Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризис советской экономической системыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Марксистскому объяснению сущности экономических кризисов как кризисов перепроизводства, причиной которых является отсутствие планомерности на макроэкономическом уровне, казалось бы, противоречит факт кризиса советской экономической системы, основанной на жестко централизованном планировании работы народного хозяйства. На самом деле этот факт только подтверждает правильность марксистской концепции. Дело в том, что в советской системе управления народным хозяйством нарушались как минимум два существенных принципа организации экономических систем. Во-первых, в ней односторонне насаждалась линия централизации управления и умалялось второе общее свойство управления сложными системами – децентрализация управления, т.е. распределение управленческих функций по иерархическим уровням управления. Во-вторых, она была основана на догме, утверждающей, что способы управления производством определяются отношениями собственности на средства производства (причем за экономические отношения собственности на практике принимались декретированные или даже только декларированные формы). Кроме того, до самого последнего момента в советской экономической политике не признавался факт частной собственности наемных работников на свою рабочую силу и, соответственно, товарный характер ее функционирования в процессе производства. В действительности средства производства предприятий находились в фактическом владении или пользовании коллективов предприятий, которые по отношению друг к другу действовали как обособленные собственники. Таким образом, в той мере, в какой центральные государственные органы фактически не были в состоянии осуществлять централизованное управление народным хозяйством, последнее функционировало на основе принципов обособленной собственности и рыночных отношений. Непонимание этого факта аппаратом государственного управления, усиленное игнорированием наличия товарных отношений в сфере применения рабочей силы, явилось одним из определяющих условий, приведших страну в конце концов к глубокому экономическому и политическому кризису. Попытки децентрализации управления народным хозяйством в СССР после 1953 года предпринимались неоднократно, самая серьезная из них была сделана в 1965 году, но все они окончились неудачей. Тем временем на практике централизация управления все больше приобретала видимость таковой. Госплан и министерства были физически не в состоянии справиться с огромной информацией, отражающей планы работы предприятий, и лишь формально утверждали решения, выработанные предприятиями самостоятельно. Вместе с тем, предприятия после утверждения собственных планов не были вправе менять их без разрешения центральных органов, что чрезвычайно тормозило экономические процессы и создавало все более заметный эффект застоя экономики. Второй организационный принцип советской системы управления народным хозяйством, создавал эффект волюнтаризма, поощрял руководителей всех уровней управления не считаться с объективными законами управления. Исходя из ложных предпосылок, что формы и методы управления определяются отношениями собственности, а государственная форма собственности является господствующей и имеет тенденцию превратиться в единственную, они естественно приходили к ошибочному выводу, что управление экономикой должно по мере развития социализма приобретать все более жестко централизованную форму. Такие принципы организации управления не могли не приводить к отраслевым и структурным кризисам, которых было немало в последние десятилетия существования СССР. В качестве примера можно назвать программу построения коммунизма, во исполнение которой шла борьба с личным подсобным хозяйством, приведшая к сокращению производства мяса, молока и других продуктов питания. Можно вспомнить также планы подъема сельского хозяйства и продовольственную программу, во исполнение которых уничтожали болота, спрямляли степные реки и пытались повернуть вспять реки Сибири. Кризисом закончились планы быстрой химизации народного хозяйства, промышленного и жилищного строительства, результатом которых стало огромное множество котлованов и фундаментов недостроенных корпусов. Высшим законом тех лет для всех участников общественного производства был девиз: "План любой ценой!" В результате само выполнение планов нередко на деле оказывалось фактором создания отраслевых и структурных кризисов. Но поскольку эти большие и малые кризисы кризисами не признавались, точно так же, как не признавалась и усиливающаяся с 70-х годов скрытая инфляция, то в конечном счете все должно было закончиться и закончилось общим кризисом системы. Однако совершившийся кризис советской экономической системы нельзя считать кризисом социализма, поскольку незнание законов управления народным хозяйством, нежелание с ними считаться и неумение управлять не являются признаками, внутренне присущими социализму. Совсем напротив. Безработица Безработицей называется такое положение на рынке рабочей силы, при котором часть трудоспособного населения не может или не желает продать свою рабочую силу и по этой причине остается без работы. Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, отвечающие нормам соответствующего законодательства. Согласно российскому законодательству безработными считаются граждане, достигшие 16 лет, не являющиеся учащимися, надомниками или пенсионерами, проживающие на территории Российской Федерации более 6 месяцев, не имеющие заработка, зарегистрированные в службе занятости, готовые приступить к подходящей работе. Экономическими причинами возникновения безработицы являются: а) высокая цена рабочей силы (заработная плата), запрашиваемая продавцом. Работодатель в соответствии с теорией рационального выбора соотносит предельные издержки на приобретение рабочей силы с предельным доходом от ее использования, а также издержки и доход от приобретения машины, способной заменить работника. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель предпочтет покупку машины найму работника, который, таким образом, окажется безработным. Научно-технический прогресс и повышение технического строения капитала является, таким образом, одним из факторов роста безработицы; б) низкая цена рабочей силы, предлагаемая работодателем. В этом случае наемный работник отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение времени поиска подходящей работы он относится к категории безработных; в) отсутствие у рабочей силы потребительной ценности (стоимости), т.е. качеств, за которые работодатель хотел бы заплатить какую-либо сумму. Носителями такого рода рабочей силы являются люди без определенного места жительства, деклассированные элементы, инвалиды. Эта категория людей в рыночных условиях, как правило, навсегда теряет не только работу, но и надежду ее найти, попадая, таким образом, в разряд застойных безработных. В условиях стихийных рыночных отношений совпадение спроса на рабочую силу с ее предложением крайне маловероятно. Следовательно, неравновесное состояние рынка рабочей силы является правилом, а его равновесие случаем гипотетическим. Основными формами безработицы являются: фрикционная, структурная, циклическая, застойная, скрытая. Некоторые теоретики выделяют, кроме того, технологическую и региональную безработицы, которые при менее детальной классификации укладываются в понятие структурной безработицы. Фрикционной безработицей называют ситуацию, при которой люди прерывают работу в связи с поиском лучшего места или более выгодного приложения своих способностей. Она представляет собой естественный процесс перераспределения трудовых ресурсов под влиянием многообразных социальных и экономических факторов. Фрикционная безработица отличается скоротечностью, которую в среднем можно считать не превышающей трех месяцев. Структурная безработица включает в себя ту часть рабочей силы, которая высвобождается в результате изменений в отраслевой или региональной структуре национальной экономики. В условиях НТП в общественном производстве происходят крупномасштабные структурные изменения, в связи с которыми спрос на одни виды профессий уменьшается или прекращается совсем, а на другие увеличивается, или даже возникает спрос на новые, ранее не существовавшие профессии. На такие перемены люди не в состоянии быстро реагировать изменением своих профессий и квалификации. Возникает ситуация, при которой наряду с огромной безработицей, поражающей зачастую целые регионы, существует не менее значительная потребность в рабочей силе. Циклической называют безработицу, которая вызывается экономическими кризисами перепроизводства. Колебания циклической безработицы зависят от фаз цикла: в фазе подъема она сокращается, в фазе спада – резко увеличивается, в фазе депрессии удерживается на высоком уровне, в фазе оживления происходит ее интенсивное рассасывание. Скрытая безработица характеризуется неполной занятостью в течение рабочего дня или рабочей недели, пребыванием в так называемых административных отпусках и отгулах за свой счет в связи с фактическим отсутствием работы. Не надеясь на бирже труда получить ни направления на работу, ни пособия по безработице, многие люди не регистрируются в качестве безработных и поэтому не считаются таковыми. В западной экономической литературе такие безработные именуются частично занятыми, а также рабочими, потерявшими надежду на получение работы. Застойная безработица охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти какое-либо приложение своим силам и приспособилась обходиться случайными доходами или социальными подачками общества. Эта часть людей, как правило, пополняет ряды преступного мира. Отдельные подвиды фрикционной безработицы часто называют добровольной безработицей. В противоположность ей во всех тех случаях, когда продавцы рабочей силы хотят, но не могут получить работу, возникает вынужденная безработица. Считается, что ее причиной являются слишком высокие ставки оплаты труда при данном уровне цен. Поэтому для ликвидации вынужденной безработицы рыночные теории рекомендуют либо понижать номинальную заработную плату, либо повышать цены