Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические функции государства и инструменты государственного воздействия на экономику

Поиск

 

Экономических функций государства много и они настолько разнообразны, что трудно составить их исчерпывающий перечень. Поэтому рассмотрим основные из них:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию экономической системы.

2. Создание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции и преследование недобросовестных конкурентов. Контроль монополий.

3. Перераспределение дохода.

4. Перераспределение ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

5. Стабилизация экономики посредством стимулирования экономического роста, а также сокращения безработицы и инфляции, порождаемых колебаниями рыночной конъюнктуры.

6. Производство общественно необходимых материальных благ и услуг, которое не приносит прибыли и поэтому не может быть осуществлено на рыночной основе.

7. Охрана природы.

Правовая база и общественная атмосфера. Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и создания условий для эффективного функционирования экономики. Необходимая правовая база предполагает определение прав собственности, предоставление предприятиям законного статуса и гарантию соблюдения контрактов. Государство устанавливает также более детальные узаконенные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами экономической деятельности и выступает арбитром в спорах между ними.

Правовая деятельность государства улучшает распределение ресурсов. Обеспечение рынка средствами обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственность за соблюдение условий контрактов – все эти меры обусловливают эффективное развитие экономики. Однако правовое регулирование государства не может быть произвольным, чтобы не подавлять экономические стимулы участников производства и не подрывать эффективность. Для этого правовая деятельность государства должна быть основана на глубоком изучении и тенденциях изменения фактических экономических отношений.

Создание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции. Как показывает практика, конкуренция, если не ограничивать ее пределы, легко переходит границы общественной морали и даже уголовного права. Олигополистический сговор и возникновение монополий - не самые опасные результаты развития конкуренции, но зато самые распространенные и, можно сказать, естественные, так как нет таких предпринимателей, которые, ратуя за конкуренцию, не мечтали бы стать монополистами и при случае не воспользовались бы такой возможностью.

Когда монополия вытесняет конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым устанавливать за нее более высокие цены, получая устойчивую сверхприбыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей.

Монополистами не управляет стихийная совокупная воля потребителей, как она управляет конкурирующими продавцами, напротив, воля монополиста управляет поведением потребителей. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических продавцов, добивающихся сверхприбылей, а не целям удовлетворения потребностей общества. Тем самым монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.

Мировая практика выработала ряд мер обеспечения контроля над монополиями. В отношении естественных монополий, т.е. тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков, контроль осуществляется посредством создания государственных комиссий для регулирования цен и установления стандартов на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией, другие предприятия общественного пользования в той или иной степени подвергаются такому регулированию.

В отношении других видов монополий применяется специальное антимонопольное законодательство, начало которому было положено в США в 1890 г. так называемым законом Шермана. Законодательство в той или иной мере принудительно вводит принципы конкуренции, не допуская слияния предприятий одной отрасли в одну монополию или разбивая уже созданную монополию на несколько юридически самостоятельных предприятий. Конечно, такого рода меры осуществляются не произвольно, а с расчетом повышения общей экономической эффективности.

Эффективной мерой ограничения монополистических аппетитов является введение в городах и других местных образованиях государственной собственности на предприятия электроэнергетики и водоснабжения.

Погрешности и недостатки, присущие рынку даже в его оптимальном варианте, вызывают необходимость общественного регулирования рыночных отношений при любой социально-экономической системе и любом политическом строе.

Перераспределение доходов. Рыночная система представляет собой обезличенный бесстрастный механизм, дающий преимущества тем товаровладельцам, которые имеют возможность дольше своих контрагентов придерживать продажу товара, ограничивая и дозируя его предложение. Так, владельцы промышленных товаров имеют преимущества перед производителями скоропортящихся продуктов сельского хозяйства. Владельцы предметов питания имеют возможность покупать на них задешево труд тех людей, которые не имеют в обмен ничего, кроме своей рабочей силы. Но наибольшими преимуществами перед всеми обладают люди, которые имеют деньги, какими бы способами, трудом, хитростью или силой они их не получали. Этот факт отражен в народной пословице "деньги к деньгам идут".

Различие физических и умственных способностей, квалификации и образования обусловливает неравенство доходов, но относительно небольшое, до нескольких раз, так как эти различия сами по себе не слишком велики (если не считать инвалидов от рождения или в связи с несчастными случаями). Гораздо большее влияние на дифференциацию доходов оказывает различие таких факторов, как выполняемые людьми функции в системе общественного разделения труда, социальные условия (наличие наследства, в том числе унаследованных социальных связей) и моральные принципы, которые варьируются у отдельных личностей от их строгого соблюдения до полного отсутствия. Под влиянием этих факторов различие доходов между богатыми и бедными может достигать десятков и сотен раз.

Насколько легко и быстро происходит дифференциация доходов в условиях нерегулируемого рынка, показывает российская практика рыночных реформ. В СССР доход руководителей предприятий по сравнению со средним доходом работников тех же предприятий составлял 2-3 раза. В большинстве развитых капиталистических стран это соотношение составляет 1:3,5, в отдельных случаях достигая 6-10 раз. В современной же России среднее соотношение составляет 1:26, нередко достигая, как в США, 50 и более раз.

