Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Без учета инвестиций с учетом инвестиций

Поиск

Если линия потребления лежит выше биссектрисы, это означает, что расходы превышают доходы, т.е. потребители живут либо в долг, либо проедают прошлые накопления как денежных средств, так и произведенного ранее продукта. Эта модель отражает пореформенную экономику России, когда в личные доходы превращается амортизация, а потребительские товары приобретаются в долг за деньги зарубежных кредиторов.

Точка пересечения биссектрисы и линии потребления (Е) характеризует равенство сумм потребления домохозяйств и производства потребительских товаров. Рисунок 27 показывает, что равновесие макроэкономики, рассчитанной на производство только предметов потребления (потребительских товаров), достигается только в точке Е = 0, т.е. оно просто невозможно. При расходовании некоторой суммы сбережений на средства производства (инвестиционные товары) равновесие экономической системы осуществляется в точке Е > 0, которой соответствует определенный объем выпускаемой продукции Q. При объеме продукции левее этой точки возникает нехватка потребительских товаров, что стимулирует увеличение их производства; правее точки Е создается ситуация перепроизводства потребительских товаров, что вынуждает производителей сокращать свое производство.

Сдвиги на графиках потребления и сбережений

Исходя из практических наблюдений, большинство экономистов в настоящее время сходятся на мнении, что графики потребления и сбережений являются неизменными, если государство не предпринимает преднамеренных действий для их изменения. Наиболее правдоподобное объяснение этому заключается в том, что домохозяйства в длительно стабильных экономических и политических условиях соответственно принимают и стабильные решения. Но если все-таки в течение года домохозяйства находят возможным заметно увеличить или уменьшить долю потребления, то сделать это они могут только за счет прошлых или в счет будущих сбережений. При этом сами коэффициенты предельных склонностей к потреблению и сбережению, будучи выражением долговременных экономических отношений, не меняются, а значит не меняется и наклон соответствующих линий. Поэтому текущий прирост или сокращение потребления и сбережений характеризуется на графиках соответствующим сдвигом линий вверх или вниз (рис. 29).

 

 

Совокупные

расходы

Совокупные доходы, выпуск продукции

 
 


Совокупные

расходы

Совокупные доходы, выпуск продукции

 

 

Рисунок 29. Сдвиги линий потребления и сбережений

 

Мультипликатор

Статистика показывает, что наиболее типичным для потребления и сбережений в современных развитых странах является соотношение 3:1. В этом случае tg угла наклона линии потребления MPC = 0,75, а tg угла наклона линии сбережения MPS = 0,25. Эти цифры, в другой интерпретации, являются также коэффициентами, показывающими, что на каждую сотню рублей прироста дохода потребление прирастает на 75 рублей, а сбережения – на 25. (Рис 30.).

Совокупные Y

расходы

C = 0,75 Y

S = 0,25 Y

 

 

Совокупные доходы, выпуск продукции

 

Рисунок 30. График, совокупного спроса, потребления и сбережения

Соотношения такого рода в экономической теории называется мультипликаторами. Если исходить из того, что доли С и S в Y на каком-то достаточно длительном отрезке времени являются постоянными, то, очевидно, что инвестирование каждого дополнительного рубля должно вызвать прирост дохода, кратный частному от деления Y: MPS. В хозяйственной практике такое отношение инвестиций и дохода известно издавна и называется капиталоотдачей. Зная это соотношение по отчетным данным, предприниматель с высокой степенью уверенности может рассчитать, какой доход ему принесут инвестиции в будущем, но только, конечно, при наличии стабильной экономической ситуации.

Считается, что впервые понятие мультипликатора в теорию ввел Р. Кан в 1931 г., обосновывая необходимость и экономическую эффективность организации общественных работ в условиях Великой Депрессии. По утверждению Кейнса, мультипликатор Кана представлял собой мультипликатор занятости, который характеризовал приращение занятости по отношению к приращению инвестиций, тогда как мультипликатор Кейнса представляет собой мультипликатор инвестиций, который характеризует отношение прироста дохода к приросту инвестиций. Но имеющееся различие между ними для экономической теории не имеет принципиального значения. В абстрактном, математическом смысле мультипликатор есть просто множитель, коэффициент увеличения функции при изменении аргумента. Современная экономическая теория определяет мультипликатор как отношение изменений дохода к изменению инвестиций. Он выражается формулами:

Мультипликатор = 1: MPS или Мультипликатор = 1: 1 – MPC.

 

Парадокс бережливости

Всем известно, что, для того чтобы быть богаче, надо побольше сберегать. Эта абсолютная микроэкономическая истина в макроэкономическом масштабе становится своей противоположностью. Объясняется этот парадокс тем, что каждый сбереженный, но не инвестированный рубль является фактором сокращения возможного прироста совокупного дохода в сумме, кратной величине мультипликатора, т.е. в 3, 4 и более раз.

Таким образом, в случае массового увеличения склонности домохозяйств к сбережению прирост национального дохода неизбежно сокращается, а это значит, что страна в целом и граждане страны беднеют, вместо того чтобы сохранять свое богатство. Ввиду того, что в кризисные времена большинство людей обыкновенно так и поступают, не доверяя хранения своих денег теряющим надежность финансовым учреждениям, такое их поведение является фактором усиления кризиса.

В период подъема, когда начинают расти процентные ставки в банках, люди, напротив, все более охотно представляют свои сбережения для инвестирования, способствуя ускорению роста национального дохода, что при неконтролируемом характере этого процесса способствует так называемому «перегреву» экономики, за которым следует очередной кризис.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.008 с.)