и тем самым понижать реальную заработную плату. Об увеличении рабочих мест за счет использования прибыли и уменьшения личных доходов предпринимателей в рыночных теориях речь не идет. Безработица – неотъемлемое свойство рыночной экономики. Для того чтобы ослабить неприятное впечатление от этого отрицательного явления, рыночная наука выработала понятие естественного уровня (нормы) безработицы, который определяется как доля безработных, соответствующая "целесообразному уровню полной занятости в экономике"*. Конкретно к "естественной" относятся фрикционная и структурная безработица. При этом о скрытой и застойной безработице речь вообще не ведется. Фактически подлинной признается только циклическая безработица, поэтому считается, что при ее отсутствии имеет место полная занятость. Формально уровень безработицы есть отношение числа безработных к численности трудоспособного населения, выраженное в процентах. Общий уровень безработицы в последние десятилетия составляет 6-8%, в других странах - до 10%. "Естественный уровень безработицы" соответственно меняется. Так в США в 60-х гг., когда общий уровень безработицы был менее 6%, естественным уровнем считался показатель 4,3%, в 70-х – уже 6,6%, в 80-х – около 7%. Если фрикционную безработицу с некоторыми оговорками действительно можно считать естественной, то отнесение к ней структурной безработицы является очевидной натяжкой. Хозяйственная система, которая не контролирует происходящих в ней кардинальных структурных изменений, охватывающих целые отрасли или регионы, и не предвидит последствий, не может быть и не является эффективной. Закон Оукена (Окуня) Одним из экономических последствий безработицы является невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема валового национального продукта (ВНП). Американский экономист А. Оукен (в другой транскрипции – Окунь) математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Это отношение, известное как закон Оукена, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5, или 2:5, т.е. отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы. Закон Оукена имеет еще одно применение и, соответственно, другую интерпретацию, согласно которой ежегодный прирост реального ВНП на уровне примерно 2,7% удерживает долю безработных на постоянном уровне. Каждые дополнительные 2 процентных пункта прироста реального ВНП уменьшают долю безработных на 1 процентный пункт. Аналогичным образом каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2 процентных пункта вызывает рост доли безработных на 1 процентный пункт. Вытекающее из закона Оукена правило 2:1 указывает, каким должен быть экономический рост, чтобы контролировать проблему безработицы. Например, для того чтобы уменьшить долю безработных с 8 до 6%, нужно обеспечить прирост ВНП на 4%. Необходимо отметить, что закон Оукена, как и многие другие эмпирические законы, используемые в рыночных теориях, применим по существу только к тому рынку и тому времени, на основе анализа которых он рассчитан. Так, в начале 60-х годов, когда Оукен впервые анализировал данные, соотношение выглядело скорее как 3 к 1, нежели 2 к 1. Однако по мере поступления новых данных, особенно в 70-х годах, взаимосвязь начинала выглядеть иначе. Большинство оценок сходится на том, что коэффициент равен числу между 2 и 2,5. Кроме того, темп экономического роста, необходимый для поддержания доли безработных на постоянном уровне, не всегда равен отмеченной в законе Оукена величине 2,7%. При фактических темпах роста численности рабочей силы или производительности труда, превышающих соответствующие данные А. Оукена, он должен быть больше, при противоположных темпах – ниже. Так что для управления уровнем безработицы в современных российских условиях данные закона Оукена скорее всего не годятся. Кривая Филлипса К той же категории эмпирических закономерностей относится так называемая кривая Филлипса. Она графически изображает зависимость между безработицей и степенью изменения номинальной заработной платы (Рис.19). Рисунок 19. Кривая Филлипса
Эта зависимость была рассчитана английским экономистом А. Филлипсом на основе данных Великобритании, охватывающих период с 1861 по 1958 г. Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса указывает на возможности выбора между достаточно высокой занятостью с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен, и достаточно стабильными ценами, но при значительной безработице. В 60-х годах в США кривая Филлипса рассматривалась как набор фактически существующих альтернативных комбинаций инфляции и безработицы, между которыми государственные деятели могут делать выбор. Однако меры, предпринятые в 1969 году администрацией Никсона по сокращению совокупного спроса методами фискально-денежной политики, вызвали прогнозируемый рост уровня безработицы, но не привели к сокращению темпов инфляции. Этот явление, повторившееся впоследствии неоднократно, суть которого заключается в одновременном спаде экономической активности (стагнации) и инфляции, получило название стагфляции.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.6 (0.015 с.) |