В связи с такой особенностью неконтролируемого рынка государство вынуждено брать на себя задачу уменьшения неравенства доходов в обществе. Эта цель достигается, во-первых, повышенными налогами на богатых и трансфертными платежами, посредством которых оказывается помощь остро нуждающимся, иждивенцам и инвалидам, выплачиваются пособия по безработице и другим социальным программам. Кроме того, государство изменяет распределение доходов путем вмешательства в конъюнктуру рынка, модифицируя цены, устанавливаемые рыночной стихией. Гарантирование цен производителям сельскохозяйственной продукции и законодательство о минимальных ставках заработной платы - наглядные примеры того, как государство регулирует рынок с целью повышения доходов определенных групп населения.

Перераспределение ресурсов. Одно из достоинствконкурентной рыночной системы, по утверждению ее теоретиков, заключается в том, что она обеспечивает эффективное распределение ресурсов. Такой вывод покоится на скрытом допущении, что все расходы ресурсов производителями товаров и услуг полностью возмещаются. На самом деле, как отмечалось выше, конкурентная рыночная система допускает два так называемых побочных эффекта, которые проявляются в нерациональном использовании ресурсов с точки зрения общественных интересов. Первый из них, который можно назвать переливом издержек, выражается в том, что предприятия, стремясь сократить собственные издержки, не возмещают обществу ущерба, которое они наносят его отдельным членам и их совместной собственности – окружающей среде. Второй побочный эффект, сущность которого заключается в несоответствии рыночного спроса и реальных потребностей, проявляется в нежелании частных предпринимателей выделять какие бы то ни было ресурсы на производство полезных и нужных товаров и услуг, но не приносящих высокой прибыли в связи с недостаточным платежеспособным спросом населения.

Перелив издержек. "Когда производство или потребление товара порождает не компенсируемые издержки у какой-нибудь третьей стороны, тогда возникают издержки перелива, – пишут авторы одного из наиболее популярных учебников. – Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды. Когда химическое предприятие или завод мясных консервов спускают свои промышленные стоки в озеро или реку, то купальщики, рыбаки и совершающие лодочные прогулки - не говоря уже о городах, изыскивающих источники нормального водоснабжения, - все они несут издержки перелива"*.

Здесь мы имеем образец того, как совершенно ясное социально-экономическое явление теоретики сознательно или бессознательно запутывают, в том числе введением непонятной, не соответствующей явлению терминологией. Очевидно, что в данном описании речь идет не о каких-то неведомых издержках перелива, ибо никаких особых издержек, помимо самих некомпенсируемых издержек здесь нет, а о переливе издержек природных ресурсов, принадлежащих обществу и используемых частными предприятиями, на общество в целом. Результатом такого перелива является сокращение издержек предприятия по сравнению с реальными, которое обусловливает неоправданно низкие цены и завышенный спрос на производимые товары, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост предложения и некомпенсируемых общественных издержек.

В целях предотвращения хищнического использования ресурсов, в сущности дармовых для предприятия, государство обычно применяет два типа регулирующих мер: законодательные ограничения и особые налоги.

Законодательные меры, как правило, выражаются в прямом запрете или ограничениях загрязнения окружающей среды. Они заставляют потенциальных загрязнителей покрывать расходы на более надежное уничтожение промышленных отходов, предохранение воздуха от загрязнения или очистку используемой воды. Такие законодательные акты вынуждают пользователей ресурсов под угрозой судебного преследования брать на себя все издержки по сохранению окружающей среды.

Особые налоги вводятся государством в тех случаях, когда использование ресурсов невосполнимого ущерба окружению не наносит, но требуется создать стимулы для их бережного использования и фонд для их восстановления. Обычно такие налоги равны или близки к величине издержек ресурса на единицу продукции. С их помощью государство возлагает на предприятие издержки по сбережению и воспроизводству ресурсов, которые в противном случае легли бы на общество.

Несоответствие рыночного спроса реальным потребностям. Ярким примером этого эффекта является реализация потребностей в образовании. Значительная часть населения не имеет доходов, достаточных для того, чтобы возместить затраты на свое образование, другая часть по своему невежеству и слабоволию предпочитает потратить доходы на создание для себя комфортных условий, удовлетворение текущих потребностей, в том числе вредных для себя самих и для общества. Но отсутствие платежеспособного спроса для рынка означает отсутствие потребностей вообще. То есть, реальная потребность, как общества, так и индивидов, в образовании существует, но для рынка его как бы нет, рынок его не видит.

Аналогичная ситуация существует и в сфере производства обычных товаров, таких, как мясо и молоко, на покупку которых из-за неправильно организованной системы общественного производства многие люди не в состоянии заработать достаточной суммы денег.

Поскольку самостоятельно решить проблему соответствия производства товаров реальным потребностям рынок принципиально не способен, возникает необходимость общественной организации удовлетворения этих потребностей.

