Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм установления рыночных цен

Поиск

Рыночное равновесие

Рыночным равновесием называют ситуацию, в которой при данной цене величина спроса равна величине предложения. Цена товара, при которой достигается рыночное равновесие, по маржиналистской терминологии называется равновесной ценой, что соответствует марксистскому понятию рыночной цены товара.

Какова величина равновесной цены, люди, выносящие на рынок свои товары, заранее не знают и не могут знать, поэтому она образуется в результате колебаний индивидуальных цен покупателей и продавцов посредством того же механизма, который приводит величину меновых стоимостей товаров к их стоимостям. Такое утверждение правомерно, поскольку деньги, если отвлечься от их специфических функций, являются не чем иным, как товаром, обмениваемым на другой товар.

Очевидно, что при любом спросе на товар нижним пределом его рыночной цены являются издержки производства товара, т.е. его стоимость. Продавать товар ниже его стоимости у товаропроизводителя нет ни субъективных оснований, ни объективных возможностей.

Столь же очевидно, что верхним пределом цены товара является наличие у покупателя денежного или иного товара, который он может предложить в обмен продавцу. В этих пределах и происходит колебание рыночной цены.

Конкуренция

Конкуренция – это борьба частных товаровладельцев за наиболее выгодные условия производства и сбыта своих товаров. При отсутствии общественной сдерживающей силы конкуренция носит по большей части антагонистический характер, с развитием общественного контроля она приобретает более мягкие, "цивилизованные" формы.

В системе рыночных отношений конкуренция выступает, по образному выражению А. Смита, как "невидимая рука", т.е. как внешняя принудительная сила, заставляющая частных товаропроизводителей повышать производительность труда на своих предприятиях.

Различают два вида конкуренции: внутриотраслевуюи межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную, или рыночную, стоимость товаров, которая обычно совпадает с индивидуальной стоимостью товаров, произведенных при средних условиях производства и составляющих значительную массу того или иного товара. Механизм внутриотраслевой конкуренции работает предельно просто. Поскольку покупатели стремятся купить товар по минимальной цене, то при неодинаковых индивидуальных затратах наибольшую выгоду от продаж будет иметь тот из продавцов, чьи затраты ниже. Это очевидно для любого продавца, и знание этого факта стимулирует его к уменьшению затрат независимо от того, какие конкретные цены складываются на рынке. Тот, кто не может или не хочет снижать затраты, рискует остаться с непроданным товаром или понести убытки. Следовательно, он должен прекратить производство или принять меры к сокращению затрат как минимум до уровня общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ), лежащих в основе издержек общественного производства.

Общественно необходимые затраты труда – это тот уровень затрат, ниже которого рыночная цена надолго не может опуститься, потому что это затраты, которые не могут быть быстро изменены большинством производителей данного товара. Случайное снижение цены ниже общественно нормальных издержек производства приводит к сворачиванию производства продукта и принудительному восстановлению прежней цены. Таким образом, механизм внутриотраслевой конкуренции в стихийно складывающемся товарном обществе выполняет ту же функцию, которую в планомерно организованном хозяйстве выполняет сознательное регулирование норм производства и потребления. Эта функция – приведение индивидуальных затрат к общественно необходимым затратам и, тем самым, индивидуальных стоимостей товаров к общественной стоимости.

У механизма межотраслевой конкуренции иная функцияи поэтому он действует несколько иначе. Товаропроизводители до выхода на рынок знают, что свой товар во избежание убытков следует производить с как можно меньшими затратами. Но они не знают, какова количественная потребность общества в данном товаре и какое количество товара в то же самое время производят их конкуренты. Об этом они узнают лишь после вынесения товара на рынок и поэтому известие о том, что их товар не имеет общественной потребительной стоимости, т.е. не востребуется обществом, на них обрушивается, как стихийное бедствие. Выяснив в результате рыночных потрясений, в каких отраслях спрос превышает предложение, потерпевшие крах производители направляют избыточные ресурсы в эти отрасли до тех пор, пока они не переполнятся и не возникнет новое потрясение. Таким образом, функция межотраслевой конкуренции заключается в ликвидации дисбаланса в структуре производства и потребностей на товары разных отраслей, т.е. в приведении структуры производства в соответствие со структурой общественных потребностей.

Дефицит и избыток товаров

Когда величина рыночного спроса, т.е. количество денежного товара, превышает величину предложения товара, который может быть куплен на эти деньги, создается ситуация, которая называется величиной избыточного спроса, или дефицитом. На практикепервым признаком создающегося дефицита является заметное уменьшение товарных запасов, которые продавцы всегда имеют, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса.

