере движения вниз по кривой величина отношения P/Q снижается, и, следовательно, значение эластичности тоже снижается. В окрестностях пересечения кривой с осью цен Q крайне мало, а поэтому резко возрастает значение Ер= - b(P/Q). Когда P = a/2b, Q = a/2, Ep = –b(a/2b)(2/a) = –b/b = –1. А в точке пересечения кривой с осью количества Р = 0, и поэтому Ер = 0.

Так как на графике кривая спроса изображена в координатах, вертикальной осью которых является цена, а горизонтальной количество, то ΔQ/ΔP = 1/tg α. В итоге при любом сочетании цены и количества, чем круче наклон кривой, тем меньше эластичность спроса.

Рисунки 6 и 7 показывают два особых случая. На рисунке 6 показана линия спроса, эластичность которой равна бесконечности. Это значит, что при цене Р* потребители будут приобретать весь товар независимо от предъявляемого количества. Кривая спроса на рисунке 7 совершенно неэластична. Потребители приобретают фиксированное количество Q* независимо от цены.

 

 
 

 


Рисунок 6. Функция эластичного спроса Рисунок 7. Функция неэластичного

Спроса

Помимо эластичности спроса по цене интерес представляет также ее эластичность по отношению к другим переменным. Например, спрос на большинство товаров обычно растет, когда растет совокупный доход. Соответственно, эластичность спроса подоходу представляет собой процентное изменение спрашиваемого количества товара Q в результате процентного роста дохода I:

 

Ei= ΔQ/Q = I * ΔQ
ΔI/I Q ΔI

 

 

Спрос на некоторые товары испытывает также влияние цен других товаров. Например, спрос на масло и маргарин зависят друг от друга, так как эти товары легко взаимозаменяемы. Выраженное в процентах изменение спроса на один товар при увеличении (тоже в процентном исчислении) цен на другой товар, называется перекрестной эластичностью спроса от цен. Соответственно, эластичность спроса на масло по отношению к цене маргарина может быть вычислена по формуле

Epm= ΔQb/Qb = Pm * ΔQb
ΔPm/Pm Qb ΔPm

 

где Qb – количество масла, а Рm – цена маргарина.

В данном примере с маслом и маргарином перекрестная эластичность цен положительна, потому что это товары-заменители. Они конкурируют на рынке, и рост цены маргарина, который удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, ведет к увеличению спроса на масло. Но не всегда дело заключается в этом. Некоторые товары являются сопутствующими и используются совместно, поэтому увеличение цен на один снижает потребление другого. Бензин и масло для двигателя автомашины тому пример. Если цена на бензин идет вверх, потребление бензина снижается, так как водители ездят меньше. Но падает также спрос на масло для двигателей. Таким образом, эластичность масла для двигателей в отношении бензина отрицательна.

Эластичность предложения определяется аналогичным образом. Эластичность предложения от цены есть процентное изменение предлагаемого количества в результате процентного увеличения цены. Такое значение эластичности обычно положительно, потому что более высокая цена является для производителей стимулом к увеличению выпуска.

Можно также сослаться на эластичность предложения по отношению к таким переменным, как ставка (норма) процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, используемые при производстве нужного товара. Например, для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна. Увеличение цены сырья означает более высокие издержки для фирмы, а поэтому при прочих равных условиях предлагаемое количество снизится.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.007 с.)