Реализуется эта задача тремя способами: субсидированием потребителей, субсидированием производителей и государственной организацией производства товаров и услуг. Первый из них состоит в том, чтобы увеличить спрос путем обеспечения потребителей покупательной способностью, могущей быть использованной только на приобретение конкретного товара или услуги, в которых существует реальная потребность. Примером является распространенная в некоторых странах система продовольственных талонов, предназначенных для улучшения питания семей с низкими доходами. Продовольственные талоны, выдаваемые государственными органами таким семьям, могут быть использованы только на приобретение пищевых продуктов. Магазинам, принимающим продовольственные талоны, их денежный эквивалент компенсируется государственным бюджетом.

При определенных условиях, вместо того чтобы субсидировать потребителей конкретным товаром, государственные органы могут счесть более удобным и простым способом субсидирование производителей. Субсидии сокращают издержки предприятий, что является основанием снижения рыночной цены и тем самым увеличения спроса. Этот способ предполагает наличие государственного контроля, гарантирующего, что субсидии не будут потрачены предприятиями на непредусмотренные цели. Поэтому он больше применяется в сфере производства социальных услуг: образования, здравоохранения, науки.

Производство общественных благ и услуг. В ряде случаев, когда субсидирование потребителей или производителей не дает нужного эффекта, требуя значительных затрат на осуществление контроля со стороны государства за правильностью использования субсидий, государство вынуждается взять на себя финансирование таких предприятий, превратив их в свою собственность и управляя ими непосредственно.

Существуют определенные виды продуктов и услуг, называемых благами общественного потребления, которые рыночная система вообще не намерена производить в силу особенностей их использования. Блага индивидуального потребления, которые производятся на основе рыночной системы, обладают двумя характерными свойствами. Во-первых, они делимы, т.е. выступают в виде достаточно малых единиц, делающих их доступными индивидуальным потребителям. Во-вторых, их потребление одним индивидом исключает потребление другими индивидами, что служит основанием рыночного принципа исключения, который гласит, что те, кто желает и в состоянии платить рыночную цену, получают продукт, а те, кто не в состоянии или не желает платить эту цену, исключаются из потребления данного продукта*.

В отличие от благ индивидуального потребления, блага общественного потребления неделимы и одновременно не позволяют осуществить принцип исключения, т.е. не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования этими благами, как только они возникают. Классическим примером общественного блага является маяк, предостерегающий корабли от опасности или указывающий наилучший путь в гавань. Однако выгода, приходящаяся на долю каждого пользователя маяком, не может окупить приобретения такого крупного и неделимого продукта. Кроме того, после введения маяка в эксплуатацию практически нет способа исключить возможность пользоваться выгодами от маяка для всех судов. Экономисты называют это проблемой фрирайдера (от английского free rider – безбилетник), возникающей вследствие самих свойств некоторых общественных благ, предоставление которых одному человеку влечет за собой предоставление их и другому. Учитывая, что услуги маяков невозможно выразить в рыночных ценах и продавать их пользователям, очевидно, что частным фирмам нет никакой выгоды направлять ресурсы на строительство маяков.

Другими видами подобных общественных благ являются национальная оборона, фундаментальная наука, культура, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий. Следовательно, чтобы общество могло пользоваться такими благами, обеспечить их должно государство, финансируя их производство с помощью системы принудительных взысканий с потенциальных потребителей в форме сборов и налогов.

Стабилизация экономики. Одной из важнейших функций государства, от выполнения которой на современном историческом этапе в значительной степени зависит благосостояние народа и целостность страны, является стабилизация экономики. Эта функция включает в себя помимо всего прочего помощь рыночному сектору обеспечивать полную занятость трудоспособного населения и стабильный уровень цен. Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень производства определяется общим, или совокупным, объемом расходов. Низкие расходы выражают недоиспользование ресурсов, прежде всего трудовых, что для большинства людей в наше время означает отсутствие работы, а следовательно и источников существования. Теорией и мировой практикой убедительно доказано, что в рыночной системе нет механизмов, поднимающих совокупные расходы на тот уровень, который может обеспечить полную занятость, в связи с чем не регулируемая государством рыночная экономика постоянно балансирует между безработицей и инфляцией или даже подвергается одновременно обоим явлениям, что получило название стагфляции.

Инструменты государственного воздействия на экономику. В целях выполнения своих функций государство использует разнообразные методы и инструменты воздействия на экономику. Основными из них являются запретительно-разрешительные (лицензии, квоты ), денежно-кредитные (кредиты, дотации, субсидии, субвенции, трансферты) и бюджетно-фискальные (налоги, сборы, инвестиции, государственные закупки) методы, которые подробно будут рассмотрены в соответствующих главах. Все они носят более или менее ярко выраженную административно-правовую форму, т.е. действуют в виде законов, указов, постановлений правительства, решений других органов власти. Представление о том, что централизованное управление государственным сектором может быть только административно-правовым, а управление рыночной сферой только экономическим, не соответствует действительности. Все зависит от уровня развития производительных сил и организации производства, а также сложившихся в обществе традиций, знаний и управленческой культуры работников, занятых в органах государственной власти.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.019 с.)