Когда запасы явно уменьшаются, продавцы поступают двояко. Они либо увеличивают производство своего товара, получая дополнительную прибыль от увеличения оборота, либо повышают цену на оставшийся товар, либо делают то и другое сразу. В последних двух случаях рыночная цена пойдет вверх, приближаясь к равновесной цене.

В результате таких действий продавцов покупатели с течением времени получат либо количество товара, достаточное для реализации их денежного спроса, либо такую рыночную цену, при которой образовавшийся было у них избыток денег исчезнет при прежнем количестве товара.

Дефицит и очереди. Существуют рынки, на которых по каким-либо причинам запасов нет или они нецелесообразны. К последним относятся рынки услуг (парикмахерские, прачечные), а также дорогостоящих товаров, таких, как здания, сооружения, машины специального назначения, производство которых до заключения договора с покупателями не начинается. На таких рынках признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь может принимать форму как толпы людей, ожидающих, чтобы их обслужили, так и списка имен в книге заказов. В любом случае очередь – это признак того, что спрос превышает предложение.

В случаях, когда величина предложения товара на рынке превышает спрос на него, т.е. то количество денег, на которые он может быть обменен, возникает товарный излишек, или избыток. Избыток товара отражается, прежде всего, на росте его запасов. Продавцы на рост запасов реагируют либо сокращением производства товаров, либо понижением цен, либо применяют обе политики. В результате цена товара опускается до уровня равновесной цены и его количество сокращается до величины, равной денежному спросу. Когда это происходит, рынок возвращается в состояние равновесия.

На рынках, где не существует товарных запасов, избыток приводит к формированию очередей продавцов, ищущих покупателя. В качестве примера можно указать на очереди такси перед аэропортами в периоды редкого прилета самолетов.

Глава 12. КАПИТАЛ

12.1. Процесс образования капитала

Превращение денег в капитал

В обиходе любые деньги нередко называют капиталом. В научном смысле между деньгами как доходом и деньгами как капиталом существует глубокое различие. Как во всех других случаях метаморфозы общественных отношений, решающим критерием превращения денег в капитал является цель применения денег. Деньги становятся капиталом в тех случаях, когда пускаются в оборот с целью получения суммы большей, чем первоначально вложенная, т.е. для получения прибыли. В более широком смысле капиталом являются и средства производства. В таком случае, в отличие от денежного капитала, средства производства называются реальным капиталом.

Капиталом не может стать только собственная рабочая сила человека. Хотя труд, например, сапожника или другого ремесленника может приносить ему возрастающий доход, однако определяющей целью такого труда является удовлетворение личных потребностей – поддержание и рост благосостояния своей семьи. Как только возрастающая тяжесть труда превышает привычные потребности работника, возрастание дохода в таких формах труда прекращается.

Исторически первыми формами капитала предшествовали торговый, купеческий и ростовщический капитал. Торговый капитал сыграл важную роль в перерастании простого товарного производства в капиталистическое и тем самым в переходе общества от феодализма к капитализму.

Основу докапиталистических сообществ составлял труд людей, являющихся частными собственниками, либо владельцами средств своего труда и своей рабочей силы. Поэтому в течение тысячелетий капитал существовал в незначительных масштабах, преимущественно в сфере товарно-денежных отношений. Как господствующее отношение капитал возникает на такой стадии производства, когда товаром становится рабочая сила. Превращение рабочей силы в товар в массовом масштабе произошло в Европе в эпоху первоначального накопления капитала. Основой этого процесса было насильственное отделение массы товаропроизводителей от средств производства.

В самом общем, сущностном определении капитал представляет собой самовозрастающую стоимость, или деньги, которые приносят дополнительные деньги. В его основе лежит неэквивалентный обмен, причиной которого является неравенство соотношений спроса и предложения на обмениваемые товары. Продавец редкого товара всегда имеет неоспоримые преимущества перед продавцом товара, предлагаемого в большом количестве. Особенно значительным их неравенство становится в тех случаях, когда на одной стороне в качестве товара выступают необходимые для жизни предметы потребления, а на другой – "свободный" от них человек. В докапиталистическую эпоху такой человек продавал себя в рабство или кабалу продавцу жизненных средств раз и навсегда, капитализм создал условия, в результате которых он был вынужден продавать себя и свою свободу повременно всю жизнь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.197.140 (0.013 с.)